Конспект занятия для педагогов ДОУ по педагогическому общению

Данное занятие предназначено для воспитателей и специалистов дошкольного учреждения с целью формирования навыков эффективного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_pedagogov.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 1

Тема: Понятие педагогического общения. Вербальные и невербальные средства общения.

Цель: Углубить знания педагогов об особенностях педагогического общения.

Задачи:

  1. Сформировать представление о педагогическом общении.
  2. Расширить поведенческий репертуар педагогов.
  3. Развивать умение публичных выступлений

Материалы: запись спокойной мелодии, карточки с словами

Ход занятия

  1. Приветствие и диагностика настроения педагогов.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня у нас первое занятие в рамках семинара-практикума по педагогическому общению. Назовите, пожалуйста, имя, которым каждый участник может вас называть. А после этого оцените свое настроение по 5-балльной системе. ( Ведущий передает небольшую мягкую игрушку сидящему справа или слева от него).

  1. Знакомство с правилами работы в группе.
  2. Упражнение «Приветствие».

Участник должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, жестов, пантомимы (движения тела). Если приветствия однообразны, следует вспомнить, например, приветствия героев из фильмов или национальные способы приветствия.

  1. Объявление темы занятия и информирование педагогов об особенностях педагогического общения.

Педагог постоянно сталкивается с самыми различными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, к появлению напряженности в отношениях между воспитателем, родителем и коллегами.

А.С. Макаренко: «Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство».

Одной из серьезных проблем профессиональной деятельности педагога является преобладание в невербальном языке жестов доминирования, агрессивности, превосходства.

Средства общения подразделяются на вербальные и невербальные. (Информирование ).

4. Упражнение «Выступление без подготовки»

                           Каждому участнику предлагается выступить экспромтом, без специальной подготовки на любую тему. Продолжительность выступления 2-3 минуты. О предмете выступления участники узнают за несколько секунд до начала выступления.

Заранее готовятся «билеты» — слова на карточках, обозначающих темы выступлений. Они могут быть следующими:

•    Название знакомых предметов, животных, например: гитара, корова, тюльпан.

•    Слова без четкой предметной оболочки: полет, бег, плавание, аплодисменты.

•    Слова, обозначающие явления и процессы: праздник, ураган, откровение.

Основные пункты формального содержания выступления:

•    Определение.

•    Внешность - внешний вид предмета, характерные признаки.

•    «Внутренность» - состав и структура предмета.

•    Среда - типичная обстановка, в которой встречается предмет.

•    Использование — возможные способы.

•    Происхождение.

•    Перспективы — прогноз на будущее.

Можно пропустить некоторые пункты, добавить свои, использовать собственный способ выступления.

Вопросы для обсуждения:

•    Удалось ли вам установить контакт с аудиторией? Если нет, то почему?

•    Куда вы смотрели во время выступления? Почему?

•    Было ли ваше выступление ярким, выразительным?

5. Упражнение «Передача чувств»

Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.

6. Упражнение «Слушание»

Группа делится на две части по 5—6 человек. В каждой из  
их подгрупп один из участников садится в центр и в течение 3  минут высказывается по теме «Мужчина среди женщин и среди мужчин» или «Женщина среди мужчин и среди женщин». Члены группы должны слушать с полным вниманием,   не спорить, не перебивать, воспринимая говорящего целиком.

 Участник, находящийся в центре, должен говорить в течение всего отведенного для него времени; если же он высказал все до истечения времени, он все равно находится в центре круга. Затем по сигналу руководителя другой участник садится в центр и начинает говорить на эту же тему, время для него то же — 5—6 минут. После того как выступят все, происходит обмен мнениями и своими ощущениями.

  7. Упражнение «Отражение чувств»

Все участники разбиваются на пары. Первый член пары произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сначала излагает своими словами содержание того, что услышал, а затем пытается определить чувство, которое испытывал его партнер в момент произнесения фразы. Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями.

8. Подведение итога занятия, диагностика настроения и рефлексия.

Сегодня мы с вами рассмотрели особенности педагогического общения, выполнили упражнения на отработку навыков эффективного общения. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, не понравилось, произвело наибольшее впечатление на вас. Оцените свое настроение в конце занятия.