Конспект занятия для педагогов ДОУ по педагогическому общению
Данное занятие предназначено для воспитателей и специалистов дошкольного учреждения с целью формирования навыков эффективного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_pedagogov.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № 1
Тема: Понятие педагогического общения. Вербальные и невербальные средства общения.
Цель: Углубить знания педагогов об особенностях педагогического общения.
Задачи:
- Сформировать представление о педагогическом общении.
- Расширить поведенческий репертуар педагогов.
- Развивать умение публичных выступлений
Материалы: запись спокойной мелодии, карточки с словами
Ход занятия
- Приветствие и диагностика настроения педагогов.
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня у нас первое занятие в рамках семинара-практикума по педагогическому общению. Назовите, пожалуйста, имя, которым каждый участник может вас называть. А после этого оцените свое настроение по 5-балльной системе. ( Ведущий передает небольшую мягкую игрушку сидящему справа или слева от него).
- Знакомство с правилами работы в группе.
- Упражнение «Приветствие».
Участник должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, жестов, пантомимы (движения тела). Если приветствия однообразны, следует вспомнить, например, приветствия героев из фильмов или национальные способы приветствия.
- Объявление темы занятия и информирование педагогов об особенностях педагогического общения.
Педагог постоянно сталкивается с самыми различными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, к появлению напряженности в отношениях между воспитателем, родителем и коллегами.
А.С. Макаренко: «Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство».
Одной из серьезных проблем профессиональной деятельности педагога является преобладание в невербальном языке жестов доминирования, агрессивности, превосходства.
Средства общения подразделяются на вербальные и невербальные. (Информирование ).
4. Упражнение «Выступление без подготовки»
Каждому участнику предлагается выступить экспромтом, без специальной подготовки на любую тему. Продолжительность выступления 2-3 минуты. О предмете выступления участники узнают за несколько секунд до начала выступления.
Заранее готовятся «билеты» — слова на карточках, обозначающих темы выступлений. Они могут быть следующими:
• Название знакомых предметов, животных, например: гитара, корова, тюльпан.
• Слова без четкой предметной оболочки: полет, бег, плавание, аплодисменты.
• Слова, обозначающие явления и процессы: праздник, ураган, откровение.
Основные пункты формального содержания выступления:
• Определение.
• Внешность - внешний вид предмета, характерные признаки.
• «Внутренность» - состав и структура предмета.
• Среда - типичная обстановка, в которой встречается предмет.
• Использование — возможные способы.
• Происхождение.
• Перспективы — прогноз на будущее.
Можно пропустить некоторые пункты, добавить свои, использовать собственный способ выступления.
Вопросы для обсуждения:
• Удалось ли вам установить контакт с аудиторией? Если нет, то почему?
• Куда вы смотрели во время выступления? Почему?
• Было ли ваше выступление ярким, выразительным?
5. Упражнение «Передача чувств»
Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.
6. Упражнение «Слушание»
Группа делится на две части по 5—6 человек. В каждой из
их подгрупп один из участников садится в центр и в течение 3 минут высказывается по теме «Мужчина среди женщин и среди мужчин» или «Женщина среди мужчин и среди женщин». Члены группы должны слушать с полным вниманием, не спорить, не перебивать, воспринимая говорящего целиком.
Участник, находящийся в центре, должен говорить в течение всего отведенного для него времени; если же он высказал все до истечения времени, он все равно находится в центре круга. Затем по сигналу руководителя другой участник садится в центр и начинает говорить на эту же тему, время для него то же — 5—6 минут. После того как выступят все, происходит обмен мнениями и своими ощущениями.
7. Упражнение «Отражение чувств»
Все участники разбиваются на пары. Первый член пары произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сначала излагает своими словами содержание того, что услышал, а затем пытается определить чувство, которое испытывал его партнер в момент произнесения фразы. Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями.
8. Подведение итога занятия, диагностика настроения и рефлексия.
Сегодня мы с вами рассмотрели особенности педагогического общения, выполнили упражнения на отработку навыков эффективного общения. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, не понравилось, произвело наибольшее впечатление на вас. Оцените свое настроение в конце занятия.