Работа в сенсорной комнате.
В практике нашего детского сада используются различные подходы и технологии для воспитания и обучения детей.
Один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей - работа в сенсорной комнате где особым образом организована окружающая среда для отдыха. расслабления и развития.
Цель программы:развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с помощью сенсорной комнаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа в сенсорной комнате | 427.67 КБ |
Приложение | 108.5 КБ |
Приложение | 1.25 МБ |
Приложение | 16.43 КБ |
Приложение | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4
Описание психолого- педагогической технологии
Технология развития
Работа в сенсорной комнате
Педагог-психолог МБДОУ №4
Шаланова Оксана Владимировна
Выкса-2014г.
Содержание.
1.Пояснительная записка…………………………………………………..3стр.
2.Что же такое сенсорная комната…………………………………………5 стр.
2. Основные концептуальные положения………………………………….5 стр.
3. Актуальность работы………………………………………………………6стр.
4. Основные цели и задачи…………………………………………………..7стр.
5.Особенности процессуальных характеристик …………………………..8стр.
6. Развивающая программа……………………………………………….11стр.
7. Цикл занятий……………………………………………………………..14стр.
8.Анализ результативности………………………………………………...29стр.
9.Вывод……………………………………………………………………...35стр.
10. Литература………………………………………………………………37стр.
Пояснительная записка.
Развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Существуют различные программы по психологии, направленные на развитие эмоциональной сферы или включающие блок: «Развитие эмоций». Вот некоторые из них:
• Т. Грабенко, Т. Зинкевич - Евстигнеева, Д. Фролов "Волшебная страна внутри нас" программа эмоционально - волевого развития для детей.
• Н.А. Кряжева Развитие эмоционального мира детей.
• С.В. Крюкова Здравствуй. Я сам!
• С.В. Крюкова Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Каждая из программ опирается на одну из известных в психологической литературе классификацию эмоций. Они направлены на развитие восприятия телесных ощущений, двигательной координации детей, умение осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние и других людей, способствуют снижению тревожности и агрессивности, развитию эмпатии, воображения, творческих способностей и навыков общения.
В программе «Я и мои эмоции» акцент делается на развитие социальных эмоций, коммуникативных навыков, снятие мышечного и эмоционального напряжения на основе работы с собственным телом.
Ученые установили взаимосвязь между чувствами и телесными ощущениями, т.е. эмоции влияют на тело человека и, наоборот, через мышцы можно влиять на чувства. Расслабляя мышцы можно ослабить мышечный панцирь, приблизиться к своим чувствам, улучшить свое здоровье.
Одним из средств достижения данных задач являются занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты.
Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, способствует нормализации психического состояния человека.
В сенсорной комнате создаются условия для развития эмоциональной сферы, способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка, снятия мышечных зажимов. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций - развитию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями.
Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с помощью сенсорной комнаты.
Задачи:
*научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
*дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
*совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;
*способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения;
*созданию положительного эмоционального фона.
Что же такое сенсорная комната.
В практике нашего детского сада используются различные подходы и технологии для воспитания и обучения детей.
Один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей — работа в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития. Наша сенсорная комната начала свою работу с января 2013года.
Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами, вкусами, чувствами. Маленькому ребенку первоначально сложно ориентироваться во внешнем мире, он старается исследовать, познать, изучить все, что его окружает, и только так получает бесценный опыт и необходимые знания о свойствах предметов и явлений.
Сенсорное развитие ребенка - это обучение его восприятию внешних свойств предметов: их цвета, формы, размера, структуры, запаха, вкуса.
Сенсорное развитие является важной задачей в раннем и дошкольном возрасте, ведь источником знаний дошкольника является чувственный опыт, любой предмет ему нужно осмотреть, потрогать и попробовать на вкус. А значит, мы и должны ему в этом помочь с помощью обогащения окружающей среды. Чем совершеннее ребенок воспринимает окружающий мир, тем быстрее и эффективнее он развивается и тем успешнее проходит процесс обучения.
Изначально концепция сенсорной комнаты начала складываться под влиянием специализированной методики расположения человека, одновременно с внедрением светозвуковых эффектов. Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия родилась в Голландии в начале 70-х годов и предназначалась в основном для детей с нарушенными способностями к обучению.
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на серном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения М.Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми. Не излагая подробно систему М. Монтессори, необходимо обратиться к основным ее положениям, и прежде всего, к идее космического воспитания. Эта идея наиболее созвучна современным представлениям о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство, создающей особые условия для его взаимодействия с окружающим миром.
Параллельно с дальнейшим развитием сенсорной концепции были предприняты первые успешные попытки введения интерактивного воздействия запахами, релаксирующей музыкой, цветовыми эффектами, а также создания осязаемых тактильных ощущений у пациента. Одновременно расширялся круг пациентов: сенсорные комнаты стали активно использоваться при лечении людей с изменяемым поведением, психическими отклонениями, неврологическими заболеваниями, поражением опорно-двигательного аппарата, при комплексном восстановительном лечении детей и взрослых, а также для реабилитации людей, подвергшихся насилию или перенесших другие стрессовые ситуации.
Еще Л.С Выготский отмечал огромную роль сенсорного развития в психологическом и социальном становлении личности, отмечая, что успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития детей в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития.
Актуальность работы сенсорной комнаты:
Наиболее актуальной задачей, которую можно решать с помощью сенсорной комнаты, является развитие сенсорных ощущений и на их основе восприятия в целом. Также хорошо известно, что в основе развития эмоциональной сферы лежит развитие всех форм чувствительности.
Актуальность проблемы заключается в том, что не все дети усваивают программу детского сада на должном уровне в связи с ослабленным здоровьем. Данный проект развивает мотивацию здорового поведения ребёнка, становление основного типа мышления, получения знаний об окружающем мире, стимулирует творческую активность.
Анализируя результаты диагностирования эмоционально-волевой сферы воспитанников, я пришли к выводу, что около 30% детей нуждаются в психологической поддержке, эмоциональной защищенности. Одним из способов решения данной проблемы я считаю в использовании возможностей сенсорной комнаты, которая представляет собой организованную особым образом окружающую среду, состоящую из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В процессе коррекционной работы с детьми сенсорная комната является важным элементом, т.к. на основе использования различных световых и шумовых эффектов дети расслабляются, нормализуется их мышечный тонус, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Здесь создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате:
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- саморегуляция и самоконтроль;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение передавать свои ощущения в речи;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе.
Развитие коммуникативной сферы детей:
- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических процессов и моторики детей:
- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, различные световые приборы, необычные предметы, приятные ароматы, успокаивающая музыка – вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми. Оборудование сенсорной комнаты позволяет отдыхать, расслабляться, снимать эмоциональное напряжение и постигать новое. Душу переполняет умиротворение, а спокойная дивная обстановка помогает психологу найти контакт с ребенком любого возраста, построить доверительные отношения и решать самые разнообразные задачи.
Развивающее занятие состоит из нескольких этапов, особенно если дети впервые оказались в сенсорной комнате:
Первый этап ознакомительный
- познакомить детей с правилами и особенностями организации занятий в сенсорной комнате;
- создание настроя на совместную работу;
- разминка и упражнение на снятие волнения, напряжения;
Второй этап основной( во время работы он меняется)
- развитие кожно-кинетической чувствительности, так как она является базой для слухового и зрительного восприятия. Сухой бассейн расслабляет и массирует;
- для развития тактильной чувствительности используются пузырьковая колонна, сухой душ;
– занятия по развитию визуального и акустического восприятия. Для развития слухового анализатора используется музыкальный центр;
- зрительные ощущения стимулируют различные игры со светооптическими волокнами. Очень часто с звездного неба начинаются и заканчиваются наши занятия;
- совершенствуются зрительно-моторная координация на балансировочной чаши, движения кистей рук, развивается речь, ведь ребенок сопровождает движения созданием сказки;
- волшебное зеркало помогает представить себя волшебником и увидеть свое отражение в сказке;
- мягкий остров мягко поддерживает тело, принимает его форму, хорошо подходит для отдыха, релаксации и наблюдения за экраном бесконечности, звездным небом и т.д.;
- напольная сенсорная дорожка воздействуя на рецепторы стопы, стимулируют внутренние органы, закаливают организм, оказывают оздоровительный эффект;
- ребенок испытывает особое удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию (роль педагога на этом этапе состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка);
-рассказывание и проигрывание фрагментов, их анализ, сопоставление с реальной жизнью помогает нам столик с песком и подсветкой (песочная терапия). Рисование на песке способствует сенсомоторному развитию детей, формирует способность к манипуляциям одновременно двумя руками, интеграцию движений рук и глаз, формирует нетрадиционные для изобразительной деятельности мышечно-двигательные ощущения.
Специальные световые эффекты панели «Рисунок на песке», яркие цвета подсветки создают атмосферу ожидания чуда, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя, стимуляции ослабленных зрительных функций.
Третий этап заключительный
-подведение итогов общения;
-обобщение приобретенного опыта; (Что понравилось? Что не понравилось? Какими впечатлениями вы бы хотели поделиться?)
- заполнение дневника настроения.
Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные маты, сухой бассейн , приборы создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, и библиотека релаксационной музыки.
Ребенок, лежа на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.
Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами.
Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.
Показаниями к занятиям в сенсорной комнате являются
- различные психоневрологические проблемы;
- задержки психомоторного и речевого развития;
- аутизм (легкие формы);
- адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства, развод родителей и т.п.);
- явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ, синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность);
- нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость);
- психосоматические заболевания;
- различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.
Необходимо помнить, что существуют противопоказания!
Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются:
- инфекционные заболевания;
- ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты эпилептический синдром или готовность к эпилепсии;
- умеренная и тяжелая умственная отсталость;
- психоневрологические заболевание ( лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов).
Развивающая программа.
Программа «Я и мои эмоции» содержит занятия, эти занятия проходят в сенсорной комнате направленные на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы. Чаще всего именно здесь проявляются наибольшие трудности в развитии детей.
Необходимо знать и учитывать тот факт, что в работе с детьми, в сенсорной комнате возникающие аудиальные, визуальные и тактильные ощущения постепенно приобретают относительную самостоятельность и собственную логику развития. Например, они могут предвосхищать практические действия, обеспечивая их регуляцию.
Аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога.
Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей.
Тактильный канал –развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.
За основу для написаний своей работы «Я и мои эмоции» была взята программа Крюковой С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Г.Г.Колос «Сенсорная комната в дошкольных учреждениях».
К основным эмоциям относятся те, которые являются врожденными. К ним относятся все базовые эмоции, такие как: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление.
Занятия по программе «Я и мои эмоции» строится по такому принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации.
Общие рекомендации по работе с программой «Я и мои эмоции» в сенсорной комнате. Настоящая программа состоит как из релаксационных занятий, так и из развивающих. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми.
Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий: по собственному желанию и с учетом специфики работы в сенсорной комнате можно заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование. Данные направления помогают заложить основу рефлексии и самоизменения, и личностного роста.
В ходе составления программы я опиралась на классические психологические подходы и методы. Кратко охарактеризую использованные методы групповой работы с эмоциями.
Одним из основополагающих я считаю арт-терапевтический метод (рисование). Это во многом связано с его наглядностью, яркостью, доступностью заданий для детей старшего дошольного возраста. Кроме того, дети стремятся к творчеству и самовыражению, и арт-терапия дает им эту возможность.
Драматизация — разыгрывание ситуаций, вызывающих у детей эмоции, и нахождение выхода из них — символического или конкретного.
Метод релаксации, мышечного и эмоционального расслабления ребенка с помощью интерактивного оборудования, музыкального сопровождения и соответствующего текста, обычно завершает занятие наряду с обратной связью. Обратная связь — обмен впечатлениями, мнениями, групповая и индивидуальная рефлексия участников.
На занятиях используются следующие психологические подходы:
•Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.
•Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева,..; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.
•Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.
•Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки».
Тема: «Я и мои эмоции»
Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с помощью сенсорной комнаты.
Задачи:
*научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
*дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
*совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;
*способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения;
*созданию положительного эмоционального фона.
Данная программа включает в себя 10 занятий, продолжительностью 25-30 минут и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю. Для эффективности поддержки детей используется групповая форма работы, количество подгруппой детей из 5-6 человек. По этой программе в 2013 году работала с детьми старшее группы №4, всего детей 24 человека.
Каждое занятие состоит из нескольких частей:
Вступительная часть. Установление контакта педагога с детьми, создание эмоционального настроя в группе, организация совместной деятельности.
Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной, сенсорной сферы.
Заключительная часть. Подведение итогов. Закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Цикл занятий
Таблица №1
п\п | Тема занятий | Цель занятий |
1 | Радость | Создать эмоционально положительный фон; знакомство с чувством радости. Развития слухового восприятия, воображения. Снятия эмоционального напряжения. |
2 | Страх | Знакомить с чувством страха; снять напряжение; настроить на совместную работу; способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Снижение тревожности, развитие мимики и пантомимики. Развивать у детей смелость в себе. Снятия эмоционального напряжения. |
3 | Удивление | Знакомить с чувством удивления; закреплять мимические навыки. Снятие эмоционального напряжения. |
4 | Гнев | Знакомить с чувством злости; тренировать умение различать эмоции. Умение отражать и угадывать настроение. Снятие эмоционального напряжения. |
5 | Грусть | Знакомить с чувством грусти. Формировать навыки саморегуляции. Снятие эмоционального напряжения. |
6 | Призрение | Знакомить с чувством самодовольства. Формировать умение передавать свои ощущения в речи. Релаксация. |
7 | Вина | Знакомить с чувством вины. Умение определять свое настроение. Саморегуляция своего состояния. |
8 | Брезгливость | Знакомить с чувством брезгливости. Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях. |
9 | Интерес | Знакомить с чувством интереса. Развитие воображения. Снятие эмоционального напряжения. |
10 | Заключительное | Закреплять полученные знания. Снятие эмоционального напряжения. |
Занятие 1 Радость
Материал: мяч, пиктограмма и картинка с изображением радости, альбомные листы и карандаши на каждого ребенка, сухой бассейн, магнитные смайлики.
Ход занятия: Приветствие
Упражнение «Я рада тебя видеть…»
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Дети передавая мяч по кругу проговаривают: «Я рада тебя видеть…»
Чтение стихотворения Александрова З.
«Катя в яслях».
…Девочки и мальчики,
Прыгают, как мячики,
Ножками топочут,
Весело хохочут.
-О каком чувстве идет речь?
Дети распознают чувство радости.
Показ пиктограммы радости. Дети показывают на своем лице радость.
Упражнение «Закончи предложение».
Радость-это когда…
Я радуюсь, когда…
Мама радуется, когда…
Воспитатель радуется, когда…
Рисунок на тему: «Радость»
Беседа по рисункам.
Дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают, что они нарисовали.
Упражнение «Море шариков»
Упражнение направлено на развитие пространственного восприятия и ощущений, воображения.
А сейчас давайте подойдем к этому разноцветному бассейну. (Сухой бассейн.) Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в море на спине (на животе). Дети имитируют движения, плавание. (Звучит тихая, спокойная музыка). Выходя из бассейна, дети говорят, какое у них настроение и что чувствовали лежа на шариках.
Подведение итога занятия.
«О каком чувстве мы сегодня с вами говорили?»
Прощание.
Упражнение «Какое у тебя настроение»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите магнитный смайлик (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению и повести на магнитную доску. До свидание!
Занятие 2 Страх
Материал: мяч, картинки с изображением испуганных людей, сухой душ, магнитные смайлики.
Ход занятия: Приветствие.
Упражнение «Дневник моего сердца»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Детям предлагается вспомнить все то, что вспоминается им как хорошее. Это могут быть хорошие фильмы, запахи, фразы, предметы. Затем ведущий просит детей подумать, что из своего списка они могли бы подарить окружающим. После этого дети по очереди делают «подарки» группе: рассказывают о чем – то своем хорошем, стараясь, чтобы и у остальных это хорошее вызвало добрые чувства.
Беседа.
Чтение стихотворения «Я не боюсь» Н. Грибачев.
Я не боюсь, хоть и темно
Становится в саду.
Я не боюсь. Но все равно
Из дома не пойду.
Что в сказках выдумки, о том
Слыхал я двести раз,
Но вдруг там леший под кустом,
Кощей и Карабас?
Вдруг лев идет из-за угла
И серый волк при нем?
Вдруг ведьма слезла с помела
И притворилась пнем?
Нет, нет!
Пока никак в саду
Кто где не разобрать,
Я не боюсь,
Но не пойду.
Я лучше лягу спать!
«О каком чувстве идет речь?»
Показ пиктограммы страха и картинки с изображением испуганных людей.
«А как вы догадались, что это страх?»
На рисунке у человека широко открыты глаза и рот, он вот- вот закричит. Давайте попытаемся изобразить страх на своем лице. Показ картинок с изображением испуганных людей. Еще раз покажем мимикой лица и телодвижением страх, а теперь ногами и руками.
Упражнение «Азбука настроений».
Цель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.
«Посмотрите, какие картинки я вам принесла (кошка, собака, лягушка…). Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможете показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и чего надо сделать, чтобы его страх пропал. Очень хорошо!
Беседа.
Воспоминание из прошлого опыта, заканчивая предложение: «Когда я был маленьким, то боялся…»
Упражнение «Сухой душ»
Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения.
А сейчас давайте подойдем к этому цветному водопаду. (Сухой душ.) Слушайте меня внимательно: я буду говорить, кто с какой стороны будет проходить под водопадом. - Какого цвета струйки воды? Выходя из-под водопада, вы будете говорить мне, какое у вас настроение и что вы чувствовали под струйками воды. (Дети высказывают свои чувства, впечатления).
Подведение итогов занятия.
Прощание.
Упражнение «какое у тебя настроение»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите магнитный смайлик (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению и повести на магнитную доску. До свидание!
Занятие 3 Удивление.
Материал: мяч, зеркало, пиктограммы удивления, листочки, кисточки и краски, пузырьковая колонна, магнитные смайлики.
Ход занятия: Приветствие.
Упражнение «Крылья».
Цель: способствовать самовыражению детей.
Дети закрывают глаза и руками изображают крылья. Педагог просит детей представить, что у них появились крылья, они теперь умеют летать. Куда они полетят? С кем? Что увидят? Дети не открывая глаза, придумывают, а затем открывают глаза и рассказывают о своих фантазиях группе.
Беседа.
Чтение стихотворения.
Ой, смотрите, кто – то там ползет!
На себе он домик свой везет…
И волшебное это мгновение
Вызывает у всех удивление!
«Сегодня мы с вами поговорим
о таком чувстве, как удивление».
Показ пиктограммы и картинок с изображением удивления.
«Ребята, давайте опишем лицо удивленного человека. Что происходит с его лицом? С бровями?.. Правильно, они подняты вверх. С глазами?... Они широко открыты. С губами?... Они растянуты и похожи на букву «о».
Детям раздаются зеркала, педагог просит показать удивление и рассмотреть его в зеркале, проговорив при этом следующие слова: «Вот это да!»
Упражнение « Закончи предложение».
«Удивление – это, когда…»
«Я удивляюсь, когда…»
«Мама удивляется, когда…»
«Воспитатель удивляется, когда…»
Рисование на тему «Удивление».
«Сегодня мы с вами будем рисовать облачко удивления. Ребята, а как вы думаете, какого цвета может быть удивление? Пока вы рисуете, послушайте отрывок из стихотворения
Н.Екимовой.
По небу плыли облака, Вот маленькое облачко
А я на них смотрел. Над озером плывет,
Я долго всматривался ввысь И удивленно облачко
И даже щурил глаз, Приоткрывает рот:
А что увидел я, то вам -Ой, кто там в глади озера
Все расскажу сейчас. Пушистенький такой?
Летим, летим, со мной!
Обсуждение рисунков.
Упражнение «Разноцветные пузырьки»
Педагог-психолог, включив музыку, предлагает детям понаблюдать за пузырьками. (Для обогащения сенсорного восприятия) Свет выключен, включается пузырьковая колонна. Пузырьки меняют цвет. Дети прижимаются к колонне, ощущают нежную вибрацию, отвечают на вопросы:
Какого цвета пузырьки?
Какая труба (колонна): гладкая или шершавая?
Подведение итогов занятия.
Прощание.
Упражнение «какое у тебя настроение»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите магнитный смайлик (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению и повести на магнитную доску. До свидание!
Занятие 4 Гнев
Материал: мяч, пиктограмма злости, зеркала, игра «Дартс», мешочки, пузырьковая колонна, магнитные смайлики.
Ход занятия: Приветствие.
Упражнение «Мы очень любим».
Цель: гармонизация осознания имени.
«Давайте выберем водящего, а потом представим, что мы все – его мама, папа, бабушка, дедушка- словом, те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам по очереди мяч, а мы – придумывать и называть его ласковое имя».
Беседа.
Чтение стихотворения.
Обсуждение и угадывание чувства злости.
Показ пиктограммы злости. «Ребята, что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз?
С помощью зеркала, дети рассматривают свою злость и продолжают предложение: «Когда я злюсь, моя злость похожа на…»
Попробуйте показать злость руками, телодвижением и проговорить фразу: «Уходи!»
А сейчас послушайте историю про мальчика Петю, которая называется «Сердитый дедушка»
Цель: тренировка умения различать эмоции.
Выразительные движения – нахмуренные брови, резкие, порывистые движения.
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять.
Дедушка рассердился, потому что Петя ушел за калитку без
предупреждения. Куда он пошел? Вдруг с ним что –ни будь случится?
«Давайте разыграем эту историю». Отлично!»
Игра «Дартс».
Цель: снятие негативных эмоций, раздражения.
К стене прикрепляется мишень. Нужно попасть в мишень с помощью мешочков, наполненных разным содержанием ( фасоль, горох…).
«Ребята самое главное в игре – это сила, с которой бросается мешочек. Она должна быть такой же, как ваше раздражение. Вспомните ситуацию, когда вы были очень злы на кого – ни будь или на что –ни будь. Кто вспомнил, подходите ко мне, берите мешочек, заканчивает предложение: «Я разозлился, когда…» и бросает мешочек в мишень»
« Теперь вы знаете, что может разозлить ваших ребят. Надеюсь, что это поможет вам понимать друг друга, быть внимательными и терпимыми».
Упражнение «Доброе животное».
Цель: развивать чувство единства.
«Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох –выдох (3р.) Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад и еще раз». «Подводное царство»
Упражнение «Пузырьковая колонна»
Психолог подводит детей к пузырьковой колонне, обращает их внимание на изменение цвета воды, появляющиеся пузырьки, плавающих рыбок и легкую вибрацию.
Подведение итогов занятия.
Прощание.
Упражнение «какое у тебя настроение»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите магнитный смайлик (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению и повести на магнитную доску. До свидание!
Занятие 5 Горе.
Материал: мяч, пиктограмма грусти, контуры зайчиков, стаканы с водой, краски, кисточки, стул, сухой бассейн, звездное небо, магнитные смайлики.
Ход занятия: Приветствие.
Игра «Море волнуется».
Цель: создание положительного эмоционального фона;
Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.
Педагог: «Море волнуется раз, 2-3: фигура радости, страха, злости, удивления на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
Беседа.
«Сегодня я хочу вам прочитать стихотворение про два облачка, которые испытывают разные чувства, а вы догадаетесь, о каких чувствах идет речь».
«Облака» Н.А.Екимова.
Вот облачко веселое А вот другое облачко
Смеется надо мной: Расстроилось всерьез:
-Зачем ты щуришь глазки так? Его от мамы ветерок
Какой же ты смешной! Вдруг далеко унес
Я тоже посмеялся с ним: И каплями - дождинками
-Мне весело с тобой! Расплакалось оно…
И долго – долго облачку И стало грустно – грустно так,
Махал я вслед рукой. И вовсе не смешно.
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Показ пиктограммы грусти. Давайте покажем на
лице грусть, а теперь руками и ногами, телодвижением.
Упражнение «Закончи предложение».
«Грусть –это, когда…»
«Я грущу, когда…»
«Маме грустно, когда…»
«Воспитателю грустно, когда…»
«Ребята, а у кого, где живет грусть на теле? А кого она цвета может быть».
Рисование грустного зайчика.
«Сегодня мы с вами будем рисовать грустного зайчика, грустными красками». Беседа по рисункам.
Беседа.
«А как можно избавиться от грусти, что нужно сделать?».
Игра «Волшебный стул».
Цель: активизировать положительные эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой грусти.
Ребенок садится в центре на стул и грустит, а остальные дети подходят и пытаются его развеселить (поглаживают и говорят ласковые слова).
Упражнение «Цветное озеро и звездное небо»
Психолог подводит детей к сухому бассейну, а пока они в нем «плавают», включает звездное небо.
«Пока вы плавали, наступил закат. На берегу нашего озера он тоже очень необычный, не такой, как в жизни. Смотрите». Психолог по очереди включает профессиональный прибор заливки светом. Время работы проекторов небольшое, чтобы не «перегружать» детей оборудованием сенсорной комнаты.
Подведение итогов занятия.
Прощание.
Упражнение «какое у тебя настроение»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите магнитный смайлик (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению и повести на магнитную доску. До свидание!
Занятие 6 Презрение.
Материал: мяч, стул, песочный ящик с подсветкой, магнитные смайлики.
Ход занятия: Приветствие.
Упражнение «Покажи чувства руками».
Развивать рефлексию эмоциональных состояний.
Педагог предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться…Затем дети, глядя на ведущего, показывают, как их руки радуются, боятся..
Беседа.
«Смотрите, какое лицо я вам сегодня принесла.
Этот человек хочет с нами общаться или нет?
Почему вы так решили? Как вы думаете, он
хочет с кем –то поиграть в свою любимую игру
или всем покажет и никому не даст?...Да, этот
человек, скорее всего, никому не даст свою игрушку.
Чувство на его лице называется самодовольство. Это, когда вы хвастаетесь, на вашем лице появляется такое же
или очень похожее выражение»
Давайте покажем такое лицо.
«Помните, мы с вами играли в игру «Конкурс хвастунов».
Игра «Отпечаток»
Показ различных вариантов оставления следов на песке и их детализация
- Ах, какой у нас ровный песочек! Давайте положим наши руки на поверхность, при этом стараемся сильно не нажимать, чтобы остался отпечаток вашей руки. (Тем детям, которые нажимают сильнее или слабее, предлагаю изменить силу нажима. Во время выполнения задания беру стакан с карандашами). Посмотрите, на что похож отпечаток, если сейчас его дорисовать?
Беседа.
«А сейчас, я расскажу вам сказку «Мышка – хвастунья», а вы ее внимательно слушаете. потом мы будем разыгрывать ее по ролям».
Цель: закрепление полученных знаний.
Мышка гуляла по лесу и встретила там олененка с золотыми рожками.
-Подари мне свои рожки,- попросила у олененка мышка.
-Зачем тебе мои золотые рожки? Они будут тебе мешать,- ответил олененок.
-Ты жадина!- стала дразнить олененка мышка.
-Я не жадный – ответил олененок и надел на голову мышки свои золотые рожки.
Мышка обрадовалась и побежала всем показывать украшение. Она так торопилась, что забыла даже сказать олененку слова благодарности. Когда мышка увидела своих подружек, то стала хвастаться перед ними:
-Я лучше всех, я богаче всех, я не буду с вами серыми, дружить!
Вдруг из –за кустов выскочил кот. Все серые мышки быстро попрятались в свои норки, а мышка с золотыми рожками застряла. Кот набросился на нее и съел. И остались на траве только золотые рожки. Идет олененок по лесу и видит: лежат его золотые рожки. Остановился он, нагнулся и надел их снова себе на голову.
-Как плохо быть хвастливым, - вздохнул олененок и покачал золотыми рожками.
Вот такая сказка. Сейчас, мы попробуем ее разыграть. Кто хочет быть мышкой? Олененком? Кошкой? Хорошо! Все остальные будут просто мышками.
Подведение итогов занятия.
Прощание.
Упражнение «Какое у тебя настроение»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите магнитный смайлик (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению и повести на магнитную доску. До свидание!
Занятие 7 Вина
Материал: мяч, пиктограмма вины, листы бумаги, краски, готовое соленое тесто, «Волшебный мешочек», магнитные смайлики.
Ход занятия: Приветствие.
Упражнение « Покажи чувство язычком».
Цель: способствовать развитию спонтанности у детей;
Развивать рефлексию эмоциональных состояний.
Педагог предлагает детям высунуть язычки, а затем показать всем, как радуется, злится, боится язычок.
Беседа.
Показ чувства вины руками, ногами, телодвижением с проговариванием фразы: «Я больше так не буду».
Упражнение «Закончи предложение».
«Вина – это, когда…»
«Мне стыдно, когда…»
«Мама стыдно, когда…»
«Воспитателю стыдно, когда...»
«Ребята, а где у вас живет чувство вины? А какого она цвета? Давайте с вами нарисуем рисунок на тему: «Вина, стыд».
Обсуждение рисунков детей.
«Дети, а как можно справиться со стыдом? ( попросить извинения, не делать, так чтобы было стыдно)
Упражнение «Настроение в тесте»
Способствует развитию мелкой моторики, а также творческого воображения. Из муки, соли и воды замешивается соленое тесто, из которого детям предлагается слепить любую фигурку, по настроению, что нравится. Например, животное или цветочек.
Упражнение «Волшебный мешочек».
Цель: учить осознавать чувство стыда.
Педагог предлагает детям проговорить в «Волшебный мешочек», кому за что стыдно.
Подведение итогов занятия.
Прощание.
Упражнение «какое у тебя настроение»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите магнитный смайлик (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению и повести на магнитную доску. До свидание!
Занятие 8 Брезгливость.
Материал: мяч, пиктограмма брезгливости, зеркала, «грязная бумажка», чашка, мусорное ведро, сухой бассейн, мелкие игрушки, магнитные смайлики.
Ход занятия: Приветствие.
Упражнение «Поделись приятным за неделю».
Цель: создавать положительный эмоциональный фон.
Дети по кругу рассказывают, что у них произошло хорошего за неделю.
Упражнение «Передай маску».
Цель: настрой на работу в группе.
«Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, н-р, вот такое- радость. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение вашего лица. А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица, Он должен в точности повторить это выражение на своем лице, а потом придумать свое и передать его своему соседу слева..»
Беседа.
Показ пиктограммы брезгливости. Как вы думаете,
какое это чувство? Покажите его на лице
( раздаются зеркала),покажите это чувство руками. Чтобы лучше это выражение получилось на лице, послушайте историю.
Этюд «Соленый чай».
Бабушка потеряла очки и поэтому вместо сахара насыпала в чай 2 ложки соли. Ее внук Петя пришел из детского сада и попросил бабушку дать ему попить. Она принесла чашку чая. Мальчик сделал глоток, а чай оказался соленым. Как противно стало у него во рту.
Я предлагаю вам представить, что вы сделали глоток соленого чая. Будем передавать чашку по кругу, изображая, что мы делаем глоток, а чай оказывается соленым…
Выразительные движения: голова немного откинута назад, верхняя губа подтягивается к носу, брови нахмурены, нос сморщен.
Упражнение «Закончи предложение».
«Отвращение- это, когда…»
«Я испытываю отвращение, когда…»
«Мама испытывает отвращение, когда…»
«Воспитатель испытывает отвращение, когда…»
Упражнение «Секрет»
В сухом бассейне спрятано несколько предметов, их нужно найти. Детям предлагается зайти в сухой бассейн и найти спрятанные среди шариков предметы.
Упражнение «Грязная бумажка».
«На полу в коридоре лежит грязная бумажка. Ее надо поднять и выбросить. Мальчик брезглив… Ему кажется, что бумажка из туалета. Наконец он пересиливает свое отвращение, берет бумагу кончиками двух пальцев и, отведя руку в строну, относит ее в ведро для мусора».
Дети, по очереди пытаются поднять «Грязную бумажку» и выбросить в ведро для мусора.
Подведение итогов занятия.
Прощание.
Упражнение «какое у тебя настроение»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите магнитный смайлик (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению и повести на магнитную доску. До свидание!
Занятие 9 Интерес
Материал: мяч, зеркала, «Волшебный мешочек», мелкие предметы, пиктограмма интереса, панно бесконечности, магнитные смайлики.
Ход занятия: Приветствие.
Игра «Эхо».
Цель: настроить детей друг на друга;
Дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
Дети сидят в кругу. Педагог предлагает сидящему справа от него, назвать свое имя, а потом все вместе прохлопать его.
Беседа.
«На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о таком чувстве, как интерес».
Этюд «Что там происходит?»
Мальчики стояли в тесном кружке и что – то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, ближе подойти не решилась.
Выразительные движения: голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.
Поза: выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.
«Давайте разыграем этот эпизод. Кто будет девочкой?»
После разыгрывания эпизода детям
показывается пиктограмма интереса.
Потом с помощью зеркала дети ищут
интерес в своем отражении.
«Какое у вас лицо?» - сосредоточенное,
голова - направлена в сторону происходящего,
взгляд – пристальный, рот – полуоткрыт, шея –вытянута вперед.
Упражнение «Закончи предложение».
«Интерес – это, когда…»
«Мне интересно, когда…»
«Маме интересно, когда…»
«Воспитателю интересно, когда…»
Упражнение «Что слышно».
Цель: развивать внимание.
Педагог предлагает детям послушать тишину. И запомнить, кто, что услышал, поделившись с другими.
Упражнение «Волшебное зеркало»
Для выполнения данного упражнения используется панно «Бесконечность». Вначале дети садятся или ложатся напротив панно и вглядывается в бесконечность. Им предлагается представить, что они смотрит в волшебное зеркало. В нем можно увидеть все, что придумаем, нужно смотреть сначала на ближайший светящийся круг, а затем на следующий отдаленный круг, как бы все отдаляясь в бесконечность. Затем постараться представить себе, что он находится в будущем, и рассказать о том, каким стал, чем занимается.
Упражнение «Волшебный мешочек».
Цель: активизация тактильного восприятия;
развивать произвольность;
совершенствовать чувство интереса.
«Это «Волшебный мешочек». Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нем лежит, Кто догадался, говорит в слух, что у него в руках».
Подведение итогов занятия.
Прощание.
Упражнение «Какое у тебя настроение»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите магнитный смайлик (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению и повести на магнитную доску. До свидание!
Занятие 10 Закрепление знаний о чувствах.
Материал: мяч, пиктограммы всех чувств, краски, кисточки, стаканы с водой, ватман с заготовкой, цветные волокна, магнитные смайлики.(Приложение №1)
Ход занятия: Приветствие.
Упражнение «Цветок – имя».
Цель: гармонизировать осознание имени.
«Дети закройте свои глаза и представьте летний день в саду или на лесной поляне. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто – то сможет что –ни будь услышать, пение птиц или что –ни будь еще. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите его в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».
После выполнения упражнения, нужно предложить детям рассказать друг другу о цветах, которые носят их имена, поделиться своими чувствами.
Беседа.
«А теперь вспомним, с какими чувствами мы с вами познакомились».
Показываем пиктограммы, дети угадывают.
Упражнение «Превращение».
Цель: совершенствовать умения различать чувства.
«Сейчас каждый из вас превратиться в любое животное, кто в какое хочет. И каждый выберет любое чувство, и от имени этого животного будет заканчивать фразу: «Я мышка. Я боюсь, когда…»
Коллективное рисование «Русские горки».
Педагог предлагает детям на большом ватмане заготовку. Простым карандашом нарисованы вагончики с непрорисованными лицами детей. Дети обводят все линии красками и каждый рисует на лице свою эмоцию.
Обсуждение рисунка.
Упражнение «Заплетаем косу»
В этом упражнении используются фибероптические волокна, меняющие цвет по всей длине, напоминая разноцветный водопад. Выполнять упражнения можно стоя, сидя, лежа. Перебирая волокна по одному, ребенок должен продолжить фразу «Я самый…», говоря о своих хороших качествах, либо придумывая желаемые.
Подведение итогов занятия.
Прощание.
Упражнение «Какое у тебя настроение»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите магнитный смайлик (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению и повести на магнитную доску. До свидание!
Анализ результативности.
Оценка эффективности работы
Эффективность данной программы отслеживалась по данным диагностики в начале года и обследования детей после проведения занятий.
Методики:
Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста следующие:
•Эмоциональное состояние детей по картинкам(Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина)
•Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)
•Методика «Лесенка» (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)
•Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой)
(Приложение 2-5)
Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Согласно этой методики проводились индивидуальные беседы. В исследовании определялся уровень выраженности восприятия графического изображения эмоций; изучалось то, насколько испытуемые понимают и осознают эмоциональное состояние других людей и свое собственное, и каким образом они выражают свои эмоции.
Таблица №3
Эмоциональное состояние | Знание эмоций (%) | |
В начале года | После проведения занятий | |
1.Гнев | 100% | 100% |
2.Страх | 70% | 100% |
3.Грусть | 100% | 100% |
4.Удивление | 80% | 100% |
5.Радость | 100% | 100% |
6.Спокойствие | 80% | 100% |
Как видно из таблицы 3, графические изображения эмоциональных состояний: Из 24 человек «Радость», «Грусть», «Гнев» у детей не вызывают затруднений. Наиболее трудными для восприятия оказались графические изображения эмоциональных состояний: «Страх» знают 16 человек, «Удивление» знают19 человек, «Спокойствие» знают 19 человек.
После проведения развивающих занятий графические изображения эмоциональных состояний не вызывает затруднений.
.
Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Тестирование проводится в начале года и после проведения занятий. Экспериментальный материал - 14 типов рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни старшего дошкольника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.
Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, педагог даёт инструкцию.
Анализ данных. Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И. Т.), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14)
Данные протокола заносятся в таблицу, где вычисляется индекс тревожности каждого ребёнка.
Таблица №4
Имя ребенка | Вычисление ИТ в начале года | ИТ(%) | Вычисление ИТ после проведения занятий | ИТ(%) |
| ИТ=10:14*100 | 71,4 | ИТ=7:14*100 | 50,0 |
| ИТ= 8:14*100 | 57,1 | ИТ=5:14*100 | 35,7 |
| ИТ=5:14*100 | 35,7 | ИТ= 3:14*100 | 21,4 |
| ИТ=1:14*100 | 7,1 | ИТ= 2:14*100 | 14,3 |
| ИТ= 8:14*100 | 57,1 | ИТ=6:14*100 | 42.8 |
| ИТ =7:14*100 | 50,0 | ИТ=6:14*100 | 42,8 |
| ИТ=3:14*100 | 21,4 | ИТ=4:14*100 | 28,5 |
| ИТ=2:14*100 | 14,3 | ИТ=2:14*100 | 14,3 |
| ИТ=5:14*100 | 35,7 | ИТ=4:14*100 | 28,5 |
| ИТ =7:14*100 | 50,0 | ИТ=5:14*100 | 35,7 |
| ИТ=9:14*100 | 64,2 | ИТ=7:14*100 | 50,0 |
| ИТ=8:14*100 | 57,1 | ИТ=6:14*100 | 42,8 |
| ИТ=2:14*100 | 14,3 | ИТ=1:14*100 | 7,1 |
| ИТ =11:14*100 | 78,5 | ИТ=7:14*100 | 50,0 |
| ИТ=12:14*100 | 85,7 | ИТ=9:14*100 | 64.2 |
| ИТ=2:14*100 | 14,3 | ИТ=2:14*100 | 14,3 |
| ИТ=5:14*100 | 35,7 | ИТ=2:14*100 | 14,3 |
| ИТ=6:14*100 | 42,8 | ИТ=5:14*100 | 35,7 |
| ИТ=3:14*100 | 21,4 | ИТ=2:14*100 | 14,3 |
| ИТ=5:14*100 | 35,7 | ИТ=3:14*100 | 21,4 |
| ИТ=5:14*100 | 35,7 | ИТ=5:14*100 | 35,7 |
| ИТ=6:14*100 | 35,7 | ИТ=4:14*100 | 28,5 |
| ИТ=6:14*100 | 35,7 | ИТ=6:14*100 | 35,7 |
| ИТ=4:14*100 | 28,5 | ИТ=4:14*100 | 28,5 |
Методика «Лесенка»
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Таблица №6
Имя ребенка | Самооценка в начале года | Самооценка после проведения занятий |
| адекватная | адекватная |
| заниженная | заниженная |
| адекватная | адекватная |
| адекватная | адекватная |
| адекватная | адекватная |
| завышенная | адекватная |
| заниженная | адекватная |
| адекватная | адекватная |
| заниженная | заниженная |
| заниженная | адекватная |
| завышенная | завышенная |
| завышенная | завышенная |
| завышенная | адекватная |
| завышенная | адекватная |
| заниженная | адекватная |
| адекватная | адекватная |
| заниженная | адекватная |
| адекватная | адекватная |
| адекватная | адекватная |
| завышенная | завышенная |
| адекватная | адекватная |
| завышенная | завышенная |
| заниженная | заниженная |
| адекватная | адекватная |
Таблица №7
Адекватная самооценка | Заниженная самооценка | Завышенная самооценка | |||
В начале года | После проведения занятий | В начале года | После проведения занятий | В начале года | После проведения занятий |
42% | 72% | 29% | 12% | 29% | 16% |
После проведения методики «Лесенка» мы видим следующие результаты, адекватная самооценка выросла с 10 человек до 17 человек. Заниженная самооценка уменьшилась с 7 человек до 3детей. Завышенная так же уменьшилась с 7 человек до 4 человек. Мы видим хороший результат после проведения занятий.
Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»
Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься ...».
Таблица №8
Выраженные страхи | У девочек | У мальчиков | ||
В начале года | После проведения занятий | В начале года | После проведения занятий | |
1.Страх перед нападением | 80% | 70% | 50% | 50% |
2.Страх умереть | 100% | 80% | 60% | 50% |
3. Страх смерти своих родителей | 100% | 90% | 60% | 60% |
4.Страх перед папой и мамой | 90% | 90% | 70% | 60% |
5. Страх перед наказанием | 80% | 80% | 100% | 100% |
6. Страх чудовища | 40% | 40% | 70% | 70% |
7. Страх глубины | 60% | 60% | 40% | 40% |
8. Страх пожара | 50% | 40% | 50% | 50% |
9. Страх высоты | 80% | 80% | 40% | 40% |
10. Страх перед стихией | 60% | 60% | 50% | 40% |
11. Боязнь врачей и боли | 100% | 100% | 30% | 30% |
12. Страх уколов | 90% | 90% | 40% | 40% |
13. Боязнь крови | 70% | 60% | 40% | 40% |
14. Страх перед неожиданными звуками | 60% | 50% | 30% | 30% |
15. Страх темноты | 40% | 40% | 60% | 50% |
16. Страх увидеть плохой сон | 60% | 60% | 30% | 30% |
17. Страх замкнутого пространства | 60% | 50% | 40% | 40% |
18. Страх войны | 70% | 70% | 70% | 70% |
19.Страх огня | 60% | 60% | 50% | 50% |
20 Страх больших улиц | 20% | 20% | 30% | 30% |
Возрастные особенности страхов:
Старший дошкольный возраст - страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны.
У девочек: страх смерти, страх смерти своих родителей, страх заболеть, наказания, перед засыпанием.
У мальчиков: страх войны, страх темноты, страх чудовища, страх перед наказанием, страх перед папой и мамой.
После проведения занятия мы видим что страхи в основном остались, динамика просматривается по этой методике очень слабая.
Вывод:
Из диагностики которую провели после занятий видно что данная программа помогает решить многие проблемы детей, она благоприятно влияет на психическое состояние детей старшего дошкольного возраста. Работая по этой программе достигли предполагаемого результата.
Предполагаемый результат:
Приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе. Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние. Имеют представление о способах выражения собственных эмоций.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Все без исключения эмоции полезны, если мы осознаем их и “ладим” с ними, то тогда мы сможем ими управлять. Но если мы прячем их за “ширму”, они, во-первых, будут недоступны, когда понадобятся, ведь мы их не одолеем, если подведет “ширма”, прорвись они – нам, же и повредят.
Как показывает маленький опыт работы нашей сенсорной комнаты(1 год). Можно сделать выводы о том, что богатство положительных эмоций в условиях сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей, новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями. Диагностические данные и наблюдения за детьми, позволяют сделать выводы о выраженном положительном воздействии сенсорной комнаты. Очарование «живой сказки», создающей радостное настроение в сочетании с набором благоприятных воздействий на организм ребенка делают сенсорную комнату незаменимой при множестве состояний как средства оздоровления и профилактики ухудшения состояния здоровья детей. Волшебный мир сенсорных комнат не оставляет равнодушным никого. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует все сенсорные процессы; создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; возбуждает интерес к исследовательской деятельности; развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.
Перспективу своей деятельности вижу в продолжении работы по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников. И развитии активной деятельности в тесном сотрудничестве с семьей воспитанников, постоянный поиск и внедрения современных технологий.
Литература.
1.Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7лет). – М.: Книголюб, 2004.
2.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.
3.Крюкова С.В. , Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000.
4.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие: 4 том. М.: Генезис, 2000.
5.Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. М.: Генезис, 2003.
6.Хухлаева О.В., Хухлаева О. Е., Первушина И.М. Тропинка к своему я. М.: Генезис, 2004.
7.Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред.М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
8.Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Сенсорная комната
9.Сенсорная комната. Аннотация и методические рекомендации по использованию. Санкт – Петербург; Методическое обеспечение
10. Колос Г.Г. Сенсорная комната в ДОУ. - М.: АРКТИ, 2010
11. ТитарьА.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. - М.: АРКТИ, 2008.
Предварительный просмотр:
Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»
Подготовка исследования. Подобрать картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.
Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет проводятся 2 серии.
Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку».
Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»
Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.
Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психологии». – М., 1995.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".
Ты боишься:
1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп: медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;
страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
страх смерти (своей);
боязнь животных ;
страхи сказочных персонажей;
страх темноты и кошмарных снов;
социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств.
Предварительный просмотр:
Лесенка
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы
записывают.
Анализ результатов: Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.
Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.
Способ выполнения задания | Тип самооценки |
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». | Неадекватно завышенная самооценка |
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». | Завышенная самооценка |
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. | Адекватная самооценка |
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». | Заниженная самооценка |
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.