Метод проекта, как средство развития самосознания подростков в системе дополнительного образования

Самойлова Мария Викторовна

«Пустыней отрочества» назвал Л.Н. Толстой подростковый возраст. Чувство одиночества, непонятости, обособленности, становление самосознания, первые мировоззренческие проблемы, переоценка ценностей, первые разочарования – все то, что сопровождает переход от детства к юности, делает этот период в жизни человека особенно драматичным. Подростку необходимо высказаться, выразить себя, поделиться своими проблемами, подумать над своим будущим. Проектная деятельность по психологии дают возможность широкого самопознания  для подростка.

Проект — специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Это система обучения, при которой ученики приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения усложняющихся задач в постоянном сотрудничестве с учителем и в результате которого происходит личностный рост ученика.

Цель инновации:  стимулирование  процесса самопознания подростка в системе дополнительного образования через метод проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_innovatsii.docx54.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сахалинская область, Корсаковкий городской округ

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детства и юношества»

                                                   

       

                                                                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                             Директор МОУ «Дом детства и юношества»

_________________ Л.В. Хомченко

«__» _____________ 20___г.

Рассмотрена

на методическом совете

«___» _____________ 20___г.

Протокол № ___ от_________.

П Р О Г Р А М М А   И Н Н О В А Ц И И

«Метод проекта,  как средство развития самосознания  подростков в системе дополнительного образования»

(срок реализации – 2 года)

         

        

                                                                                                                                        Педагог дополнительного образования                                                        Самойлова Мария Викторовна.                                                                                                            

                                                                                     

                                                                                                             

Корсаков, 2011

                                                                     

                                                         «Умный человек не тот, кто много знает,

                                    а кто знает самого себя.»

                                                                                                                                            В.Гете

                                                   

1.Научно-теоретическое обоснование.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России в сфере общего образования   представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими  субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Дополнительное образование – одна из возможностей вхождения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор, комфортность и современное творчество.  

Применение проектных технологий  в дополнительном образовании способствует освоению методов психологического познания себя и другого человека, развитию социальных и коммуникативных качеств. Процесс социализации происходит успешнее, у подростков формируется системное единство, социальная активность, жизненное самоопределение, социально – психологическая готовность к жизни.

Ребенок школьного  возраста наиболее  восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.  Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, ― есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»[1].

          «Пустыней отрочества» назвал Л.Н. Толстой подростковый возраст. Чувство одиночества, непонятости, обособленности, становление самосознания, первые мировоззренческие проблемы, переоценка ценностей, первые разочарования – все то, что сопровождает переход от детства к юности, делает этот период в жизни человека особенно драматичным. Подростку необходимо высказаться, выразить себя, поделиться своими проблемами, подумать над своим будущим. Проектная деятельность по психологии дают возможность широкого самопознания  для подростка.

Проект — специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Это система обучения, при которой ученики приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения усложняющихся задач в постоянном сотрудничестве с учителем и в результате которого происходит личностный рост ученика.

Цель инновации:  стимулирование  процесса самопознания подростка в системе дополнительного образования через метод проекта.

 задачи  воспитательные и учебные:

  1. помочь старшекласснику понять себя, психологию своего трудного возраста, а следовательно, и своих сверстников (ведь подростковые проблемы у многих схожи),
  2. развивать универсальные  учебные действия:
  • личностные действия : личностное самоопределение ( внутренняя позиция школьника, самоуважение,  самооценка)
  • общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • логически универсальные действия: анализ объектов, выдвижение гипотез и их обоснование.

Участники : Учащиеся 9 классов образовательных школ города. Экспериментальная группа (далее ЭГ) количество  12 чел. , 9 девочек и 3 мальчика 14-15лет. Контрольная группа( далее КГ) 12 чел, 10 девочек и 2 мальчика, 14-16 лет.

Направление деятельности.

 Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть осуществляет  поддержку самостоятельной работы подростка:

  • Мотивирует. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности ,как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
  • Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.
  • Наблюдает. Необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект — формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

 Ведь  проект – это не только сбор информации, её обработка, но и выработка гипотезы, и теоретическое обоснование идей. И наконец, это общественно значимая работа, в которой проявляется личность автора .  

Структура инновации.

 Участники эксперимента пришли в Дом детства и юношества в сентябре 2011 г заниматься по программе «Встречи с самим собой»,  и им  предложено  вместо творческой работы «Письмо самому себе»  выполнить проект по предложенным темам см. Приложение 1.

Поскольку метод проекта является общепедагогическим методом обучения, способствующим формированию УУД, то в ходе планирования учебных занятий предполагается его использование.

Экспериментальная  группа будет занимается по программе «Встречи с самим собой» и в 10 уроков интегрированы темы по проектной деятельности.

Календарно-тематическое планирование интегрированных занятий инновационной программы «Метод проекта,  как средство развития самосознания  подростков в системе дополнительного образования» в программу «Встречи с самим собой».   2011-12 уч. год.

дата

Тема занятий

 теория              

практика

29 ноябрь

Арт-терапия. Коллаж «Хорошее и плохое». Входящая диагностика. Выбор темы проекта. Выбор оформление проекта.

0,2

1.8

6 декабрь

Мои эмоции. Планирование проекта: задачи и гипотеза проекта.

0,5

1.5

20 декабрь

Арт-терапия. Коллаж  «Праздник». Поиск и сбор информации по проекту

0,2

1.8

31январь

Страх оценки.  Обработка информации .Анализ и обобщение.

0,5

1.5

27 марта

Тренируем уверенность в себе. Обобщение информации по проекту.

0,2

1.8

10аперель

Арт-терапия.  Автопортрет  «Каким я хочу, чтобы меня воспринимали». Представление полученных результатов по проектам.

0,2

1.8

24 апрель

Заключительное занятие. Подготовка творческой работы «Письмо самому себе». Тест «Кто я?». Выходящая диагностика

1

1

Май 15. 22

Защита творческой работы. Защита проектов.

-

4

Итого:   10 занятий

3

17

Контрольная группа занимается по программе «Встречи с самим собой» без интегрированных занятий.

2.Механизм  реализации  инновации:

Диагностика внутренней позиции и самооценки подростков будет исследоваться  с помощью теста «Личностный дифференциал» на ЭГ и КГ см. Приложение 2.

Уровень  сформированности ( развития)  универсальных учебных действий  (личностные , общеучебные, логические) будет производиться с помощью анкетирования, педагогического наблюдения. Мы предполагаем, проводить внутреннюю и внешнею оценку уровня сформированности    универсальных учебных действий  см. Приложение 3.

Программа эксперимента планируется на 2 года, поскольку метод проекта по нашему мнению является универсальным средством, позволяющим развивать самосознание подростков в процессе обучения. По нашему мнению, достичь предполагаемых результатов мы сможем через 2 года, так как развитие процесса самосознания  является  длительным процессом. Опыт показывает, что на программу «Тренинг общения» приходят дети обучавшиеся по программе «Встречи с самим собой».  В этом случае они  будут составлять экспериментальную группу, где им будет предложено выполнить проект по написанию сценария итоговой, деловой  игры.

С другой стороны, чтобы оценить или опровергнуть истинность гипотезы необходимо провести эксперимент на новой группе, так как  результаты эксперимента могут зависеть от уровня подготовки детей к выполнению проектной деятельности

Этапы реализации:

п/п

Содержание работы

Сроки

1.

Первый этап – подготовительно-диагностический

Цель: разработка программы эксперимента

Задачи: 1.проанализировать литературу по данной теме,              изучить опыт коллег и выявить проблемы по данной теме;

2.внесение изменений в ДОП, составление календарно-тематического планирования.

3.Подбор диагностик ,  формирование банка проектов для детей

4.Набор группы

Ведущие методы: анализ литературы, изучение опыта учителей по данной проблематике. Мотивация участников проекта.

Основной результат:  создать условия для проектной деятельности.

Сентябрь – ноябрь

2011

2.

ВТОРОЙ ЭТАП – практический

Цель: организация проектной деятельности  по психологии для повышения личностной  компетенции подростков

Задачи: 1. поддерживать положительную мотивацию.

    2. развивать УУД: личностные, общеучебные, логические.

 

Ведущие методы: тьюторская поддержка самостоятельной работы школьника. Консультация. Педагогическое наблюдение.

Основной результат: выполненные проекты по предложенным темам, коррекция (развитие) личностных УУД, отчет, участие в конкурсе инновационных проектов, выступление на семинарах, педагогических чтениях, обмен опытом .

Декабрь 2011 –январь 2013

3.

ТРЕТИЙ ЭТАП – обобщающий

Цель: анализ результатов экспериментальной деятельности

Задачи:1. провести анализ  результатов

                экспериментальной деятельности по данной  

                 проблематике

             2. сделать выводы об эффективности экспериментальной деятельности

Ведущие методы: диагностика, , анализ, обобщение, рефлексия

Основной результат: сформирована активная внутренняя позиция, устойчивая самооценка подростков.

Март2013-май2013

Сроки реализации: 2 года

Ответственная: Самойлова М.В.

Методическое обеспечение программы «Встречи с самим собой»:

  1. Микляева А. Я-подросток.: программа уроков психологии .-Питер,2003,  105с.
  2. Анн Л. Психологический тренинг с подростками.- .- Питер,2005
  3. Копытин А.И.,Свистовкая Е.Е. Арт-терапия детей и подростков.-М.:Когито-Центр, 2007.
  4. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе. Развитие и реализация новых возможностей СПб., Речь, 2008, 227с.
  5. Можно ли прогнозировать жизненный успех.- Школьный психолог,№9, 2006
  6. Кунигель Т.В.Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка» .- СПб.,Речь, 2006
  7. Фопель К. Психологические группы.Рабочие материалы для ведущего:практическое пособие.- 5-е издание.-М., Генезис, 2005.

Методическое обеспечение проектной деятельности :

1. Попова М.В. Психология как учебный предмет: Учеб. метод. пособие.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2008 .-288с..- (Воспитание и доп. образование детей)

2. Хозиев В.Б. Психология. Учебное пособие для 10-11 классов (гуманитарных и психологических).-М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010.-384с.(Серия «Библиотека Психолога»)

3. Сапегин К.В. Образовательная технология проектной деятельности / Этимологический словарь. - М.: "Планета", 1996.

4.Данилюк А. Я.   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.

5. Методические рекомендации для обучающихся, занимающихся  учебной проектно – исследовательской работой Автор: Писцова Л. А. заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 4».

Формы и методы работы:    Успешное освоение подростками представленной программы возможно только тогда, когда  применяются разнообразные методы  и формы занятий. Учебные занятия  планируются таким образом, чтобы обучить учащихся  ‘ экспериментальной группы проектной деятельности.

    На начальном этапе, когда участники  знакомятся друг с другом и правилами группы, необходимо помочь подросткам осознать необходимость обучения и познания собственной личности. Для этого проводится первый тест «Кто я?». Как правило, на данном этапе подростки затрудняются назвать необходимые 15 утверждений, поэтому возникает необходимость проведения ролевых игр для создания внутреннего раскрепощения и осознания собственного потенциала. Эффективной формой в данном случае является написание сказок о собственном имени. Дальнейшая работа предполагает включение детей в работу, проговаривание собственных ощущений, но далеко не все, в силу различных психологических особенностей,  могут это сделать. Наиболее эффективной формой работы на данном этапе является арт-терапия, а именно: создание коллажей на тему «Мой мир». Кроме того, таким образом осуществляется психокоррекционая работа, проработка психологических травм. После того, как подростки уже получили возможность на начальном этапе узнать некоторые  особенности собственной личности и других членов группы, возникает необходимость формирования потребности  в совершенствовании. Для этого подростки должны обладать элементарными знаниями о психологии как науке и о работе психолога, чтобы понять:  у каждого есть возможность развиваться, становиться лучше и существуют  специальные методы, которые помогают это сделать. В связи с этим проводится беседа «Наука психология и работа практического психолога». Полное восприятие личностных качеств предполагает не только самоанализ, но и осознание того, как воспринимают человека окружающие. В данном случае, такие сложные для восприятия темы, как «Я глазами других», «Мои достоинства и недостатки», проходят форме занятий с применением разнообразных методов и приемов, а именно: анкетирование, беседа, тренинг, самопрезентация.

     Разнообразие методов и форм работы позволяет за  короткий период времени создать ситуацию, в которой дети могут достаточно легко включиться в групповую тренинговую работу, предполагающую приобретение следующих навыков: управление эмоциями, совершенствование черт характера, формирование уверенности, умение сказать «нет». Помимо тренинговых работ ведется «Дневник эмоций», тестирование по теме «Характер». В результате такой сложной работы  трансформация  восприятия себя и окружающих, потребность осознанно действовать и контролировать свои эмоции. Для того чтобы подростки смогли оценить результаты, проводится повторная арт-терапия «Автопортрет. Я хочу, чтобы таким меня воспринимали окружающие».

   На протяжении всех занятий ведутся рабочие папки, в которых подростки самостоятельно отражают все результаты работы над собой. Это позволяет детально проанализировать собственные достижения, дает дополнительную рефлексию.

 Ожидаемый результат :  развитие самосознания подростка, формирование ( развитие)  универсальных учебных действий  (личностные , общеучебные, логические) .

Диагностика и сроки диагностики: Тестирование «Личностный дифференциал», декабрь2011, май 2011 ,  декабрь2012, Май 2013 анкетирование «Анкета соискателя проектной деятельности»,  Анкета педагога декабрь 2011, декабрь 2012.

Риски и меры по их устранению: Перегруженность подростка в учебной деятельности , дополнительные занятия по предметам- проведение . Психологические защиты.

Меры по устранению: технология поддержки, высокая мотивация и интерес к собственной личности  в подростковом возрасте.

Итоговый документ: проект каждого участника  группы, отчет, выступление на педсовете по экспериментальной деятельности.

Приложение 1

Темы проектов

  1. Как справиться с собственный гневом ?
  2. Ответственность за свои поступки в школе и дома.
  3. Как завоевать друзей и поддерживать дружеские отношения?
  4. Как справиться со своей обидой ?
  5. Как справиться с собственным чувством вины?
  6. Как повысить  самоуважение?
  7. Как научиться общаться  без конфликтов ?
  8. Как справляться  с эмоциями ?
  9.  Как справиться с собственным страхом оценки  другими людьми ?
  10. Как тренировать уверенность в себе?
  11. Как улучшить отношения с родителями.
  12. Как справиться со страхом?

Приложение 2

Тест «Личностный дифференциал»

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.-СПб.:Питер,2005.-271с.-(Серия «Эффективный тренинг»)   237с.

Цель: изучение определенных личностных свойств, самосознания человека, межличностных отношений.

Личностный дифференциал сформирован путем репрезентативной выборки слов, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры, своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человёка в результате усвоения социального и языкового опыта.

Отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3 классических факторов:

1) оценки;2) силы;3) активности.

В личностном дифференциале отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимической пары и был дополнен. Шкалы личностного дифференциала заполняются испытуемым с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

Инструкция: Дана 21 личностная черта. Вам необходимо оцёнить себя по отобранным чертам личности, по тому, что, на ваш взгляд, вам более подходит. Например.

1. О + Обаятельный 3210123- Непривлекательный

3 — максимальное соотношение. Нужно подчеркнуть только одну цифру — ту, которая к вам более всего близка.

Фамилия

Класс

Пол

Возраст

1. О + Обаятельный

3210123

-Непривлёкательный

2. С - Слабый

3210123

+ Сильный

3. А + Разговорчивый

3210123

- Молчаливый

4. О - Безответственный

3210123

+ Добросовестный

5. С + Упрямый

3210123

- Уступчивый

6. А - Замкнутый

3210123

+ Открытый

7. О + Добрый

3210123

-Эгоистичный

8. С - Зависимый    '

3210123

+ Независимый

9. А + Деятельный

3210123

- Пассивный

10. О - Черствый

3210123

+ Отзывчивый

11. С + Решительный

3210123

- Нерешительный

12. А - Вялый

3210123

+ Энергичный

13. О + Справедливый

3210123

- Несправедливый

14. С - Расслабленный

3210123

+ Напряженный

15. А + Суетливый          :

3210123

-Спокойной

16. О - Враждебный

3210123

+ Дружелюбный

17. С + Уверенный

3210123

- Неуверенный

18. А - Нелюдимый

3210123

+ Общительный

19. О + Честный

3210123

- Неискренний

20. С - Несамостоятельный

 3210123

+ Самостоятельный

21. А + Раздражительный

3210123

- Невозмутимый

Обработка полученных данных

Производится подсчет суммы чисел по каждому фактору. Фактор имеет знак (-) и (+).

В зависимости от того, какой выбор сделал испытуемый, требуется вычесть или сложить балл в сумму данного фактора.

Интерпретация факторов личностного дифференциала

При применении личностного дифференциала для исследования самооценок, значения фактора оценки (О) свидетельствуют об уроне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально .желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фактора  О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, личностными особенностями, на недостаточный уровень самопринятие. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При использовании личностного дифференциала для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) — его отвержению.

Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, об их осознании самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки указывают  тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования— подчинения, то, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) — на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей других.

Приложение 3

Анкета педагога                 дата заполнения ___________

  1. Может ли учащийся_____________________________ самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель?
  2. Работать с информацией (поиск и выделение необходимой информации,

определение основной и второстепенной информации)?

  1. Умеет ли построить произвольное речевое высказывание:

- в устной форме;

- в письменной форме;

  1. Умеет ли выбирать эффективные способы решения задач?
  2. Умеет ли анализировать объекты?
  3.  Умеет ли выдвигать гипотезы и обосновывать их?

Алгоритм осуществления проектной деятельности

ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

  • Определение тематического поля и формулирование темы проекта.
  • Поиск и анализ проблемы.
  • Постановка цели проекта.

Учитель

Ученик

  • Предлагает тематическое поле.
  • Мотивирует учащихся к обсуждению.
  • Предлагает схемы анализа потребностей.
  • Наблюдает за процессом обсуждения и помогает формулировать проблему.
  • Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку.
  • Обсуждает тему.
  • Определяет свои потребности.
  • Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор.
  • Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.
  • Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

  • Анализ имеющейся информации.
  • Поиск информационных лакун, сбор и изучение информации.
  • Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
  • Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
  • Анализ ресурсов.

Учитель

Ученик

  • Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
  • Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.
  • Организует процесс анализа альтернативных решений.
  • Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели.
  • Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
  • Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.
  • Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию.
  • Осуществляет выбор.
  • Осуществляет процесс планирования.
  • Оценивает ресурсы.
  • Определяет свое место (роль) в проекте.
  • Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.
  • Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • Выполнение запланированных технологических операций.
  • Текущий контроль качества и рефлексия субъектов проектирования.
  • Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

Учитель

Ученик

  • Наблюдает.
  • Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
  • Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
  • Отвечает на вопросы учащихся.
  • Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируется с учителем (экспертом).
  • Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты, ведет дневник наблюдений.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

  • Подготовка презентационных материалов.
  • Презентация проекта.
  • Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

Учитель

Ученик

  • Организует презентацию.
  • При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.
  • Выступает в качестве эксперта.
  • Выбирает (предлагает) форму презентации.
  • Готовит и проводит презентацию. При необходимости консультируется с учителем (экспертом).
  • Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся).

КОНТРОЛЬНЫЙ

  • Анализ результатов выполнения проекта.
  • Оценка качества выполнения проекта, самооценка и рефлексия автора проекта.
  • Последействие (выход на личные смыслы, осознание перспектив реализации проекта)

Учитель

Ученик

Учитель имеет возможность оценить уровень сформированности ключевых компетентностей, владение которыми демонстрирует учащийся не только на контрольном, но и на всех остальных этапах работы учащихся над проектом.:

  • компетентности в решении проблем, поскольку обязательным является решение учащимся собственных проблем средствами проекта;
  • компетентности в работе с информацией
  • коммуникативной компетентности и др.
  • Проводит самооценку проекта
  • Получает «обратную связь» от всех субъектов проектирования
  • Оценивает себя в деятельности
  • Формулирует перспективы реализациипроекта
  • Предлагает варианта развития проектного замысла