Мастер-класс «Внеурочное занятие по программе «Жизненные навыки».
Мастер-класса «Внеурочное занятие по программе «Жизненные навыки» показан на районном научно-практическом семинаре заместителей директоров по УВР и ВР «Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС ООО».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.65 КБ |
![]() | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
План проведения мастер-класса «Внеурочное занятие по программе «Жизненные навыки» на районном научно-практическом семинаре заместителей директоров по УВР и ВР «Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС ООО».
Дата проведения: 20 апреля 2014 год. Подготовила: педагог-психолог Мазуркевич О.В.
Цели:
- освоение приемов работы по проведению тренингово занятия на основе программы «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками»
Задачи:
- знакомство с программой «Жизненные навыки»;
- получение опыта участника тренингового занятия;
- обучение техникам проведения тренингового занятия с младшими подростками 5 класса;
Материалы: стулья, планшеты для бумаги, бумага А4, простые карандаши, салфетки, мяч (маленькая мягкая игрушка).
Ход занятия. Время проведения 12.15 – 13.00
1. Теоретическая часть (5 - 7 мин): - оформление бэджа; - постановка цели и задач мастер-класса; - - презентация программы (приложение 1).
2. Практическая часть занятия «Стратегии поведения в конфликте». Цели: знакомство, снятие напряжения, формирование безопасной атмосферы в группе; понимание причин конфликта, выявление стратегии поведения в конфликте.
Навыки над которыми работаем: - умение вступать в обсуждение; - умение распознавать свои чувства и чувства другого.
Работа группы.
Знакомство (3 мин). Каждый участник группы по кругу называет свое имя и 1 качество, черту характера или внешний признак на первую букву своего имени. Например: Ольга - очаровательная (отважная и т.п).
«Первый круг» (3 мин). Приветствие всех участников группы. Вспомнить и рассказать новым участникам правила работы в группе. Спросить участников группы, с каким настроением, чувствами они пришли.
Вступительная беседа (3 мин). Тема занятия: «Стратегии поведения в конфликте». В переводе с латинского конфликт означает «столкновение», а с точки зрения психологии, конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей. Спросить участников группы, какие чувства возникают в состоянии конфликта?Рассуждения участников. Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства в состоянии конфликта.Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. И сейчас мы убедимся в этом при выполнении разных заданий.
Разминка (3 мин): «Снежинка». Задание: 1. Возьмите листок. 2. Сложите его пополам. 3. Оторвите правый верхний угол. 4. Сложите еще раз пополам. 5. Еще раз оторвите правый верхний угол. 6. Еще раз сложите пополам. 7. И еще раз оторвите верхний правый угол. 8. Разверните листок и покажите свое произведение участникам группы. Участники выполняют задание. Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло? Потому, что все мы разные, и это здорово, иначе мир был бы скучным и неизменным.
Упражнение «Рисунок вдвоем» (5-7 мин). Группа делится на пары (рассчитаться на первый второй), каждая пара получает лист бумаги и планшет для бумаг. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять один карандаш так, чтобы его держали оба партнера. Задание: нарисовать рисунок на свободную тему. Инструкция ясна? Для выполнения задания у Вас есть 3 мин. Когда рисунки будут готовы, обсудить в кругу с помощью вопросов: «Кто что рисовал?», «Почему нарисовали именно это?», «Как вам рисовалось?» и т.д. Выяснится, что все вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще отдал рисунок в руки напарника.
В ситуации, когда интересы партнеров не совпадают, или недостаточно ясны, могут возникнуть конфликты. Однако в конфликтных ситуациях можно вести себя по–разному. Все зависит от стиля поведения, который часто выбирается бессознательно. Или его даже не выбирают, а скорее пользуются той стратегией, которую знают или которую применяют близкие люди.
«Последний круг»(рефлексия 5 мин). Заключительное обсуждение. Что сегодня было важным и интересным? С какими чувствами Вы уходите?
Прощальное действие (если в группе остались негативные чувства, переживания). «Пожелание на день» (2 мин). Необходимо сказать пожелание на день тому, кому передаешь или перекидываешь мягкую игрушку (мяч). Важно: - назвать по имени того кому будешь говорить пожелание; - пожелание должно быть позитывным; - игрушка должна побывать у каждого участника группы и только один раз; - ведущему передать последним.
Прощальные слова благодарности всем участникам группы.
Самоанализ занятия.
Отзывы гостей. (приложение 2)
Приложение 2
План проведения мастер-класса «Внеурочное занятие по программе «Жизненные навыки» на районном научно-практическом семинаре заместителей директоров по УВР и ВР «Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС ООО».
Подготовила и провела педагог-психолог МОУ гимназии №20 г.Люберцы Мазуркевич Ольга Владимировна
Отзыв
Назовите, пожалуйста, Вашу фамилию, имя, отчество: _____________________________________________________________________________ Место работы ________________________________________________________________ Должность __________________________________________________________________ Напишите, пожалуйста, Ваши впечатления о мастер-классе: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«____» _________2014 г. Подпись ___________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методологические и теоретические основы программы Основные понятия: «Жизненные навыки» – личностные действия, предметным содержанием которых являются социальные способы межличностного и внутриличностного взаимодействия. «Навыки» – адаптивные способы поведения в конфликтных, трудных для подростка ситуациях. «Эмоциональный интеллект» – способность понимать и усваивать знания о чувствах и с помощью чувств. Представляемая программа направлена на развитие эмоционального интеллекта и ориентирована на решение личностных задач данного возраста.
цели и задачи Данные занятия реализуют целый ряд функций : развлекательная коммуникативная диагностическая пропедевтическая коррекционная игротерапевтическая В соответствии с этим, целью реализации настоящего курса является создание условий для социализации личности ребенка через овладение им жизненных навыков.
В ходе достижения поставленной цели решаются задачи: - создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место; - дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя; - создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания; - передать ценности уважительного отношения к своим и чужим чувствам.
Специфика работы по программе «Жизненные навыки». 1. Проведение занятий за рамками учебных часов. 2. Форма проведения – групповой психологический тренинг. 3. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю. 4. Рекомендованное кол-во участников 10-12 человек.
Структура занятий Занятия построены по технологии групповой работы. 1. Начало и окончание «Первый круг» и «Последний круг» - очень важные составляющие тренинга; 2. Вступительная беседа по теме занятия; Разминка; Основное упражнение. Основная форма проведения занятия – круг.
Основные разделы и задачи программы : Раздел 1 .« Я – ты - группа »: - создание группы, атмосферы психологической безопасности. Раздел 1-а .« Мы – пятиклассники !»: - адаптация пятиклассника. Раздел 2 .« Учимся общаться »: - развитие самоценности , эмпатии , взаимопомощи, навыков активного слушания. Раздел 3 . « Конкуренция или сотрудничество?»: - формирование и развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций. Раздел 4. «Другие ». Проблемы подростковой толерантности: - формирование и развитие качеств толерантной личности. Курс завершается контрольным заданием в конце каждой темы .
В результате освоения программы будут развиты качества толерантной, порядочной, социально благополучной и психологически здоровой личности: целеустремлённость , настойчивость, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, уважение к окружающим — умение слушать и слышать, признавать право каждого на собственное мнение, доброжелательность, доверие и внимание к людям и пр.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Жизненные навыки» В результате освоения программы будут сформированы следующие универсальные учебные действия: - познавательные - личностные - регулятивные - коммуникативные
Творческие задания (коллаж, рисуночные методы и т.д )
Психологические ликбезы, классные часы, адаптационные занятия в разных возрастных группах , с использованием технологий работы по программе «Жизненные навыки»
Элементы групповой дискуссии, приемы саморегуляции , релаксационные упражнения.
«Жизненные навыки» - программа психологического сопровождения для детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Комментарии
не корректное изображение.
К сожалению при загрузки файлов, вид работы изменился. При скачивании,работа сохраняет первоначальный вид.
мастер-класс
Уважаемая Ольга Владимировна, с интересом посмотрела Ваш мастер-класс.Тема актуальна и своевременна.Понравилась практическая часть.Можно что-то взять на "вооружение" в своей работе. Спасибо.
Наталия Алексеевна, спасибо
Наталия Алексеевна, спасибо за Ваш интерес к моей разработке.