Родительский лекторий "Всегда ли мы понимаем своих детей?"
Предназначен для любой категории родителей, во время проведения лектория показывается несколько упражнений, позволяющих обратиться к чувствам и эмоциям присутствующих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchitsya_ponimat_svoikh_detey.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание "Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?"
Цель: осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка.
Задачи:
- Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.
- Получить опыт разрешения воспитательных проблем в результате “погружения” в типичные для семьи воспитательные ситуации.
- Вооружить участников информацией и навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.
“Очаг семейный –
Добрый костерок,
В потемках жизни разведенный впрок,
Заблудшему дающий направленье”
Один известный политик высказал в телепередаче свою точку зрения о значении семьи: “Если в мире происходят катастрофы, войны, неурядицы, человечество это вынесет на своих плечах, но если в семье – ссоры, непонимание, ненависть – это трагедия для всех в семье, которая скажется в жизни каждого, особенно детей”.
Ведь семья сейчас не только воспитывает детей и решает повседневные проблемы. В наше время она должна быть надежным психологическим “укрытием”, помогать человеку выжить в трудных быстро изменяющихся условиях современной жизни.
Укрытие в семье – это взаимоотношение родителей и детей, это любовь и теплота отношений, это внимание к проблемам каждого в семье. А для этого в первую очередь необходимо любить ребенка. В суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. А если выпадает свободная минута, мы слишком долго ищем повод или предлог для разговора. Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее.
А что могут чувствовать наши дети, когда слышат фразы от родителей выражающие нетерпимость, а порой даже агрессию?
Давайте проследим это на примере “Действие фраз родителей на ребенка”.
“Ребенок-статуя”
1 фраза: | “Перестань глазеть” – (завязать родителю глаза) |
2 фраза: | “Закрой свои уши” – (завязать уши) |
3 фраза: | “Закрой рот” – (завязать рот) |
4 фраза: | “Убери руки”– (связать руки) |
5 фраза: | “Стой смирно”– (связать ноги) |
6 фраза: | “Перестань реветь”– (перевязать живот) |
После всего мы продолжаем “воспитывать” своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.
В первую очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).
Вопрос: Что развязать следующим?
(по очереди развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?)
Рефлексия: Что вы чувствовали.
Представьте, что все чувства, испытанные помощником – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.
Как помириться? (прижать ребенка к себе, говорить ласковые слова, поглаживать).
Практическое задание родителям “Загибаем лист”: Взять листик бумаги.
Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас будем разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Во все времена молодежь гневно упрекают взрослые люди, не верят в нее, а она, подрастая, также недовольна новым поколением:
- “Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, теряет авторитеты, не уважает старших”.
(Сократ IV–III до н.э.)
- “Молодые люди нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен”.
(Вавилон. Глиняный горшок возраст 3 тыс. лет)
Что же получается?
И главное: мир все еще не рухнул.
И вопрос здесь в другом: во взаимопонимании родителей и детей”.
Открытое письмо родителям.
Послушайте, что хотят сказать дети родителям о своем воспитании
благодарность | 1. “Когда у меня будут дети, я буду их воспитывать так же, как воспитывали меня”. |
строгость | 3. “Прежде чем ругать, чтобы родители разобрались: прав я или не прав. Воспитание у меня хорошее: родители не дают мне спуску, чтобы я сильно не расходился”. |
благодарность | 4. “Я хотел бы сказать своей маме и своему папе: “Спасибо” за то, что они меня так воспитали, и что, если я делаю нехорошие поступки, то меня не поздно еще перевоспитать”. |
взаимоотношения | 5. “Мои родители, бывает, ругаются, я их успокаиваю и мирю. Я уже большой и хочу, что бы родители меня считали большим”. |
благодарность | 6. “Я хотел бы сказать своим родителям спасибо за их любовь ко мне. Ведь без любви нет никакого воспитания, если родители не любят свое дитя, то им наплевать на их воспитание”. |
контакт | 8. “Мне хотелось чтобы родители уделяли больше внимания мне и моим проблемам, чтобы могли подсказать, помочь”. |
взаимоотношения | 9. “Хоть и говорят, что родители всегда правы, но дети никогда не поймут родителей и я бы сделал на их месте по-другому: во-первых, надо больше доверять своим детям, а не кричать сразу “врешь!”, во-вторых, надо меньше кричать на нас, этим ничего не добьешься, судя по себе, я больше восприняла и выслушала бы спокойный разговор, чем крики и старалась бы не расстраивать родителей. Меня не устраивают вечные упреки, если что-нибудь не так сделала или где-нибудь провинилась, то все, эта тема на месяц, хотя стараешься про это забыть, а родители вечно про это напоминают”. |
взаимоотношения | 12. “На мой взгляд, родители должны больше уделять внимания своим детям, говорить об их проблемах, о том, что правильно они делают, а что не так. Родители должны знать своего ребенка, какой его характер, привычки. Есть такие родители, которые думают только о себе, возникает вопрос: зачем они создали нас?”. |
взаимоотношения | 15. “Своего ребенка я воспитывала бы строго. Я бы создала для него разносторонние интересы, привила бы уважение к родным и пожилым людям, постаралась бы объяснить, что курение, алкоголь – это плохо. Теперь родители очень несерьезно относятся к своим детям. Я делала бы совсем по-другому: Я была бы в курсе всех дел моего ребенка. |
взаимоотношения | 16. “Воспитание человека должно начинаться с самого рождения, для того, чтобы в будущем из него получилась личность. Сейчас зачастую родители недостаточно внимания уделяют своим детям, рассчитывая на то, что детские сады, школы должны надлежащим образом заниматься воспитанием их чад; тогда детей, чьи родители заняты собой, “воспитывает” улица. Как известно, ни к чему хорошему в большинстве случаев это не приводит. К сожалению, таких детей становится не меньше, а больше”. |
Читать откровения было тяжело, т.к. за каждым детская судьба, детская жизнь с сожалениями, горечью, мечтами, надеждами, криком души.
Вывод: все, что достигнуто дрессировкой, нажимом и насилием – непрочно, неверно, ненадежно” Януш Корчак
Видеопрезентация
Как часто мы, родители, бываем безоглядно увлечены бытом, оставляя на потом общение с детьми, тихие разговоры с ними. Нам некогда подчас узнать их внутренний мир, мир тревог и волнений, просто услышать и понять их. Нам часто кажется, что у них сплошные пустяки, а они серьезно переживают свои беды.
Существует множество принципов, которые нужно соблюдать во взаимоотношениях с детьми, чтобы добиться с ними взаимопонимания.
Но первостепенным является современный метод – сотрудничество. В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний.
И в заключение позвольте перечислить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- Всегда находить время, чтобы уделить время ребёнку, поговорить с ним;
- Интересоваться проблемами ребенка и помогать развивать свои умения и таланты;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Когда мы говорим, что будущее принадлежит детям, мы имеем в виду, что в этом будущем не будут забыты родители, старики всегда дождутся помощи и внимания.
Уважаемые родители, вы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение.
А сегодня вечером найдите время тихо, мирно поговорить с ребенком, приласкать его, спокойно отправить спать своих детей, а утром ваша улыбка, ласковый голос разбудит их и с хорошим настроением встретьте наступивший день. Всего вам доброго, растите хороших людей, чтобы они жили с постоянным желанием приехать к вам или позвонить, в постоянной мечте о тепле родительского дома. Я желаю счастья вашим семьям, мира вашим отношениям с детьми.