Уровень психологического климата в коллективе
Педагогический коллектив состоит из взрослых сформировавшихся людей, каждый из которых в силу своего темперамента, воспитания, мировоззрения на повторяющиеся ситуации реагирует, как правило, одним и тем же образом. Поскольку любая трудовая деятельность, в том числе педагогическая, представляет ряд по большей части стандартных, повторяющихся ситуаций, то в результате в коллективе формируется относительно стабильная система психологических и эмоциональных состояний его членов, которая и называется психологическим климатом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroven_psikhologicheskogo_klimata.docx | 59.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Слепченко Виктория Алексеевна, педагог-психолог
Коллектив является воспитателем личности.
А.С. Макаренко
Характеристика психолого-педагогического климата педагогического коллектива ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида.
Педагогический коллектив состоит из взрослых сформировавшихся людей, каждый из которых в силу своего темперамента, воспитания, мировоззрения на повторяющиеся ситуации реагирует, как правило, одним и тем же образом. Поскольку любая трудовая деятельность, в том числе педагогическая, представляет ряд по большей части стандартных, повторяющихся ситуаций, то в результате в коллективе формируется относительно стабильная система психологических и эмоциональных состояний его членов, которая и называется психологическим климатом.
Изначально являясь суммой индивидуальных психо-социальных реакций, постепенно психологический климат в педагогическом коллективе, как и в любом другом, становится неким самостоятельным фактором, который начинает оказывать обратное влияние на каждого из членов коллектива.
Для изучения психологического климата мы использовали две методики: методика оценки психологического атмосферы по А. Ф. Фидлеру и шкала оценки психологического климата.
Общая оценка психологического климата педагогического коллектива по эмоциональному, когнитивному и поведенческому компонентам в школе-интернате оценивается как благоприятный.
Такой результат получен за счет высокой оценки эмоционального компонента психологического климата. В качестве значимого признака эмоционального компонента рассматривался критерий привлекательности на уровне понятий «дружелюбие», «согласие», «теплота», «взаимная поддержка», «сотрудничество». Результаты исследования позволяют фиксировать более 70% положительную оценку (+1) эмоционального компонента, что указывает на симпатию к членам коллектив, у 15% – неопределенную (противоречивую) оценку (0) эмоционального компонента, что составляет 15% от общей выборки и указывает на отсутствие выраженных симпатий или антипатий к членам коллектива.
Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируировались по критериям «занимательность», «желание – нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга», «активность», «совместные дела», Члены педагогического коллектива не стремятся совместно проводить досуг, мало общаются с коллегами вне работы. Это говорит о том, что личные взаимоотношения сотрудников, совместное проведение досуга членами коллектива, коллективный подход к делу не практикуется. Такие выводы можно сделать на основании полученных самых низких оценок поведенческого компонента (0,23 балла). Вместе с тем, полученные результаты «плохо согласуются» с данными по эмоциональному компоненту, так как вряд ли «нежелание работать в данном коллективе» можно связать с тем, что большинство педагогов симпатизируют друг другу или как минимум нейтрально настроены.
Основным критерием когнитивного компонента является «знание – незнание особенностей характера членов коллектива». Когнитивный компонент в педагогическом коллективе составил 0,32 балла, располагается на границе неопределенных и положительных и отрицательных значений. Положительную оценку (+1) дали 12 педагогов, что составило 35% от общей выборки, у 2 выявлены неопределенные (противоречивые) оценки (6% от общей выборки), отрицательные оценки (-1) выявлены у 20 человек (59% от выборки). Полученные результаты показывают, что члены коллектива не могут дать достаточно полную характеристику личных и деловых качеств своих коллег. Вероятно, имеются причины, по которым члены коллектива, при том, что они нравятся друг другу, не стремятся к сближению, которое возможно, если ты интересуешься, знаешь особенностями характера тех, с кем работаешь.
Процентное соотношение характеристик психологического климата по второй методики.
Процентное соотношение характеристик психологического климата по первой методики.
Вывод:
Говоря коротко психологический климат ВГОУ РО Колушкинская школа- интернат благоприятный. Такие характеристики как доброжелательность, взаимная поддержка, чувство гордости за коллектив, сопереживание превалируют над враждебностью, безразличием, холодностью. Коллектив достаточно активен и успешен.
Хотелось бы так же отметить, что желание работать вместе почти у 50% обследуемых. В будущем коллегам хотелось пожелать более внимательней относиться к каждому педагогу как к личности. По возможности замечать и отмечать достоинства коллег, их достижения на работе, поддерживать в случаях неудач.
Характеристика психолого-педагогического климата детского коллектива ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида.
Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе способствует и лучшему усвоению учебного материала обучающихся и полноценному развитию личности в социуме, формированию адекватной эмоциональной сферы. Что и наблюдается в школе-интернате.
Анализируя диагностические данные методик, выполняемые обучающимися 6 – 9 классов, можно говорить только о высоком положительном результате. В анкете были затронуты также как и в анкетирование педагогического коллектива эмоциональная, поведенческая и когнитивные стороны. По всем этим направлениям дети показывают достаточно высокие проценты. Так из графика видно, процентное соотношение положительных моментов гораздо выше, чем отрицательных.
Педагог-психолог ______________________ В. А. Слепченко