УЧИМСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ
Цель: расширять представление о важности взаимопонимания и искренности в общении людей.
Задачи:
– раскрывать значение таких понятий, как «взаимопонимание», «искренность»;
– развивать умение понимать и принимать себя и другого человека;
– воспитывать чуткость и доброе отношение к другим людям.
Ресурсы: листы бумаги (формат А3); цветные карандаши; аудиозаписи музыкальных произведений А.Вивальди «Времена года: «Весна», В.Моцарт «Маленькая ночная серенада».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_vzaimoponimaniyu.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 9
УЧИМСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ
Понять – значит почувствовать.
Константин Станиславский, народный артист СССР
Цель: расширять представление о важности взаимопонимания и искренности в общении людей.
Задачи:
– раскрывать значение таких понятий, как «взаимопонимание», «искренность»;
– развивать умение понимать и принимать себя и другого человека;
– воспитывать чуткость и доброе отношение к другим людям.
Ресурсы: листы бумаги (формат А3); цветные карандаши; аудиозаписи музыкальных произведений А.Вивальди «Времена года: «Весна», В.Моцарт «Маленькая ночная серенада».
Круг радости
Учитель предлагает учащимся повернуться к рядом стоящему однокласснику и поприветствовать его, сопровождая слова движениями (приветствие также можно пропеть):
– Доброе утро, Карина! (Улыбнуться и кивнуть
головой).
.– Доброе утро, Ольга Николаевна! (Улыбнуться и кивнуть
головой).
После приветствий все вместе произносят слова:
– Доброе утро, солнце! (Поднимают руки, затем
опускают).
– Доброе утро, небо! (Поднимают руки, затем
опускают).
– Доброе утро всем нам! (Разводят руки в стороны,
затем опускают).
Учитель называет тему урока.
Беседа
Учитель предлагает учащимся подумать над тем, что помогает людям понять друг друга и какие качества человека важны в общении друг с другом. Учитель записывает ответы, затем закрепляет на доске табличку со словом «взаимопонимание», разделенным на две части, и обращает внимание учащихся на состав слова. Они могут подобрать к этому слову другие слова, близкие по смыслу (например: «взаимо» – «мы», «вместе»; «понимание» – «понять», «почувствовать»).
- Как вы думаете, что больше всего мешает людям понимать друг друга?
- Что происходит с людьми, когда они не понимают друг друга?
- Как вы думаете, что лежит в основе взаимопонимания?
(Ответы учащихся).
Упражнение «Двое с одним карандашом»
Класс делится на пары. Каждая пара берет лист бумаги и карандаш. Задача – нарисовать картину одним карандашом, передавая его друг другу. При этом нельзя разговаривать, нельзя заранее договариваться о том, что они собираются нарисовать. Учащиеся стараются понять друг друга без слов. Упражнение длится 3-5 минут под музыку.
Учащиеся обсуждают, получился ли рисунок?
- Сложно ли вам было рисовать молча? Почему?
- Что помогало вам в создании рисунка?
(Ответы учащихся).
Рассказ учителя
Изложение содержания рассказа А.Крапивиной «Алька ищет друга».
В детском летнем лагере Алька ночевал первую ночь. Он не спал. Все здесь было чужим, незнакомым.
Алька вспомнил маму, и ему захотелось домой. Так захотелось, что он даже всхлипнул.
– Ты чего... ревешь?
Алька поднял лицо и снова услышал негромкий шепот:
– Ты первый раз в лагере, ага?
Незнакомый мальчишка немного помолчал. А потом снова донесся его доверительный шепот:
– Ты не бойся, это ничего. Я, когда первый раз приехал, тоже сперва ревел потихоньку. С непривычки.
– Ничего, – снова услышал Алька. – Здесь хорошо. За деревней лес большущий. Можно заблудиться, дорогу не найдешь.
– Ты заблуждался? – прошептал Алька.
– Ага... Потом все пошли искать, кричать начали, я услыхал и пришел. Я бы в глубину не пошел, если бы не птаха одна.
– Какая птаха? – спросил Алька. Он уже немного забыл, что соскучился по дому.
– Серая какая-то. Она от гнезда, видно, уводила. То подлетит, то упадет, просто ее поглядеть хотел.
– Зачем поглядеть? – уже почти полным голосом спросил Алька.
– Ты тише, – испугался мальчишка, – а то спать заставят. Двигайся ближе. – Алька двинулся и перекатился на кровать соседа. А тот объяснил:
– Я всяких птиц люблю. У меня дома щеглы жили, чечетки. А еще был снегирь Яшка. К весне всех повыпускал. Я их подолгу не держу.
– Расскажи еще, – попросил Алька, когда сосед замолчал.
Альке очень не хотелось, чтобы его новый знакомый перестал разговаривать. Тогда из темноты он побыстрей сказал:
– А у нас дома тоже кошка есть. Медузой зовут. А вашего кота как звать?
– Как меня, – ответил мальчишка и вдруг тихо засмеялся. – Мама вечером зовет: «Вася, домой!» А какой Вася, никто не знает.
– И оба бежите? – засмеялся и Алька.
– Нет... Я всегда думаю, что она кота зовет, а кот думает, что меня. Он умный, только жулик.
Зарядку Алька проспал, потому что малышей в то утро решили не будить. И когда он проснулся, Васьки уже не было. После завтрака Алька снова побежал в дом, и тут он снова расстроился. Все кровати были переставлены. Его соседом оказался маленький толстощекий Витька Лобов. Алька познакомился с Витькой еще вчера. Вот и сейчас Витька забрал себе Алькину подушку, а ему подсунул свою, похуже. Ну и пусть.
– Витька, ты не видел Ваську?
– Какого Ваську? – подозрительно спросил Витька и загородил спиной подушку.
– Ну, такого... большого, – пробормотал Алька. Он и сам не знал, какой Вася. В темноте не разглядел, потому что ночью говорили шепотом.
Всех больших на соседнюю дачу перевели.
- Что почувствовал Алька в первый день в лагере?
- Как вы думаете, сумел ли Вася понять настроение Альки? Как он помог малышу избавиться от страха?
(Ответы учащихся).
Разминка «Смешинка»
Учитель спрашивает у учащихся, в каком настроении люди лучше понимают друг друга: когда им грустно, или когда хорошо, радостно?
– Пройдитесь по классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется пообщаться, остановитесь напротив кого-нибудь, и трижды сердито произнесите волшебное слово: «Сим-салябим». Тот, к кому вы подошли, может также трижды сердито произнести в ответ «Сим-салябим».
(Учащиеся прогуливаются по классу, время от времени останавливаются перед кем-нибудь и произносят «Сим-салябим». Учитель наблюдает за ходом разминки и настроением учащихся. После того как настроение детей улучшится, разминку можно закончить. Игра способствует восстановлению сил и улучшению настроения.)
Обобщение
– Люди общаются не только при помощи слов, но и используют жесты, мимику. Самое главное в общении - быть чутким и внимательным к собеседнику, уметь слушать, не перебивая. Важно почувствовать его настроение.
Цитата урока
Учитель обращает внимание учащихся на цитату, написанную на доске.
Константин Станиславский сказал: «Понять – значит почувствовать».
- Как вы понимаете это выражение?
(Ответы учащихся).
Круг «От сердца к сердцу»
В Круге каждый учащийся высказывает свое мнение о том, что необходимо для взаимопонимания.
Домашнее задание
– Задание 1, 2 в тетради.