мастер-класс "Профилактика профессионального выгорания педагогов"

 Рыбалко Татьяна Владимировна

Авторский мастер-класс по профилактике профессионального выгорания педагогов. Заявленная работа включает в себя  методическую разработку с подробным описанием упражнений (часть из них авторские) .  Мастер-класс рассчитан на 2-3 часа. Количество участников до 15 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс   «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

                       Автор-составитель: педагог-психолог Т.В. Рыбалко

« Помни, всё человеческое непостоянно, тогда ты не будешь слишком радоваться счастливой судьбе, не слишком печалиться из-за неудачи».   Сократ.       

 Цель:    Профилактика профессионального выгорания педагогов .

 Задачи:  

                 - познакомить  педагогов с методами экспресс-диагностики;

                 - отработать на практике способы выхода из стресса;

                - информировать  об основных причинах профессионального выгорания и

                  способах их профилактики и предупреждения.

               

Алгоритм работы:

    Приветствие. 

      Профессионалам не нужно объяснять, что такое стресс. Мы не будем заниматься теорией. Сегодня мы попытаемся провести работу в рамках темы «Реабилитация реабилитологов».

Формы работы предлагаются следующие:  теоретический материал, диагностика, практическая работа.

Презентация об основных причинах профессионального выгорания педагогов              

                               (ресурсы интернета).

1. Запрос на работу( Зачем я здесь?). Работа в круге.

2. Упражнение «Портрет».  

       Цель упражнения:  умение прогнозировать, умение наблюдать и анализировать.

  В течение 10-15 минут на листе бумаги  составьте словесный портрет находящегося здесь малознакомого Вам человека.

      По истечению времени  портреты зачитываются. Основное требование: позитивный портрет без конкретного описания внешности, можно использовать метафоры, сравнения.

     Задача участников определить человека, портрет которого будет зачитан.

  1. Экспресс- диагностика.

Врач начинает с диагностики, чтобы лечить тело. Психолог – чтобы лечить душу.

               Предлагаю Вам небольшой набор экспресс - диагностики, который поможет нам    

        определиться с дальнейшей работой.

               (экспресс-диагностика)

Основная практическая часть мастер-класса.

  1. Упражнение  «Лавка мудреца». 

Цель: найти наилучшие варианты выхода из стресса.

    Каждый участник  должен вспомнить и записать только 1 способ, который лучшим образом позволяет ему выйти из стресса, справиться с негативными эмоциями. Работа на 10-15 минут.  Затем группа делится на две команды, и каждая группа представляет свой идеальный способ выхода из стресса.

  Голосованием (гласным или негласным) определяется лучший способ.

4.   Символдрама («Заброшенный сад», «Гора», «Поле»). Источник воды.

  Цель: определить причину  стресса, диагностическая.

  1. Упражнение «Моя любимая сказка в детстве». Работа в парах.

Цель: психотерапевтическая, стабилизация эмоций.

  1. Упражнение «Психодрама субличностей» .

Цель: самопознание.

      Напишите на листе бумаги ваши субличности( Например: Критик, Реалист, Мечтатель, Трус, Грубиян   и т.д.) (или социальные роли)(Родитель, Учитель, Ребёнок, )

Выберете из группы людей, которые будут изображать эти субличности.  Дайте им несколько своих диалогов (ситуация,  стресс, конфликт, покупка…. И т.д. );

  1. Упражнение «Синквейн*». 

Цель: развитие  через творчество. Заканчиваем на творческом позитиве.

          Написать синквейн .  Выбираем тему самостоятельно. Зачитываем в круге.

______________________

 *Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

  1. Рефлексия.