Взрослые войны в детском саду: как помирить родителей и воспитателей.

Иргашева Елена Вениаминовна

Статья посвещена взаимоотношениям в едином образовательном пространстве "Детский сад-семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzroslye_voyny_v_detskom_sadu.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

 

Отдавая ребёнка на целый день в руки чужих людей, сложно удержаться от попыток контролировать происходящее в саду. Однако это провоцирует конфликты, от которых в итоге страдают дети.

- Бывает ли, что родители общаются с воспитателями в садике без конфликтов и недопонимания?

         - Сложности при работе с людьми неизбежны, особенно в наше время, когда конфликт стал практически нормой общения. В детском саду, как и в любом другом месте, где сталкиваются интересы многих людей, стать участником спора очень легко. Но золотое правило от психологов: вас никто не сможет вовлечь в конфликт, если вы сами этого не пожелаете.

         Педагог может предвосхитить возможные конфликты, связанные с непониманием специфики работы детского учреждения. Например, чем больше информирован родитель на первом же собрании, предупреждён заранее, тем меньше вероятность того, что случится конфликт.  

         И наоборот, родителям желательно информировать воспитателей о каких-либо произошедших ситуациях дома, особенностях поведения ребёнка. Например: накануне вечером были гости, ребёнок  лёг спать поздно и не выспался, а оставить дома его, к сожалению, нет возможности. Если родители утром предупредят воспитателя о такой ситуации, то педагог будет с пониманием относиться к капризам и рассеянности на занятии.

         Именно отсутствие доверительного общения между работниками детского сада и родителями может породить отсутствие понимания и, как следствие, конфликты. Если воспитателю удалось выстроить взаимодействие с родителями, то в сложившейся нештатной ситуации всегда можно будет найти бесконфликтный выход совместными усилиями через уважительный диалог, а не унизительные крики и оскорбления.

 - Как  мы улучшаем отношения с родителями?

 - У взрослых, которые впервые привели первого ребёнка в детский сад, много страхов, вопросов, подозрений, отсутствие опыта и незнание особенностей работы детского учреждения. Поэтому важно на первом же родительском собрании познакомить их с возрастными особенностями развития, рассказать о проблемах, которые могут возникнуть в течение года, связанных с адаптацией, заболеваемостью, взаимоотношениями между детьми. Мы всегда подробно говорим о том, какие занятия будут проводиться с детьми, медицинские процедуры, какие специалисты будут работать с группой, какой график работы  детского сада, используем советы психологов.

         Когда родитель заранее слышит о том, что его ждёт впереди, то он не пугается и не рвётся в конфликт, поскольку уже предупреждён. Педагог в сложной ситуации, всегда может сослаться на свои слова на собрании, и на то, что опыт многолетней работы с детьми данного возраста говорит о возможности возникновения таких ситуаций.

         Когда родители вовлечены в жизнь и деятельность детского сада, тогда они чувствуют свою причастность, разделяют заботы и хлопоты, относятся с пониманием к нелёгкой работе педагога.

Многие воспитатели из-за страха общения отгораживаются от тесного взаимодействия с родителями, которые, в свою очередь, начинают из-за отсутствия информации что-то додумывать, беспокоиться, настраивать друг друга против воспитателей, в связи, с чем и возникают конфликты.

Мы предложили своим родителям участвовать в группе  - сообществе в «Одноклассниках», где они могут выражать свое мнение, обсуждать возникшие вопросы. Группу мы назвали « Единое пространство «Детский сад – семья».

         У нас же этим сообществом руководит творческая группа. Здесь много советов, пожеланий, объявлений. Также выкладываем мультфильмы по прочитанным сказкам, видео с участием ребят, аудиозаписи мелодий, под которые дети танцуют в группе, песенки, сказки, тексты стихотворений, которые разучиваем или просто читаем с ребятами. Это системная, продуманная работа, будет вестись в течение учебного года. Тут же есть фотографии повседневной жизни детей и праздников. В нашей группе можно задать вопросы администрации детского сада, получить советы и индивидуальные консультации, а также возможность провести виртуальную беседу со всей группой родителей (форма родительского собрания).  

         Понятно, что такая деятельность, не прописана ни в каких должностных инструкциях, но она здорово облегчает процесс взаимодействия. Родители видят работу воспитателей, понимают, что ребёнок, который хныкал и не хотел расставаться с родными утром, позже успокоился, играл, веселился, был вовлечён в жизнь группы, задействован в играх, а не сидел в уголке в ожидании мамы и плакал. Также фотографии, музыка, тексты стихотворений, здорово помогают молодым родителям, которые не всегда знают, чем дома заняться с малышом.

         Когда вечером родители рассматривают фотографии вместе с ребёнком, он может рассказать, что с ним произошло за день, вспомнить всё, пережить заново весёлые моменты, закрепить свои положительные результаты, что, несомненно, скажется на дальнейшей успешной  адаптации в садике.

         Однако,  компьютер компьютером, техника техникой, но виртуального общения недостаточно для установления прочных взаимоотношений в группе, поэтому мы регулярно организуем встречи с родителями.

- Что мы  делаем на этих мероприятиях?

 - Независимо от количества взрослых, раз в месяц мы знакомимся с тем, как лучше выбрать книгу для ребёнка, какие задачи решает чтение, как увлечь детей, какие краски, карандаши, пластилин лучше для тех или иных ситуаций. Также изучаем нестандартные подходы к решению сложных задач по вовлечению ребёнка в пока непонятную для него деятельность и многое-многое другое. Каждое занятие имеет свою тему, цели и задачи. Часто мы приглашаем и специалистов: музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре.

         Помимо основной задачи - познакомить родителей с тем или иным видом деятельности подробнейшим образом, научить продуктивно взаимодействовать с ребёнком, такие занятия сближают педагога и родителя. Все участники заводят дружеские отношения между собой в процессе взаимодействия на занятиях, ведь это не скучные лекции, а практические встречи, где мамы и папы могут ненадолго встать на место своего ребёнка. Дружеские отношения между родителями тоже положительно влияют на микроклимат группы.

         Например, занятие «Адаптация к детскому саду» мы  всегда проводим в два этапа летом.  Вначале, используя наглядные материалы, подробно рассказываем  родителям о том, что могут и любят дети данного возраста делать вместе со взрослыми. Показываем, как организовывать и проводить занятия с детьми, будь то лепка, аппликация, рисование, конструирование. Что развивает такая деятельность, как заинтересовывать малыша. В конце занятия проводим мастер-класс. Но не для детей, а именно для взрослых. Многие родители давно не брали в руки карандаши, цветную бумагу, не манипулировали с мелкими деталями. На первых занятиях главная цель познакомить родителей между собой, чтобы родители знали, как звать друг друга, сплотить новый коллектив, организовать на работу по взаимодействую с детским садом.

Для вовлечения тех, кто ещё не участвовал, мы  используем   маленькие хитрости. Например, упомянутые выше мастер-классы, после которых все уходят домой с хорошим настроением и сувениром, изготовленным собственными руками

- Наверное, приходится убеждать в  эффективности этой методики не только родителей, но и других воспитателей?

 - Перед тем как проводить такие встречи с родителями,  у нас каждую пятницу в течение двух лет был «Творческий час», где каждый воспитатель показывал мастер классы по изготовлению поделок, сувениров, игрушек и д.т.

 Есть у нас задумка - факультатив  на тему «Работа с семьёй».

 Например,  какой-то папа приходит и учит детей играть в шахматы. В наше время, когда большинство хочет непременно получить деньги за свою работу, такое представить трудно. И всё-таки, мы  пришли  с инициативой к заведующему,  и предложить раз в  месяц проводить какой-то интересный и познавательный урок силами не только педагогов, но и родителей. Мы думаем, это будет интересный опыт, и именно подобные встречи лучше всего помогут выстроить тесные взаимоотношения с садиком, воспитателями и главное – улучшат отношения с собственным ребёнком.

         

К сожалению, сейчас такое время, когда родителям зачастую важнее на два часа задержаться на работе, а не провести это время со своим ребёнком. При этом мы забываем, что дети растут, а мы упускаем важнейший период, когда закладываются основы основ и, главное, модель взаимоотношения между родителями и детьми, именно поэтому в садике пример родителей особенно важен для ребёнка.

- А если воспитатель не хочет выводить общение на новый уровень, что могут сделать родители без него?

 - От чего хочется предостеречь пап и мам, так это диктовать свои методы и приёмы. Педагоги годами нарабатывают опыт, который складывается на многих примерах, ситуациях, с совершенно разными детьми и родителями. Ему удобнее самому нащупать ту золотую середину, тот баланс, который поможет удерживать всю эту сложную конструкцию взаимоотношений детей, родителей, воспитателей. Зачастую взрослые, которые даже с одним своим ребёнком не могут выстроить нормальные отношения, приходят и начинают пытаться навязать свою модель поведения, это большая ошибка. Замечательно, когда родители могут предложить помощь, поинтересоваться что необходимо, где-то подсказать, но, ни в коем случае, не пытаться удержать какое-то лидерство в отношениях с воспитателем. Ведь только педагог целый день проводит с детьми, знает всех родителей, все семьи, как лучше поступить в той или иной ситуации.

 Хотя, я сейчас, наверное, идеализирую, и, тем не менее, родителям легче подстроиться под работу двух воспитателей, чем воспитателям - под 25 детей, а также родителей, помноженных на два, и бабушек.

 Только понимание, что сотрудничество, взаимоуважение, желание услышать и понять друг друга помогут родителям и воспитателям стать соратниками. Ведь мы вместе делаем одно и то же дело, а иначе будет как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука».