Троицкая Г.Ю. Роль музыкального образования в формировании духовно-нравственных ценностей подростков.
В статье подчеркивается важность духовно-нравственного воспитания, а также положительная роль музыкального образования в формировании духовно-нравственных ценностей и идеалов современных подростков. Рассматриваются особенности смысложизненных ориентаций подростков, обучающихся по программам углубленного изучения предметов музыкального цикла.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
Троицкая Г.Ю., педагог-психолог
ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Тутти»
Санкт-Петербург, Россия.
Общая направленность современной цивилизации на достижение и получение материальных благ, как ведущих жизненных ценностей человека, в настоящее время стала причиной духовно-нравственного кризиса в российском обществе. И этот кризис, безусловно, не мог не затронуть такую сферу, как образование и воспитание подрастающего поколения.
В развитом, динамично модернизирующемся обществе значительное влияние в качестве воздействующего фактора воспитания приобретают ценности, навязываемые массовой культурой, обильно пропагандируемые средствами массовой информации.
Традиционные же нравственные ценности отечественной и мировой культуры, сформировавшиеся на протяжении многих веков и составлявшие основу педагогики, искажаются и подменяются псевдоценностями современного мира.
В создавшихся условиях духовно-нравственного кризиса, затронувшего общество в целом, особую актуальность приобретают вопросы воспитания не просто потребителя материальных благ, но духовно богатого человека, нацеленного на созидание себя и окружающего мира в соответствии с принципами гуманизма, добра и любви.
В этой связи весьма значимыми становятся педагогические идеи, проникнутые формированием духовно богатой и общественно развитой личности с высокими нравственными качествами. Источниками формирования этих качеств является вся многогранная культура человечества, традиции, соединяющие общечеловеческие моральные нормы поведения в условиях исторического развития общества.
Проблема формирования духовно-нравственных ценностей является актуальной во все периоды становления личности. Однако, особое значение она приобретает в период отрочества, когда у подростков впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, проявляющийся в самоуглублении и размышлении над своими переживаниями, мыслями.
Как известно, подростковый возраст – это трудный и важный этап в развитии личности. Одной из его характерных черт можно назвать личностную нестабильность, проявляющуюся и в неустойчивости нравственной. Кроме того, именно в этот период происходит, как отмечает Л.С. Выготский, «овладение внутренним миром», «возникновение жизненного плана, как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком»[1] Именно в этом возрасте создаются предпосылки для становления смысложизненных ориентаций, поскольку подростковый возраст – это возраст открытия своего Я, оформления мировоззрения. В этот период осуществляется переход от сознания к самосознанию, выкристаллизовывается личность.
В связи со всем вышеизложенным, возникает необходимость такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростков. И особая роль, безусловно, должна быть отведена духовно-нравственному воспитанию.
Определяющая роль в духовно-нравственном воспитании подростков принадлежит онтологической связи гуманистических и христианских ценностей, заложенной в содержании образования и обеспечивающих формирование целостного мировосприятия за счет расширения поля культуры.
Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками личности. Духовность определяется, как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность же представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития) и является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание личности представляет собой процесс организованного, целенаправленного воздействия педагога, воспитателя на духовную сферу личности. Это воздействие должно носить комплексный, интегрированный характер, опираться на определенную систему ценностей, заложенных в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.
Одной из основных причин, затрудняющих процесс формирования духовных ценностей в подростковом возрасте, является характерное для этого периода стремление к независимости и самостоятельности поступков и суждений. Именно это препятствует непосредственной трансляции духовных и нравственных идеалов от педагога к воспитаннику. И именно в этот период неоценимую помощь в воспитании и формировании духовно-нравственных ценностей может оказать многовековой пласт мировой музыкальной культуры.
Музыка, как часть духовной культуры, содержит три основные группы общечеловеческих ценностей – мировоззренческие, этические и эстетические, что соответствует классической триаде высших ценностей, определившихся в эстетике 18 века – истина, добро, красота.
Мировоззренческие идеи в музыке представлены системой обобщенных взглядов на окружающий мир и место человека в жизни, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы, определяющие отношения людей к миру, окружающей действительности и себе.
Этическая функция музыки тесно связана с мировоззренческой. Традиционно считается, что музыка и ее ценности воздействуют на человека, нравственно воспитывают его.
Французский просветитель Ш. Монтескье считал музыку средством, смягчающим человеческую природу, что являлось, по его мнению, важнейшим средством общественного воспитания.
Высокую воспитательную роль искусства и, в частности, музыки видел И. Кант, который писал, что изящные искусства делают людей культурнее. А став культурнее, человек более руководствуется властью разума, чем чувственными наклонностями, закаляются его душевные силы в борьбе со злом и, таким образом, он способен чувствовать свою пригодность к высшей цели, которая от него сокрыта.[2]
Эстетическая же функция музыки заключается в единстве и гармонии трех ценностных сторон: содержательности, совершенстве формы и красоте средств выражения.
В свете вышеизложенного представляет особый интерес исследование значения музыкального образования в процессе формирования ценностных и смысложизненных ориентаций подростков.
Для проверки гипотезы о положительной роли музыкального образования в формировании духовно-нравственных ценностей подростков, было проведено исследование, в котором приняли участие старшеклассники, обучающиеся в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла, владеющие навыками игры на каком-либо музыкальном инструменте и ведущие активную концертную деятельность в возрасте 13-16 лет (30 человек). Кроме того, в исследовании принимали участие учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ, не изучающие музыкальные предметы и не владеющие игрой на музыкальных инструментах (38 человек). Обе выборки уравнены по показателям пола, возраста, социального статуса и др.
В качестве методик исследования использовались тест ценностных ориентаций М. Рокича[3] и тест смысложизненных ориентаций (СЖО) А.Н. Леонтьева[4]
Исследование ценностных ориентаций подростков по методике М. Рокича показало, что большинство старшеклассников-музыкантов отдали предпочтение среди терминальных ценностей творчеству, красоте природы и искусства, а также активной деятельной жизни, в то время, как учащиеся обычных школ на первое место поставили такие ценности, как здоровье, материальное благополучие и общественное признание. В группе инструментальных ценностей музыканты отдали предпочтение таким ценностям, как жизнерадостность и чуткость, а учащиеся обычных школ предпочли исполнительность и эффективность в делах. Полученные данные позволяют заключить, что подростки-музыканты менее прагматичны, чем из сверстники из обычных школ, и более открыты для духовного развития.
При исследовании смысложизненных ориентаций подростков по методике СЖО получены следующие результаты:
По шкале «цели в жизни» выявлены значимые различия между подростками, изучающими музыкальные предметы, и учащимися обычной школы, не изучающими музыку (U=20,5; p=0,05). То есть, можно сказать, что жизнь подростков-музыкантов имеет большую осмысленность, направленность и временную перспективу.
По шкале «процесс жизни» (эмоциональный интерес и насыщенность жизни) также выявлены значимые различия между двумя группами испытуемых (U=17,00; p=0,005). Показатели подростков-музыкантов значимо выше, чем не изучающих музыку. Это может быть связано с тем, что музыканты воспринимают свою жизнь, как более интересную, эмоционально насыщенную и осмысленную. Подростки-музыканты более удовлетворены своей жизнью в настоящем.
Значимые различия были выявлены и по шкале «результативность жизни» (удовлетворенность самореализацией) (U=19,00; p=0,005). Высокие показатели по этой шкале у подростков-музыкантов указывают на то, что, несмотря на различный уровень индивидуальной успешности, музыканты постоянно видят результат своей деятельности, как конкурсной, так и благотворительной, концертной, что позволяет им положительно оценивать прошедший период жизни.
По шкале «локус контроля» значимых различий между двумя группами испытуемых не выявлено.
По результатам проведенного исследования и обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- Проблема духовно-нравственного воспитания подростков является одной из ключевых проблем системы образования на современном этапе развития общества
- В процессе формирования духовно-нравственных ценностей подростков положительную роль играет музыкальное образование, которое способствует большей осмысленности, эмоциональной насыщенности, направленности жизни подростков, удовлетворенности самореализацией, а также большей одухотворенности системы ценностей и открытости для духовного роста и развития.
Примечания:
[1] Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т 4.- М.: Педагогика, 1984.- с 244-268
[2] Кант И. Критика способности суждения.- М.: Искусство, 1994, 367 с.
[3] Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. Т. 1.- М., 2000, с.25-29
[4] Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций - 2-е изд.- М.: Смысл, 2006г., 18 с.