Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы «Тайна моего Я»

Самойлова Мария Викторовна

          Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем, и сферами интересов. Зачастую учителя и родители считают, что ребенок с высоким интеллектом должен превышать нормы и во всех иных отношениях. От него ожидают большей эмоциональной и социальной зрелости, самоконтроля, независимости, ответственности.

 Особенности эмоционального развития. В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка отмечается повышенная уязвимость.

Одаренный ребенок, не просто абстрактный носитель талантов, а прежде всего личность  со своими достоинствами и недостатками, со своей жизненной ситуацией  и   нуждается в разработанных только для него специальных программах.

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа обучения «Тайна моего  Я »  была создана в результате реализации инновационного проекта «Компас в будущее» (психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка объединения «Шахматы»).

Программа предполагает достижение следующей цели:  развить  представление о собственной ценности и ценности другого человека, укрепить чувство собственного достоинства, содействовать  формированию мотивации на саморазвитие, улучшить эмоциональное состояние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr._zanyatiy.docx59.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детства и юношества»

Рассмотрена на заседании

методического совета

протокол № 2 от 26 сентября 2013 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Дом детства и юношества»

___________Л.В. Хомченко

«____»_______2013 года

                                                                                                                                                   

                                                       

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа

по коррекции эмоционально-волевой сферы

«Тайна моего Я»

Срок реализации 1 год

Педагог дополнительного

образования

        Самойлова М.В.

г. Корсаков

2013

                                                         

Пояснительная записка

                                                                 Самое прекрасное зрелище на свете -

                                                       вид  ребенка, уверенно идущего по

                                                            жизненной дороге после  того, как вы                            

                             показали ему путь.

                                                                                                    Конфуций

Нормативно-правовая база

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

Конвенция о правах ребенка

Президентская программа «Дети России»,

раздел «Рабочая концепция одаренности»

Министерства образования

Концепция развития воспитания в

системе образования Сахалинской

 области до 2020 года

Устав МБОУ «Дом детства и юношества»

          Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем, и сферами интересов. Зачастую учителя и родители считают, что ребенок с высоким интеллектом должен превышать нормы и во всех иных отношениях. От него ожидают большей эмоциональной и социальной зрелости, самоконтроля, независимости, ответственности.

 Особенности эмоционального развития. В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка отмечается повышенная уязвимость.

Существуют  проблемы адаптации одаренных детей.

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Конформность ( степень "податливости" чужому мнению). Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитиемОдаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
  5. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  6. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение

         Одаренный ребенок, не просто абстрактный носитель талантов, а прежде всего личность  со своими достоинствами и недостатками, со своей жизненной ситуацией  и   нуждается в разработанных только для него специальных программах.

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа обучения «Тайна моего  Я »  была создана в результате реализации инновационного проекта «Компас в будущее» (психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка объединения «Шахматы»). 

Направленность

Разработанная по заказу Министерства образования РФ «Рабочая концепция одаренности» является обобщением современного состояния знаний в области психологии одаренности и в качестве приоритетной выдвигает задачу обучения и воспитания одаренного ребенка. Таким образом, «Рабочая концепция» выступает основанием для организации практической работы с одаренными детьми. 

         Большое значение для развития личности одаренного ребенка имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если ребенок  попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоционально-волевая сфера, т. е. ребенок, реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность. В целом программа обладает социальной направленностью.

Новизна.

         Дети с признаками одаренности – это дети с особыми образовательными потребностями, психологическими характеристиками и трудностями. Учет этих индивидуальных особенностей и опора на потенциал детей – основные условия эффективной образовательной деятельности с ними. Наиболее важным в этой  работе  является обеспечение возможности для личностного роста детей, преодоления ими внутренних барьеров на пути самореализации.

В настоящее время при многообразии опыта работы с  одаренными детьми, недостаточно представлены  программы по развитию эмоционального интеллекта, так как это новое направлении психологии введено в конце 90 –х годов прошлого  века.

Программа предполагает достижение следующей цели:  развить  представление о собственной ценности и ценности другого человека, укрепить чувство собственного достоинства, содействовать  формированию мотивации на саморазвитие, улучшить эмоциональное состояние.

Задачи: 

      обучающие:

  • научить подростка осознавать себя, как личность и индивидуальность;
  • научить анализировать степень  удовлетворенности собой и  своих достижений;
  • научить методам саморегуляции;
  • формирование навыков преодоления стресса.

        развивающие:

  • развитие навыков анализа чувств и мотивов своей деятельности;
  • развитие позитивной самооценки и самовыражения;
  • развитие самосознания, представления о своих способностях и возможностях;
  • развитие рефлексии – умения оценить свои поступки и взглянуть на себя со стороны;
  • развитие уверенности в себе;
  • снижение уровня личностной тревожности.

воспитывающие:

  • развитие ответственного поведения и коммуникативных навыков;
  • развитие умения уважать права других людей, как свои собственные;
  • повышение общего уровня психологической культуры.

Отличительные особенности программы.

         Создание программы велось  с учетом активной одаренности,  возрастных интересов и жизненной ситуации подростка. Коррекционная программа индивидуальной психологической работы  имеет несколько уровней наполнения психологическим содержанием.

Во-первых, работа направлена на совершенствование эмоционально-волевой сферы личности, и призвана снизить напряженность, возникшую в результате дезадаптации в семейных  взаимоотношениях. В случае дефицита родительской любви у подростка (родители – слабослышащие) часто тормозится психо-социальное развитие, фиксируются инфантильные формы поведения. Общение с психологом способно частично восполнить недостающее внимание к личности ребенка, повысить его фрустрационную устойчивость.  

Во-вторых, подростку предлагаются приемы саморегуляции; происходит обучение рефлексии собственного поведения с целью понимания своих чувства и отношений с другими, которые помогут  на соревнованиях по шахматам.

В – третьих в силу особой восприимчивости, хорошо развитого воображения одаренному ребенку свойственны повышенная тревожность, наличие большого количества страхов. По этой причине с ним планируется проводить занятия по уменьшению уровня тревожности и страхов. На этих занятиях особенно эффективны различного вида релаксации, так как одаренные дети, как правило, обладают хорошо развитым воображением, способны четко представлять предложенную для воображения картинку и погружаться в нее. В силу диссинхронизации (недоразвитие отдельных функций) может быть задержка эмоционального развития, соответственно проводятся занятия по развитию эмоций. В этом плане хорошо зарекомендовали себя занятия с использованием арт-терапевтических техник – изобразительное искусство, сказкотерапия.  

В – четвертых учитывается, что для терапии  используются техники, не связанные с имеющимися способностями,  иначе  в процессе работы ребенок увлечется предметом своего интереса, и терапевтический эффект может быть снижен.

Многие одаренные дети  отличаются рассеянностью, невнимательностью из-за погружения в предмет своего интереса. Поэтому важно развивать самоконтроль и произвольность поведения.

         Важное направление деятельности  – психологическая подготовка ребенка к участию в областных шахматных соревнованиях. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность. 
        Таким образом, коррекционно-развивающая работа психолога с  одаренным ребенком  в большей степени направлена на повышение его способности адаптироваться к собственной одаренности, адекватно принять ее и максимально использовать для собственного развития.

В программе используются здоровьесберегающие образовательные технологии ( беседы о психологическом здоровье (Что такое саморегуляция ? и д.р.), тренинги поведения. Использование арт-методов (рисование, создание коллажей, лепка ) дают возможность психокоррекции .

Принципы отбора участника  формы и режим занятий.

Данная коррекционная программа  ориентирована на  активно одаренного  Никиту К. ученика  10 класса , который был выявлен путем наблюдения в процессе педагогической практики.  Никита занимается в Доме детства и юношества с 7 лет в объединении  «Шахматы». За все время обучения  3 раза   выиграл  районное первенство по шахматам среди школьников, но, ни разу областные соревнования. В 9 классе  отлично сдал ГИА. Диагностика  его индивидуальных психологических особенностей  и наблюдение во время прохождения психологической программы «Встречи с самим собой» в  9 классе показала, что Никита эмоционально неустойчив, имеет искаженную самооценку, высокий уровень тревожности.

Опытный преподаватель по шахматам отмечает активную одаренность ребенка (стратегическое мышление, фантазию, память, целеустремленность, ответственность),  но отсутствие психологической устойчивости, робость перед соперником низводят талант на уровень заурядного игрока.

Срок реализации – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, Продолжительность занятия – 1 час.

Ожидаемые  результаты:

После завершения  обучения по данной программе, предполагается коррекция личностного развития ученика: адекватное восприятие чувства собственного достоинства, открытость реальной практической  деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление с ними справиться. Удовлетворенность шахматной деятельностью и повышение уровня индивидуальных достижений. Учащийся сможет приобрести коммуникативные  навыки общения, и повысит уровень психологической культуры. Все это даст возможность максимально адаптироваться в социальной среде и повысить уровень личностного роста.

К концу обучения ребенок  должны  овладеть  следующими знаниями, умениями и навыками:

  • осознавать свои и чужие эмоции и чувства;
  • правила уверенного поведения  на соревнования;
  • уметь  использовать методы саморегуляции;
  • уметь сосредоточиться в условиях стресса;
  • уметь   справиться с волнением,  страхом  и  напряжением;
  • уметь выстраивать отношения с окружающими в манере сотрудничества.

Эффективность обучения отслеживается по следующим критериям:

  • усиление мотивации к рефлексии;
  • осознание  себя, как носителя знаний, чувств, воли, отношений;
  • улучшение эмоционального состояния;
  • снижения уровня тревожности.

Методы и формы работы:

Основной формой  является индивидуальная психологическая работа содержанием, которой является  развитие, оптимизация качества жизни и личностный рост  участника.

Результативность программы  зависит от соблюдения следующих общепринятых принципов:

1. Ненасилъственностъ общения.

При объяснении правил упражнения,  педагог исходит, прежде всего из желания ребенка, избегая принуждения.

2.  Самодиагностика, т. е. самораскрытие ребенка, осознание и формулирование им личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности

3.  Положительный характер обратной связи.

Поскольку одаренному ребенку свойственна повышенная уязвимость и он  нуждаются в поддержке, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации.

4. Неконкурентный характер отношений.

Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в совместном общении атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт подростку. Занятия  строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны ребенка, а подчеркивать сильные, не ставить ребенка в ситуацию неспешности, а укреплять его веру в себя, давая возможность ему быть успешным и поощряя его расширить репертуар способов его поведения.

5. Включенность.

В предлагаемой программе педагог выполняет традиционную роль участника всех упражнений. Участвуя в игре, педагог, во-первых, своим примером помогает включиться в нее ребенка.

Оценка результатов обучения производится путем мониторинга. Результаты промежуточной и итоговой аттестации заносятся в соответствующие графы, а уровень творческого роста учащегося определяется процентным соотношением на начало и конец года.

Критерии оценки.

(Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, №4)

Показатели

(оцениваемые

параметры)

Критерии

Степень выраженности

Оцениваемого качества

Возможное

кол-во баллов

Методы

диагностик

1

2

3

4

5

I. Теоретическая подготовка ребенка:

1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

2. Владение специальной терминологией

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

5

10

1

5

10

Наблюдение,

тестирование

Собеседование

II. Практическая подготовка ребенка:

1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

2. Владение специальным оборудованием и оснащением

3. Творческие

навыки

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении практических заданий

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);

максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

.начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

• репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

• творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1

5

10

1

5

10

1

5

10

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа, участие в конкурсах

1

2

3

4

5

III. Общеучебные умения и навыки ребенка:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу

1.2. Умение осуществлять учебно-исследовательскую  работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Самостоятельность в учебно-исследо-вательской работе

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.

1

5

10

Анализ

исследовательской работы

2.Учебно-коммуникативные умения:

2.1. Умение слушать и слышать педагога

2.2. Умение выступать перед аудиторией

2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.

Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.

Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.

Уровни - по аналогии с п. 3.1.1

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

1

2

3

4

5

3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Аккуратность и ответственность в работе

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

Удовл. - хорошо - отлично

1

5

10

Основные формы контроля:

Тестирование,

Практические работы,

Творческие работы,

Рефлексия.

Результативность

В процессе реализации программы проводится ряд диагностических мероприятий, на основании результатов, которых делается вывод о качестве эмоционального состояния ребенка.

Содержание

Сроки

I этап

II этап

1

Шкала явной тревожности CMAS (адаптированная версия методики Дж. Тейлора. Автор А.М. Прихожин)

Ноябрь

2013г.

Апрель

2014 г.

2

Тест Шмишека Акцентуация  личности, темперамент

Ноябрь

2013г.

3

Мониторинг качества обучения (Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, №4)

Согласно положению «Об аттестации обучающихся МБОУ «Дом детства и юношества»

4

Упражнение «Луг», «Ручей»

Ноябрь

2013г.

Апрель

2014 г.

Тематическое планирование

Тема

Теория

Практика

Всего

1

ТЕМА 1. Познакомься со своим «Я». Диагностика эмоциональной сферы, тревожности, темперамента, внутрисемейных отношений

0,5

2,5

3

2

Тема 2.О  душевной архитектуре

0,5

2,5

3

3

Тема 3. Я и моя семья

0,2

2,8

3

4

Тема 4.«Homo creator»

1,5

6,5

7

5

Тема 5. «Властелин или раб?»

1

5

6

6

 Тема 6. Итоговая диагностика  эмоциональной сферы, тревожности, темперамента, внутрисемейных отношений

0,5

2,5

3

7

 Итоговое занятие

0,2

21,6

1

8

Итого

4,4

21,8

26

Основное содержание программы.

ТЕМА № 1. Познакомься со своим «Я». Диагностика эмоциональной сферы, тревожности, темперамента, внутрисемейных отношений

Теория.  Цели методы диагностики. Технология проведения. Интерпретация результатов диагностики.

Практика.  Проективные рисунки: «Дом», «Дерево», «Семья в виде животных», «Злой рисунок», «Автопортрет», «Несуществующие животное». Тест темперамент, Тест Шмишека, позволяющий раскрыть акцентуации личности.

Тема № 2. О душевной архитектуре

Теория. Беседа Типы эмоционального реагирования. Что такое уверенность, неуверенность, грубость.

Практика. Метод каракули. Письмо обидчику. Лепка чувств. Техника символдрама «Луг», «Ручей», «Круг силы».

Тема № 3. Я и моя семья

Теория.  Беседа роль семьи. Семейные конфликты. Анкета «Отношения в семье».

Практика. Арт-терапия «Моя вселенная». Техника символдрама «Три дерева». «Открытка благодарности»

Тема №  4. «Homo creator»

Теория. Беседа способности и их структура. Можно ли их развивать и как это делать. Идеальный подросток. Как стать успешным.

Практика. «Раньше я..», «Теперь я…», Арт-терапия «Мой портрет в лучах солнца». «Через 10 лет после школы»,«Сосредоточенное мечтание» ,«Встреча с другом через 20 лет», «Мои добрые дела», « Мое могущество» «Линия жизни».

Тема  №  5. Властелин или раб?

Теория. Понятие стресса. Что такое саморегуляция, ее роль и значение в жизни. Основные вид саморегуляции (дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация). Мини-лекция «Умей владеть собой».

Практика. Микротренинг «Освоение основных методов и приемов саморегуляции». Психотехнические игры «Фокусировка» и др.. Тест «Воля и внимание». Упражнение «Храм тишины».

Тема № 6. Итоговая диагностика  эмоциональной сферы, тревожности, темперамента, внутрисемейных отношений

Теория.  Цели методы диагностики. Технология проведения. Интерпретация результатов диагностики.

Практика.  Проективные рисунки: «Дом», «Дерево», «Семья в виде животных», «Злой рисунок», «Автопортрет», «Несуществующие животное». Тест темперамент, Тест Шмишека, позволяющий раскрыть акцентуации личности.

Тема № 7. Итоговое занятие

Теория.  Анализ результатов диагностики.

Практика.  Подведение итогов, оценка выступления на соревнованиях. Рефлексия.

Список литература для педагогов и родителей

  1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 – 95.
  2. Азаров Ю.Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
  3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
  4. Богоявленская, Д.Б., Брушлинский, А.В., Холодная, М.А., Шадриков, В.Д., и др. Рабочая концепция одаренности.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998._255с.
  5. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.
  6. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. – СПб, Питер,2002 г.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б Продолжаем общаться с ребенком. Так.- М.:АСТ, 2011.-304 с.
  8. Гордон Т.Как привить ребенку дисциплину. Советы педагога и психолога.-М.: ЛомоносовЪ, 2010 .-336 стр.
  9. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40с.
  10. Достовалов С. Г., Мальцева Л. В.Воспитание мальчика: советы   психолога: книга для родителей .-М. : Academia, 2008 .-192 с.
  11. Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков.-М.-Речь,2001.-156с.
  12. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. – №2.
  13. Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. – № 3. – с. 54-59.
  14. Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.
  15. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
  16. Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 354с.
  17. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с. 
  18. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / Р. Н. Логинова // Учитель в школе. – 2008. – № 3. – С. 81 – 83.
  19. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.
  20. Одаренные дети: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
  21. Павлов И. В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. -М.: Речь, 2008.-87 с.
  22. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д.Б.Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 416с.
  23. Психология одаренности детей  и подростков - М.,Генезис,2007.-200с.
  24. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 95с.
  25. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.
  26. .Ротанова Т.А,..Шляхта Н.Ф Психодиагностические методы изучения личности.-М.:МПСИ, 1998.-167с.
  27. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
  28. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.
  29. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения, коррекционные программы – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинга, 2004г.
  30. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
  31. 365 лучших развивающих игр для детей.- М., Аст,2008.-331с.
  32. Фабер  А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. -М.: ЭКСМО, 2012.- 336 с.
  33. 8.Фабер  А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети УЧИЛИСЬ -М.: ЭКСМО, 2011.- 288 с.
  34. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/пер. с нем.. – М.,Генезис, 2004 .-222с.
  35. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? В 4-х ч.: Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов/пер. с нем. – М., Генезис, 2003 г.
  36. Хорошко Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция «Школы «Интеллектуально одаренные дети» // Школьные технологии, 2002. – №6. – С.97-105.
  37. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
  38. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. – 2008. – № 2. – С. 69 – 76.
  39. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия. 1997. – 78с.

Список литературы для ученика

1. Бах Р. Чайка Джанотан Ливингстон.Иллюзии,пер. с англ..-К.:София,2003.-224с.

2. Вачков И.В.,Битянова М.Р. Я и  мой внутренний мир. Психология для старшеклассников.-СПб.:Питре,2009.-193 с.,ил .-( Серия «Школьный психолог рекомендует».)

3. Грив Б.Т. Смысл жизни .-М.: Добрая книга,2007.-144с.

4. Жизнь со смыслом. Мудрость жизни: как прожить без стрессов.- М.: Экспо, 2005,-128с.,и л.

5. Кови Ш.   7 навыков высокоэффективных тинейджеров. Как стать крутым и продвинутым.-М.:Добрая книга, 2013.-328 с.

6. Снайдер Д. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни/пер. с англ.-М.: АСТ-ПРЕСС. 2006.-228с.

Информационное обеспечение программы

http://www.odardeti.ru

http://www.practic.childpsy.ru/ практический психолог

 http://www.moeobrazovanie.ru

 http://www.psychology-online.net  Психологическая библиотека . Научная и популярная литература по психологии. Справочные материалы. Тесты.

http://www.rasskazov.com.ua/ru/ Этот сайт посвящен книгам из серии «Семейные истории».