Авторский проект "Мнемотехника"

Горбачёва Ольга Евгеньевна
Цель проекта:
Научить участников проекта использовать технологию мнемотехника в процессе заучивания стихов.
Задачи проекта:
žСпособствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
žСпособствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
žСпособствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
žСпособствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Нарисуем стихи» Использование мнемотехники при заучивании стихов детьми старшего дошкольного возраста Педагог-психолог Горбачёва О.Е . МБДОУ ДСКВ №5 «Крепыш» г.Мегион - 2013 г.

Слайд 2

Актуальность проекта В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер , А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей. Одной из них является мнемотехника - - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Слайд 3

Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить заучивать стихи, используя мнемотаблицы . Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям . Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений . Рассмотрим действие мнемотаблицы на примере, как это происходит. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или сказка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Слайд 4

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка . Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде . В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Слайд 5

Цель проекта Научить участников проекта использовать технологию мнемотехника в процессе заучивания стихов. Задачи проекта Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Слайд 6

Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, принимать активное участие в образовательном процессе; Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач; Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Слайд 7

Продолжительность проекта: 1 неделя Участники проекта : Педагог-психолог; Воспитатели; Дети старшего дошкольного возраста; Родители

Слайд 8

Реализация проекта: Подготовительный этап – Определение проблемы. Было замечено, что некоторые дети испытывают трудности в заучивании стихов, затрудняются в понимании некоторых слов и понятий, встречающихся в стихах. Подбор методов и материалов. Для коррекции этих трудностей, было решено использовать приём мнемотехники, который облегчает запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Слайд 9

Этап изготовления мнемотаблиц . На этом этапе были подобраны стихи, соответствующие лексической теме – «Перелетные птицы». По этим стихам были изготовлены мнемотаблицы . Дети и родители принимали непосредственное участие в их изготовлении - дети раскрашивали, а родители придумывали новые способы кодирования, рисовали и приносили картинки для таблиц.

Слайд 10

В процессе работы использовался алгоритм работы с мнемотаблицей : Введение элементов схем, символов. Например, обозначения: цвета, формы, величины, действия . Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален. Введение отрицаний. Например, не большой, не круглый, не съедобный Сочетание символов, «чтения» цепочки символов. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор. Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществляется пересказ стихотворения

Слайд 11

Такие мнемотаблицы у нас получились

Слайд 12

Этап заучивания стихов по мнемотаблицам

Слайд 13

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Слайд 14

Спасибо за внимание!