Аналитический отчет о деятельности психолога МБОУ «Сватайская средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный год
Работа психолога в образовательном учреждении строится в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и МО РС (Я), а также запросами администрации школы, касающимися основных направлений деятельности психологической службы:
ü психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды;
ü школьная прикладная психодиагностика;
ü развивающая и психокоррекционная деятельность;
ü психолого - педагогическое сопровождение профессиональной самоопределении подготовки учащихся 9-х классов,10-х, 11- классов.
ü психолого – педагогическое сопровождение подростков «группы риска»;
ü консультирование и просвещение участников образовательного процесса;
ü организационно-методическая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_o_deyatelnosti_psikhologa.docx | 63.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет о деятельности психолога
МБОУ «Сватайская средняя общеобразовательная школа»
за 2012-2013 учебный год
Цель: создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться в условиях сельской школы.
Задачи:
- Психологическое сопровождение учащихся 1и 5 классов в период адаптации к новым условиям;
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся в процессе школьного обучения;
- Психологическая помощь учащимся в начальной профессиональной ориентации и способствование процессу жизненного самоопределения;
- Психологическая помощь учащимся 9 и 11 классов в подготовке к выпускным экзаменам;
- Сохранение психического здоровья учащихся и учителей школы;
- Психологическое просвещение и помощь учителям, родителям, администрации школы.
Направления деятельности:
- Диагностическое
- Просветительское
- Психологическое консультирование
- Коррекционно-развивающее.
В деятельности использую групповые и индивидуальные консультации для учащихся, родителей и педагогов, провожу диагностику и занятия с тренинговыми упражнениями, применяю ролевые и деловые игры, компьютерные технологии, что позволяет учащимся в процессе общения и обучения приобретать социальные компетенции, необходимые для адаптации в будущем.
В 2012-13 учебном году работа велась по плану со следующими адресными группами:
- Работа с учащимися
- Работа с родителями
- Работа с классными руководителями
- Работа с педагогическим коллективом и коллективом школы
Работа психолога в образовательном учреждении строится в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и МО РС (Я), а также запросами администрации школы, касающимися основных направлений деятельности психологической службы:
- психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды;
- школьная прикладная психодиагностика;
- развивающая и психокоррекционная деятельность;
- психолого - педагогическое сопровождение профессиональной самоопределении подготовки учащихся 9-х классов,10-х, 11- классов.
- психолого – педагогическое сопровождение подростков «группы риска»;
- консультирование и просвещение участников образовательного процесса;
- организационно-методическая работа.
Содержание направлений работы социально – психологического кабинета школы
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды
Работа с учащимися. В октябре проводилось исследование периода адаптации учащихся 5 классов к обучению в средней школе; в мае – психологическая готовность воспитанников подготовительной группы детского сада к школьному обучению.
В октябре и в ноябре для первых классов проводились коррекционно-развивающие занятия, для пятых классов с октября по декабрь месяцы.
В текущем учебном году проводилась работа со всеми адресными группами (учащиеся, педагогический коллектив, родители и лица, заменяющие их) по перспективному годовому плану.
Школьная прикладная психодиагностика
№ | Класс | Дата | Кол-во уч-хся | Методика | Результат |
1 | Подготовит. Группа д/сада | 14.04.-24.05. | 9 (д. – 4, м. – 5) |
| - Готовы к школьному обучению: – 55,5 % (5); -Средняя степень готовности: – 33,3 % (3); - Не готов – 11,2% (1 ребенок) |
2 | 1 класс | 02.10.- 09.10 04.04. | 9 (д. – 4, м. – 5) 9 (д. – 4, м. – 5) |
| 44,5%-успешно прошли адаптацию (4); 33,3%-проходят адаптацию средне (3), 22,2%-испытывает трудности школьной адаптации (2). Успешная степень адаптации у 33,3% (3); 66,7%-имеют среднюю степень (6). |
3 | 2 класс | 05.04 | 5 (д. – 3, м. – 2) |
| Напряженное состояние у 60 % (3); 40 % (2) детей не испытывают трудностей. |
4 | 3 класс | 24.01 26.01 24.01 | 5 (д. – 3, м. – 2) 5 (д. – 3, м. – 2) |
| Показатель наглядно-образной памяти по классу 8,8 б.-норма.(100%). Ведущим тип памяти по классу- зрительная память – 0,5 б. (70%), - слуховая – 0,48 б. по классу (30%),мот.-слух -0,48 б., комбинир- 0,4 б. Кратковремен.память: среднее – 40%, ниже среднего – 60% (3). Верб.-логич.мышление -высокое у 20% (1), среднее – у 80% (4). Уровень шк.мотивации по классу среднее - 21,6 б.(средняя у 4 (80%), внешняя – у 1 (20%). Показатель психолог. климата по классу средний – 2,2 б. |
5 | 4 класс | 15.01 16.01 18.01 | 9 (д. – 4, м. – 5) 9 (д. – 4, м. – 5) |
В. В. Онуфриева)
| Уровень самооценки учащихся класса: средняя у 66,7 % (6) , завышенная – у 33,3 % (3). Психолог.климат по классу среднее – 3,6 б. (среднее у 77,8 % (7) и 22,2 % (2) – высокие) Логическая память: Высок.-55,6%(5); выше средн.–22,2%(2); средний –22,2 % (2). Механическая память: высок-11,1 % (1); выше средн.-11,1%(1); средн. - 33,3%(3); ниже средн. -11,1 %(1); низкий – 33,3 % (3). Ведущ.тип памяти по классу: слух.память -64,4 %, зрит. – 25,6 %, мот.-слухов.–7,8%, комбиниров.–2,2%. Кратковремен.память: средн-55,6 % (5), ниже среднего - 44,4 % (4). Верб.-логич.мышл-е: высокое у 33,3 %(3), выше средн.-33,3 % (3) и средний у 33,3 % (3). |
6 | 5 класс | 02.10 15.10 09.11 25.01 | 9 ( д – 4, м – 5) 9 ( д – 4, м – 5) 9 ( д – 4, м – 5) |
| Адаптационный период проходят средне – 77,8% (7), испытывают трудности – 22,2 % (2) учащихся класса. Человек –чел.= 20,1 % Чел.- природа= 31,6 % Чел.-техника = 5,6 % Чел.-худ.образ = 11,1 % Чел.-знак.система = 31,6 %. Равно хор. относится к каждому ученику; Доходчиво и понятно объясняет изучаемый материал – 100% (9) |
7 | 6 класс | 28.09 30.10 28.05 | 10 (д. – 2, м. – 8) 7 (д. – 2, м. – 5) 6 (д. – 2, м. – 4) |
| Уровень сплоченности –34,2%, низкая Климат в классном коллективе благопр-й – 71,4 % ( неблагопр-м считают 2 уч-хся – 28,6 %). Человек –чел.= 16,7 % Чел.- природа= 5,4% Чел.-техника = 33,7 % Чел.-худ.образ = 38,8 % Чел-знак.система = 5,4 %. |
8 | 7 класс | 24.10 10.11 15.02 20.03 20.04 22.04 | 14 (д. – 6, м. – 8) 13 (д. – 6, м. – 7) 12 (д. – 6, м. – 7) 14 (д. – 6, м. – 8) 14 (д. – 6, м. – 8) |
| Общая эмоциональн-ть по классу – 93,5 % (норма), в том числе: Коммуникативная – средняя (25,1%); Интеллектуальная – средняя (31,3 %); Психо-моторная – средняя (32,8 %). Тревожность- 7,4 б. – средняя, Фрустрация- 8,6 б. – средняя. Агрессивность- 9,9 б. – средняя. Ригидность = 9,3 б. – средняя. Человек –чел.= 25 % Чел.- природа= 20,8% Чел.-техника = 12,6 % Чел.-худ.образ = 20,8 % Чел-знак.сист= 20,8 %. В классе преобладает склонность к типу Чел.-природа – 19,7% и 20,1% (умение и желание соответст-но) Общая тревожность по классу составляет 53,4% (норма). Средняя сила нервной системы – 42,8 % (6); Средне-слабая – 21,4 % (3); Слабая – 35,7 % (5). Психологический климат класса низкий – 1.8 б. |
9 | 8 класс | 08.11 25.02 05.04 | 10 (д. – 5, м. – 5) 10 (д. – 5, м. – 5) 10 (д. – 5, м. – 5) |
| Школьная тревожность – норма (15,6%); Самооценочная– норма (11,2%); Межличностная – норма (19,2 %). Человек –чел.= 20 % Чел.- природа= 25 % Чел.-техника = 0 % Чел.-худ.образ = 15 % Чел-знак.система= 40%. Общий уровень агрессии по классу - 17,8 балла (среднее). Враждебность – 10, 2 балла (среднее) |
10 | 9 класс | 18.10 26.02 15.03 | 14 (д. – 7, м. – 7) 14 (д. – 7, м. – 7) 14 (д. – 7, м. – 7) |
| Тревожность = 9,5 б. – средняя, Фрустрация = 8,6 б. – средняя. Агрессивность = 9,3 б. – средняя. Ригидность = 10,9 б. – средняя. Реалистичный тип – 10 %; Интеллектуал-й тип – 13,3%; Социал-й тип – 20 %; Конвенциаль-й тип – 23,3 %; Справка у кл.рук |
11 | 10 класс | 12.10 16.10 10.12 07.03 | 9 (д. – 5, м. – 4) 9 (д. – 5, м. – 4) 6 (д. – 4, м. – 2) 9 (д. – 5, м. – 4) |
| Психологическая атмосфера класса благоприятная – 48,4 балла. Показатель уровня самооценки в классе составляет 45,2 б. (слегка заниж.) Справка у кл.рук Самооценка учащихся по классу составляет 48,7 б.(среднее) |
12 | 11 класс | 12.10 17.12 18.01 26.02 | 14 (д. – 7, м. – 7) 11 (д. – 7, м. – 4) 16 (д. – 8, м. – 8) 15 (д – 8, м – 7) |
| Средняя сила нервной системы – 50 % (7); Средне-слабая – 7,2 % (1); Слабая – 42,8 % (6). Справка у кл.рук. Экономич.направл-сть – 18,7 % (3); Медицина – 18,7 % (3); Гуман. науки – 18,7 % (3); Технич.направл-сть – 31,3 % (5); Прочие – 12,6 % (2). Способности по классу: Коммуникативные – 0,65 % (средний). Организаторские – 0, 63 % (ниже среднего) |
13 | Уч-ся 4, 7, 10 кл., их род-ли, педагоги | 18-22 октября | Всего 64 участников |
| Справка-анализ |
14 | Родители | 13.11 06.05 | 22 10 | Экспресс диагностики:
| Во время родсобрания Во время родсобрания в 7 кл. |
В текущем году проведено 18 индивидуальных психодиагностик: вновь прибывшие дети – 3, дети с ОВЗ – 2, дети в опекунстве – 2, дети ВШК – 9, на ПМПК – 2. Групповых обследований всего: 36
Работа с педагогами, с коллективом школы
№ | Форма и тема мероприятия | Дата проведения | Кол-во участников |
1 | Выступление на педсовете «Адаптационный период 5-классников» | 17 октября | 8 |
2 | Выступление на педсовете «Внимание – первоклассник» | 19 октября | 6 |
3 | Защита проекта «Социальная защита Детства» (совместный педсовет) | 23 октября | 34 |
4 | Собрание коллектива школы «На досуге» (с участием Винокуровой И. А. (ритмика, точечный массаж), Потаповой О. Н. (фитнес-упражнения для снятия напряжения) | 15 ноября | 15 |
5 | Практикум для учителей начальных классов «Методики, которые используют классные руководители» | 21 ноября | 4 |
6 | МО классных руководителей «Формы индивидуальной работы с учащимися и родителями» | 23 января | 7 |
7 | «Вечер Дружбы» с тренерами улусной спартакиады учащихся | 26 февраля | 8 |
8 | Собрание «На досуге» (консультант косм.фирмы Мэри-Кэй Кудрина Е. А. – «Косметический уход за кожей» мастер-класс) | 15 марта | 6 |
9 | Выступление на педсовете «Профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних в ОУ» | 12 апреля | 23 |
10 | Выступление на малом педсовете «По итогам проведенной работы по КОК в 7 классе» | 4 мая | 9 |
Рекомендации и предложения (себе): в следующем учебном году провести психодиагностическую работу для педагогов по изучению климата коллектива, отношения к преподаванию учебных предметов, а также разработать методическую помощь для психолого-педагогической помощи педагогам по работе с одаренными детьми и детьми, испытывающим трудности в обучении.
Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения учащихся
Младшее звено (1-4 классы).
Цель профориентационной работы на ступени начальной школы – ознакомление с профессиями в разных сферах деятельности.
Проблемы профориентационной работы на данной ступени: мало используется красочных и качественно выполненных материалов для бесед и классных часов с детьми.
Рекомендации и предложения (себе) по устранению проблем: больше использовать интерактивные методы, оформить папки по разным тематикам профориентационной работы в электронном виде.
Среднее звено (5-8 классы)
Цель профориентационной работы на ступени основной школы - определение и обсуждение с учащимися сложностей и проблем, связанных с внутренними и внешними обстоятельствами жизни учащегося, которые могут встречаться на пути реализации планов и возможных путей разрешения выявленных проблем; помощь личностному росту учащегося, работа с самооценкой, умение принимать решения и брать на себя ответственность за свои действия.
Проблемы профориентационной работы на данной ступени: нет возможности посещения промышленных объектов, ведомств с экскурсиями, многое узнается лишь теоретически.
Рекомендации и предложения (себе) по устранению проблем: Необходимо использовать проектную деятельность, создавать тематические профориентационные проекты.
Старшее звено (9-11 классы)
Цель профориентационной работы на ступени старших классов оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных способностей и возможностей в освоении той или иной профессии.
Проблемы профориентационной работы на данной ступени: Больше внимания уделять индивидуальной работе, построению профессионального прогноза с учетом интересов, здоровья, склонностей учащихся
Рекомендации и предложения (себе) по устранению проблем: вести мониторинг изменений профпредпочтений учащихся старшей ступени.
Наиболее важные мероприятия по повышению эффективности профориентационной работы
в 2013-2014 учебном году
1. Включить в план воспитательной работы каждого класса раздел по профориентации.
2. Привлекать родителей учащихся для проведения классных часов с профориентационной тематикой, проведения кружковой работы.
Профилактическая работа
С 5-11 классы проводились беседы и классные часы по проблемам профилактики негативных привычек, развитию навыков общения, правах и обязанностях учащихся (9). А также индивидуальные обследования: по направлению на ПМПК – 1 чел., для выяснения причин неуспеваемости – 3 человек. Через Совет профилактики (проведено-8) в этом учебном году прошли 10 обучающихся. Посещено семей – 45. Индивидуальные консультации по личным проблемам: с детьми/родителями/педагогами – 15/25/8; индивидуальные беседы – 42/28/4. Принимала участие на родительских собраниях – 11. Количество бесед проведенных с участием врачей и специалиста администрации – 2 беседы.
Групповая профилактическая и консультативная деятельность:
№ | Тема | Дата проведения | Класс | Кол-во учащихся |
1 | Классный час: «Правила школьника средней школы» | 8 октября | 5 | 9 |
2 | Классный час: «Отношение со сверстниками» | 11 октября | 10 | 10 |
3 | Классный час: «Профилактика вредных привычек» | 12 октября | 11 | 15 |
4 | Классный час: «В дружбе сила» | 15 октября | 5 | 9 |
5 | Классный час: «Права учащихся и ответственность» | 24 октября | 7 | 14 |
6 | Выступление на Правовом всеобуче «Как сказать «Нет» (презентация) | 27 октября | 8-11 | |
7 | Классный час с ИКТ: «Как противостоять давлению сверстников» | 30 октября | 6 | 8 |
8 | Классный час с ИКТ: «Берегите и улучшайте свое окружение» | 12 ноября | 9 | 16 |
9 | Классный час с ИКТ: «Умей сказать «Нет» | 21 февраля | 7 | 14 |
10 | Классный час с ИКТ: «Выбор будущей профессии» | 20 марта | 7 | 12 |
Системно проводилась работа по профилактике аутоагрессивного поведения учащихся. Целью работы была снижение стрессовых состояний у обучающихся, способствование полноценному психическому и личностному развитию, снижение эмоциональной напряженности у обучающихся. 2 раза за учебный год проводился «Месячник психологического здоровья обучающихся». В рамках МПЗ были реализованы новые формы работы, как: Заборчик «Расскажи мне, не стесняйся», который нашел бурный положительный отклик от обучающихся, также прошла Конференция «Жизнь замечательных людей» и презентация Книги Радости для детей начальных классов, где каждый ребенок внес свой вклад – рисунки, открытки, стихи, в создании этого чудного альбома.
Также в течение года работал «Ящик доверия», были освещены темы «Как обуздать свой гнев», «Общение со сверстниками», «Как не попасть под чужое влияние», «Хочу помирить своих друзей», «Как бороться с ленью», «Куда и к кому можно обратиться за помощью», «Советы психолога».
В этом учебном году продолжила работу школьная Служба Примирения, были рассмотрены и разрешены следующие конфликтные проблемы:
№ | Дата | Тема | Участники | Результат |
1 | 26.10.12 | Конфликт между ученицей и ее одноклассницами (изоляция, игнорирования, обзывания) | Ученицы 8 класса | Конфликт разрешен |
2 | 09.11.12 | Межличностные отношения между одноклассницами, вовлечены подруги (игнорирования, изоляция) | Ученицы 7 класса | Конфликт разрешен в связи с отъездом А. Иры |
3 | 18.01.13 | Конфликт на межличностном уровне (проявление агрессии) | Ученик 6 класса и ученица 7 класса | Конфликт разрешен |
В течение года, по учебным четвертям менялась информация на стендах «Правовой уголок», «СПКабинет». Работал «Ящик доверия» в начальной школе и в средней, поступило и рассмотрено 8 писем. Также, положительные отзывы во время Месячника психологического здоровья, получила стена-заборчик «Расскажи мне, не стесняйся», которую планирую использовать в дальнейшей своей практике.
Развивающая и психокоррекционная деятельность
Дата | Класс | Тематика занятий | Количество детей |
8 ноября | 1 | КРЗ «Веселые звуки, прибаутки» | 9 |
9 ноября | 6 | РЗ «Сказка про Ежика, который все время требовал внимания окружающих» | 10 |
13 ноября | 1 | КРЗ «Мир веселых человечков» | 8 |
14 ноября | 5 | КРЗ «Я – это Я и это здорово!» | 9 |
20 ноября | 1 | КРЗ «Веселые человечки в стране Детства» | 9 |
14 декабрь | 5 | КРЗ «Скоро праздник Новый год» | 4 |
17 января | 5 | РЗ Час «Занимательной психологии» | 9 |
7 марта | 10 | Практическое занятие «Приемы саморегуляции и аутотренинга в жизни» | 9 |
19 марта | 4 | РЗ Час психологической игры | 9 |
22 марта | 5-11 | Конференция с презентацией «Жизнь замечательных людей» | |
10 мая | 7 | Классный час с коррекционными приемами – упражнениями «Взаимоотношения в классе» | 13 |
13 мая | 11 | Практические занятия по психологической подготовке к ЕГЭ: «Память и приемы запоминания. Методы запоминания текстов». «Приемы мобилизации, релаксации и снятия напряжения» | 16 |
Отчет о реализации ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений»
В рамках реализации ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» с учащимися, родителями и учителями проводилась диагностическая и профилактическая работа. Из них:
На начало учебного года | На конец учебного года | |
На дому обучается: | 2 | 2 |
Детей-инвалидов: | 4 | 4 |
Детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 2 | 2 |
Детей, находящихся в социально-опасном положении – (с отклонениями в поведении и неуспевающие): | 8 | 3 |
На учете в КДН: | 0 | 0 |
На учете ПДН: | 0 | 0 |
На ВШУ: | 9 | 2 |
Количество семей, находящихся в социально-опасном положении: | 5 | 2 |
Как видно по таблице, в ходе системной и планомерной работы, учащихся состоящих на внутришкольном контроле, к концу года стало 2.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»
1. Создается и обновляется банк данных на детей, требующих особого подхода в воспитании.
2. В течение года проводится диагностика познавательной и личностной сферы подростков, поставленных на внутришкольный учет.
3. Согласно плану и экстренно (по запросам) проводились индивидуальные консультации для обучающихся указанной группы и их родителей.
4. По запросам (как со стороны классных руководителей, так и администрации школы) проводились классные часы, диагностические срезы по нормализации психологического климата в проблемных классах (6, 7, 9, 8, 9, 10).
5. Проведены общешкольные родительские собрания на темы: «Профилактика аддиктивного поведения среди несовершеннолетних», «Что Вы должны знать о своем ребенке». Рассмотрены темы на классных родительских собраниях «Подростковый суицид. Как уберечь своих детей», «Телефон доверия», «О вопросах воспитания» и т.д.
Охрана прав детей.
На начало и конец 2012-2013 учебного года на учете в школе состояли 2 опекаемых детей (Березкина Саида – 8 кл. и Сивцева Мария – 9 кл.).
Осенью проведено плановое обследование жилищно-бытовых условий и воспитания опекаемых детей (составлены акты ЖБУ). По результатам проверки выявлено: дети имеют хорошие условия для занятий, сна и отдыха. Отдельные комнаты имеет 1 опекаемая, у обеих учащихся есть компьютер. В улучшении жилищных условий нуждается семья Березкиной М. Г., составлена справка и рекомендации (в течение лета текущего года выделить отдельную детскую комнату совместно с младшей сестрой – воспитанницей детского сада).
Все опекуны ответственно исполняют свои обязанности по содержанию, обучению и воспитанию подопечных, посещают классные родительские собрания, выполняют рекомендации педагогов.
В течение учебного года ведется контроль за обучением опекаемых детей. По итогам 2012-2013 учебного года: на 4 и 5 успевают – 2 учащихся.
В марте 2013 года дети прошли медицинский осмотр врачей (районный).
Результаты: II группа здоровья – 2 человек.
Кружками и секциями охвачены 2 – 100%.
По предварительным данным летней занятости 2 детей планируют отдых с опекунами в г.Якутск.
В ноябре месяце проведено опекунское собрание по теме «Безусловно принимать ребенка – значить любить его» с использованием ИКТ.
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы с родителями (28 бесед и 25 консультаций), где неоднократно разъяснялись их права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей, давались рекомендации: о режиме дня, как правильно помочь в выполнении домашних заданий, как поощрять ребенка в семье, как разрешить конфликт с собственным ребенком, чем заняться после школы.
Родители с детьми, имеющие проблемы с учебой и посещаемостью, приглашались на Совет профилактики (2).
За 2012-2013 учебный год было проведено 8 собраний совета профилактики, было приглашено 2 учащихся и 2 родителей. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях совета профилактики: низкая успеваемость, пропуски занятий без уважительной причины, нарушение школьной дисциплины, информация, замечания по Тетрадям наблюдения, постановка и снятие с внутришкольного контроля детей «группы риска».
Состав комиссии на заседаниях: зам. директора по ВР М. В. Колесова – председатель; социальный педагог и психолог У. Р. Федулова – секретарь; классные руководители.
На совет профилактики приглашаются зам директора по учебной работе, инспектор КДН при наслежной администрации, классные руководители для получения сообщений и объяснений по вопросам, рассматриваемым советом, а также родители и учащиеся.
Систематически отслеживается успеваемость и посещаемость учащихся. Часть из них приглашается вместе с родителями на школьную ППК. В школе организована Служба Примирения, которая рассматривает и сглаживает конфликтные ситуации. Оказывается помощь родителям в разрешении конфликтов с их детьми.
В начале учебного года детей «группы риска» - 26 человек, у которых имелись проблемы с учебой, посещаемостью, поведением. На заседаниях совета профилактики неоднократно обсуждались результаты проделанной работы с детьми данной категории. Вследствие положительной динамики с внутришкольного контроля были сняты учащиеся - Колесов Боря и Слава, Гоголев Арсен – 6 кл., Тырылгин Алеша – 11 кл., Лаптев Игорь, Винокуров Конон и Колесов Артем – 9 кл. На внутришкольный контроль поставлены – Созонов Никита за неоднократные замечания по поводу поведения со стороны учителей. На конец года детей «группы риска» - 16 человек. На внутришкольном контроле на конец года состоит – 2 человек.
Были проведены профилактические беседы на классных часах и правовом всеобуче на правовые темы, профилактику по предотвращению совершения преступлений против жизни и здоровья, имущества несовершеннолетних, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
- Дети «группы риска» - на начало года – 26 человек; внутришкольный контроль – 9 человек.
Дети «группы риска» - на конец года – 16 человек; внутришкольный контроль – 2 человек. Данная категория детей требует повышенного внимания, системной и своевременной работы.
В течение учебного года ведется учет и контроль за обучением и посещаемостью детей с ограниченными возможностями по здоровью. Так, на начало и конец учебного года детей-инвалидов – 4 человек. По итогам 2012-2013 учебного года на 4 и 3 успевают – 4 учащихся. В марте 2013 года дети прошли медицинский осмотр.
На домашнем обучении находятся 2 учащихся из числа детей-инвалидов: Винокуров Толя 3 класс и Бережнова Иванна 4 класс. На дистанционном обучении – 2: Бережнова Иванна (3 кл.) и Кудрина Сардаана (9 кл.). Тьютор школы Слепцова Л. А. II, проводит работу планово, активно сотрудничает с родителями.
Результат: Практически все опекунские дети имеют хорошие жилищно-бытовые условия (акты обследования), опекуны ответственно исполняют свои обязанности, посещают классные родительские собрания, выполняют рекомендации педагогов. Стабильным остается число опекаемых детей и детей – инвалидов. Неуспевающих из числа детей- инвалидов и опекаемых детей нет.
Консультирование и просвещение участников образовательного процесса
Консультационно-просветительская деятельность психолога предназначена для всех участников образовательного процесса.
Консультирование осуществлялось индивидуально и в группах. Индивидуальные консультации проводились по запросам. Групповые консультации для родителей – на родительских собраниях согласно плану работы, для обучающихся – на классных часах. Ведутся журналы учета индивидуальных и групповых консультаций.
Работа с родителями. За 2012-2013 учебный год за консультацией к психологу обратилось 70 человек (родители и педагоги). Основные проблемы: конфликт с ребенком, непослушание ребенка, низкая учебная мотивация, конфликт в семье и в школе со сверстниками, личные проблемы.
№ | Тема | Дата проведения | Кол-во учащихся |
1 | Общешкольное родсобрание «Отчет СПКабинета за прошлый учебный год и планы на текущий учебный год» | 10 октября | |
2 | «Ваш ребенок перешел в 5-й класс» | 18 октября | 9 |
3 | «Внимание, первоклассник» | 24 октября | 8 |
4 | «Что Вы должны знать о своем ребенке» с ИКТ | 13 ноября | 22 |
5 | Общешкольное родсобрание с привлечением акушерки СУБ «Половое воспитание детей» | 29 ноября | 43 |
6 | Круглый стол для опекунов и попечителей «Безусловно принимать ребенка – значить любить его» с ИКТ | 29 ноября | 5 |
7 | Круглый стол для родителей детей-инвалидов «Мой ребенок – особенный» | 5 декабря | 4 |
8 | Детско-родительское собрание «Подготовка к ЕГЭ» (розданы памятки с советами) с ИКТ | 25 января | 11 класс: 16 уч-ся +12 родит |
9 | Детско-родительская Игра-викторина «Профессия» с ИКТ. Рассмотрены вопросы детского суицида, психологической подготовки к экзаменам (розданы памятки, буклеты по темам) | 28 февраля | 9 класс: 14 уч-ся +10 родит |
10 | Родсобрание «Конструктивные способы снятия стресса и напряжения» | 21 марта | 3 класс: 5 |
11 | Детско-родительское информационное собрание «Поступаем на учебу» с ИКТ, с привлечением представителя Штаба «Абитуриент-2012» Ср-колымского района Слепцовой К. А. | 30 апреля | 9 и 11 кл. |
12 | Родсобрание «О проведенной за год работе в 7-х кл.» | 6 мая | 7 класс: 10 |
13 | Общешкольное родительское собрание «Профилактика аддиктивного поведения среди несовершеннолетних» с ИКТ | 10 мая |
Организационно-методическая работа
За год были решены такие задачи, как:
1. Подборка диагностических методик, заполнение папки «Диагностический инструментарий» тестами, опросниками для младших, средних и старших классов, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно – мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия
2. Подготовка и наполнение папки «Сценарии лекториев, игр и занятий»:
- стадии развития личности подростка,
- особенности характера и темперамента,
- подростковая агрессия,
- детское воровство,
- советы психолога,
- детская одаренность,
- подростковый суицид,
- коррекционно-развивающие занятия
3. Разработана совместно с учителем Винокуровой И. А. методическое пособие «Индивидуальная социально-ориентированная программа абилитационного домашнего обучения «Я Могу» для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в сельских условиях»
5. Подготовка материалов к педагогическому консилиуму по адаптации первоклассников, пятиклассников и КОК в 7 классе: заключения и рекомендации по результатам диагностического обследования.
6. Разработаны памятки и советы для классных руководителей по организации профилактической работы обучающимися и их родителями.
Самообразование:
- Участие на Республиканской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в РС (Я)» по теме «Условия реализации индивидуальной социально-ориентированной программы «Я Могу» абилитационного обучения детей младшего школьного возраста с ОВЗ в сельских условиях», г. Якутск, декабрь 2012 г. (сертификат + публикация).
- Участие в улусном конкурсе методических разработок на присвоение авторства по теме «Индивидуальная социально-ориентированная программа абилитационного домашнего обучения «Я Могу» для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в сельских условиях», как методическое пособие.
- Прошла курсы повышения квалификации для педагогов - психологов образовательных учреждений МО РС (Я) и РЦ ПМСС по теме «Психолого-педагогические основы профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях» (36 часов, свидетельство о прохождении стажировки);
- Публикация статьи «Тереппут буолар эмиэ уерэх» в рубрике Советы психолога, в газете «Халыма долгуннара», май 2013 г.
- Разработка и проведение творческого кружка «Декупаж» для учащихся, испытывающих трудности в общении и испытывающих тяжелую жизненную ситуацию (утрата близкого человека). Целью данной кружковой деятельности было создание благоприятной обстановки для раскрепощения, самоутверждения и самореализации личности подростка, путем развития творческих способностей, повышения самооценки и стабилизации эмоционального напряжения.
В течение года кружковцы успешно участвовали на школьных и улусных выставках прикладного творчества, занимали призовые места.
Анализ работы:
Анализируя работу в целом за учебный год, можно отметить, что поставленные задачи не все выполнены. Основным недостатком своей деятельности считаю отсутствие возможности для реализации принципа системности в своих занятиях, поскольку школьный психолог не имеет собственных часов. Также отрицательные моменты (в основном в индивидуальных работах) сыграла отсутствие отдельного кабинета и оргтехники (принтер, ксерокс). Вследствие этого эффективность работы значительна снижена. Стоит обратить внимание на работу с учащимися среднего звена, так как намечаются предподростковые и подростковые кризисы – при их упущении могут быть дезадаптированность учащихся.