Повышение личностного роста педагога, с элементами тренинговых упражнений

Штенцель Ирина Васильевна

Данные занятия с элементами тренинга помогут педагогу обратиться к собственной неповторимой личности, к неосознанным до сих пор возможностям. Так как развивать личность ребёнка может лишь человек сам способный к саморазвитию и проектированию собственной личности.

Тренинг состоит их двух частей: в первой части речь пойдёт о самооценке, о её видах, о возможных причинах низкой самооценки, путях её коррекции. Вторая часть посвящена проблеме достижения успеха, выбора жизненных целей, практическим способам работы с ними.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx236.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг личностного роста для педагогов

Цель: Создать условия, обеспечивающие личностный рост на основе коррекции самооценки и обретение направленности на успех.

Осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе. Поиск резервов для более эффективной работы.

Задачи:

  1. Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах; навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей (эмпатии); коммуникативных умений.
  2. Накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе.
  3. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
  4. Ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.

Материалы и оборудование:

Магнитофон, записи спокойной, легкой и желательно экзотической музыки; скрепки, кнопки, булавки — в достаточном количестве; средства создания изображения: фломастеры, карандаши, краски, цветная бумага, клей, кисточки, скотч, ножницы, линейки, старые журналы с картинками (которые не жалко вырезать) и др.; много бумаги формата А4; повязки на глаза для каждого; бланк “Письмо себе” для каждого; бланки “Обратная связь” (на каждого плюс запасные); аромалампа, аромамасла: лаванда, герань, базилик, пачули, (коктейли из 2-3 масел по 2-3 капли); все для чаепития.

1-й день. Педагог как личность: искусство самонаблюдения.

...Мы обнаружим в себе неизвестные прежде способности, свое истинное призвание, свои высшие потенциальные возможности, которые пытаются выразить себя, но которые мы нередко отвергаем и подавляем из-за непонимания, предубеждения или страха.

Р. Ассаджиоли

Представление ведущего. Сообщение о целях планируемой работы.

Данные занятия с элементами тренинга помогут педагогу обратиться к собственной неповторимой личности, к неосознанным до сих пор возможностям. Так как развивать личность ребёнка может лишь человек сам способный к саморазвитию и проектированию собственной личности.

Тренинг состоит их двух частей: в первой части речь пойдёт о самооценке, о её видах, о возможных причинах низкой самооценки, путях её коррекции. Вторая часть посвящена проблеме достижения успеха, выбора жизненных целей, практическим способам работы с ними.

1. Приветствие “Смысл моего имени”

Материалы. Все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.). Ведущий предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать “перевод” своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно “переводится”. Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений. Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность. Для того чтобы имена запомнились, после представления можно сыграть в “Снежный ком”.

2. Правила работы в группе:

После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.

  • Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на “ты”, что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
  • Общение по принципу “здесь и теперь” (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
  • Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме “Я считаю...”, “Я думаю...”).
  • Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
  • Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
  • Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
  • Недопустимость непосредственных оценок человека.

Принятые правила записываются фломастером на доске или на специальных листах; они всегда присутствуют в помещении, где работает группа, постепенно пополняются, что облегчает возможность возвращаться к ним по мере необходимости. Например, может появиться такое правило: опоздавшие выполняют задание, придуманное группой, — песни, танцы, стихи и пр. Как раз для этого могут пригодиться записи экзотической музыки.

3. Игра “Поменяйтесь местами...”:

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п. Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что и о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами, а затем четверо сидящих рядом становятся членами одной малой группы.

4. Ведущий. Современные исследователи насчитывают более 50 личностных свойств педагога (как профессионально значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). При этом, стержнем данного психологического портрета педагога являются собственно личностные качества-направленность, уровень притязаний, самооценка, образ “Я”.

Давайте попробуем начать нашу работу по самодиагностике с простого упражнения “Мои положительные качества”. Вам необходимо перечислил. 10 своих положительных качеств (можно больше) в течение 5 минут.

1.__________________________       7.__________________________

2.__________________________       8.__________________________

3.__________________________       9.__________________________

4.__________________________       10._________________________

5.__________________________        ___________________________

6.__________________________       ____________________________

Уложились ли вы в заданное время?        

Вызвало ли затруднения данное упражнение? Если “да,”, то какие? Почему?

Теперь давайте проанализируем вашу работу. Использовали ли вы местоимение “Я” и родовые окончания - ая (ой), когда писали качества, или вы употребили такую форму как “доброта”, “трудолюбие’'? Говорили ли вы себе, хотя бы мысленно, -- “Я -- добрая, я - умная”? Если бы сейчас вам предложили, в присутствии других людей, зачитать вслух эту свою положительную характеристику, вы смогли бы это сделать? Почему?                

Какие чувства вызвало последнее задание?

Следующее задание может показаться подобным предыдущему, но это лишь на первый взгляд, и мы обнаруживаем это придальнейшем анализе. Необходимо 20 раз ответить  самому себе на вопрос : «Кто я такая?»Важно при этом не думать, не перебирать, не перепроверять варианты, а записывать первое, что приходит в голову. На всю работу отводится не более двенадцати минут.

1.__________________________       11.__________________________

2.__________________________       12.__________________________

3.__________________________       13.__________________________

4.__________________________       14._________________________

5.__________________________       15.__________________________

6.__________________________       16. _________________________

7.__________________________       17.__________________________

8.__________________________       18.__________________________

9.__________________________       1 9.__________________________

10.__________________________     20._________________________

Данная методика была разработана в середине века Куном и Мак- партлендом, и с тех пор с её использованием было проведено огромное количество исследований. Что же люди отвечают на этот вопрос? В самом общем виде характеристики себя можно разделить на следующие категории:

  1. социальные группы  (пол, возраст, национальность,

религия, профессия)_________________________________________________

  1. идеологические убеждения (философские, религиозные, политические и моральные высказывания)        _______________________________________
  2. интересы и увлечения_________________________________________
  3. стремления и цели__________________________________________
  4. эмоциональные характеристики_________________________________
  5. другие категории____________________________________________

        Проанализируйте свои ответы, попытайтесь распределить их (можно просто записать количество) по категориям. В какой категории оказалось больше всего ваших характеристик?

        Совпадает ли порядок ответов (то что вы поставили на первое и последнее место) с действительной значимостью для вас этих характеристик? Почему вы ответили так, а не иначе?

Поставим вопрос шире: а всегда ли, человек отвечает то, что он действительно знает о себе, всегда ли ответы совладают с его представлениями о себе? Психологи обнаружили давно, что любой, даже самый честный с самим собой человек, честен только до определённых пределов. Не то чтобы он сознательно «скрывает правду» от себя, просто у каждого есть предел той правды, которую он может на данный момент вынести, и определённые механизмы заботятся о том, чтобы человек мог осознать только то, что он способен вынести. Эти механизмы действуют бессознательно и носят название психологической защиты.

              Способность человека видеть себя адекватно, таким, какой есть, с минимальной защитой психологи рассматривают как главный признак личностной силы, личностной зрелости. Однако познание себя может быть затруднено и по другой причине – по причине отсутствия специальных «инструментов», методик, с помощью которых человек  мог бы

 объективно оценить качественные, количественные характеристики и

  свойства собственной личности.        

      Теперь уже стало, наверное,  очевидно, что каждая из методик ("Кто я?", "Мои положительные качества") по своему подводила нас к проблеме самооценивания, самоотношения.        

4. Упражнение “Маска”

Ведущий. Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас ваши воспитанники, — ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску (20-30минут).
            Необходимо придумать маске имя и монолог от ее имени.

5. Ведущий. Итак, предлагается несколько диагностических методик, которые призваны помочь расширить представление о самом себе. Чем искреннее будут ответы на предлагаемые вопросы, тем точнее характеристики получите. Чтобы названия методик не смущали и не настраивали на определенные ответы, мы не будем их оглашать перед началом работы. После того, как вы ответите на вопросы, вы получите ключи к расшифровке диагностики и объяснение по поводу того, какие именно свойства личности вы измеряли, и в каком объеме они представлены.

Методика №1.

Попробуйте проверить себя в перечисленных ниже областях. Пусть 0% означает вашу полную неприспособленность и бездейственность, а 100% будет не только вершиной ваших возможностей, но и ваших представлений о своих возможностях.

Зона 1: Способность зарабатывать деньги.

 100%   Зарабатываете столько денег, сколько можете истратить или желать.

 90%

 80%

 70%

 60%

 50%   Зарабатываете среднюю зарплату.

 40%

 30%

 20%

 10%

 0%   Не в состоянии вообще зарабатывать деньги.

Зона 2. Как выпадите с другими людьми (кроме семьи)

100%      Вас все любят, уважают и восхищаются.

90%

80%

70%

60%

50%   Вас в общем-то любят, у вас столько же друзей и знакомых, как и у всех.

40%

30%

20%

10%

0% Вас никто не любит, вы не стремитесь к общению даже на короткое время.

Зона 3. Способность повести за собой.

100%  Куда бы вы ни пошли, какое дело ни начали - всегда ведёте за собой.

90%

80%

70%

60%

50%  Люди охотно с вами соглашаются, когда вы предлагаете что-либо.

40%

30%

20%

10%

0% Вы не можете вспомнить ни одного случая, когда кто-то сделал то, что вы предложили.

Зона 4. Спортивные способности.

100% Вы занимаетесь спортом на профессиональном уровне.

90%

80%

70%

60%        -

50% Вы достигли среднего уровня. Большинство людей имеют такую же спортивную форму, как и вы.

40%

30%

20%

10%

0% Вы вообще не занимаетесь спортом.

Зона 5. Семейные отношения.

100% Ваши семейные отношения настолько прекрасны, что у вас нет ни конфликтов, ни разногласий.

90%

80%

70%

60%

50% Ваши семейные отношения лучше, чем у большинства ваших знакомых.

40%

30%

20%

10%

0%  Вы вообще не в состоянии общаться с семьей.

Зона 6. Профессионализм.

100% Вы лучший специалист из всех, кого знаете.

90%

80%

70%

60%

50% Вы специалист среднего профессионального уровня.

30%

40%

30%

20%

10%

0%    Вы настолько плохи профессионально, что вообще не имеете право получать зарплату.

Зона 7. Способность убеждать.

100% Вы без труда сумеете убедить даже самого упрямого человека.

90%

80%

70%

60%

50% Вы не особенно убедительны, но не хуже других.

40%

30%

20%

10%

0% Вы вообще не в состоянии убедить кого-либо.

Зона 8. Личное счастье.

100%  Счастье вас никогда не покидает.

90%

80%

70%

60%

50%  Вы счастливы настолько, насколько и все, окружающие вас.

40%

30%

20%

10%

0%     Вы родились под несчастливой звездой.

Зона 9. Сообразительность.

100% Вы быстрее всех остальных умеете оценить ситуацию, вы все “схватываете на лету”.

90%

80%

70%

60%

50% Вы не сообразительнее, но и не глупее, других.

40%

30%        

20%

10%

0%     Вы вообще не отличаетесь сообразительностью.

Зона 10. Какими вас видят люди.

100%   Окружающие вас люди признают ваше превосходство.

90%

80%

70%

60%                        

50%    Многие считают вас таким, как все.

40%        

30%

20%

10%

0%     Вы убеждены, что каждый смотрит на вас свысока и думает, что вы хуже всех.

Методика № 2.        

Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны 5 вариантов ответов:        

4 балла - очень часто;

3 балла - часто;

2 балла - иногда;

1 балл - редко;

Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его:

0 баллов - никогда.

СУЖДЕНИЯ

46.

36.   26.

1б.

 0б.

*1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу.

3. Я беспокоюсь о своём будущем.

*4. Многие меня ненавидят.

*5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за своё психическое здоровье.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

*8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

*9. Я боюсь выступить с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

*11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

*13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.'

14. Я слишком скромен (скромна).

15. Моя жизнь бесполезна.

*16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

*18. Люди ждут от меня очень многого.

*19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

 20. Я слегка смущаюсь.

*21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

 22. Я не чувствую себя в безопасности.

 23. Я часто волнуюсь, и понапрасну.

*24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным (-ой).

*26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

*27. Я уверен(а),что люди почти всё принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

*29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен(а).

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен (а) в своей правоте.

*32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Давайте обработаем полученные результаты методики № 1, которая помогла определить соотношение самооценки и актуального ощущения успеха;

Подсчитайте все баллы по 10-ти зонам, а полученную сумму разделите на 10 (зона 1 + зона 2 + зона 3 + зона 4 + зона 5 + зона 6 + зона 7 + зона 8 + зона 9 + зона 10) : 10 = коэффициент вашей самооценки (КС).

Результаты трёх зон - 1-й, 2-й, 7-й сложите и разделите на 3: (зона 1 + зона 2 + зона 7) : 3 = этот результат говорит о том, как идут дела, - это оценка вашего актуального ощущения успеха (ОУ). Сравните эти два результата:

ОУ        = ?                  КС        

Если КС меньше ОУ, то вы заслуживаете большего успеха, чем вам кажется, т.е. низкая самооценка препятствует достижению успеха. Если ОУ меньше КС. то вы не добиваетесь успехов, которых заслуживаете, т.е. имеете затруднения в работе с поставленной целью.

Методика № 2 позволяет выявить уровень самооценки личности.  Подсчитайте общее количество баллов по всем суждениям:

Баллы         уровень         самооценки

0-25        высокий

26-45        средний

46-128        низкий

Уровень самооценки по данной методике отражает вашу уверенность или неуверенность в себе, конформность (зависимость от мнения окружающих) или самостоятельность.

Обратите, пожалуйста, внимание на вопросы, помеченные звёздочкой: 1, 4, 5, 8, 9, 11, 13, 16, 18, 19, 21, 24, 26, 27, 29, 32. Все они выясняли вашу зависимость от других людей, от их мнения, показывали ваше стремление постоянно сравнивать себя с другими, потребность получать от окружающих положительную оценку, подтверждение правильности ваших действий. Обычно, при высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным “комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Теперь уже, наверное, для вас вполне очевидно,          что каждая из методик, предложенных выше (“Кто я?”, 10 положительных качеств, методики № 1, № 2) по-своему подводила вас к проблеме самооценивания, самоотношения. А значит следующим логичным шагом будет  разговор о том, что же такое “самооценка" и каково её значение.

6. Релаксации: Зажигается аромалампа.

Ведущий. Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил. Представители педагогической профессии оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойную нагрузку в связи с тем, что их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность обучения, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера негативных черт, разрушающих психическое здоровье и провоцирующих психосоматические заболевания.

Владение навыками управления собственными эмоциональными состояниями, приемами и способами саморегуляции позволяет уменьшить количество вышеперечисленных проблем. В связи с этим на каждом занятии я буду знакомить вас с различными методиками релаксации и саморегуляции, которые вы сможете использовать самостоятельно. Я включу негромкую музыку, чтобы вы смогли расслабиться. Пожалуйста, сядьте поудобнее. Можете положить руки на колени. Старайтесь держать спину прямо, закройте глаза и дышите медленно и глубоко. Глубокое дыхание или даже попытка осознанно ощутить свое дыхание — помогает расслабиться. Сейчас мы попробуем одну из методик расслабления. Считая про себя до четырех, сделайте медленный глубокий вдох... Ненадолго задержите дыхание... а затем медленно и спокойно выдохните тоже на четыре счета. Вдох... два, три, четыре, задержали... и спокойный выдох... два, три, четыре. Подышите так в течение минуты, и почувствуете, как расслабляетесь.... А теперь откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох, оглядитесь вокруг.

7. Завершение

Ведущий напоминает всем участникам о месте и времени следующего занятия. Визитки с тренинговыми именами можно оставить у ведущего. Последней процедурой занятия является отметка на мишени “Обратная связь”.
Ведущий. Уважаемые участники, в конце занятия я прошу оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям:

1. Деятельность ведущего.

2. Содержание занятия.

3. Деятельность участника (самооценка).

4.Психологический климат в группе.

 Оценка осуществляется по 10-балльной шкале.

2-й день. Феноменология самооценки

 

                              Из всех приключений, уготовленных нам жизнью,

                              самое важное и интересное - отправиться в

                              путешествие внутрь самого себя, исследовать

                             неведомую часть самого себя.

                                                                                                                                              Ф. Феллини

        

        1. Игра “Атомы и молекулы

Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.

2. Упражнение “Брачное объявление”

В течение 5 минут каждый должен составить брачное объявление о своих личных качествах, которое содержало бы уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другая женщина. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит мужчине связать жизнь с этим человеком.

Обсуждение: Легче ли было писать о себе, почему?; Что нового о себе узнали?

          3. Ведущий. В психологии принято выделять разные характеристики  самооценки. Так, структура самооценки, по мнению психологов, представлена

двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным.

Когнитивный - отражает знания человека о самом себе.

Эмоциональный - это собственно отношение личности к себе.

Существует несколько характеристик самооценки, которые выделяют

психологи и которые, в принципе, не нуждаются в пояснении.

C:\Temp\PDFTransformer12.00\media\image1.jpeg

Подробнее рассмотрим завышенную и заниженную самооценку. По критерию адекватности выделяют адекватную самооценку (то есть соответствующую действительности) и неадекватную (не соответствующую). Несоответствие  может выражаться завышении или занижении оценки. Однако здесь важно различать одну тонкость: нередко мы путаем завышенную и высокую, заниженную и низкую только на основании внешней видимости. Например, если человек утверждает, что знает что-то лучше всех в группе, то это ещё не значит, что он преувеличивает, возможно, это соответствует истине. Точно также, когда человек говорит о своем неумении делать что-то (легкое и вполне выполнимое, с вашей точки зрения), не торопитесь делать вывод о том, что его самооценка занижена. Вполне возможно, она адекватно низкая.

        Как по-вашему, какую оценку лучше иметь - завышенную или заниженную? 

Психологи утверждают, что хуже именно заниженная. Чем же она плоха? Почему она хуже завышенной не только для самого субъекта, но и для тех, кто рядом с ним?

Человек, недооценивающий себя по каким-то параметрам, не будет браться за дело, к которому он вполне способен. А если и возьмется, то предчувствие неудачи, в конце концов, эту неудачу обеспечит (за счёт неосознанной коррекции действий в сторону неудачи). В этом отношении завышенная самооценка гораздо лучше: хоть она и толкает человека на планы, превышающие его возможности создавая реальную перспективу потерпеть фиаско, она дает и возможность преуспеть хотя бы за счет включения в деятельность, за счет мобилизации  дополнительных ресурсов.

Но заниженная самооценка вредит не только самому субъекту, но и его партнёрам. Доказано, что плохое отношение к себе  приводит к более негативному восприятию окружающих, когда субъект приписывает больше слабостей и недостатков, приписывает  им худшие намерения. Другими словами, он думает об окружающих хуже, чем они есть на самом деле, и ждет от них худшего к себе отношения, чем это есть на самом деле. Это негативно влияет на его способность к сотрудничеству с другими, раскрытию себя в контакте с партнером. Однако все происходит непреднамеренно и поэтому не контролируется.

От чего же зависит адекватность самооценки? Откуда берутся критерии самооценки? Как она формируется?

Психологи выделяют два основных фактора формирования самооценки:

первый - общение с окружающими,

второй - собственную деятельность субъекта.

Критерии, на основании которых производится самооценка, зависят от характерных для человека ценностей, формировавшихся в течение всей его жизни, начиная с самого раннего возраста. Здесь важную роль сыграла родительская семья, родительские критерии оценок и самооценок, отношение родителей к ребенку. В ходе усвоения этих внешних критериев и оценок ребенок постепенно вырабатывает собственные критерии и собственные оценки. В этом процессе важна не только роль родительской семьи, но всех тех, кто был значим для ребенка, на кого он ориентировался. Другими словами, для формирования самооценки, критериев существует логика перехода от внешних оценок (оценивание субъекта другими людьми) к внутренним критериям самооценки. Таким образом, в зависимости от раннего опыта человека, от того, как к нему относились взрослые, формируется тип его отношения к себе. Можно сказать, что безусловность принятия - это главное, что могут дать ребенку взрослые. Именно на этой основе у человека формируется безусловность принятия себя, которая является ядром его личности, главным фактором его способности видеть себя таким, какой он есть, адекватно видеть свой опыт и учиться на нем.

В реальной жизнедеятельности общение человека с окружающими и его собственная активность находятся в тесном единстве, дополняют и обогащают друг друга. Знания о себе человек черпает из общения с окружающими, а реализует и апробирует их в индивидуальном опыте, позволяющем ему преломлять усвоенные в обществе оценки сквозь призму собственных переживаний.

Проведём ещё один интересный опыт.

Обведите карандашом на листке бумаги свою ладошку. Впишите, пожалуйста, в каждый пальчик человека который имеет (или имел) самое большое значение для вашей жизни. Не переходите к дальнейшей работе, пока не выполните данное задание.

В этом упражнении принципиально важно выполнить задание самостоятельно, так, как вы его поняли сами, без пояснений автора. Результаты мы прокомментируем чуть позже, а пока вернемся к анализу исследований, посвященных самооценке.

В исследованиях Р. Бёрнса приведены факты, касающиеся самооценки педагога. Выявлено, что причины формирования у педагога низкой самооценки неоднозначны, соответственно, намечаются и разные пути ее коррекции. Одна из причин появления низкой самооценки - адекватное отражение педагогом своих проблем, испытываемых в профессиональной деятельности, затруднений. Для устранения этой причины рекомендуется совершенствование педагогического мастерства.  Другая причина - высокая требовательность педагога к себе, ориентация на высокие  стандарты, склонность к самокритике.

В этих случаях для повышения самооценки предлагается иной путь, а именно, сосредоточение педагога на тех моментах, которые определяют его негативное самовосприятие, поиск способов преодоления их.

А сейчас самое время вспомнить наше упражнение с ладошкой. Взгляните на нее ещё раз и ответьте:

      Каким по счёту был пальчик, в который вы вписали слово “Я”?        

      Если вы вписали, то отражает ли этот номер действительное значение вашего "Я” в вашей жизни?

      Если же вы вообще не написали “Я”, то почему?

  1. Психогеометрический тест экспресс-диагностики типа личности        

Психогеометрия как система сложилась в США, ее автор Стюзен Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров Психогеометрия - уникальная практическая система анализа личности, которая позволяет:

1)  мгновенно определить форму или тип (хотя здесь есть различия) личности интересующего вас человека и, естественно, вашу собственную форму;

2)  дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке;

3)  составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85 %!

Инструкция: «Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: «Это-Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».

Обработка и интерпретация результатов. Какую бы фигуру вы не поместили на первое место, это ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Краткая психологическая характеристика основных форм личности

Квадрат

Если вашей основной формой оказался Квадрат, то вы - неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует неутолимая потребность в информации. Квадраты - коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально.

Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но... увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишают Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности.

Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.

Треугольник

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле - это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступят по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

Треугольники - честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: «А что я буду с этого иметь?». Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом «высоком» уровне управления. Главное отрицательное качество «треугольной» формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.

Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты Прямоугольников - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня вдень и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода одежду других форм: «треугольную», «круглую» и т.д.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдет!

Круг

Это символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг - самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу.

Круги - самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.

Зигзаг

Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый, эмоциональный, креативный из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. К тому же, они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца.       

5. Домашнее задание

1) Вспомнить ситуации из своего детства: — яркое переживание чувства собственной значимости, счастья, надежности и т.п., возникшего после контакта с взрослым (другим ребенком); — ситуацию, когда вы пережили чувство несправедливости, обиды и т.п., причиненной вам конкретным взрослым (другим ребенком).

Вопросы

  1. Какие чувства вы испытывали?
  2. Задумайтесь, какие переживания были для вас более яркими?
  3. Ловите ли вы себя иногда на том, что поступаете так же, как когда-то поступили с вами? Если нет, то почему?
  4. Вспомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни ситуации, когда воспоминания детства помогали или мешали общению с другими людьми. Есть ли разница в восприятии этого события вами — ребенком и вами — взрослым.

2). Принести небольшой подарок.

6. Релаксация: Зажигается аромолампа.

Ведущий. Мы подошли к концу занятия — настало время немного успокоиться и отдохнуть. Я включу неломкую музыку, чтобы вы смогли расслабиться. Пожалуйста, сядьте поудобнее, можете положить руки на колени, старайтесь держать спину прямо, можете закрыть глаза и дышите медленно и глубоко... Сначала попробуйте чуть-чуть напрячь плечевые мышцы... Чувствуете напряжение? А теперь медленно расслабьте плечи... Постарайтесь почувствовать расслабленность... Теперь напрягите плечи чуть-чуть сильнее, как будто вы немного нервничаете. Нельзя сказать, что вы ужасно взволнованы, но вы, наверное, чувствуете, как сильно напряглись мышцы спины. А ведь многие весь день вот так и таскают за собой весь груз своих забот и тревог. Это очень тяжело. Тяжело не только для вас, но и для ваших близких и воспитанников, потому что они обычно очень хорошо ощущают ваше настроение и прекрасно знают, когда вы расслаблены, а когда напряжены. Можете попробовать проделать это упражнение на попеременное напряжение — расслабление дома, например, перед сном или в любое другое время, особенно когда почувствуете, что излишне напряжены.

7. Анкетирование “Обратная связь”:

Заполнение анкеты “Обратная связь”. Бланки анкет желательно приготовить заранее. 

3-й день. Осознание отношения к себе

                                                                                 Каждый человек сам создаёт для себя законы,

                                                                                сам определяет,  что считать победой,

                                                                                       а что поражением; он сам повелевает своей жизнью

                                                                               и распоряжается наградами и наказаниями.

                                                                                                                                  М. Коллинз

  1. Игра-приветствие

Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

Здравствуй, друг! Здороваются за руку.

Как ты тут! Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришел! Разводят руки в стороны.

Хорошо!Обнимаются.

2. Анализ домашнего задания

Ведущий предлагает обратиться к домашнему заданию, вспомнить ситуации из детства, чувства и мысли, которые они тогда вызвали (см. Домашнее задание, 2-й день). В качестве звукового сопровождения используется приятная, спокойная музыка. В течение трех минут (продолжительность мелодии) участники группы погружаются в свои воспоминания. На работу отводится 25 минут.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства вы испытывали? Задумайтесь, какие переживания были для вас более яркими? Есть ли разница в восприятии этого события вами — ребенком и вами — взрослым? Ловите ли вы себя иногда на том, что поступаете так же, как когда-то поступили с вами? Если нет, то почему? Вспомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни ситуации, когда воспоминания детства помогали или мешали общению с другими людьми? Есть ли разница в вашем восприятии этих историй до рассказа другим и после? Наши детские впечатления влияют на нас и движут нашим поведением до сих пор. Мы в ответе за чувственный опыт наших детей, который также будет определяющим в их будущей взрослой жизни.

  1. Ведущий.

Когда мы обнаруживаем в себе “нечто”, что нас не устраивает, возникает резонный вопрос: “Что же делать дальше?”

Для начала ответим на вопросы анкеты, выявляющей вашу способность к саморазвитию*. По-видимому, уже излишне напоминать, что искренность в ответах поможет раскрыть истинную картину.

Ответьте на вопросы, поставив следующие баллы:

5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности;        

3 - и да, и нет;                

2 - скорее не соответствует;

1 - не соответствует.

  1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашний делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10 Я стремлюсь быть открытым.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.

14. Возрастающая ответственность не путает меня.

15. Я положительно бы отнёсся (отнеслась) к своему продвижению по службе.

Подсчитайте общую сумму баллов:                 

Если вы набрали 55-75 баллов, это значит, что вы активно занимаетесь саморазвитием.

36-54 балла - означает, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития, и ваша ориентация на развитие сильно зависит от условий.

Самым тревожным является показатель до 35 баллов, так как он означает остановившееся развитие.

Итак, вы продиагностировали вашу способность к саморазвитию.

Совпали ли полученные результаты с вашими представлениями о себе или они оказались для вас неожиданными?

Какой бы результат вы не получили, закономерным будет вопрос        :

Хотите ли вы изменить себя?

А скорректировать свою самооценку?

Предлагается вам несколько упражнений и советов, с которых можно начать путь к себе.

Есть много путей к повышению самооценки, улучшению эмоционального состояния. Но, как отмечают многие исследователи, главное - принять себя.

         Предлагаем небольшую практическую работу.

Задание №1.

Проанализируйте факторы, мешающие вашему развитию. Проранжируйте их (присвойте им места с 1 -го по 12-е по мере их значимости для вас).

Препятствующие факторы

  • Собственная инерция.
  • Разочарование в результате имеющихся ранее неудач.
  • Отсутствие поддержки со стороны руководителей.
  • Сопротивление среды (непонимание, ревность, конкуренция).
  • Состояние здоровья.
  • Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
  • неуверенность в себе, своих силах и возможностях.
  • Боязнь ответственности.
  • Возраст
  • Пол.
  • Последствия воспитания в “родительской” семье.
  • Отсутствие поддержки в моей собственной семье (супруг, дети или их отсутствие).

А теперь проделайте тоже самое со списком факторов, помогающих вашему развитию.

Стимулирующие факторы

  • Пример и влияние коллег.
  • Пример и влияние руководителей.
  • Обучение на курсах.
  •  Новизна деятельности, условия работы и возможность экспери  ментирования.
  • Занятия самообразованием.
  • Интерес к работе.
  • Возможность получения признания в коллективе.
  • Стремление аттестоваться на более высокую категорию.
  • Материальное стимулирование.
  • Поддержка семьи (родных, близких).
  • Продвижение по службе (карьера).
  • Недовольство собой, желание измениться.

      - Информация, полученная из разных источников (книги, ТВ, контакты, слухи).

А теперь проанализируйте факторы, оказавшиеся “в первых рядах”: те, которые подчеркивают вашу роль и значение или те, что указывают на других людей или на обстоятельства?

Каких факторов - “о себе” или “о других” - оказалось больше на первых трех местах

Задание № 2.

Попробуйте оценить приведенные ниже утверждения в зависимости от степени вашего согласия или несогласия с каждым из них. Если вы в большей степени согласны с утверждением, отметьте его плюсом, если нет - минусом.        

  1. Продвижение по службе больше всего зависит от удачного

стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.        

  1. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.        
  2. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  3. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  4. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
  5. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  6. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти

любого.        .

  1. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других.                

Теперь поменяйте знак на противоположный (т.е. плюс на минус и наоборот) по высказываниям № 1, 3, 5, 8.

Если количество плюсов у вас больше количества минусов, то у вас, вероятно, есть склонность к интернальности (личность полагается на навык, знания, мастерство, т.е. возлагают ответственность за происходящее на себя). Если минусов - то к экстернальности (личность ориентирована на удачу, везение, шанс, а на себя ответственность не возлагают).

Вернувшись теперь к результатам заданий № 1 и 2, вы можете отменить, к чему вы больше склонны: к экстерналъности или интерналъности?         

    Появилось ли желание изменить своё отношение?        

Почему?

Попробуйте выполнить следующее упражнение, продолжите фразу (трижды):

Я ДОЛЖНА_______________________________________________________

                   ________________________________________________________

                   _________________________________________________________

Сохраняя смысловую окраску, содержание фраз, измените их звучание:

Я ПРЕДПОЧИТАЮ_________________________________________________

                                ____________________________________________________

                               __________________________________________________

                   

Теперь тоже самое проделайте с другими фразами: вначале

Я НЕ МОГУ________________________________________________________

                    ________________________________________________________

                    ________________________________________________________

затем то же самое

Я НЕ ХОЧУ________________________________________________________

                    ________________________________________________________

                    ________________________________________________________

вначале

МНЕ НАДО________________________________________________________

                    ________________________________________________________

                    ________________________________________________________

затем

Я ХОЧУ    ________________________________________________________

                    ________________________________________________________

                    ________________________________________________________

вначале

Я БОЮСЬ, ЧТО________________________________________________________

                    ________________________________________________________

                    ________________________________________________________

затем

Я ХОТЕЛА БЫ________________________________________________________

                    ________________________________________________________

                    ________________________________________________________

Когда наиболее сложно было изменить фразу?        

Какие в связи с этим у вас возникли чувства (или мысли)?        

Что нового узнали о себе и о своей способности брать ответственность на себя?

Продолжим разговор о принятии себя, а точнее - работая над собой, давайте выполним следующие упражнения:

Подумайте несколько минут и запишите несколько причин, почему вы должны полюбить себя:

_________________________________________________________________

        Вы прекрасны!        

Составьте список всех областей, в которых вы компетентны:

_________________________________________________________________

подсказка:  Вы можете добавить к вашим записям, что вы заботливая дочь (сын); любящая мать (отец); нежная жена (муж); хорошая хозяйка (хозяин), что вы к тому же - умны, честны, образованы, начитаны, порядочны, искренни, добры, нежны, ласковы, влюбчивы, красивы, обаятельны, милы, общительны, улыбчивы, веселы, деликатны, терпеливы, тактичны, умеете дружить и хранить секреты и т.д. и т.п.

Выбирайте!

Следующее упражнение - “Отказ от самокритики”. Приготовьте лист бумаги.

Напишите на нём всё отрицательное, что ваши родители, родственники, учителя и начальство говорили о вас, и что вы храните в своей памяти для самокритики. Это мысли, от которых вам нужно срочно избавиться! Можете начать с ритуала уничтожения написанного вами листка (порвите или сожгите его).

Можно завести “Дневник моих успехов”, в котором вы каждый день будете отмечать свои достижения и успехи, за которые вам стоит себя похвалить. Можете присуждать себе' “награды”. Например, “золотые ярлыки” за каждый свой поступок, действие (или мысль!), которые совершаете ежедневно. Начнем прямо сейчас:

Я награждаю себя за______________________________________________

Я молодец! Потому что________________________________________

Сегодня я здорово_____________________________________________

     А ещё лучше, если вы себя порадуете “материально» купите себе мороженое; почитайте книжку, хотя бы часок; сделайте себе ароматическую ванну, маникюр или просто полчаса поваляйтесь с журналом (список можно продолжить по вашему вкусу!).

Подведем некоторые итоги дня. Сегодня с помощью различных игр и упражнений вы учились по-новому относиться к себе. Возможно, вы произвели переоценку собственных способностей и возможностей, увидели себя в ином свете. И в заключение вернемся к упражнению с ладошкой.

Если бы сейчас вы выполняли это упражнение, изменили бы что-нибудь?

На какое место вы теперь поставите слово “Я”?                 

Если ваша позиция (отношение) изменилась, то, как вы думаете, почему?         

4. Упражнение “Подарок”

Каждый дарит своему соседу справа свой подарок с добрыми пожеланиями.

5. Релаксация

Ведущий. Мы подошли к концу занятия, я включу негромкую музыку, чтобы вы могли расслабиться. Пожалуйста, сядьте поудобней, положите руки на колени, можете закрыть глаза и дышите медленно и глубоко. Сегодня мы попробуем новую методику расслабления, основанную на сознательном наблюдении за своими телесными ощущениями. Если она вам подойдет, можете взять ее на вооружение. Постарайтесь почувствовать, как ваша спина касается спинки стула... Потом, не двигаясь, попробуйте почувствовать, как одежда касается плеч, — когда это вам удастся, вы ощутите, как расслабляются мышцы плеч... Потом почувствуйте тяжесть рук, лежащих у вас на коленях... Потом ягодиц на сиденье стула... А теперь ступни на полу — не двигайте ими, просто постарайтесь почувствовать их... И опять: почувствуйте свою спину... плечи. .. правую руку... левую руку... ягодицы... правую ступню... левую ступню... И еще раз: спина... плечи и т.д. Мысленно переходите от одной части тела к другой. На время фиксируйте свое внимание на каждой из них и идите далее. Попробуйте проделать это сами в течение 2-3 минут... А теперь откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох, оглянитесь вокруг себя.

6. Завершение

4-й день

1. Приветствие “Рукопожатие”:

Ведущий подходит к кому-нибудь из участников и здоровается с ним за правую руку. Не отпуская руки ведущего участник здоровается левой рекой со следующим человекам и т.д., пока все участники не будут держаться за руки и рукопожатие не вернется в ведущему.

2. Упражнение "Паровозики": 

Сочетает возможность получить интересную информацию о себе, об отношении к подчинению и собственному руководству с возможностью просто подвигаться. Для создания подгрупп можно предложить объединиться тем, кто сегодня еще не работал вместе (задание будет иметь и социометрическую информацию). “Паровозики” ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго глаза закрыты — это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой, он — паровоз. Он держит за локти среднего, средний — первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом (управляющим тройкой), и средним вагоном (стоящим в середине), и первым вагоном (стоящим спереди). Какие чувства ты испытывал во время упражнения на каждой из позиций?

Вопросы для обсуждения:

Какая позиция для тебя была самой удобной? Легко ли тебе было, когда тобой руководили? Легко ли было самому руководить? Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?

3. Упражнение “Грани моего я”: 

Материалы: журналы, газеты, ножницы, клей, бумага.
Ведущий. Ориентируясь на окна Джо Харри в виде коллажа изобразите четыре грани вашего “Я”: воспринимаемое с внешней стороны, реальное, идеальное, будущее (30-40 минут). Придумайте название и представление работы от каждой ее части (грани вашего “Я”).

Обсуждение: Представление работ, обмен чувствами.

4. Релаксация: 

Зажигается аромолампа.

Ведущий. Занятие подошло к концу, сядьте поудобнее. Если хотите, закройте глаза и дышите медленно и глубоко... Мы с вами уже попробовали несколько методик расслабления. Сегодня попробуем новую. Расслабиться можно, заставив себя осознанно почувствовать процесс дыхания. Попробуем сделать это прямо сейчас. Не старайтесь дышать как-то по-особому, просто сосредоточьте свое внимание на том, как входит через нос холодный воздух и выходит теплый... (Пауза 20 секунд). Сосредоточьтесь на воздухе, проходящем через ваш мозг, наружу, внутрь, наружу... Постарайтесь ни о чем не думать. Если вам все же приходит в голову какая-нибудь мысль, не старайтесь отгонять ее прочь, просто проговорите ее про себя и как бы отложите в сторону, а потом опять сосредоточьтесь на дыхании еще на одну минуту...
А теперь откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Оглядитесь вокруг.

5. Завершение (см. занятие № 2).

День 5.

Упражнение “Только хорошее”

Участникам предлагается вспомнить, что хорошее произошло с ними в это утро.

Упражнение “Поляна”

Ведущий.

Представьте поляну и себя на ней. Во что или в кого вы превратились бы на этой поляне? Что делаете на ней?

Представление по кругу. Ведущий задает уточняющие вопросы: сколько вам лет, как себя чувствуете, не мешает ли вам...(называет того, кто уже есть на поляне), как вы относитесь к...?

Организация пространства и проигрывание ролей (15-20 минут). Каждый участник должен повзаимодействовать со всеми героями. 3. Рефлексия от имени роли. 4.Деролинг (снятие роли).
Обсуждение: Что вы чувствуете сейчас, как изменились ваши чувства? И т.п.

3. Релаксация: Упражнение “Посещение зоопарка”:

Участники разбиваются по парам и встают друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев “сбегать” вниз по спине).

Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

Слышатся дикие прыжки кенгуру (“топать” кончиками пальцев по спине).

Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

4. Завершение

Ведущий.

Сегодня у нас с вами последнее занятие, спасибо всем за работу, помните о методиках расслабления, которые мы с вами изучили, используйте их, когда устаете. Упражнение “Посещение зоопарка” можно использовать с учениками на уроках вместо физкультминутки.

Завершая наши занятия, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру с собой — “Я заслуживаю...”.

Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают.

Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, что Алексей выполнил домашнее задание”, и т.п. Вспомните не менее пяти событий.

Задание на дом: каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Это необходимо делать в течение трех недель. Чтобы не забыть, напишите эту /фразу на листе бумаги и повесьте возле кровати, это будет напоминать вам домашнее задание. Поверьте — это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

Рефлексия: Какой опыт вы приобрели? Чему научились в процессе занятий? Замечания и пожелания ведущему (можно в письменном виде).

5. Упражнение “Письмо себе”: Участники на готовых бланках пишут себе письма, которые забирают с собой домой.

6. Обратная связь: Каждому присутствующему дается 4 листочка бумаги. На трех листах нужно написать послания трем сидящим справа после него участникам круга. Послания должны иметь позитивное содержание, личностную обращенность. На четвертом листке формулируется впечатление от прошедшего занятия, всего тренинга – это для тренера.

Литература

Левошко И. Давайте жить дружно. – Газета “Школьный психолог” №15, 2006 г.

Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности. –Газета “Школьный психолог” № 22, 2003 г.

Мардер Л. Тренинговое занятие “Профессия и личность”.

Хусид А. Патриот самого себя. – Газета “Школьный психолог” № 38, 2002 г.