Профилактика эмоциональных нарушений

Рудь Юлия Игоревна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 146_profilaktika_emotsionalnvkh_narushenii.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Консультативный текст

1.Понятие «Профилактика» в психологии и её виды.

Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая комплексная деятельность, направленная на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства, а именно: на выявление детей группы риска (в том числе по эмоциональному неблагополучию); на предупреждение возможных социально-психологических проблем у детей; на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в семье, в детском коллективе  и т.д.

Таким образом, психопрофилактическую работу необходимо начинать тогда, когда психологическая проблема еще не возникла и предупредить ее как возможную.

Психологическая профилактика предполагает:

 1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

 2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

 3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Основными принципами психологической профилактики являются:

Принцип раннего вмешательства.  Данная проблема является наиболее острой в специальной психологии и педагогике, где объектами профилактики являются дети с ОВЗ. Ранним вмешательством считается вмешательство в психическое развитие ребенка в возрасте от рождения до 1 года, а ранняя профилактика включает также работу с родителями до появления ребенка на свет.

У детей с нарушениями слуха, зрения, ОДА сенсорная депривация вызывает  серьезную задержку развития, как эмоциональной сферы, так и личности в целом начиняя с раннего онтогенеза. Позднее вмешательство в этих случаях способствует возникновению вторичных нарушений в психическом развитии и формированию дезадаптивных механизмов, снижающих адаптационный потенциал психики ребёнка.

Следовательно, принцип раннего вмешательства в развитие ребенка должен быть реализован в рекомендациях по формированию адаптационного потенциала ребенка, его эмоциональной устойчивости.

Принцип приоритетности психопрофилактических мероприятий. В оказании психологической помощи приоритет следует отдать профилактической работе с детьми, у которых нарушения в развитии еще наименее выражены.

Имеется еще один аргумент в пользу приоритетности оказания психологической помощи детям с минимальными нарушениями в развитии личности. Как показывает статистика, практически все дети с ОВЗ имеют нарушения эмоциональной сферы в структуре дефекта. В соответствии с данным принципом профилактические мероприятия позволят овладеть ребёнку с ОВЗ наиболее адаптивными способами эмоционального взаимодействия с окружающим.

Принцип компетентности. При соблюдении данного принципа психопрофилактические мероприятия для детей с нарушениями развития должны проводится под руководством специалиста, имеющим специальное психологическое образование. Важно, чтобы специалист ориентировался во всех направлениях возможных нарушений развития личности ребенка, в общей, специальной и педагогической психологии, в детской невропатологии и психиатрии, а также владел знаниями по психической адаптации и дезадаптации детей с ОВЗ.

В психопрофилактике выделяют три уровня:

I уровень – первичная профилактика. На данном уровне в центре внимания находятся все субъекты  образовательного процесса.  Главная цель - сохранение психического здоровья и психических ресурсов.  Первичная психопрофилактика включает мероприятия, предупреждающие развитие нервно-психических расстройств.

II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проявились те или иных психологические проблемы, в том числе и проблемы эмоционального неблагополучия. Вторичная профилактика подразумевает их раннее выявление. Основная цель – преодолеть данные проявления до того как они станут характерными для данной личности. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику.

III уровень – третичная профилактика. Основной целью является коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий дефектов, препятствующих социальной адаптации.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

Особенностью  психопрофилактики является тот факт, что  она осуществляется по инициативе психолога.

Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме:

-систематического наблюдения за детьми в процессе взаимодействия с взрослыми, сверстниками и т.д.

- скрининг-обследования всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей группы «психологического риска» и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ним;

- устного и письменного опросов родителей и педагогов, знающих ребёнка с целью уточнения социальной и образовательной ситуации развития и ребенка, а также выявления факторов, определяющих его попадание в категорию детей группы «психологического риска».

2.Задачи профилактической работы по предупреждению эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.

Как уже говорилось ранее спектр эмоциональных нарушений у детей и подростков с ОВЗ может быть чрезвычайно вариативен: от тяжелых неврозоподобных и психопатоподобных  нарушений на фоне органического поражения ЦНС, до эмоциональных расстройств в связи с наличием физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной и психической депривацией.

Поэтому для достижения основных профилактических целей требуется решение конкретных задач, среди которых:

  • контроль за соблюдением психологических условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, необходимых для эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса, для психического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе с учётом индивидуальных особенностей и структуры нарушений;
  • оптимизация формы общения педагогов с учащимися, их родителями и между собой;
  • предупреждение возможных эмоциональных осложнений в связи с переходом детей на следующую ступень обучения и адаптацию к новым требованиям;
  • разработка, апробация и внедрение коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа и индивидуальных особенностей детей;
  • подготовка детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они имеют возможность реализовать свои способности и знания с учётом структуры нарушения;
  • своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

Решение психопрофилактических задач может быть достигнуто за счёт:

  • повышения социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам позитивного эмоционального взаимодействия в ходе групповых и индивидуальных занятий;
  • использования данных о показателях эмоциональной устойчивости участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены;
  • снижение выраженности эмоционального неблагополучия, уровня эмоциональной напряженности;
  • изменение самоотношения, гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.
  • совместного обсуждения и выработки правил безопасного взаимодействия всеми участниками процесса взаимодействия.

Литература:

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
  3. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. –303 с.
  4. http://www.sevpsiport.com/