Авторская педагогическая разработка: Индивидуальная социально-ориентированная программа абилитационного домашнего обучения «Я Могу» для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в сельских условиях (методическое пособие)
Количество детей, обучающихся на дому или не получающих образование с заключением «ДЦП с сопутствующими интеллектуальными нарушениями», от года к году не становится меньше. Практически отсутствуют методики в области коррекционно-развивающей и психо-коррекционной работы с данным контингентом. Дети с ДЦП нуждаются в комплексной лечебно-педагогической работе. Для успешного овладения ими индивидуальной социально-адаптированной программы полезно создать адекватные условия образования в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Для них важны и полезны занятия для развития памяти, внимания, мышления, речи, моторики как мелкой, так и общей, произвольности поведения, общеучебных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka_ya_mogu.docx | 38.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сватайская средняя общеобразовательная школа им.Г. Г. Колесова»
Социально-психологический кабинет
Авторская педагогическая разработка:
Индивидуальная социально-ориентированная программа абилитационного домашнего обучения «Я Могу» для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в сельских условиях
(методическое пособие)
Авторы разработки:
Винокурова Ирина Александровна – учитель начальных классов СОШ,
Федулова Ульяна Реворьевна – психолог СОШ
2012 г.
с. Сватай
Пояснительная записка
Индивидуальная социально-ориентированная программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка и направлена на коррекцию, воспитание и социальную адаптацию ребенка с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата с сопутствующей умственной отсталостью – УО при ДЦП).
Сочетание образовательной и лечебной работы, организация ортопедического и щадящего режима, расширение и углубление физического воспитания, реализация методик направлена на коррекцию индивидуального развития ребенка. Она полагает особый подход и подготовленность учителя, родителей и специалистов, которые должны заниматься с ребенком-инвалидом.
Целью данной программы является методическая помощь в социально-психологическом сопровождении и индивидуально-педагогической поддержке специалиста и родителей в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии в условиях отдаленных районов нашей республики
Задачи:
- Создание оптимальных психофизических, социальных и поддерживающих условий для «особых детей» в сельских условиях;
- Реализация индивидуального психофизического коррекционно-образовательного маршрута ребенка с учетом его личностного потенциала;
- Осуществление постоянного и своевременного лечебно-оздоровительного и профилактического контроля
- Изучить возможные методики по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с УО, и разработать наиболее эффективные педагогические рекомендации
- Совместный деятельный подход родителей и специалистов данного профиля в обучении ребенка-инвалида с тяжелыми нарушениями в развитии
Актуальность обусловлена тем, что количество детей, обучающихся на дому или не получающих образование с заключением «ДЦП с сопутствующими интеллектуальными нарушениями», от года к году не становится меньше. Практически отсутствуют методики в области коррекционно-развивающей и психо-коррекционной работы с данным контингентом. Дети с ДЦП нуждаются в комплексной лечебно-педагогической работе. Для успешного овладения ими индивидуальной социально-адаптированной программы полезно создать адекватные условия образования в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Для них важны и полезны занятия для развития памяти, внимания, мышления, речи, моторики как мелкой, так и общей, произвольности поведения, общеучебных умений.
Практическая значимость состоит в направленности результатов на адаптирование процесса обучения, воспитания и реабилитации «особых детей»; в разработке рекомендаций для использования в практической деятельности по обучению родителям и специалистам, занимающимся с детьми-инвалидами.
Ожидаемые результаты:
- реализация индивидуальных комплексных подходов к решению реабилитации детей-инвалидов;
- интегративное включение «особых детей» в образовательную среду, в социум;
- совершенствование системы сопровождения детей-инвалидов;
- повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий.
Формы и методы обучения. Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями может производить очень мало действий и определение его интересов может быть затруднено. В таких случаях взрослый может занять более активную и творческую позицию в стимулировании внимания и интереса ребенка. Интерес ребенка можно поддержать имеющимися материалами (яркие цвета, громкие и необычные звуки, текстура материала или его температура), но все же следует наблюдать за собственными действиями ребенка и применять вмешательство в соответствии с ними. Практика показала, что для обучения важным признаком является активность и творческая позиция родителей и специалистов, для работы с «особым ребенком».
Важной предпосылкой развития является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях. Восприятие необходимо развивать в повседневное жизни путем специальной организации разных видов деятельности, которые ребенка учат смотреть, наблюдать, слушать, т.е. осмысление воспринимать предметы и явления окружающего мира. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, а главное, развивает у детей обобщенный способ умственной деятельности.
Коррекционно-развивающие занятия осуществляются в индивидуальной форме на основе предметно-практической деятельности ребенка. В работе сочетается проведение учителем и/или родителями большого количества игровых, предметно-практических и занимательных упражнений (лечебная пассивная физкультура, музыкотерапия, прослушивание сказок, имитация игры на хомусе, часы общения, компенсаторный массаж, арома- и светотерапия и т.д.) через систему адаптационно-компенсаторных технологий.
Данная программа разработана для детей с УО при ДЦП на основе Программы «Каролина», для детей младшего возраста с особыми потребностями (авторский коллектив Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хаккер) и на индивидуальной программе обучения на дому к.п.н., доцента кафедры ДО и ПИ СВФУ Максимовой Лены Иннокентьевны
Срок обучения: один год и более. Нагрузка на неделю – 16 часов.
Программа состоит из 26 разделов, каждый из которых посвящен развитию определенных навыков.
Содержание обучающей программы:
№ | Занятие | Что должен уметь | Материалы, оборудования |
1 | Зрительное прослеживание и постоянства предметов (даже если ребенок определен незрячим) | Расположить предметы по разные стороны от ребенка, работая над этой проблемой:
| Разноцветная большая пирамида, яркие игрушки большого размера |
2 | Постоянство предметов: двигательное и зрительное |
| х/б ткань яркой расцветки, размер 40*40 |
3 | Слуховая локализация и постоянство предметов |
| Магнитола, СД диски, кассеты с записями музыки и мелодии |
4 | Внимание и память |
| Телевизор, аудиозаписи мультфильмов, песен |
5 | Формирование понятий |
| Предметы и игрушки |
6 | Восприятие пространства |
| Колокольчик, звучащая игрушка |
7 | Функциональное использование предметов и символическая игра |
| Игрушки-погремушки, пищалки |
8 | Решение проблем |
| Эмоциональная поддержка |
9 | Зрительное восприятие |
| Игрушки большого размера: круг и квадрат |
10 | Предсловарь/ словарь |
| Эмоциональная поддержка |
11 | Имитация: звуки и жесты |
| Эмоциональная поддержка |
12 | Ответы на коммуникацию |
| Эмоциональная поддержка |
13 | Разговорные навыки |
| Эмоциональная поддержка |
14 | Самостоятельность |
| Эмоциональная поддержка |
15 | Социальные навыки |
| Бутылочка |
16 | Самообслуживание: еда |
| Чашка, ложкая чайная, еда |
17 | Навыки самообслуживания: одевание |
| Верхняя одежда |
18 | Навыки самообслуживания: уход за собой |
| Ванна с теплой водой, игрушки-мочалки |
19 | Навыки мелкой моторики: тактильная интеграция |
| Различные предметы |
20 | Навыки мелкой моторики: дотягивание, хватание и выпускание предмета из рук |
| Звучащий предмет или игрушки |
21 | Навыки мелкой моторики руки: манипулирование |
| Звучащие игрушки |
22 | Навыки мелкой моторики руки: билатеральные навыки |
| Эмоциональная поддержка |
23 | Навыки мелкой моторики руки: владение карандашом и рисование |
| Лист А3 и карандаш |
24 | Навыки крупной моторики: положение лежа на животе |
| Оборудованный стол |
25 | Навыки крупной моторики: положение лежа на спине |
| Звуковые сигналы |
26 | Навыки крупной моторики: вертикальное положение |
| Эмоциональная поддержка |
Организуя режим дня, не стоит загружать ребенка, лучше предоставлять ему возможность реализовать свои потребности в самостоятельной игровой, двигательной и других видах деятельности. Режим жизни должен быть – «подвижно-адаптивным» в зависимости от уровня психического развития детей и состояния их здоровья.
Организованная таким образом воспитательно-образовательная и оздоровительно-коррекционная работа положительно влияет на развитие детей, укреплению их здоровья, нормализацию социально-адаптивной сферы.
Для детей с нарушениями, игра – это важнейший путь познания окружающего мира, играть для него - значит жить, а наша задача — ему в этом помочь. Поэтому, в занятиях мы включили различные упражнения по развитию сенсорного восприятия:
- игры с крупами, макаронными изделиями различной формы, рыбными костяшками, пуговицами, бусами различных размеров и другими сыпучими материалами (пересыпание из одной емкости в другую, погружение рук ребенка в сыпучее вещество, погружение ребенка в ощущение прохладности и теплоты, шершавости и гладкости, мягкости и грубости, рисование по крупе или песку пальчиком и т.п.);
- игры с разноцветным пластилином (размазывание по столу, разрывание его пальчиками, формование «колбасок», «жгутиков», «шариков», «колечек»);
- ползание по тактильной дорожке. Начало 2х-метровой дорожки обозначается железными монетками, зашитыми внутрь текстильного полотна. В середину дорожки вшивается приятный, мягкий материал (поролон). Конец дорожки помогает определить объемный, но «тихий» наполнитель – мелко нарезанные кусочки пенопласта. Дорожка учит ребенка удерживать произвольное внимание от начала движения до конца тактильного коврика, где его ожидает мама с лакомством. Звуковые и тактильные сигналы помогают ребенку определить, когда нужно начать выполнение команды (под ногой звякнули монеты), продолжительность движения (длина участка с поролоном) и близкое окончание действия (неровные кусочки пенопласта).
- игры с мячами различного размера и фактуры (тканевый мяч сшитый бусинами, резиновые, из теста, плюшевые, пластмассовые мячики и.т.д.)
- игры с деревянным счетом (которые использовали ранее в магазинах)
- имитация игры на национальном инструменте – хомусе (включается соответствующая музыка), подражание пению по аудо- и видеозаписи
На занятиях по лечебной физкультуре предпочтение отдается корригирующей гимнастике, массажу, дыхательной гимнастике и пассивным упражнениям. Музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы: музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психо-эмоциональной сферы, повышения социально-адаптивных функций (прослушивание и ритмика).
Большая часть утреннего времени отводится обучению и воспитанию. Занятия каждый раз чередуются.
После дневного сна проводятся физические упражнения в сочетании с воздушными ваннами, играми и дыхательной гимнастикой.
В вечернее время проводятся подвижные игры и индивидуальная работа по физическому развитию.
Содержание, сроки выполнения, продолжительность коррекционной работы по направлениям и чередование занятий могут варьировать исходя из особенностей психофизического развития и состояния самого ребенка. Конкретные методические пути использования процесса обучения и воспитания могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения.
Использованная литература
- Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хаккер. Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. -
- Максимова Л. И. Индивидуальная социально-ориентированная программа обучения на дому (4 вариант-абилитационное обучение). – Якутск, 2010.
- Источник: http www/allbest/ru