Научное исследование в области педагогической психологии по проблеме использования методов поощрения и наказания в педагогическом процессе.
Данная работа была проведена для того, чтобы на практическом уровне выявить проблему применения двух основных методов в педагогическом процессе. Во все времена родители, педагоги и воспитатели интересовались вопросом как же лучше и эффективнее воздействовать на ребенка, чтобы воспитать гармоничную интеллектуальную личность. В условиях современного мира, способы и методы воспитания и обучения детей должны быть также современными. Мы все больше и больше отходим от старых грубых методов в педагогическом процессе, но до сих пор сложно найти новые современные и эффективные методы. Данная исследовательская работа посвящена проблеме поиска новых методов воспитания и обучения совремменных детей.
P.S.:Данная статья была опубликована в сборнике "Молодежь в научном поиске" по итогам межвузовской конференции 2012 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Научное исследование в отрасли педагогической психологии.
Название: «Поощрение и наказание в педагогическом процессе: что эффективнее?»
Автор: Сапунова-Домбровская Марта Александровна
Существование проблемы:
Одной из главных и интересных проблем педагогики и педагогической психологии является проблема стимулирующих методов воспитания, а в частности поощрения и наказания в педагогическом процессе.
В отечественных школах этой проблемой занимались К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С.Макаренко и др. В настоящее время этой темой занимался Л.Ю.Гордин, Шуман С.Г.
В зарубежной литературе данной проблеме уделено место и в психоаналитической теории детского развития – З.Фрейд, А.Фрейд, Сирс, в бихевериальном подходе – Б.Скиннер, Дж.Аронфрид и др.
Каждый, кто имеет или имел дело с детьми, знает, что применение данных методов в процессе обучения и воспитания неизбежно.
Цель данной работы:
Определить какой из стимулирующих методов окажется наиболее эффективным (универсальным) в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: дети-школьники в возрасте от 8.9 – 9.9 лет.
Предмет исследования: мотивация в обучении младших школьников
Гипотеза: педагогический процесс будет более эффективен, если исключить такой метод педагогического воздействия, как наказание.
Выборка: младшие классы средней школы №197 с углубленным изучением наук естественного цикла - 3а класс (11 девочек и 10 мальчиков) и 3в класс (11 девочек и 9 мальчиков). 2 группы общей численностью – 41 человек.
Методы исследования:
- САН (экспресс диагностика состояния)
- эксперимент с воздействием
- проективная методика (анализ детского рисунка)
Задачи исследования:
- анализ и исследование литературы по теме
- исследование влияния применения стимулирующих методов воспитания и обучения на детей младшего школьного возраста путем эксперимента
- подбор заданий для проведения эксперимента
- составление плана эксперимента
Описание эксперимента.
Путем эксперимента с воздействием подтвердить предположение об успешности педагогического процесса без применения наказания, как средства педагогического воздействия.
Содержание эксперимента.
Эксперимент проводился в течение четырех дней на протяжении двух недель в школе №197 центрального района. Объект исследования – 3а и 3в класс начальной школы.
В начале эксперимента: давалась краткая инструкция по выполнению заданий.
1-ое задание – детям предлагалось пройти методику экспресс оценки самочувствия (САН), затем выдавалось экспериментальное задание (специально составленные задания с учетом возрастных особенностей детей), на выполнение которого отводилось 20 минут, далее, в дополнение к эксперименту, используя в основе экспрессивные методы, предлагалось выполнить творческое задание, а именно свободный рисунок на тему: «поощрение и наказание в вашей жизни». По результатам выполнения заданий «Первого дня» одна группа – поощрялась (успешно-выполнивших задания – хвалим, неуспешно-выполнивших – никак не отмечаем), вторая группа – наказывалась (неуспешно-выполнивших порицаем, а успешно-выполнивших никак не отмечаем)
Выводы:
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Вначале эксперимента была использована психодиагностическая методика экспресс-оценки самочувствия, активности и настроения испытуемых. Результаты по методике показали, что состояния до воздействия и после воздействия изменились. У группы «поощрения» показатели по трем критериям заметно возросли, а у группы «наказания» опустились. Далее в ходе эксперимента детям предлагалось выполнить задание, результаты которого до и после воздействия позволяют судить о том, что наказание, как средство педагогического воздействия, не является эффективным для улучшения процесса обучения. Группа, получившая поощрение, после выполнения первого задания, лучше справилась со вторым. Результаты выполнения задания второй группой снизились.
- Проведенная проективная методика отразила собственное отношение детей к поощрению и наказанию в их жизни. Детям предлагалось нарисовать, свое видение поощрения и наказания. По результатам проведения методики можно сказать точно, что эта тема, является наиглавнейшей в жизни ребенка, в жизни школьника. Качество жизни ребенка напрямую зависит от того накажут его или похвалят. Детские рисунки свидетельствую о том, что тема поощрения и наказания вызывает в душе ребенка тревогу, в частности, наказание вызывает чувство незащищенности, уязвимости, обиды. Задание нарисовать поощрение нередко ставит детей в тупик, нет четкого образа поощрения. Складывается ощущение, что мотивацией к действию у ребенка является желание избежать наказания, а не заслужить поощрение. Дети больше боятся наказания, чем стремятся к поощрению!.
- На основании полученных данных, проверки их на достоверность различий и результатов проведения проективной методики, можно говорить о том, что выведенная ранее гипотеза: «педагогический процесс будет более эффективен, если исключить такой метод педагогического воздействия, как наказание» - верна.
- Далее можно расширить данное исследование, если включить влияние наказание на ребенка в зависимости от гендорных различий, можно исследовать влияние наказания на детей из полных и неполных семей. Провести эксперимент на двух группах и использовать только метод поощрения, а наказание вообще исключить.
Исходя из результатов проведенного исследования, можно сказать о том, что наказание как средство педагогического воздействия лучше исключить из списка мер воспитания и обучения. Необходимо совершенствовать искусство воспитания, отходить от применения таких методов как поощрение и наказание, а стараться вызвать у ребенка интерес к делу, предоставить ребенку возможность выбора самому, как он будет поступать в том или ином случае, тем самым вырабатывать у детей уверенность в своих силах, внутренний самоконтроль, развивать навык отвечать за свои поступки.