Родительский лекторий "Всегда ли мы понимаем своих детей?"

Предназначен для любой категории родителей, во время проведения лектория показывается несколько упражнений, позволяющих обратиться к чувствам и эмоциям присутствующих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchitsya_ponimat_svoikh_detey.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?"

Цель: осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка.

Задачи:

  • Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.
  • Получить опыт разрешения воспитательных проблем в результате “погружения” в типичные для семьи воспитательные ситуации.
  • Вооружить участников информацией и навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.

“Очаг семейный – 
Добрый костерок,
В потемках жизни разведенный впрок,
Заблудшему дающий направленье”

Один известный политик высказал в телепередаче свою точку зрения о значении семьи: “Если в мире происходят катастрофы, войны, неурядицы, человечество это вынесет на своих плечах, но если в семье – ссоры, непонимание, ненависть – это трагедия для всех в семье, которая скажется в жизни каждого, особенно детей”.

Ведь семья сейчас не только воспитывает детей и решает повседневные проблемы. В наше время она должна быть надежным психологическим “укрытием”, помогать человеку выжить в трудных быстро изменяющихся условиях современной жизни.

Укрытие в семье – это взаимоотношение родителей и детей, это любовь и теплота отношений, это внимание к проблемам каждого в семье. А для этого в первую очередь необходимо любить ребенка. В суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. А если выпадает свободная минута, мы слишком долго ищем повод или предлог для разговора.  Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее.

А что могут чувствовать наши дети, когда слышат фразы от родителей выражающие нетерпимость, а порой даже агрессию?

Давайте проследим это на примере “Действие фраз родителей на ребенка”.

“Ребенок-статуя”

1 фраза:

“Перестань глазеть” – (завязать родителю глаза)

2 фраза:

“Закрой свои уши” – (завязать уши)

3 фраза:

“Закрой рот” – (завязать рот)

4 фраза:

“Убери руки”– (связать руки)

5 фраза:

“Стой смирно”– (связать ноги)

6 фраза:

“Перестань реветь”– (перевязать живот)

После всего мы продолжаем “воспитывать” своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.

В первую очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).

Вопрос: Что развязать следующим?

(по очереди развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?)

Рефлексия: Что вы чувствовали.

Представьте, что все чувства, испытанные помощником – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.

Как помириться? (прижать ребенка к себе, говорить ласковые слова, поглаживать).

Практическое задание родителям “Загибаем лист”: Взять листик бумаги.

Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас будем разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Во все времена молодежь гневно упрекают взрослые люди, не верят в нее, а она, подрастая, также недовольна новым поколением:

  • “Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, теряет авторитеты, не уважает старших”.

(Сократ IV–III до н.э.)

  • “Молодые люди нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен”.
    (Вавилон. Глиняный горшок возраст 3 тыс. лет)

Что же получается?

И главное: мир все еще не рухнул.

И вопрос здесь в другом: во взаимопонимании родителей и детей”.

Открытое письмо родителям.

Послушайте, что хотят сказать дети родителям о своем воспитании

благодарность

1. “Когда у меня будут дети, я буду их воспитывать так же, как воспитывали меня”.

строгость

3. “Прежде чем ругать, чтобы родители разобрались: прав я или не прав. Воспитание у меня хорошее: родители не дают мне спуску, чтобы я сильно не расходился”.

благодарность

4. “Я хотел бы сказать своей маме и своему папе: “Спасибо” за то, что они меня так воспитали, и что, если я делаю нехорошие поступки, то меня не поздно еще перевоспитать”.

взаимоотношения

5. “Мои родители, бывает, ругаются, я их успокаиваю и мирю. Я уже большой и хочу, что бы родители меня считали большим”.

благодарность

6. “Я хотел бы сказать своим родителям спасибо за их любовь ко мне. Ведь без любви нет никакого воспитания, если родители не любят свое дитя, то им наплевать на их воспитание”.

контакт

8. “Мне хотелось чтобы родители уделяли больше внимания мне и моим проблемам, чтобы могли подсказать, помочь”.

взаимоотношения

9. “Хоть и говорят, что родители всегда правы, но дети никогда не поймут родителей и я бы сделал на их месте по-другому: во-первых, надо больше доверять своим детям, а не кричать сразу “врешь!”, во-вторых, надо меньше кричать на нас, этим ничего не добьешься, судя по себе, я больше восприняла и выслушала бы спокойный разговор, чем крики и старалась бы не расстраивать родителей. Меня не устраивают вечные упреки, если что-нибудь не так сделала или где-нибудь провинилась, то все, эта тема на месяц, хотя стараешься про это забыть, а родители вечно про это напоминают”.

взаимоотношения

12. “На мой взгляд, родители должны больше уделять внимания своим детям, говорить об их проблемах, о том, что правильно они делают, а что не так. Родители должны знать своего ребенка, какой его характер, привычки. Есть такие родители, которые думают только о себе, возникает вопрос: зачем они создали нас?”.

взаимоотношения

15. “Своего ребенка я воспитывала бы строго. Я бы создала для него разносторонние интересы, привила бы уважение к родным и пожилым людям, постаралась бы объяснить, что курение, алкоголь – это плохо. Теперь родители очень несерьезно относятся к своим детям. Я делала бы совсем по-другому: Я была бы в курсе всех дел моего ребенка.

взаимоотношения

16. “Воспитание человека должно начинаться с самого рождения, для того, чтобы в будущем из него получилась личность. Сейчас зачастую родители недостаточно внимания уделяют своим детям, рассчитывая на то, что детские сады, школы должны надлежащим образом заниматься воспитанием их чад; тогда детей, чьи родители заняты собой, “воспитывает” улица. Как известно, ни к чему хорошему в большинстве случаев это не приводит. К сожалению, таких детей становится не меньше, а больше”.

Читать откровения было тяжело, т.к. за каждым детская судьба, детская жизнь с сожалениями, горечью, мечтами, надеждами, криком души.

Вывод: все, что достигнуто дрессировкой, нажимом и насилием – непрочно, неверно, ненадежно”  Януш Корчак

Видеопрезентация

Как часто мы, родители, бываем безоглядно увлечены бытом, оставляя на потом общение с детьми, тихие разговоры с ними. Нам некогда подчас узнать их внутренний мир, мир тревог и волнений, просто услышать и понять их. Нам часто кажется, что у них сплошные пустяки, а они серьезно переживают свои беды.

Существует множество принципов, которые нужно соблюдать во взаимоотношениях с детьми, чтобы добиться с ними взаимопонимания.

Но первостепенным является современный метод – сотрудничество. В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний.

         И в заключение позвольте перечислить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

- Всегда находить время, чтобы уделить время ребёнку, поговорить с ним;

- Интересоваться проблемами ребенка и помогать развивать свои умения и таланты;

- Уважать право ребенка на собственное мнение;

- Относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Когда мы говорим, что будущее принадлежит детям, мы имеем в виду, что в этом будущем не будут забыты родители, старики всегда дождутся помощи и внимания.

Уважаемые родители, вы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение.

А сегодня вечером найдите время тихо, мирно поговорить с ребенком, приласкать его, спокойно отправить спать своих детей, а утром ваша улыбка, ласковый голос разбудит их и с хорошим настроением встретьте наступивший день. Всего вам доброго, растите хороших людей, чтобы они жили с постоянным желанием приехать к вам или позвонить, в постоянной мечте о тепле родительского дома. Я желаю счастья вашим семьям, мира вашим отношениям с детьми.