Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии
Необходимость такой программы обусловлена тем, что дети, приходящие в наш Центр, нуждаются как в диагностике и коррекционных занятиях для развития познавательной сферы, так и в создании естественной стимулирующей среды, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищенно, сможет проявлять свою творческую активность. Песочницу также можно использовать в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее доступной для ребенка форме передаем ему знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии | 754 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор ОГКУ СО « СРЦ
для несовершеннолетних
Черемховского района»
____________Н. И. Полатова
«___»_____________2014г.
Программа
коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии
Составитель: педагог-психолог М.С.Матюшенко
Пояснительная записка
Необходимость такой программы обусловлена тем, что дети, приходящие в наш Центр, нуждаются как в диагностике и коррекционных занятиях для развития познавательной сферы, так и в создании естественной стимулирующей среды, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищенно, сможет проявлять свою творческую активность. Песочницу также можно использовать в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее доступной для ребенка форме передаем ему знания.
Песочная терапия основывается на теории Юнга, которая гласит, что в нашем бессознательном каждый встречающийся предмет образует некие связи. Ассоциативные. Обращаясь к этому типу терапии, мы снимаем внутреннее напряжение, повышаем уверенность в себе, раскрываем для себя новые пути развития. Так, прикасаясь к песку, мы ощущаем покой, а также вспоминаем все хорошее, что было связано с песком в детстве: кто-то ― жаркое лето и холодную речку, а кто-то ― морские камни и ракушки. А также неизменное палящее летнее солнце. Детство, беззаботность, счастье
Цели программы: Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.
Задачи:
1) релаксация, снятие мышечной напряжённости;
2) развитие зрительно-пространственной ориентировки;
3) концентрация внимания, памяти;
4) развитие логики и речи;
5) стабилизация эмоционального состояния;
6) развитие творческих (креативных) способностей;
7) способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка;
Работа с тактильными ощущениями имеет колоссальное значение для развития психики ребенка. Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику, кинестетическую чувствительность, ребенок учится прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, самоанализа, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Вот пример простого упражнения для знакомства с песочницей: психолог вместе с ребенком по очереди делают отпечатки кистей рук и описывают свои ощущения от прикосновения песка. Сначала у ребенка не хватает словарного запаса, чтобы описать свои ощущения, тогда взрослый приходит ему на помощь и вместе они делают еще несколько упражнений:
- скольжение ладонями по поверхности песка: зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, хвостик, веревочка и т.д.),
- те же движения выполняются ребром ладони,
- пройтись по поверхности песка каждым пальцем по очереди и одновременно, проговорить, чем отличается ощущение от мокрого песка и от сухого,
- далее можно группировать пальцы по два, три, создавать загадочные следы и фантазировать: чьи они?
Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, ребенок научится передавать свои ощущения словами.
Таким образом, появляется возможность готовить ребенка к обучению, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно - кинестетическое восприятие.
Проективные игры - это перенос вовне переживаний, умений, возможностей ребенка.
На занятиях используются элементы сказкотерапии, арттерапии - это позволяет снизить тревожность, что особенно важно для детей, попавших в сложную социальную ситуацию.
В песочной терапии множество ещё не раскрытых возможностей, как обучающих, так и коррекционных, возможностей, как для ребенка, так и для психолога. Занимаясь в песочнице, мы вместе делаем удивительные открытия, учимся друг у друга.
Цикл состоит из 17 индивидуальных занятий, длительность одного занятия от 20 до 30 минут, направленных на снятие тревожности психофизического напряжения, актуализации эмоций, развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, памяти, вербально-логического мышления. При необходимости можно увеличить количество занятий за счет дополнительных упражнений. Программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Уровень сложности может варьироваться в зависимости от уровня развития познавательной сферы ребенка.
Методы и приёмы:
§ Дискуссии
§ Беседы
§ Игры – коммуникации
§ Проективные игры
§ Познавательные игры
§ Рисование цветным песком
§ Элементы сказкотерапии
План индивидуальных занятий
№ | Цель занятия | Содержание деятельности |
1 | Снятие напряжения, развитие восприятия. | «Знакомство с песком» |
2 | Развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта. | «Мой песочный мир». |
3 | Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности, эмоциональной саморегуляции, игровой деятельности. | «Моя сказка» |
4 | Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения. Умение распознавать эмоциональное состояние (свое и других), повышение самооценки. Развитие навыков саморегуляции. | «Страна наших чувств» |
5 | Развитие мышления, сообразительности | Игра «Наоборот». |
6 | Развитие внимания, зрительной памяти. | «Что изменилось?» |
7 | Развитие произвольности. | «Меняем местами» |
8 | Развитие воображения, мышления. | «Я создаю мир». |
9 | Развитие воображения, мышления. Эмоциональная разрядка. | «Однажды…» . |
10 | Развитие восприятия длительности временного интервала | «Минута» . |
11 | Развитие представления о частях суток, внимания. | «Кто самый ранний?»
|
12, 13, 14, 15. | Развитие пространственно- временного представления, воображения. | «Времена года». |
16 | Развитие произвольности, умения соблюдать правила. | «Выйди из лабиринта» |
17 | Рефлексивная часть | «Мой песочный мир» |
Содержание
Занятие 1.
Знакомство с песочницей:
Проговаривание ощущений, возникающих в ходе манипуляций с песком. Создание композиции из песка. Обсуждение.
Занятие 2.
Развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.
«Мой песочный мир». Ребенок сам создает картину из песка и воды, при этом с помощью наводящих вопросов проговаривает свои ощущения.
Занятие 3.
Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности, эмоциональной саморегуляции, игровой деятельности.
«Моя сказка». Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д. Учить детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение.
Занятие 4
Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения,
установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.
Развитие навыков саморегуляции.
«Страна наших чувств» Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.
Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит "обидчик" больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.
Занятие 5
Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
«Во саду ли, в огороде» По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Ребенку предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Занятие 6
Развитие внимания, зрительной памяти.
«Что изменилось?» В песочнице выкладываются фигурки в определенном порядке. Дается время на запоминание фигурок. Ребенок выходит из кабинета или отворачивается, меняется расположение сначала одной фигурки, если у ребенка не вызывает сложности обнаружить изменения, меняется расположение большего числа фигурок. В конце занятия дается задание вспомнить, как располагались фигурки в самом начале.
Занятие 7
Развитие произвольности. «Меняем местами» Дается задание внимательно посмотреть на фигурки, выложенные в ряд. Потом инструкция: «Поменяй местами носорога и лису, убери собаку, а на ее место поставь обезьяну». Так можно играть, постепенно усложняя правила. Потом психолог меняется местами с ребенком, и выполняет его инструкции. В конце занятия обсуждается, в какой роли было интереснее находиться.
Занятие 8
Развитие воображения, мышления. «Я создаю мир». На этом занятии без помощи взрослого ребенок сам создает мир в песке, населяет его героями, рассказывает об их жизни, о характерах.
Занятие 9
Развитие воображения, мышления. Эмоциональная разрядка.
«Однажды…» Инструкция: «В созданном на прошлом занятии мире (картина не разбирается) что-то произошло». Начинается работа со слов «однажды..». Дальше ребенок сам придумывает выход из ситуации, им же придуманной. При необходимости можно задавать наводящие вопросы, предлагать вводить персонажи. В ходе обсуждения обязательно выясняется, какие качества характера были необходимы героям, чтобы выйти из положения.
Занятие 10
Развитие восприятия длительности временного интервала
«Минута» Ребенку показываются песочные часы или часы с секундной стрелкой. После того как он проследит за движением и определит, что такое минута, попросить его отвернуться и просидеть минуту. Когда, по его мнению, пройдет минута, он должен об этом сообщить. Далее предлагается за минуту проделать задания, например:
-вырезать из бумаги полосу,
- соорудить в песке горку,
- принести со стола фигурку и расположить в песочнице и т.д.
Упражнение можно повторять и на последующих занятиях, чтобы сформировать и закрепить восприятие длительности временного интервала.
Занятие 11
Развитие представления о частях суток, внимания
«Кто самый ранний?» Дается задание подобрать фигурки и расположить их в песочнице по принципу, «кто раньше всех встает». Утро может символизировать петух или корова, день- собака, вечер-кошка, ночь- сова или другие. По ходу деятельности ведется обсуждение:
- как расположено солнце в разное время суток?
- какие еще признаки времени суток мы знаем?
- какая история случилась с нашими персонажами?
- что произойдет, если перепутать время суток?
Занятие 12,13,14,15
Развитие пространственно- временного представления, воображения.
«Времена года». На каждом из занятий дается задание создать в песке картину одного из времен года. Например, «зима». Для создания картины можно использовать различные материалы. В ходе работы обсуждаются вопросы, касающиеся представления об этом времени года, например:
- какие основные признаки зимы?
- какие месяцы зимние?
-в каких странах зимой особенно холодно, в каких тепло?
- всегда ли зимой идет снег?
- какая история могла произойти у нас в песочнице в это время года? И т. д.
Занятие 16
Развитие произвольности, умения соблюдать правила
«Выйди из лабиринта» На песке чертится лабиринт, в центре кладется фигурка. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее вывести фигурку из лабиринта, соблюдая при этом правила:
- не отрывать фигурку от песка
- сразу начинать движение, не пытаясь заранее просмотреть путь следования.
- не разрушать стенки лабиринта,
- не поворачивать назад.
Время выхода- 1 минута, для тренировки можно придумывать каждый раз более сложные варианты.
Ребенок может сам придумать лабиринт.
Дополнить занятие можно упражнением «минутка».
Занятие 17
Рефлексивная часть
«Мой песочный мир» Задание состоит в том, что ребенку предлагается вспомнить, чем мы занимались на занятиях, рассказать о том, что ему понравилось, что было сложно, и затем перенести свои впечатления на песочную картину, создав свой песочный мир, из любых фигурок, лабиринтов, времен года, или чего-то еще.
Литература:
1.Грабенко Т.М., Зинкевич Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005
3.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2006,-224с.
150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе.-М.: ООО «Издательство Астрель»,2004.-126с.