2 "Психологическое здоровье педагогов - залог психологического благополучия школьников"
Опубликовано 11.05.2014 - 17:30 - Пузаренко Марина Александровна
В январе 2014г. – 1 место в региональном конкурсе педагогов «Профессионалы» в направлении – «Презентации и их роль в образовательном процессе», тема презентации «Психологическое здоровье педагогов залог психологического здоровья школьников».
Скачать:
Подписи к слайдам:
Проявлениями педагогической гибкости считаются: способность создавать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, менять освоенные способы (стратегии) выполнения задания, способность видеть объект под новым углом зрения, умение свободно переносить и трансформировать приобретенный опыт в новые ситуации. Гибкость ума проявляется в использовании предлагаемых идей, даже если они противоположны собственным, в нахождении выхода даже из безвыходных ситуаций. Изучение рассматриваемого феномена востребовано практикой, констатирующей, что педагог зачастую не готов к большим интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, с трудом меняет свое поведение в сложных, непредсказуемых ситуациях. С увеличением стажа работы у него возрастает стереотипность, шаблонность мышления, закрепляются защитные психологические механизмы, ведущие, к повышению авторитарности, неспособности принять другую точку зрения, ригидности поведения. Все это препятствует взаимопониманию педагога и ребенка, сказывается на их психологическом здоровье.
Самоанализ педагогических ситуаций
Развитию гибкости педагога способствует использование следующих методов и приемов:
Мозговой штурм
Психологические загадки и задачи с нахождением нестереотипных ответов
Самоанализ поведения в сложных жизненных ситуациях
Развитие мыслительной гибкости и т.д.
Высокий уровень общего интеллектуального развития и профессиональной подготовки
Позитивную Я-концепцию
Гибкость в методах обучения
Способность к самоанализу (психологическая чуткость)
Стремление к результативности, личностному и профессиональному росту
Эмоциональную стабильность (доброжелательный стиль взаимоотношений)
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Ψ
Качества, помогающие педагогу сохранить психологическое здоровье:Хорошее здоровье, забота о своем физическом состоянии.Высокая самооценка, уверенность в своих возможностях.Опыт преодоления профессионального стресса.Способность конструктивно меняться в напряженных условиях.Открытость.Общительность.Самостоятельность.Оптимизм.
ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ ПЕДАГОГА НА УСПЕШНОСТЬУЧАЩИХСЯ
Поведение педагога
с высокой самооценкой
с низкой самооценкой
ОБЩЕНИЕ
доброжелательное, ясное, подбадривающее, прямое
неопределённое, подозрительное, настороженное
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ
уравновешенный
обвиняющий (заискивающий, оправдывающийся)
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
современные, гибкие, открытые, гуманные
устаревшие, скрытые, запрещающие, жёсткие
РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
логичный, ожидаемый
хаотичный, случайный
!
!
!
!
Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.
Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.
1.Информирование педагоговЦель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить психологическое здоровье и работоспособность.
Выпуск буклетов, памяток.Выступление на педсовете, собрании коллектива.
2.Эмоциональная поддержка и стимулирование Цель: создание хорошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации
3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагоговНепрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов . Организация работы творческих групп.
Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!Пусть в этот учебный год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания!Пусть листы календаря сменяются,оставляя в памяти яркие события и приятные эмоции ,а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки!Всего вам большого и светлого...
Самоанализ педагогических ситуаций
Развитию гибкости педагога способствует использование следующих методов и приемов:
Мозговой штурм
Психологические загадки и задачи с нахождением нестереотипных ответов
Самоанализ поведения в сложных жизненных ситуациях
Развитие мыслительной гибкости и т.д.
Высокий уровень общего интеллектуального развития и профессиональной подготовки
Позитивную Я-концепцию
Гибкость в методах обучения
Способность к самоанализу (психологическая чуткость)
Стремление к результативности, личностному и профессиональному росту
Эмоциональную стабильность (доброжелательный стиль взаимоотношений)
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Ψ
Качества, помогающие педагогу сохранить психологическое здоровье:Хорошее здоровье, забота о своем физическом состоянии.Высокая самооценка, уверенность в своих возможностях.Опыт преодоления профессионального стресса.Способность конструктивно меняться в напряженных условиях.Открытость.Общительность.Самостоятельность.Оптимизм.
ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ ПЕДАГОГА НА УСПЕШНОСТЬУЧАЩИХСЯ
Поведение педагога
с высокой самооценкой
с низкой самооценкой
ОБЩЕНИЕ
доброжелательное, ясное, подбадривающее, прямое
неопределённое, подозрительное, настороженное
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ
уравновешенный
обвиняющий (заискивающий, оправдывающийся)
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
современные, гибкие, открытые, гуманные
устаревшие, скрытые, запрещающие, жёсткие
РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
логичный, ожидаемый
хаотичный, случайный
!
!
!
!
Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.
Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.
1.Информирование педагоговЦель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить психологическое здоровье и работоспособность.
Выпуск буклетов, памяток.Выступление на педсовете, собрании коллектива.
2.Эмоциональная поддержка и стимулирование Цель: создание хорошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации
3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагоговНепрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов . Организация работы творческих групп.
Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!Пусть в этот учебный год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания!Пусть листы календаря сменяются,оставляя в памяти яркие события и приятные эмоции ,а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки!Всего вам большого и светлого...