Мой опыт работы по теме «Коррекционно-развивающая работа с детьми в группе с нарушением речи по развитию эмоциональной сферы»
В данном опыте раскрываются методы, приемы, формы организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_professionalnoy_deyatelnosti.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ психолого-педагогической деятельности
педагога-психолога Овинниковой Ольги Владимировны
по теме «Коррекционно-развивающая работа с детьми в группе
с нарушением речи по развитию эмоциональной сферы»
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Отсюда и нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы.
Дети чаще общаются с телевизором, компьютером, игровыми приставками, чем с человеком.
В последние годы, и об этом приходится говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Изучив литературу по развитию у дошкольников эмоциональной сферы таких авторов, как Н.Л.Кряжева «Мир детских эмоций», Т.А.Данилина «В мире детских эмоций», В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников», Н.В.Клюева «Общение. Дети 5-7 лет», Т.Н.Волковская «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи» я выбрала задания по Л.П.Стрелковой:
- Демонстрация заданной эмоции мимикой, пантомимикой, речью;
- Восприятие графического изображения эмоций;
- Распознавание эмоционального своего и других людей.
Предложенные задания позволяют исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций), а также определенные изменения.
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Но даже после проведенных развивающих занятий дети дошкольного возраста еще не до конца распознают эмоциональные состояния сказочных героев, людей и даже свое. Испытывают затруднения в выражении эмоций мимикой и пантомимикой.
Разработала рабочую образовательную программу «Удивительный мир эмоций» (Утверждена на педагогическом совете Протокол №4 от 30.08.2012г.), целью которой является развитие эмоциональной сферы детей, раскрытие их творческого, нравственного, интеллектуального потенциала; умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет.
Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Виды заданий, составляющих занятия, повторяются, усложняются, упрощаются в зависимости от проблем и успехов детей. Структура занятий была разработана с учетом возрастных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Занятие состоит из нескольких частей:
- постоянный ритуал начала занятий
- игры-беседы
- игры, упражнения, этюды, направленные на развитие и коррекцию эмоций и чувств
- игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы
- релаксация
- ритуал прощания
Программа курса состоит в среднем из 64 занятий и рассчитана на 2 учебных года.
Для эмоционального сближения и взаимодействия детей на занятии предлагаю выполнить совместную работу: «Чудесный лес», «Прекрасное море», «Разноцветная поляна» и т.п. Предварительно на большом листе бумаги рисуются фигурки и неопределенные небольшие линии в нескольких местах. Затем вместе с детьми дорисовываются все неоконченные изображения, которые во что-то превращаются: бабочек, птиц, цветы, деревья, животных, людей и т.д.
Совместное рисование сопровождается записью звуков природы. Эта работа способствует формированию творческого воображения детей, помогает в развитии у них коммуникабельности. Кроме того, сам процесс рисования влияет на поведение детей, они становятся спокойнее.
Для снятия мнимых, неадекватных страхов использую такие приемы, как разыгрывание этюдов на выражение страха; рисование на тему: «Мои страхи», «Нарисуй свой страх и победи его»; пантомимическое разыгрывание ситуаций, в которой ребенок испытывал страх; беседа «Кто чего или кого боится на самом деле».
Аутотренинг – один из лучших методов коррекции личностных нарушений. Психический и физический покой, достигаемый в результате этих упражнений, восстанавливает силы детей, у них возникает приятное расслабление.
Сочетание игрового и познавательного материала на занятиях обеспечивает хорошую активность детей, у них развиваются наблюдательность, мышление, воображение. В занятия включаются ситуации, которые возникают в группе, но делаю я это опосредованно через героев сказок, этюдов, кукол и другие игрушки. Косвенная оценка помогает ребенку осмыслить и понять свою ошибку.
Весь материал занятия соотносится с погодой, настроением детей в день занятия, актуальными ситуациями в группе, проблемами конкретных детей; использую вопросы о чувствах и ощущениях детей типа: за кого ты порадовался? Что тебя огорчило? Что доставило удовольствие, радость? Что бы ты хотел изменить? Куда можно отправиться в следующий раз? и т.д.
Часто на занятиях использую ароматерапию (лечение с помощью эфирных масел разных растений. Ароматы, как никакие другие средства, влияют на здоровье и настроение ребенка. С помощью ароматерапевтических воздействий можно облегчить процесс адаптации ребенка к новой среде, уменьшить отрицательное влияние стрессов, предупредить развитие неврозов). Но прежде чем использовать ароматерапию изучаю индивидуальные карты детей и беседую с медсестрой, не страдает ли ребенок аллергией.
Для массажа пальцев рук и стоп использую Суджок-терапию-это воздействие массажного шарика на определенные точки, что благотворно влияет на весь организм.
Дети катая шарик в руках, приговаривают:
Гладь мои ладошки ежик,
Ты колючий, ну и что же
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Для того, чтобы настроить детей на занятие использую гимнастику для лица:
- «озорные щечки»;
- зажмурить глаза и открыть;
- потереть сильно ладони и прислонить к своим щекам.
Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование и применение ИКТ на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах-практикумах для педагогов, в беседах с детьми, в непосредственно образовательной деятельности. Применение CD-фильмов в просветительской работе делает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы я использую на родительских собраниях, семинарах для педагогов, на занятиях с детьми.
Одним из немаловажных факторов в проведении семинаров, занятий с детьми, родительских собраний является наглядность представленного материала. Чтобы слушатели могли не только получить нужную информацию, но и увидеть фрагмент занятия, видеоролик, посмотреть интересные фотографии я использую медиапрезентации.
Мною разработаны такие медиапрезентации, как:
«Вслед за радугой»
«Теремок»
«Кораблик»
«Звуки природы»
«Курочка Ряба»
«Кто где живет»
«Развитие мелкой моторики у детей» (для родителей)
«Одаренные дети» (для педагогов)
«Медиабезопасность» (для родителей)
Эти виды работ использую не только я, но и воспитатели и специалисты в своей деятельности.
Уже несколько лет я совместно с педагогами провожу экспериментальное исследование состояния здоровья детей, цель которого заключается в:
- Формировании здоровья и развитии детей и подготовка их к обучению в школе путем взаимодействия ДОУ с семьей.
- Изучении развития ребенка в онтогенезе.
- Проведении коррекционно – педагогических мероприятий по профилактике ранних отклонений, повышении стрессоустойчивости, обеспечение условий для качественного созревания всех функциональных систем организма с учетом факторов биологического и социального риска.
- Использовании физкультурно – оздоровительных и коррекционно – развивающих мероприятий с обязательным учетом выявленных отклонений в здоровье каждого ребенка.
Данное исследование проводится в сентябре месяце каждого учебного года по 5 критериям:
- Наличие или отсутствие отклонений в раннем развитии ребенка
- Физическое развитие и степень.
- Нервно – психическое развитие.
- Инфекционная устойчивость
- Оценка функционального состояния.
Данное исследование помогает строить работу с детьми с учетом психофизических качеств; выявленных отклонений; планировать индивидуальную работу с ослабленными детьми.
Так, например, в 2012-2013 учебном году:
отставание в росте имеет 1,8% детей
дефицит массы дела – 10,2%
избыток массы тела – 4,6%
нарушение осанки – 3,7%
часто болеющих детей – 14,0%
1 группу здоровья имеет – 8,4% детей
2 группу здоровья – 52,3%
3 группу – 37,3%
4 группу – 1,8%
утомляемость на занятии – 3,7%
страхи – 2,8%
грызут ногти – 4,6%
теребят одежду – 5,6%
энурез – 4,6%
Огромную роль в развитии эмоциональной сферы детей и коммуникативных навыков играет совместная работа педагога – психолога с другими специалистами и воспитателями детского сада. Имеется перспективный план взаимодействия со специалистами и воспитателями (утвержден на педагогическом совете Протокол №4 от 28.08.2013г.). Так, музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует созданию музыкального фона в процессе игровой, трудовой, образовательной деятельности.
В групповых комнатах воспитателями оборудованы уголки настроения, подобраны комплексы психогимнастики, этюды, электронные физминутки, гимнастики для глаз. По рекомендациям психолога ими планируется индивидуальная работа с детьми в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребенка. В группе раннего возраста совместно с воспитателем проводится диагностика нервно – психического развития детей.
Инструктор по физкультуре в непосредственно образовательной деятельности использует психогимнастику, динамические паузы, релаксацию, чтобы снизить нагрузку на нервную систему детей.
Для того чтобы вовремя помочь ребенку, выявить проблему и скорректировать действия всех участников образовательного процесса в ДОУ была создана служба сопровождения, в которую входят педагог-психолог, учитель-логопед, медсестра, воспитатели. Основными направлениями работы Службы являются:
- психологическое просвещение
- психологическая профилактика
- диагностика
- коррекция и развитие
- консультативная деятельность
При работе с педагогами формирую у них потребность в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития. Знакомлю педагогов с современными исследованиями в области воспитания и развития детей, обеспечиваю необходимым инструментарием для изучения личностного роста дошкольника. Для решения этой задачи использую такие формы работы, которые подразумевают практическое участие педагогов: деловые игры, семинары, тренинги («Как повысить у ребенка уверенность в себе», «Как помочь ребенку с проблемами в общении», тренинг креативности для педагогов). Для создания творческой атмосферы проводятся занимательные викторины («Бывает ли психология мужской или женской»).
Подбор научно-популярных статей по определенной тематике помогает педагогу повысить свой уровень самообразования, применить полученные знания на практике.
Консультации, проводимые как по запросу педагогов, так и групповые имеют разнообразную тематику («Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников», «Влияние личности воспитателя на эмоциональную сферу ребенка», «Песочная терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей», «Профилактика агрессивного поведения и развития коммуникативных навыков у старших дошкольников»). Консультации проводятся с предоставлением педагогам практического материала, рекомендаций.
Семья как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на воспитание полноценной личности. Необходимость участия семьи в процессе социализации формирующейся личности наиболее важна при воспитании и обучении детей, имеющих отклонения в развитии.
Очень сложно бывает родителей вызвать на разговор. Самостоятельной инициативы у родителей пока наблюдается очень мало. Только когда сама приглашаю родителей, тогда они охотно общаются. Думаю, проблема в том, что они пока не видят проблем у своего ребенка, считая его очень маленьким.
Я использую такие формы работы с родителями как:
- социологический опрос,
- семинары-практикумы («На пороге школьной жизни», «Адаптация ребенка к школе», «Самочувствие семьи в предверии начала школьной жизни ребенка»)
- родительские собрания («Основы информационной безопасности детей дошкольного возраста», «Если дошкольник не хочет заниматься», «Как ребенку помочь учиться», «Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка», «Формы жестокого обращения с детьми и их последствия» «Как научить ребенка играть»)
- консультации («Упрямства и капризы», «Детские страхи», «Из чего складывается трудолюбие», «Воспитание привычек у ребенка»)
- открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности совместно с родителями «
- дни открытых дверей
- беседы
- наглядная информация для родителей («Адаптация детей к ДОУ», «Возрастные кризисы развития», «Детские страхи», «Поощрение и наказание», «Адаптация первоклассника к школе», «ребенок идет в первый класс», «Психологическая готовность к школе»)
С целью укрепления психологического и физического здоровья детей и взрослых в ДОУ оборудована комната психологической разгрузки. Психологическая «начинка» комнаты позволяет снимать эмоциональное напряжение, понижать уровень невротизации личности. Комната функционально мобильна и используется для организации отдыха, коррекционно-развивающих занятий, благоприятно воздействует на состояние детей с повышенной нервной возбудимостью, страхами, неврозами и другими нарушениями в эмоциональной сфере.
Оснащение комнаты психологической разгрузки:
- материал для творческого самовыражения (песок, краски, карандаши);
- магнитофон;
- набор кассет с записями программ по детскому и взрослому аутотренингу, релаксации;
- телевизор;
- аудиомагнитофон;
- набор мягких подушек;
- развивающие игры и пособия по развитию психических процессов, эмоциональной и коммуникативной сферы;
- картотека игр и упражнений;
- пузырьковая лампа;
- фонтан;
- камин;
- мягкие игрушки;
- видеомагнитофон;
- компьютер;
- набор для ароматерапии.
Результативность профессиональной деятельности характеризуется улучшением психолого-педагогической атмосферы в коллективе воспитанников и педагогов ДОУ.