УЧИМСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ

Нуржанова Жанар Сакеновна

Цель: расширять представление о важности взаимопонимания и искренности в общении людей.

Задачи:

– раскрывать значение таких понятий, как «взаимопонимание», «искренность»;

– развивать умение понимать и принимать себя и другого человека;

– воспитывать чуткость и доброе отношение к другим людям.

Ресурсы: листы бумаги (формат А3); цветные карандаши; аудиозаписи музыкальных произведений А.Вивальди «Времена года: «Весна», В.Моцарт «Маленькая ночная серенада».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_vzaimoponimaniyu.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 9

УЧИМСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ

Понять – значит почувствовать.

Константин Станиславский, народный артист СССР

Цель: расширять представление о важности взаимопонимания и искренности в общении людей.

Задачи: 

– раскрывать значение таких понятий, как «взаимопонимание», «искренность»;

– развивать умение понимать и принимать себя и другого человека;

– воспитывать чуткость и доброе отношение к другим людям.

Ресурсы: листы бумаги (формат А3); цветные карандаши; аудиозаписи музыкальных произведений А.Вивальди «Времена года: «Весна», В.Моцарт «Маленькая ночная серенада».

Круг радости 

Учитель предлагает учащимся повернуться к рядом стоящему однокласснику и поприветствовать его, сопровождая слова движениями (приветствие также можно пропеть):

Доброе утро, Карина!                 (Улыбнуться и кивнуть

                                                головой).

.– Доброе утро, Ольга Николаевна!         (Улыбнуться и кивнуть

                                                головой).

После приветствий все вместе произносят слова:

– Доброе утро, солнце!                 (Поднимают руки, затем

                                        опускают).

Доброе утро, небо!                 (Поднимают руки, затем

                                        опускают).

Доброе утро всем нам!         (Разводят руки в стороны,

                                        затем опускают).

Учитель называет тему урока.

Беседа

Учитель предлагает учащимся подумать над тем, что помогает людям понять друг друга и какие качества человека важны в общении друг с другом. Учитель записывает ответы, затем закрепляет на доске табличку со словом «взаимопонимание», разделенным на две части, и обращает внимание учащихся на состав слова. Они могут подобрать к этому слову другие слова, близкие по смыслу (например: «взаимо» – «мы», «вместе»; «понимание» – «понять», «почувствовать»).

  • Как вы думаете, что больше всего мешает людям понимать друг друга?
  • Что происходит с людьми, когда они не понимают друг друга?
  • Как вы думаете, что лежит в основе взаимопонимания?

(Ответы учащихся).

Упражнение «Двое с одним карандашом»

Класс делится на пары. Каждая пара берет лист бумаги и карандаш. Задача – нарисовать картину одним карандашом, передавая его друг другу. При этом нельзя разговаривать, нельзя заранее договариваться о том, что они собираются нарисовать. Учащиеся стараются понять друг друга без слов. Упражнение длится 3-5 минут под музыку.

Учащиеся обсуждают, получился ли рисунок?

  • Сложно ли вам было рисовать молча? Почему?
  • Что помогало вам в создании рисунка?

(Ответы учащихся).

Рассказ учителя

Изложение содержания рассказа А.Крапивиной «Алька ищет друга».

В детском летнем лагере Алька ночевал первую ночь. Он не спал. Все здесь было чужим, незнакомым.

Алька вспомнил маму, и ему захотелось домой. Так захотелось, что он даже всхлипнул.

– Ты чего... ревешь?

Алька поднял лицо и снова услышал негромкий шепот:

– Ты первый раз в лагере, ага?

Незнакомый мальчишка немного помолчал. А потом снова донесся его доверительный шепот:

– Ты не бойся, это ничего. Я, когда первый раз приехал, тоже сперва ревел потихоньку. С непривычки.

– Ничего, – снова услышал Алька. – Здесь хорошо. За деревней лес большущий. Можно заблудиться, дорогу не найдешь.

– Ты заблуждался? – прошептал Алька.

– Ага... Потом все пошли искать, кричать начали, я услыхал и пришел. Я бы в глубину не пошел, если бы не птаха одна.

– Какая птаха? – спросил Алька. Он уже немного забыл, что соскучился по дому.

– Серая какая-то. Она от гнезда, видно, уводила. То подлетит, то упадет, просто ее поглядеть хотел.

– Зачем поглядеть? – уже почти полным голосом спросил Алька.

– Ты тише, – испугался мальчишка, – а то спать заставят. Двигайся ближе. – Алька двинулся и перекатился на кровать соседа. А тот объяснил:

– Я всяких птиц люблю. У меня дома щеглы жили, чечетки. А еще был снегирь Яшка. К весне всех повыпускал. Я их подолгу не держу.

– Расскажи еще, – попросил Алька, когда сосед замолчал.

Альке очень не хотелось, чтобы его новый знакомый перестал разговаривать. Тогда из темноты он побыстрей сказал:

– А у нас дома тоже кошка есть. Медузой зовут. А вашего кота как звать?

– Как меня, – ответил мальчишка и вдруг тихо засмеялся. – Мама вечером зовет: «Вася, домой!» А какой Вася, никто не знает.

– И оба бежите? – засмеялся и Алька.

– Нет... Я всегда думаю, что она кота зовет, а кот думает, что меня. Он умный, только жулик.

Зарядку Алька проспал, потому что малышей в то утро решили не будить. И когда он проснулся, Васьки уже не было. После завтрака Алька снова побежал в дом, и тут он снова расстроился. Все кровати были переставлены. Его соседом оказался маленький толстощекий Витька Лобов. Алька познакомился с Витькой еще вчера. Вот и сейчас Витька забрал себе Алькину подушку, а ему подсунул свою, похуже. Ну и пусть.

– Витька, ты не видел Ваську?

– Какого Ваську? – подозрительно спросил Витька и загородил спиной подушку.

– Ну, такого... большого, – пробормотал Алька. Он и сам не знал, какой Вася. В темноте не разглядел, потому что ночью говорили шепотом.

Всех больших на соседнюю дачу перевели.

  • Что почувствовал Алька в первый день в лагере?
  • Как вы думаете, сумел ли Вася понять настроение Альки? Как он помог малышу избавиться от страха?

(Ответы учащихся).

Разминка «Смешинка»

Учитель спрашивает у учащихся, в каком настроении люди лучше понимают друг друга: когда им грустно, или когда хорошо, радостно?

– Пройдитесь по классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется пообщаться, остановитесь напротив кого-нибудь, и трижды сердито произнесите волшебное слово: «Сим-салябим». Тот, к кому вы подошли, может также трижды сердито произнести в ответ «Сим-салябим».

(Учащиеся прогуливаются по классу, время от времени останавливаются перед кем-нибудь и произносят «Сим-салябим». Учитель наблюдает за ходом разминки и настроением учащихся. После того как настроение детей улучшится, разминку можно закончить. Игра способствует восстановлению сил и улучшению настроения.)

Обобщение

– Люди общаются не только при помощи слов, но и используют жесты, мимику. Самое главное в общении - быть чутким и внимательным к собеседнику, уметь слушать, не перебивая. Важно почувствовать его настроение.

Цитата урока

Учитель обращает внимание учащихся на цитату, написанную на доске.

Константин Станиславский сказал: «Понять – значит почувствовать».

  • Как вы понимаете это выражение?

(Ответы учащихся).

Круг «От сердца к сердцу»

В Круге каждый учащийся высказывает свое мнение о том, что необходимо для взаимопонимания.

Домашнее задание

– Задание 1, 2 в тетради.