Авторская педагогическая разработка: Индивидуальная социально-ориентированная программа абилитационного домашнего обучения «Я Могу» для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в сельских условиях (методическое пособие)

Федулова Ульяна Реворьевна

 

            Количество детей, обучающихся на дому или не получающих образование с заключением «ДЦП с сопутствующими интеллектуальными нарушениями», от года к году не становится меньше. Практически отсутствуют методики в области коррекционно-развивающей и психо-коррекционной работы с данным контингентом. Дети с ДЦП нуждаются в комплексной лечебно-педагогической работе. Для успешного овладения ими индивидуальной социально-адаптированной программы полезно создать адекватные условия образования в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Для них важны и полезны занятия для развития памяти, внимания, мышления, речи, моторики как мелкой, так и общей, произвольности поведения, общеучебных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_razrabotka_ya_mogu.docx38.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сватайская средняя общеобразовательная школа им.Г. Г. Колесова»

Социально-психологический кабинет

Авторская педагогическая разработка:

Индивидуальная социально-ориентированная программа абилитационного домашнего обучения «Я Могу» для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в сельских условиях

(методическое пособие)

Авторы разработки:

Винокурова Ирина Александровна – учитель начальных классов СОШ,

Федулова Ульяна Реворьевна – психолог СОШ

2012 г.

с. Сватай

Пояснительная записка

        

        Индивидуальная социально-ориентированная программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка и направлена на коррекцию, воспитание и социальную адаптацию ребенка с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата с сопутствующей умственной отсталостью – УО при ДЦП).

        Сочетание образовательной и лечебной работы, организация ортопедического и щадящего режима, расширение и углубление физического воспитания, реализация методик направлена на коррекцию индивидуального развития ребенка. Она полагает особый подход и подготовленность учителя, родителей и специалистов, которые должны заниматься  с ребенком-инвалидом.

Целью данной программы является методическая помощь в социально-психологическом сопровождении и индивидуально-педагогической поддержке специалиста и родителей в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии в условиях отдаленных районов  нашей республики

        Задачи:

  1. Создание оптимальных психофизических, социальных и поддерживающих условий для «особых детей» в сельских условиях;
  2. Реализация  индивидуального психофизического коррекционно-образовательного маршрута ребенка с учетом его личностного потенциала;
  3. Осуществление постоянного и своевременного лечебно-оздоровительного и профилактического контроля
  4. Изучить возможные методики по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с УО, и разработать наиболее эффективные педагогические рекомендации
  5. Совместный деятельный подход  родителей и специалистов данного профиля в обучении ребенка-инвалида с тяжелыми нарушениями в развитии

Актуальность  обусловлена тем, что количество детей, обучающихся на дому или не получающих образование с заключением «ДЦП с сопутствующими интеллектуальными нарушениями», от года к году не становится меньше. Практически отсутствуют методики в области коррекционно-развивающей и психо-коррекционной работы с данным контингентом. Дети с ДЦП нуждаются в комплексной лечебно-педагогической работе. Для успешного овладения ими индивидуальной социально-адаптированной программы полезно создать адекватные условия образования в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Для них важны и полезны занятия для развития памяти, внимания, мышления, речи, моторики как мелкой, так и общей, произвольности поведения, общеучебных умений.

        Практическая значимость состоит в направленности результатов на адаптирование процесса обучения, воспитания и реабилитации «особых детей»; в разработке рекомендаций для использования в практической деятельности по обучению родителям и специалистам, занимающимся с детьми-инвалидами.

        Ожидаемые результаты:        

- реализация  индивидуальных комплексных подходов к решению реабилитации детей-инвалидов;

- интегративное включение «особых детей» в образовательную среду, в социум;

- совершенствование системы сопровождения детей-инвалидов;

- повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий.

Формы и методы обучения. Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями может производить очень мало действий и определение его интересов может быть затруднено. В таких случаях взрослый может занять более активную и творческую позицию в стимулировании внимания и интереса ребенка. Интерес ребенка можно поддержать имеющимися материалами (яркие цвета, громкие и необычные звуки, текстура материала или его температура), но все же следует наблюдать за собственными действиями ребенка и применять вмешательство в соответствии с ними. Практика показала, что для обучения важным признаком является активность и творческая позиция родителей и специалистов, для  работы с «особым ребенком».

Важной предпосылкой развития является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях. Восприятие необходимо развивать в повседневное жизни путем специальной организации разных видов деятельности, которые ребенка учат смотреть, наблюдать, слушать, т.е. осмысление воспринимать предметы и явления окружающего мира. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, а главное, развивает у детей обобщенный способ умственной деятельности.

        Коррекционно-развивающие занятия осуществляются в индивидуальной форме на основе предметно-практической деятельности ребенка. В работе сочетается проведение учителем и/или родителями  большого количества игровых, предметно-практических и занимательных упражнений (лечебная пассивная физкультура, музыкотерапия, прослушивание сказок, имитация игры на хомусе, часы общения, компенсаторный массаж, арома- и светотерапия и т.д.) через систему адаптационно-компенсаторных технологий.

        Данная программа разработана для детей с УО при ДЦП на основе Программы «Каролина», для детей младшего возраста с особыми потребностями (авторский коллектив Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хаккер) и на индивидуальной программе обучения на дому к.п.н., доцента кафедры ДО и ПИ СВФУ Максимовой Лены Иннокентьевны

        Срок обучения: один год и более. Нагрузка на неделю – 16 часов.  
        Программа состоит из
 26 разделов, каждый из которых посвящен развитию определенных навыков.

Содержание обучающей программы:

Занятие

Что должен уметь

Материалы, оборудования

1

Зрительное прослеживание и постоянства предметов (даже если ребенок определен незрячим)

Расположить предметы по разные стороны от ребенка, работая над этой проблемой:

  1. Смотрит на предмет, по крайней мере, в течение 3 сек.
  2. Следит за предметом, перемещаемым по горизонтали вправо и влево
  3. Следит за предметом, перемещаемым по вертикали от уровня лба до уровня груди
  4. Следит за предметом, перемещаемым по кругу
  5. Смотрит туда, где скрылся человек

Разноцветная большая пирамида, яркие игрушки большого размера

2

Постоянство предметов: двигательное и зрительное

  1. Стягивание ткани с лица

х/б ткань яркой расцветки, размер 40*40

3

Слуховая локализация и постоянство предметов

  1. Успокаивается под воздействием шума
  2. Ищет глазами источник звука
  3. Поворачивает голову и ищет глазами источник звука (тихий), или тянется к нему, если он рядом с ухом (ребенок лежит)

Магнитола, СД диски, кассеты с записями музыки и мелодии

4

Внимание и память

  1. Предвосхищает регулярно повторяющиеся события согласно режимных моментов и определенной программы (начало знакомой телепередачи, любимой песенки в записи, телерекламы и т.д.)
  2. Предвосхищает многократно происходящие события в знакомых «играх» (песенки, потешки, детские стихи и т.д.) после 2-3 повторов
  3. Заранее ожидает появление характерных событий в знакомой «игре»

Телевизор, аудиозаписи мультфильмов, песен

5

Формирование понятий

  1. По-разному реагирует на теплое и холодное, на гладкое и шершавое
  2. По-разному реагирует на членов семьи и чужих
  3. По-разному реагирует на детей и взрослых (как своих, так и чужих)
  4. Смеется или улыбается, когда с ним заигрывают

Предметы и игрушки

6

Восприятие пространства

  1. Переключает внимание (зрительная фиксация, ориентация тела) с одного предмета на другой
  2. Задевает звучащий колокол для того, чтобы позвать маму
  3. Ищет игрушку, которая упала, издавая при этом звук

Колокольчик, звучащая игрушка

7

Функциональное использование предметов и символическая игра

  1. Подносит руку ко рту
  2. Обследует предметы ртом
  3. Играет с игрушками, которые держит в руке, трясет, стучит ими

Игрушки-погремушки, пищалки

8

Решение проблем

  1. Повторяет действия, которые вызывают реакцию окружающих
  2. Кричит, если ему хочется кушать, слушать музыку, нужно поменять памперс и т.д.

Эмоциональная поддержка

9

Зрительное восприятие

  1. Кладет крупный предмет круглой формы в соответствующее по форме отверстие в коробке
  2. Кладет крупный предмет квадратной формы в соответствующее по форме отверстие в коробке

Игрушки большого размера: круг и квадрат

10

Предсловарь/ словарь

  1. Сигнализирует определенным образом о состоянии голода, дискомфорта, удовольствия
  2. Смеется
  3. Показывает голосом три и более чувств
  4. Лепечет сочетая из гласных и согласных
  5. Использует 2 или более жеста, ассоциируемых с языковыми понятиями («больше нет», «пока-пока»)
  6. Осмысленно говорит или показывает «нет»

Эмоциональная поддержка

11

Имитация: звуки и жесты

  1. Успокаивается при звуках голоса
  2. Смотрит в сторону человека, который говорит
  3. Повторяет только что произведенные звуки, когда взрослый ему подражает
  4. Изменяет собственные звуки, имитируя звуки, произносимые взрослым
  5. Имитирует интонацию (например, высоту голоса)
  6. Пытается подражать новым звукам
  7. Имитирует звуки окружающей среды во время игры

Эмоциональная поддержка

12

Ответы на коммуникацию

  1. Оборачивается, когда его зовут по имени
  2. Прекращает действия, когда его зовут по имени
  3. Отвечает, используя правильные жесты на «иди на ручки» или «пока-пока»
  4. Реагирует на «нельзя» (прекращает действия)
  5. Идентифицирует две части тела, когда их называют или указывают на них
  6. Выполняет простые команды (ешь, скажи, поцелуй и т.д.)

Эмоциональная поддержка

13

Разговорные навыки

  1. Улыбается человеку, который говорит
  2. Голосом выражает протест или недовольство действиями или событиями
  3. Повторяет вокализацию, которые вызывают реакцию взрослого
  4. Долго «просит» знакомую песню или игру, начиная двигаться, издавать звуки
  5. Ждет, пока взрослый в свою очередь сделает что-то
  6. Начинает слушать – координирует наблюдения со слушателем
  7. Меняет громкость производимых звуков в зависимости от силы желаний. Замечает и издает звуки, когда родитель собирается уйти. Или когда зашел к ним в гости чужой человек
  8. Приветствует членов семьи и знакомых соответствующим звуком

Эмоциональная поддержка

14

Самостоятельность

  1. Сопротивляется попыткам взрослых, помочь ему во время еды
  2. Выражает свое недовольство при отключении магнитолы или телевизора

Эмоциональная поддержка

15

Социальные навыки

  1. Перестает плакать, когда видит или трогает бутылочку
  2. Успокаивается, если с ним начинают разговаривать или берут на руки
  3. Улыбается в ответ на звуковую и тактильную стимуляцию
  4. Зовет взрослого поиграть с ним
  5. Демонстрирует любовь (целует)
  6. По-разному реагирует на членов семьи и посторонних

Бутылочка

16

Самообслуживание: еда

  1. Закусывает ложку
  2. Жует пищу (двигает челюсть вверх и вниз)
  3. Очищает нижнюю губу зубами
  4. Делает намеренные действия с языком
  5. Помогает, когда пьет из чашки, которую держит взрослый

Чашка, ложкая чайная, еда

17

Навыки самообслуживания: одевание

  1. Участвует в процессе одевания и раздевания

Верхняя одежда

18

Навыки самообслуживания: уход за собой

  1. Наслаждается игрой в воде
  2. Участвует в мытье и вытирании себя

Ванна с теплой водой, игрушки-мочалки

19

Навыки мелкой моторики: тактильная интеграция

  1. По-разному реагирует на холодное или горячее, шершавое и гладкое
  2. По-разному реагирует на членов семьи и чужих

Различные предметы

20

Навыки мелкой моторики: дотягивание, хватание и выпускание предмета из рук

  1. Активно двигает руками, увидев или услышав предмет
  2. Выпускает один предмет, чтобы взять другой

Звучащий предмет или игрушки

21

Навыки мелкой моторики руки: манипулирование

  1. Смотрит в сторону руки или игрушки
  2. Определяет местоположение «звучащей» игрушки по звуку

Звучащие игрушки

22

Навыки мелкой моторики руки: билатеральные навыки

  1. Хлопает в ладоши

Эмоциональная поддержка

23

Навыки мелкой моторики руки: владение карандашом и рисование

  1. Спонтанно рисует каракули на листе бумаги

Лист А3 и карандаш

24

Навыки крупной моторики: положение лежа на животе

  1. Приподнимает голову так, что вы видите его нос, руки и ноги согнуты
  2. Переворачивается с живота на спину

Оборудованный стол

25

Навыки крупной моторики: положение лежа на спине

  1. Поворачивает голову из стороны в сторону, реагирует на звуковой и зрительный стимул
  2. Сгибает и выпрямляет руки и ноги
  3. Подносит руки ко рту
  4. Протягивает руку, лежа на спине

Звуковые сигналы

26

Навыки крупной моторики: вертикальное положение

  1. Подтягиваясь за руки (взрослый помогает), встает

Эмоциональная поддержка

        Организуя режим дня, не стоит загружать ребенка, лучше предоставлять ему возможность реализовать свои потребности в самостоятельной игровой, двигательной и других видах деятельности. Режим жизни должен быть – «подвижно-адаптивным» в зависимости от уровня психического развития детей и состояния их здоровья.

Организованная таким образом воспитательно-образовательная и оздоровительно-коррекционная работа положительно влияет на развитие детей, укреплению их здоровья, нормализацию социально-адаптивной сферы.

Для детей с нарушениями, игра – это важнейший путь познания окружающего мира, играть для него - значит жить, а наша задача — ему в этом помочь. Поэтому, в занятиях мы включили различные упражнения по развитию сенсорного восприятия:

- игры с крупами, макаронными изделиями различной формы, рыбными костяшками, пуговицами, бусами различных размеров и другими сыпучими материалами (пересыпание из одной емкости в другую, погружение рук ребенка в сыпучее вещество, погружение ребенка в ощущение прохладности и теплоты, шершавости и гладкости, мягкости и грубости, рисование по крупе или песку пальчиком и т.п.);

- игры с разноцветным пластилином (размазывание по столу, разрывание его пальчиками, формование «колбасок», «жгутиков», «шариков», «колечек»);

- ползание по тактильной дорожке. Начало 2х-метровой дорожки обозначается железными монетками, зашитыми внутрь текстильного полотна. В середину дорожки вшивается приятный, мягкий материал (поролон). Конец дорожки помогает определить объемный, но «тихий» наполнитель – мелко нарезанные кусочки пенопласта. Дорожка учит ребенка удерживать произвольное внимание от начала движения до конца тактильного коврика, где его ожидает мама с лакомством. Звуковые и тактильные сигналы помогают ребенку определить, когда нужно начать выполнение команды (под ногой звякнули монеты), продолжительность движения (длина участка с поролоном) и близкое окончание действия (неровные кусочки пенопласта).

- игры с мячами различного размера и фактуры (тканевый мяч сшитый бусинами, резиновые, из теста, плюшевые, пластмассовые мячики и.т.д.)

- игры с деревянным счетом (которые использовали ранее в магазинах)

- имитация  игры на национальном инструменте – хомусе (включается соответствующая музыка), подражание пению по аудо- и видеозаписи

На занятиях по лечебной физкультуре предпочтение отдается корригирующей гимнастике, массажу, дыхательной гимнастике и пассивным упражнениям. Музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы: музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психо-эмоциональной сферы, повышения социально-адаптивных функций (прослушивание и ритмика).

Большая часть утреннего времени отводится обучению и воспитанию. Занятия каждый раз чередуются.

После дневного сна проводятся физические упражнения в сочетании с воздушными ваннами, играми и дыхательной гимнастикой.

В вечернее время проводятся подвижные игры и индивидуальная работа по физическому развитию.

Содержание, сроки выполнения, продолжительность коррекционной работы по направлениям и чередование занятий могут варьировать исходя из особенностей психофизического развития и состояния самого ребенка. Конкретные методические пути использования процесса обучения и воспитания могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения.

Использованная литература

  1. Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хаккер. Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. -
  2. Максимова Л. И. Индивидуальная социально-ориентированная программа обучения на дому (4 вариант-абилитационное обучение). – Якутск, 2010.
  3. Источник: http www/allbest/ru