Авторский проект "Мнемотехника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация проекта "Мнемотехника" | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер , А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей. Одной из них является мнемотехника - - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить заучивать стихи, используя мнемотаблицы . Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям . Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений . Рассмотрим действие мнемотаблицы на примере, как это происходит. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или сказка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка . Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде . В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель проекта Научить участников проекта использовать технологию мнемотехника в процессе заучивания стихов. Задачи проекта Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, принимать активное участие в образовательном процессе; Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач; Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Продолжительность проекта: 1 неделя Участники проекта : Педагог-психолог; Воспитатели; Дети старшего дошкольного возраста; Родители
Реализация проекта: Подготовительный этап – Определение проблемы. Было замечено, что некоторые дети испытывают трудности в заучивании стихов, затрудняются в понимании некоторых слов и понятий, встречающихся в стихах. Подбор методов и материалов. Для коррекции этих трудностей, было решено использовать приём мнемотехники, который облегчает запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Этап изготовления мнемотаблиц . На этом этапе были подобраны стихи, соответствующие лексической теме – «Перелетные птицы». По этим стихам были изготовлены мнемотаблицы . Дети и родители принимали непосредственное участие в их изготовлении - дети раскрашивали, а родители придумывали новые способы кодирования, рисовали и приносили картинки для таблиц.
В процессе работы использовался алгоритм работы с мнемотаблицей : Введение элементов схем, символов. Например, обозначения: цвета, формы, величины, действия . Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален. Введение отрицаний. Например, не большой, не круглый, не съедобный Сочетание символов, «чтения» цепочки символов. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор. Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществляется пересказ стихотворения
Такие мнемотаблицы у нас получились
Этап заучивания стихов по мнемотаблицам
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Спасибо за внимание!