работа с детьми
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Сказка».
Адаптированная программа работы педагога-психолога
«Детство».
Составил:
педагог – психолог
Е.А. Мельникова
Вихоревка, 2013 г.
Ведущие цели общеобразовательной программы:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Гуманистическая цель современного дошкольного образования заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создании условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка. Поэтому сопровождение дошкольника, как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно обеспечивать защиту прав детей на развитие и образование, на сохранение психологического здоровья.
Задачи:
- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника; сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников ДОУ; коррекция психических и поведенческих функций детей; информационно-просветительская работа с родителями и педагогами; работа по преемственности социальных сфер с ДОУ.
Нормативно правовое обеспечение деятельности педагога – психолога.
- Международные акты в области охраны прав и законных интересов ребенка.
- Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12 ФЗ.
- Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06. 1999 г.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-Ф3 (в ред. от 20.07.2000 г.).
- Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ» № 636 от 22.10.1999.
- Постановление правительства РФ № 612 от 26.06.1995 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ».
- Постановление правительства РФ № 612 от 26.06.1995 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
- Письмо Мо РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
- Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
- Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886-6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
Педагога-психолога службы практической психологии
образования России
Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования,
проходившем в мае 2003 г. в г. Москве.
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
Основные этические принципы деятельности психолога
Этические принципы призваны обеспечить:
- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
- защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
- сохранение доверия между психологом и клиентом;
- укрепление авторитета психологической службы образования, среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Основными этическими принципами являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.
1. Принцип конфиденциальности
1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 14-летнего возраста).
7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.
2. Принцип компетентности
1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
3. Принцип ответственности
1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
З. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
4. Принцип этической и юридической правомочности
1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.
2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.
3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.
4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.
2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.
З. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.
6. Принцип благополучия клиента
1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.
3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.
7. Принцип профессиональной кооперации
1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.
3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
8. Принцип информирования клиента
о целях и результатах обследования
1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 14 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.
2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.
5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.
Психолого – педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
Цель психолого-педагогического сопровождения в МКДОУ детский сад «Сказка» обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в ДОУ. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
- Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
- Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- Творческая организация (креативность) образовательного процесса;
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- Уважительное отношение к результатам детского творчества;
- Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;
- Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
- Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет
быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.
Основные субъекты психологического воздействия:
- дети;
- педагоги;
- родители.
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию детского сада и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог детского сада.
Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов детского сада.
Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.
Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
- Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
- Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
- Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
- Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
- Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;
- Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
- Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
- Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
- Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
- Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
- индивидуальное;
- групповое;
- на уровне детского сада.
Формы сопровождения:
- консультирование;
- диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- профилактика;
- просвещение.
Направления деятельности психолога:
Психологическое просвещение.
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение проходит в виде лекций, бесед на родительских собраниях, встречах в «Школе молодых матерей», организации просветительских стендов, выставок и т.д.; в виде семинаров, круглых столов, бесед для педагогов, участия в педсоветах, конференциях, ПМПк.
Психологическая профилактика.
Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Осуществляется она через диагностику, наблюдение, коррекционную или профилактическую работу с детьми, педагогами, родителями.
Психологическая диагностика.
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:
- выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
- определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
- раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
- определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.
Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета, дальнейшей развивающей или коррекционной работы. Диагностируются дети, педагоги, родители.
Коррекционная работа.
Направлена на снижение или устранение негативных психических проявлений, способствует формированию саморегуляционной функции поведения, благоприятной социализации, развитие полноценной личности. Коррекционная работа осуществляется ситуативно или длительно (1-9 месяцев), а в некоторых случаях до 3 лет; индивидуально и небольшими группами (2-5 человек), более крупными группами (8-15 человек).
Направления психолого-педагогического сопровождения.
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.
- Психолого-педагогическая диагностика детей раннего развития.
- Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития детей.
- Психолого – педагогическая диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы детей.
- Психолого – педагогическая диагностика школьной зрелости.
- Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей);
- психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность воспитательно – образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.
Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты,
различные службы и сами дети, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию детей в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.
Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:
Администрация детского сада.
Заведующий детского сада осуществляет непосредственное руководство в
системе психологического сопровождения:
- утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
- контролирует деятельность системы сопровождения;
- обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
- осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
- распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.
Зам.заведующего по УВР:
- руководство психолого-медико-педагогическим консилиумом;
- организация условий образовательного процесса (распределение нагрузки, составление регламента образовательной деятельности и т.д.);
- осуществление контроля за УВП (посещение занятий, индивидуальные консультации с педагогами, мониторинг развития и т.д.);
- организация производственных совещаний, заседаний МО, обучающих семинаров и т.д.
Педагог-психолог.
Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в
соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:
- консультирование
- просвещение;
- профилактика;
- коррекционно-развивающая деятельность;
- диагностика;
- экспертиза.
Психолого – педагогическое обследование детей раннего возраста.
- Определение степени адаптации детей.
Инструментарий:
- Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада - М.И. Студеникин, Ю.А. Макаренко А.И. Баркан.
- «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение», 1986г. К.Л.Печёра, Л.Г.Голубева, Г.В. Пантюхина. Лист адаптации
- Проведение диагностики – определение уровня нервно – психического развития детей. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение»,1986г. К.Л.Печёра, Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина
- Диагностика нервно-психического развития - К.Л. Печёра, Г.В. Пантюхина карта развития ребёнка по эпикризным срокам (Приложение №2)
- Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
- Представление результатов на педагогических советах, совещаниях.
- Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
- Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
Психолого – педагогическое обследование уровня умственного развития детей.
- Проведение диагностики.
Инструментарий:
- «Психолого-педагогическая диагностика развития детей»/под ред.Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007.
- «Проблемные дети:основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003.
- «Диагностика развития понятийных форм мышления»/В.М.Астапов – М.: АРКТИ, 2000.
- Протокол обследование ребёнка «Тест детской тревожности»
- Протокол обследования ребёнка к Методике «Цветовая социометрия»
- Заключение по результатам психологического обследования
- Исследование особенностей познавательной деятельности и особенности моторной функции.
- Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
- Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
- Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
Психолого – педагогическое обследование личностной и эмоционально – волевой сферы детей.
- Проведение диагностики.
Инструментарий:
- Методика “Рисунок семьи” Хоментаускас Г.Т.
- “Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
- Методика “Страхи в домиках” модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)
- Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
- Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
- Методика “Эмоционально-цветовой аналогии” А. Лутошкин (углубленная диагностика) (Приложение №4)
- Изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
- Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий.
- Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
Психолого – педагогическое обследование школьной зрелости.
- Проведение диагностики.
Инструментарий:
- «Диагностика готовности ребёнка к школе»/Под ред.Н.Е.Вераксы.-М.:, 2007.
- Психодиагностическое обследование (Методика Л.А.Ясюковой)
- Методика самооценки «Лесенка» (Дамбо)
- Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова)
- Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)
- Зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер
- Исследование особенностей познавательной деятельности.
- Диагностика школьной мотивации.
- Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
- Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
- Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
Просветительская и психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.
- Организация «Школы молодых матерей».
- Организация постоянно действующего семинара для педагогов по вопросам
современной педагогической психологии.
- Ведение Интернет-блога, Интернет-странички для родителей по вопросам воспитания.
- Организация информационных стендов, выставок с консультациями, фотографиями, схемами и т.д.
- Индивидуальное и групповое консультирование.
Психопрофилактическая работа.
Направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы.
Работа с детьми проводится в форме игр, творческих упражнений, тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.
Групповые психопрофилактические занятия:
Младшие группы:
- адаптация детей;
- осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
- доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
- развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Средние группы:
- развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
- доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
- развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;
Старшие группы:
- коммуникативные навыки;
- творческие и познавательные способности;
- эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
- способность к дифференциации эмоциональных состояний.
Подготовительные группы:
- готовность к школе (личностная и мотивационная);
- коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
- способность к дифференциации эмоциональных состояний;
- творческие способности и совершенствование познавательных процессов.
Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
Психологическое просвещение
Педагог-психолог принимает участие в родительских собраниях с целью обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе ДОУ, возрастных особенностей детей 6-7 лет, параметров психологической готовности ребенка к обучению в школе, информирования о программе работы педагога-психолога в группе. На итоговом родительском собрании обсуждаются результаты скринингового обследования, делаются рекомендации родителям будущих школьников.
Беседы с воспитателями по результатам диагностических обследований содержат рекомендации по работе с детьми группы развития.
В течение учебного года психопросветительская работа с родителями ведется через оформление стендового материала в виде брошюр и информационных листков.
Экспертная работа
1. Исследовать характер влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.
2. Участвовать в разработке нормативно – правовой и документационной базы для создания на базе ДОУ психолого-медико-педагогической комиссии по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.
3. Участвовать в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений.
4. Исследовать эффективность усвоения образовательной программы детьми. Сделать анализ в соответствии с психологическими характеристиками ребенка, дать рекомендации по оптимизации педагогического процесса.
5. Участвовать в формировании предметно-окружающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).
6. Следить за соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция бытовых процессов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).
7. Участвовать совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них навыков.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности ребёнка и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГТ и ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
- активное участие детей в жизни ДОУ, инициативность, творчество;
- бесконфликтное взаимодействие со сверстниками;
- отсутствие конфликтов с педагогами.
Психологическая эффективность:
- субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ДОУ;
- адекватная самооценка;
- сформированность Я – концепции личности;
- оптимальное развитием его способностей.
Содержание коррекционной работы
Перечень программ, технологий, пособий.
Программы технологии пособия | ||
Специальные программы | «От рождения до школы».Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. «Проблемные дети:основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003 | |
Основные методические пособия | «Психолого-педагогическая диагностика развития детей»/под ред.Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007. «Диагностика готовности ребёнка к школе»/Под ред.Н.Е.Вераксы.-М.:, 2007. «Практический психолог в детском саду»/ А.Н.Веракса, М.Ф. Гуторова.-М.:,2011 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста.–М., 2005 «Специальная психология»/под.ред.В.И.Лубовского.М.2005. Лютова Е.К. Монина Г.Б. «Психокоррекционная работа».М.2000. Ильина М.Н. «Подготовка к школе».Питер,2007. «Диагностика в детском саду».Ростов н/Д: «Феникс»,2004. Дробинская А.О. «Ребёнок с задержкой психического развития».М.:Школьная пресса,2005. Панфилова М.А. «Игротерапия общения».М.2000. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду».М.:ТЦ Сфера,2003. Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем».СПб.2008 Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е «Тропинка к своему Я»М.2005 «Психолог вдошкольномучреждении»/подред.Т.В.Лаврентьевой.М. Образцова Т.Н. «Психологические игры для детей»М.2005 Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми» Катаева Л.И. «работа психолога с застенчивыми детьми»М.2005 ШарохинаВ.Л. «К/Р занятия в младшей группе»М.2007 ШарохинаВ.Л. «К/Р занятия в средней группе» М.2004 Шарохина «К/Р занятия в старшей группе» М.2005 Катаев Л.И. «К/Р занятия в подготовительной группе» М.2005 ПгудкинаИ.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками»М.2007 ИльинаМ.В. «Развитие вербального воображения»М.2005 ГалановА.С. «Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до 3 лет»М.2006 Галанов А.С. «психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»М.2006 Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога»М.2006 Широкова Г.А. «Практикум для детского психолога» Ростов н/Д: «Феникс»,2006 Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей в детском саду»М.2010 Белова Е.С. «Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать»М.2004 | |
Дидактические материалы Технический материал | Картотека игр для гиперактивных детей. Картотека игр на сплочение детского коллектива. Картотека игр – приветствий для хорошего настроения. Картотека игр на развитие уверенности в себе. Азбука развития эмоций ребёнка. Методические рекомендации с приложением подборки загадок, логических задач и сюжетных картинок Настольные игры на развитие познавательных процессов. Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал. | |
Технические средства | Магнитофон Компьютер принтер |
Форма учета деятельности педагога-психолога.
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения.
2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования.
3. Журнал консультаций психолога.
4. Журнал учета групповых форм работы.
5. Карта психолого – медико - социальной помощи ребенку.
6. Программа работы педагога - психолога с группой.
7. Коррекционная работа.
8. Программа коррекционно-развивающих занятий.
9. Требования к авторским программам.
10. Аналитический отчет о работе педагога - психолога.
Участие педагога-психолога в образовательном процессе
формы, приёмы коррекционной работы
Дети | Педагоги | Родители |
-Наблюдение и анализ адаптационных возможностей -проведение диагностики нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста -диагностика возрастных и индивид.особенностей по запросам родителей, воспитателей -организация коррекционно-развивающей работы -проведение диагностики по определению готовности к школьному обучению -проведение развивающих занятий - организация интеллектуальных игр «Поле Чудес», «Сказочный КВН» | -Создание в группах психологически комфортной предметно-развивающей среды -участие в работе проблемных микрогрупп «За год до школы», «Ступеньки развития» -участие в педсоветах, ПМПк, медико-педагогических совещаниях -оказание психологической поддержки в исследованиях по темам самообразования -разработка и участие в интегрированных занятиях - оказание помощи в период проведения аттестации, конкурсов воспитательского мастерства. | - Организация и участие в работе клубов «Скоро в школу. В стране добрых сказок», «Школа молодых матерей» -участие в тематических встречах в Родительских гостиных -оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии -консультирование - изучение стиля семейного воспитания -организация совместных детско-родительских занятий, праздников. |
Перечень коррекционных мероприятий:
- обследование воспитанников;
- изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;
- заполнение речевых карт и карт обследования;
- анкетирование родителей;
- диагностика детей;
- выбор образовательного маршрута;
- подгрупповая и индивидуальная работа;
- консультирование родителей, индивидуальные беседы;
- консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;
- заседание коррекционной службы ДОУ;
- заседание ПМПк;
Психолого-педагогическое сопровождение организуется с момента поступления ребенка в детский сад прохождения им в процессе социальной адаптации. Проводится собеседование с мамой ребенка, выявляются особенности раннего развития и воспитания в семье и возможные факторы риска в анамнезе. Психолог совместно с воспитателями групп раннего возраста анализирует результаты диагностики нервно-психического развития и разрабатываются рекомендации дальнейшей развивающей работы с детьми.
Оказание психологической поддержки дошкольникам следующих возрастных групп состоит из таких этапов:
- наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной самостоятельной деятельности, диагностика сформированности возрастных показателей развития
- проведение индивидуального исследования личностных особенностей детей по запросам родителей и воспитателей
- включение старших дошкольников в групповые занятия с психологом профилактической направленности
- формирование психологической готовности детей к обучению в школе.
В диагностическо-коррекционной работе выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей, к ним относятся:
1. Адаптация ребёнка к ДОУ.
2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.
3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.
4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.
5. Готовность ребёнка к школе.
Уровень развития детей младшей группы определяется в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводится коррекционная-развивающая работа
В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. Планируется ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах.
В старшей и подготовительной к школе группе тестируются дети на предмет готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Кроме этого организуется работы с детьми группы риска, у которых выявлен повышенный уровень тревожности, агрессии.
В подготовительной к школе группе проводится родительское собрание, где родителей необходимо познакомить с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настроить на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя. Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи.
Цель обследования | Название, автор диагностики | Сроки | Итог обследования | Ответственный |
. | ||||
. | ||||
Изучение личности ребёнка с целью определения его психического развития | Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение | октябрь ноябрь | Заполнение индивидуальных карт | Педагог-психолог |
Обследование детей при переходе на новый возрастной этап | Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000. А.С. Галанов Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. Цветовой тест Люшера Тест Тулуз-Пьерона. | Сентябрь Май | Заполнение протоколов ПМПк | Педагог-психолог |
Определение уровня адаптивностираннего и младшего возраста к условиям ДОУ | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДУ. – М.: Книголюб, 2003. | Ноябрь | Протокол наблюдений. Заполнение справки. Рекомендации | Педагог-психолог |
Диагностика тревожности и изучение самооценки и уровня притязаний воспитанников | Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен – М., 2002. «Лесенка» В.Г.Щур. | Февраль | Мониторинг психологического здоровья | Педагог-психолог |
Изучение компонентов учебной деятельности подготовительных групп | Н.Е.Веракса Диагностика готовности детей к школе-М.2007 | Сентябрь Октябрь | Рекомендации. Составление планов коррекционной работы | Педагог-психолог |
Выявление динамики развития воспитанников определённых психических функций | Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000. А.С. Галанов Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. Цветные матрицы Ровена. Тест Тулуз-Пьерона. | Май | Учёт в перспективном планировании на следующий учебный год | Педагог-психолог |
Выявление универсальных учебной деятельности (УУД) | Комплект диагностических методик направленных на диагностику УУД | Апрель | Заполнение карты дошкольника | Педагог-психолог |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Сказка».
План совместной работы
логопеда и педагога-психолога
Составил:
педагог – психолог
Е.А. Мельникова,
логопед
В.И. Ашканова
Вихоревка, 2013 г
Контингент: дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Формы | Общие цели | Срок |
I | II | III |
Диагностирование детей: обследование речи и психического развития. Выявление детей группы риска. | Выявление речевых и психологических нарушений у детей группы риска. | IX-X 2012 г. |
Совместная деятельность на заседаниях ПМПк ДОУ. | Разработка плана по КРР с детьми группы риска. | В течение учебного года |
Взаимные консультации по проблемам, возникающим в процессе логопедической и психологической деятельности. | Уточнение заключений по результатам психолого-логопедической диагностики. | В течение учебного года |
Совместное консультирование педагогов ДОУ по вопросам воспитательно-образовательного процесса. | Выработка единой стратегии педагогического воздействия на ребёнка, с учётом его индивидуальных особенностей. | В течение учебного года |
Проведение совместных мероприятий по работе с педагогическим коллективом: семинары, деловые игры. | Использование речевого этикета в различных педагогических ситуациях. | 1 раз в квартал |
Совместные посещения занятий воспитателя с детьми. | Визуальное изучение ребёнка в различных видах деятельности. | 1 раз в месяц |
Взаимные консультации по проблемам, возникающим в процессе логопедической и психологической деятельности.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Сказка».
План совместной работы
логопеда и педагога-психолога по сопровождению воспитанников подготовительной к школе группы.
Составил:
педагог – психолог
Е.А. Мельникова,
логопед
В.И. Ашканова
Вихоревка, 2013 г
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога
в сопровождении детей по подготовке к обучению в школе.
Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей. Сотрудничество детского сада и семьи является необходимым условием успешности воздействии на ребенка.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью индивидуальной и коллективной форм работы. Мы используем в своей практике разнообразные формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, практикумы, совместные праздники.
Широко используем наглядно-информационные методы: записи на магнитофон и видеокамеру бесед с детьми, показ видеофрагментов различных видов деятельности детей, фотографии, стендовую информацию в картинках, папки-передвижки, памятки, консультации.
Многие родители не знакомы с психофизическими возможностями своих детей, которые в свою очередь позволяют им успешно овладевать различными видами деятельности, различными умениями и навыками, нормами поведения, необходимыми при обучении в школе. Поэтому возникла необходимость в разработке и проведении психологического практикума для родителей «Год перед школой».
План работы психологического практикума
для родителей «Год перед школой»
Цель: обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы.
Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми:
- Познакомить с играми, развивающими познавательную сферу ребенка;
- Показать возможность использования слова, как игрового средства общения с ребенком.
N | тема | цель |
1 | Мой ребенок. Какой он? | Помочь родителям внимательнее присмотреться к своему ребенку, лучше его узнать, здраво оценить возможности ребенка. |
2 | Формируем восприятие, наблюдательность. | Помочь родителям подобрать игры для детей, которые направлены на воспитание умения внимательно всматриваться в окружающий ребенка мир. |
3 | Развиваем память | Обучить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала |
4 | Развиваем внимание | Объяснить родителям понятие, что значит «внимательно заниматься». И как можно ребенка научить этому. |
5 | Формируем мышление | Проиграть с родителями в игры, направленных на развитие логики, умение обобщать, рассуждать и делать умозаключения. |
6 | Развиваем воображение | Познакомить родителей с играми, упражнениям, психологическими этюдами, способствующими развитию у детей воображения |
7 | Развиваем произвольное поведение | Дать определение «произвольного поведения» и показать родителям способы формирования его у детей. |
8 | Развиваем графические умения | Дать родителям советы, как готовить руку ребенка к письму. |
Занятия проводятся раз в 2 недели, продолжительностью 30 минут.
Планируемый результат: Успешность обучения ребенка в школе.
На занятиях практикума совместно с родителями обсуждаются проблемы предшкольной подготовки, даются практические советы и рекомендации, предлагаются различные игры и упражнения для развития психических процессов и речи.
Занятия практикума с элементами тренинга.
Тема «Формируем восприятие, наблюдательность»
Цель: помочь родителям подобрать игры для детей, которые направлены на воспитание умения внимательно всматриваться в окружающий ребенка мир.
Ход занятия.
- Мини-лекция. Значение формирования восприятия у ребенка.
- Игры.
Сенсорные способности | Развивающие игры Педагог-психолог Учитель-логопед | |
Восприятие целостного предмета | «Разрезные картинки» |
|
Игры на общее и различное |
| «Чем похожи, чем отличаются?» |
Восприятие сложных явлений | «Определи настроение» |
|
Восприятие времени | «Что бывает чаще?» |
|
Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств | «Что бывает самым?» | Д/и«Аукцион» |
Тема: «Развиваем память»
Цель: Обучить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала
Ход занятия.
1.Мини-лекция. Виды памяти. Произвольная память. Особенности развития памяти у девочек и у мальчиков.
2. Игры.
Виды памяти и приёмы | Развивающие игры | |
Педагог-психолог | Учитель - логопед | |
Прием «повторение» | «Купи в магазине» | «Стихи и перевертыши» |
Прием «Смысловое соотнесение» | «Пары картинок» | «Картинка помогает слову» |
Образная память | «Запомни предметы» | «Что изменилось?», «Чего не стало?» |
Словесно-логическая память | «Запомни картинки» | «Запомни рассказ» |
Оперативная память | «Каких картинок больше» |
|
Кратковременная память | «Запомни цифры» | «Послушайте, запомните, повторите», «Какое новое слово появилось?» |
Долговременная память |
| «Кто больше вспомнит слов?» |
Тема «Формируем мышление»
Цель: Проиграть с родителями в игры, направленных на развитие логики, умение обобщать, рассуждать и делать умозаключения
Ход занятия.
1.Мини-лекция. Виды мышления.
2.Игры.
Приемы и способности | Развивающие игры | |
Педагог-психолог | Учитель - логопед | |
Прием «сравнение» | «Найди вырезанные кусочки» |
|
Прием «обобщение» |
| «Найди общее» |
Прием «систематизации» | «Продолжи ряд предметов» | «Что к чему подходит?»
|
Прием «смысловое соотнесение» | «Что подходит?» | «Бывает – не бывает» |
Мысленное преобразование образа | «Головоломка с палочками» |
|
Ориентация в пространстве | «Где спрятана игрушка?» |
|
Планирование действий в уме. | «Найди все тропинки» |
|
Совместная работа психолога и логопеда с родителями определяет эффективность подготовки ребенка к обучению. Адаптация детей к школе проходит более успешно.