Аналитический отчет о деятельности психолога МБОУ «Сватайская средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный год

Федулова Ульяна Реворьевна

 

Работа психолога в образовательном учреждении строится в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и МО РС (Я), а также запросами администрации школы, касающимися основных направлений деятельности психологической службы:

ü  психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды;

ü  школьная прикладная психодиагностика;

ü  развивающая и психокоррекционная деятельность;

ü  психолого - педагогическое сопровождение профессиональной самоопределении  подготовки учащихся 9-х классов,10-х,  11- классов.

ü  психолого – педагогическое сопровождение подростков «группы риска»;

ü  консультирование и просвещение участников образовательного процесса;

ü  организационно-методическая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_o_deyatelnosti_psikhologa.docx63.96 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет о деятельности психолога

МБОУ «Сватайская средняя общеобразовательная школа»

за 2012-2013 учебный год

Цель:    создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих                 учащимся успешно обучаться и развиваться в условиях сельской школы.

Задачи:        

  1. Психологическое сопровождение учащихся 1и 5 классов в период адаптации к новым условиям;
  2. Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся в процессе школьного обучения;
  3. Психологическая помощь учащимся в начальной профессиональной ориентации и способствование процессу жизненного самоопределения;
  4. Психологическая помощь учащимся 9 и 11 классов в подготовке к выпускным экзаменам;
  5. Сохранение психического здоровья учащихся и учителей школы;
  6. Психологическое просвещение и помощь учителям, родителям, администрации школы.

Направления деятельности:

  • Диагностическое
  • Просветительское
  • Психологическое консультирование
  • Коррекционно-развивающее.

        В деятельности использую групповые и индивидуальные консультации для учащихся, родителей и педагогов, провожу диагностику и занятия с тренинговыми упражнениями, применяю ролевые и деловые игры, компьютерные технологии, что позволяет учащимся в процессе общения и обучения приобретать социальные компетенции, необходимые для адаптации в будущем.

        В 2012-13 учебном году работа велась по плану со следующими адресными группами:

  • Работа с учащимися
  • Работа с родителями
  • Работа с классными руководителями
  • Работа с педагогическим коллективом и коллективом школы

        Работа психолога в образовательном учреждении строится в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и МО РС (Я), а также запросами администрации школы, касающимися основных направлений деятельности психологической службы:

  • психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды;
  • школьная прикладная психодиагностика;
  • развивающая и психокоррекционная деятельность;
  • психолого - педагогическое сопровождение профессиональной самоопределении  подготовки учащихся 9-х классов,10-х,  11- классов.
  • психолого – педагогическое сопровождение подростков «группы риска»;
  • консультирование и просвещение участников образовательного процесса;
  • организационно-методическая работа.

Содержание направлений работы социально – психологического кабинета школы

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в  переходные периоды

        Работа с учащимися. В октябре проводилось исследование периода адаптации учащихся 5 классов к обучению в средней школе; в мае – психологическая готовность воспитанников подготовительной группы детского сада к школьному обучению.

         В октябре и в ноябре для первых классов проводились коррекционно-развивающие занятия, для пятых классов с октября по декабрь месяцы.

        В текущем учебном году проводилась работа со всеми адресными группами (учащиеся, педагогический коллектив, родители и лица, заменяющие их) по перспективному годовому плану.

Школьная прикладная психодиагностика

Класс

Дата

Кол-во уч-хся

Методика

Результат

1

Подготовит. Группа д/сада

14.04.-24.05.

9

(д. – 4, м. – 5)

  1. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека (готовность к школьному обучению);
  2. Ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний;
  3. Методика «Мышление и речь»  (4 задания);
  4. Методика «Образование представления»;
  5. Методика «Анализ образца»;
  6. Методика «Одномоментное восприятие количества»;
  7. Методика «Образец и правило» (умение руководствоваться системой условий задачи, разв-е наглядно-образного мышл-я);
  8. Методика для выявления самооценки дошкольников «Лесенка»;
  9. Методика Л. Красильниковой «Да» и «Нет» не говорите» (развитие произвольного поведения, общительности);
  10. Методика «Беседа о школе» (учебная мотивация дошкольника);
  11. Тест Бендера (развитие зрительно-моторной координации и пространственных представлений, выявляет ЗПР)
  12.  Наблюдение и индивидуальная беседа

- Готовы к школьному обучению: – 55,5 % (5);

-Средняя степень готовности: – 33,3 % (3);

- Не готов  – 11,2% (1 ребенок)

2

1 класс

02.10.- 09.10

04.04.

 9

(д. – 4, м. – 5)

9

(д. – 4, м. – 5)

  1. Методика «Ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний»;
  2.  «Лесенка» (изучение самооценки);
  3. Методика «Память на образы» (наглядно-образная память);
  4. Методика исследования мотивации учения первоклассников  «Мотивы учения» (по М. Р. Гинзбург);
  5. Диагностика уровня эмоционального стресса (уровень тревожности);
  6. Цвето-рисуночный тест (диагностика психических состояний младших школьников)
  7. Тест «Самое непохожее» (оценка развития наглядно-образного мышления);
  8. Наблюдение, беседа.
  9. Изучение межличностных отношений в детском коллективе (проективная методика «Рассели одноклассников по домам»)

  1. Проективная методика «Школа зверей»;
  2. Методика Нежновой «Беседа о школе»

44,5%-успешно прошли адаптацию (4);

33,3%-проходят адаптацию средне (3),

22,2%-испытывает трудности школьной адаптации (2).

Успешная степень адаптации у 33,3% (3); 66,7%-имеют среднюю степень (6).

3

2 класс

05.04

5

(д. – 3, м. – 2)

  1. Проективная методика «Школа зверей»

Напряженное состояние у 60 % (3); 40 % (2) детей не испытывают трудностей.

4

3 класс

24.01

26.01

24.01

5

(д. – 3, м. – 2)

5

(д. – 3, м. – 2)

  1. Методика «Определение типа памяти у младших школьников»;
  2. Методика «Понимание рассказов: содержания, смысла, морали» (вербально-логическое мышление);
  3. Методика «Заучивание 10 слов» (кратковременная память);
  4. Методика по изучению способности понимать и воспроизводить содержание;
  5. Методика по изучению наглядно-образной памяти учащихся;
  6. Наблюдение, беседа

  1. Методика «Психологический климат классного коллектива» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева);
  2. Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов (Лускановой).

Показатель наглядно-образной памяти по классу 8,8 б.-норма.(100%).

Ведущим тип памяти по классу- зрительная память – 0,5 б. (70%),

- слуховая – 0,48 б. по классу (30%),мот.-слух -0,48 б., комбинир- 0,4 б.

Кратковремен.память: среднее – 40%,  ниже среднего – 60% (3).

Верб.-логич.мышление -высокое у 20% (1), среднее – у 80% (4).

Уровень шк.мотивации по классу среднее - 21,6 б.(средняя у 4 (80%), внешняя – у 1 (20%).

Показатель психолог. климата по классу средний – 2,2 б.

5

4 класс

15.01

16.01

18.01

9

(д. – 4, м. – 5)

9

(д. – 4, м. – 5)

  1. Методика «Изучение самооценки личности младшего школьника»;
  2. Методика «Психологический климат классного коллектива» (В. С. Ивашкин,

     В. В. Онуфриева)

  1. Методика «Изучение логической и механической памяти у младших школьников»;
  2. Методика «Определение типа памяти у младших школьников»;
  3. Методика «Заучивание 10 слов» (кратковременная память);
  4. Методика «Понимание рассказов: содержания, смысла, морали» (вербально-логическое мышление);
  5. Методика по изучению способности понимать и воспроизводить содержание;
  6. Наблюдение, беседа

Уровень самооценки учащихся класса: средняя у 66,7 % (6) , завышенная – у 33,3 % (3).

Психолог.климат по классу среднее – 3,6 б. (среднее у 77,8 % (7) и 22,2 % (2) – высокие)

Логическая память:

Высок.-55,6%(5); выше средн.–22,2%(2); средний –22,2 % (2). Механическая память:  высок-11,1 % (1); выше средн.-11,1%(1); средн. - 33,3%(3); ниже средн. -11,1 %(1); низкий – 33,3 % (3).

Ведущ.тип памяти по классу: слух.память -64,4 %, зрит. – 25,6 %, мот.-слухов.–7,8%, комбиниров.–2,2%. Кратковремен.память: средн-55,6 % (5),  ниже среднего - 44,4 % (4).

Верб.-логич.мышл-е: высокое у 33,3 %(3), выше средн.-33,3 % (3) и средний у 33,3 % (3).

6

5 класс

02.10

15.10

09.11

25.01

9

( д – 4, м – 5)

9

( д – 4, м – 5)

9

( д – 4, м – 5)

  1. Методика оценки уровня школьной мотивации по Лускановой
  2. Тест школьной тревожности Филлипса
  3. Изучение самооценки учащегося
  4. Методика изучения направленности на приобретение знаний
  5. Анкетирование «Отношение к учебным предметам»
  6. Методика «Социометрия» (определение межличностных отношений в классе)
  7. Наблюдение во время урока и на перемене, собеседование.

  1. Дифференциально-диагностический опросник – ДДО «Я предпочту» для выявления типов профессий по классификации Е. А. Климова
  2. Анкета «Кем я хочу стать»
  3. Проективная методика «Несуществующ. животное»

  1. Опросник «Идеальный учитель глазами учащихся»

Адаптационный период проходят средне – 77,8% (7), испытывают трудности – 22,2 % (2) учащихся класса.

Человек –чел.= 20,1 %

Чел.- природа= 31,6 %

Чел.-техника = 5,6 %

Чел.-худ.образ = 11,1 % Чел.-знак.система = 31,6 %.

Равно хор. относится к каждому ученику; Доходчиво и понятно объясняет изучаемый материал – 100% (9)

7

6 класс

28.09

30.10

28.05

10

(д. – 2,

м. – 8)

7

(д. – 2,

м. – 5)

6

(д. – 2,

м. – 4)

  1. Методика «Уровень сплоченности класса»

  1. Методика «Шкала психологической атмосферы» (адаптация Ю.Л.Ханин)

  1. Дифференциально-диагностический опросник – ДДО (для выявления типов профессий по классификации Е. А. Климова).

Уровень сплоченности –34,2%, низкая

Климат в классном коллективе благопр-й – 71,4 %  ( неблагопр-м считают 2 уч-хся – 28,6 %).

Человек –чел.= 16,7 %

Чел.- природа= 5,4%

Чел.-техника = 33,7 %

Чел.-худ.образ = 38,8 % Чел-знак.система = 5,4 %.

8

7 класс

24.10

10.11

15.02

20.03

20.04

22.04

14

(д. – 6,

м. – 8)

13

(д. – 6,

м. – 7)

12

(д. – 6,

м. – 7)

14

(д. – 6,

м. – 8)

14

(д. – 6,

м. – 8)

  1. Методика для выявления уровня эмоциональности учащихся;
  2. Социометрия (наглядная картина взаимоотношений учащихся класса)

  1. Методика самооценки психических состояний учащихся (Г. Айзенк)

  1. Дифференциально-диагностический опросник – ДДО (для выявления типов профессий по классификации Е. А. Климова).

  1. Опросник профессиональных предпочтений (ОПП) по Л. Н. Кабардовой

  1. «Теппинг-тест» Ильиной для определения свойств нервной системы (темп и работоспособность);
  2. Проективная методика «Дерево» (выявление личностных особенностей обучающихся);
  3. Методика «Психологический климат классного коллектива» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева) – оценка психологической атмосферы в классе;
  4. Методика диагностики уровня личностной тревожности подростков (по Кондашу);
  5. Методика Социометрия (наглядная картина взаимоотношений учащихся класса)

Общая эмоциональн-ть по классу – 93,5 % (норма), в том числе:

Коммуникативная – средняя (25,1%);

Интеллектуальная – средняя (31,3 %);

Психо-моторная – средняя (32,8 %).

Тревожность- 7,4 б. – средняя, Фрустрация- 8,6 б. – средняя.

Агрессивность- 9,9 б. – средняя. Ригидность = 9,3 б. – средняя.

Человек –чел.= 25 %

Чел.- природа= 20,8%

Чел.-техника = 12,6 %

Чел.-худ.образ = 20,8 % Чел-знак.сист= 20,8 %.

В классе преобладает склонность к типу Чел.-природа – 19,7% и 20,1% (умение и желание соответст-но)

Общая тревожность по классу составляет 53,4% (норма). Средняя сила нервной системы – 42,8  % (6);

Средне-слабая – 21,4  % (3);

Слабая – 35,7  % (5). Психологический климат класса низкий – 1.8 б.        

9

8 класс

08.11

25.02

05.04

10

(д. – 5,

м. – 5)

10

(д. – 5,

м. – 5)

10

(д. – 5,

м. – 5)

  1. Методика диагностики уровня тревожности подростков (по Кондашу)

  1. Дифференциально-диагностический опросник – ДДО, для выявления типов профессий по классификации Е. А. Климова

  1. Методика  «Опросник Басса-Дарки» для исследования уровня агрессивности учащихся.

Школьная тревожность – норма (15,6%); Самооценочная– норма (11,2%); Межличностная – норма (19,2 %).

Человек –чел.= 20 %

Чел.- природа= 25 %

Чел.-техника = 0 %

Чел.-худ.образ = 15 % Чел-знак.система= 40%.

Общий уровень агрессии по классу - 17,8 балла (среднее).  Враждебность – 10, 2 балла (среднее)

10

9 класс

18.10

26.02

15.03

14

(д. – 7,

м. – 7)

14

(д. – 7,

м. – 7)

14

(д. – 7,

м. – 7)

  1. Методика самооценки психических состояний учащихся (Г. Айзенк)

  1. Диагностика типа личности (по Дж.Голланду)

  1. Методика «Выявление суицидального риска у детей» (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Тревожность = 9,5 б. – средняя, Фрустрация = 8,6 б. – средняя.

Агрессивность = 9,3 б. – средняя.  Ригидность = 10,9 б. – средняя.

Реалистичный тип – 10 %; Интеллектуал-й тип – 13,3%; Социал-й тип – 20 %; Конвенциаль-й тип – 23,3 %;
Предприимчивый тип – 26,7 %; Артистичный тип – 6,7 %.

Справка у кл.рук

11

10 класс

12.10

16.10

10.12

07.03

9

(д. – 5,

м. – 4)

9

(д. – 5,

м. – 4)

6

(д. – 4,

м. – 2)

9

(д. – 5,

м. – 4)

  1. Методика «Шкала психологической атмосферы» (адаптация Ю.Л.Ханин)

  1. Методика «Диагностика уровня самооценки подростка»;
  2. Проективная методика «Автопортрет»

  1. Методика «Выявление суицидального риска у детей» (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

  1. Методика «Диагностика уровня самооценки» (методика Ковалева)

Психологическая атмосфера класса благоприятная – 48,4 балла.

Показатель уровня самооценки в классе составляет 45,2 б. (слегка заниж.)

Справка у кл.рук

Самооценка учащихся по классу составляет 48,7 б.(среднее)

12

11 класс

12.10

17.12

18.01

26.02

14

(д. – 7,

м. – 7)

11

(д. – 7,

м. – 4)

16

(д. – 8,

м. – 8)

15

(д – 8,

м – 7)

  1. «Теппинг-тест» Ильиной (темп и работоспособность)
  2. Проективная методика «Дерево»

  1. «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой)

  1. «Анкета профнаправленности старшеклассника»

  1. «Методика К.О.С.» (В. В. Синявский и В. А. Федорошин)

Средняя сила нервной системы – 50  % (7); Средне-слабая – 7,2  % (1); Слабая – 42,8  % (6).

Справка у кл.рук.

Экономич.направл-сть – 18,7 % (3); Медицина – 18,7 % (3); Гуман. науки – 18,7 % (3);

Технич.направл-сть –  31,3 % (5); Прочие – 12,6 % (2).

Способности по классу: Коммуникативные – 0,65 % (средний). Организаторские –

0, 63 % (ниже среднего)

13

Уч-ся 4, 7, 10 кл., их

род-ли, педагоги

18-22 октября

Всего 64 участников

  1. Анкета «Удовлетворенность работой школы» для участников образовательного процесса

Справка-анализ

14

Родители

13.11

06.05

22

10

Экспресс диагностики:

  1. Тест «Какой Вы родитель»

  1. Выявление особенностей мышления «Точки»

Во время родсобрания

Во время родсобрания в 7 кл.

В текущем году проведено 18 индивидуальных психодиагностик: вновь прибывшие дети – 3, дети с ОВЗ – 2, дети в опекунстве – 2, дети ВШК – 9, на ПМПК – 2. Групповых обследований всего: 36

Работа с педагогами, с коллективом школы

Форма и тема мероприятия

Дата проведения

Кол-во участников

1

Выступление на педсовете «Адаптационный период 5-классников»

17 октября

8

2

Выступление на педсовете «Внимание – первоклассник»

19 октября

6

3

Защита проекта «Социальная защита Детства» (совместный педсовет)

23 октября

34

4

Собрание коллектива школы «На досуге» (с участием Винокуровой  И. А. (ритмика, точечный массаж), Потаповой О. Н. (фитнес-упражнения для снятия напряжения)

15 ноября

15

5

Практикум для учителей начальных классов «Методики, которые используют классные руководители»

21 ноября

4

6

МО классных руководителей «Формы индивидуальной работы с учащимися и родителями»

23 января

7

7

«Вечер Дружбы» с тренерами улусной спартакиады учащихся

26 февраля

8

8

Собрание «На досуге» (консультант косм.фирмы Мэри-Кэй Кудрина Е. А. – «Косметический уход за кожей» мастер-класс)

15 марта

6

9

Выступление  на педсовете «Профилактика  аддиктивного поведения несовершеннолетних в ОУ»

12 апреля

23

10

Выступление на малом педсовете «По итогам проведенной работы  по КОК в 7 классе»

4 мая

9

        Рекомендации и предложения (себе): в следующем учебном году провести психодиагностическую работу для педагогов по изучению климата коллектива, отношения к преподаванию учебных предметов, а также разработать методическую помощь для психолого-педагогической помощи педагогам по работе с одаренными детьми и детьми, испытывающим трудности в обучении.

Психолого-педагогическое сопровождение

профессионального самоопределения учащихся

        Младшее звено (1-4 классы).

        Цель профориентационной работы на ступени начальной школы – ознакомление с профессиями в разных сферах деятельности.

        Проблемы профориентационной работы на данной ступени: мало используется красочных и качественно выполненных материалов для бесед и классных часов с детьми.        

        Рекомендации и предложения (себе) по устранению проблем: больше использовать интерактивные методы, оформить папки по разным тематикам профориентационной работы в электронном виде.

        Среднее звено (5-8 классы)

        Цель профориентационной работы на ступени основной школы - определение и обсуждение с учащимися сложностей и проблем, связанных с внутренними и внешними обстоятельствами жизни учащегося, которые могут встречаться на пути реализации планов и возможных путей разрешения выявленных проблем; помощь личностному росту учащегося, работа с самооценкой, умение принимать решения и брать на себя ответственность за свои действия.

        Проблемы профориентационной работы на данной ступени: нет возможности посещения промышленных объектов, ведомств с экскурсиями, многое узнается лишь теоретически.

        Рекомендации и предложения (себе) по устранению проблем: Необходимо использовать проектную деятельность, создавать тематические профориентационные проекты.

        Старшее звено  (9-11 классы)

        Цель профориентационной работы на ступени старших классов оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных способностей и возможностей в освоении той или иной профессии.

        Проблемы профориентационной работы на данной ступени: Больше внимания уделять индивидуальной работе, построению профессионального прогноза с учетом интересов, здоровья, склонностей учащихся

        Рекомендации и предложения (себе) по устранению проблем: вести мониторинг изменений профпредпочтений учащихся старшей ступени.

Наиболее важные мероприятия по повышению эффективности профориентационной работы

в 2013-2014 учебном году

1.  Включить в план воспитательной работы каждого класса раздел по профориентации.

2. Привлекать родителей учащихся для проведения классных часов с профориентационной тематикой, проведения кружковой работы.

Профилактическая работа

        С 5-11 классы проводились беседы и классные часы по проблемам профилактики негативных привычек, развитию навыков общения, правах и обязанностях учащихся (9). А также индивидуальные обследования: по направлению на ПМПК –  1 чел., для выяснения причин неуспеваемости – 3 человек. Через Совет профилактики (проведено-8) в этом учебном году прошли 10 обучающихся. Посещено семей – 45. Индивидуальные консультации по личным проблемам: с детьми/родителями/педагогами – 15/25/8; индивидуальные беседы – 42/28/4. Принимала участие на родительских собраниях – 11. Количество бесед проведенных с участием врачей и специалиста администрации – 2 беседы.

Групповая профилактическая и консультативная деятельность:

Тема

Дата проведения

Класс

Кол-во учащихся

1

Классный час: «Правила школьника средней школы»

8 октября

5

9

2

Классный час: «Отношение со сверстниками»

11 октября

10

10

3

Классный час: «Профилактика вредных привычек»

12 октября

11

15

4

Классный час: «В дружбе сила»

15 октября

5

9

5

Классный час: «Права учащихся и ответственность»

24 октября

7

14

6

Выступление на Правовом всеобуче «Как сказать «Нет» (презентация)

27 октября

8-11

7

Классный час с ИКТ: «Как противостоять давлению сверстников»

30 октября

6

8

8

Классный час с  ИКТ: «Берегите и улучшайте свое окружение»

12 ноября

9

16

9

Классный час с ИКТ: «Умей сказать «Нет»

21 февраля

7

14

10

Классный час с ИКТ: «Выбор будущей профессии»

20 марта

7

12

        Системно проводилась работа по профилактике аутоагрессивного поведения учащихся. Целью работы была снижение стрессовых состояний у обучающихся, способствование полноценному психическому и личностному развитию, снижение эмоциональной напряженности у обучающихся. 2 раза за учебный год проводился «Месячник психологического здоровья обучающихся». В рамках МПЗ были реализованы новые формы работы, как: Заборчик «Расскажи мне, не стесняйся», который нашел бурный положительный отклик от обучающихся, также прошла Конференция «Жизнь замечательных людей» и презентация Книги Радости для детей начальных классов, где каждый ребенок внес свой вклад – рисунки, открытки, стихи, в создании этого чудного альбома.

        Также в течение года работал «Ящик доверия», были освещены темы «Как обуздать свой гнев», «Общение со сверстниками», «Как не попасть под чужое влияние», «Хочу помирить своих друзей», «Как бороться с ленью», «Куда и к кому можно обратиться за помощью», «Советы психолога».

        В этом учебном году продолжила работу школьная Служба Примирения, были рассмотрены и разрешены следующие конфликтные проблемы:

Дата

Тема

Участники

Результат

1

26.10.12

Конфликт между ученицей и ее одноклассницами (изоляция, игнорирования, обзывания)

Ученицы 8 класса

Конфликт разрешен

2

09.11.12

Межличностные отношения  между одноклассницами, вовлечены подруги (игнорирования, изоляция)

Ученицы 7 класса

Конфликт разрешен в связи с отъездом А. Иры

3

18.01.13

Конфликт на межличностном уровне (проявление агрессии)

Ученик 6 класса и ученица 7 класса

Конфликт разрешен

        В течение года, по учебным четвертям менялась информация на стендах «Правовой уголок», «СПКабинет». Работал «Ящик доверия» в начальной школе и в средней, поступило и рассмотрено 8 писем. Также, положительные отзывы во время Месячника психологического здоровья, получила стена-заборчик «Расскажи мне, не стесняйся», которую планирую использовать в дальнейшей своей практике.

Развивающая и психокоррекционная деятельность

Дата

Класс

Тематика занятий

Количество детей

8 ноября

1

КРЗ «Веселые звуки, прибаутки»

9

9 ноября

6

РЗ «Сказка про Ежика, который все время требовал внимания окружающих»

10

13 ноября

1

КРЗ «Мир веселых человечков»

8

14 ноября

5

КРЗ «Я – это Я и это здорово!»

9

20 ноября

1

КРЗ «Веселые человечки в стране Детства»

9

14 декабрь

5

КРЗ «Скоро праздник Новый год»

4

17 января

5

РЗ Час «Занимательной психологии»

9

7 марта

10

Практическое занятие «Приемы саморегуляции и аутотренинга в жизни»

9

19 марта

4

РЗ Час психологической игры

9

22 марта

5-11

Конференция с презентацией «Жизнь замечательных людей»

10 мая

7

Классный час с коррекционными приемами – упражнениями «Взаимоотношения в классе»

13

13 мая

11

Практические занятия по психологической подготовке к ЕГЭ: «Память и приемы запоминания. Методы запоминания текстов». «Приемы мобилизации, релаксации и снятия напряжения»

16

Отчет о реализации ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений»

        В рамках реализации ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» с учащимися, родителями и учителями проводилась диагностическая и профилактическая работа. Из них:

На начало

учебного года

На конец

учебного года

На дому обучается:

2

2

Детей-инвалидов:

4

4

Детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2

2

Детей, находящихся в социально-опасном положении –    (с отклонениями в поведении и неуспевающие):

8

3

На учете в КДН:

0

0

На учете ПДН:

0

0

На ВШУ:

9

2

Количество семей, находящихся в социально-опасном положении:

5

2

        Как видно по таблице, в ходе системной и планомерной работы, учащихся состоящих на внутришкольном контроле, к концу года стало 2.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»

1.        Создается и обновляется банк данных на детей, требующих особого подхода в воспитании.

2.        В течение года проводится диагностика познавательной и личностной сферы подростков, поставленных на внутришкольный учет.

3.        Согласно плану и экстренно (по запросам) проводились индивидуальные консультации для обучающихся указанной группы и их родителей.

4.        По запросам (как со стороны классных руководителей, так и администрации школы) проводились классные часы, диагностические срезы по нормализации психологического климата в проблемных классах (6, 7, 9, 8, 9, 10).

5.        Проведены общешкольные родительские собрания на темы:  «Профилактика аддиктивного поведения среди несовершеннолетних», «Что Вы должны знать о своем ребенке». Рассмотрены темы на классных родительских собраниях «Подростковый суицид. Как уберечь своих детей», «Телефон доверия», «О вопросах воспитания» и т.д.

Охрана прав детей.

        На начало и конец 2012-2013 учебного года на учете в школе состояли 2 опекаемых детей (Березкина Саида – 8 кл. и Сивцева Мария – 9 кл.).

        Осенью проведено плановое обследование жилищно-бытовых условий и воспитания опекаемых детей (составлены акты ЖБУ). По результатам проверки выявлено: дети имеют хорошие условия для занятий,  сна и отдыха. Отдельные комнаты имеет 1 опекаемая, у обеих учащихся есть компьютер. В улучшении жилищных условий нуждается семья Березкиной М. Г., составлена справка и рекомендации (в течение лета текущего года выделить отдельную детскую комнату совместно с младшей сестрой – воспитанницей детского сада).

        Все опекуны ответственно исполняют свои обязанности по содержанию, обучению и воспитанию подопечных, посещают классные родительские собрания, выполняют рекомендации педагогов.

         В течение учебного года ведется контроль за обучением опекаемых детей. По итогам 2012-2013 учебного года: на 4 и 5 успевают – 2 учащихся.        

        В марте 2013 года дети прошли медицинский осмотр врачей (районный).

Результаты:  II группа здоровья – 2 человек.

        Кружками и секциями охвачены 2 – 100%.  

        По предварительным данным летней занятости 2 детей планируют отдых с опекунами в г.Якутск.

        В ноябре месяце проведено опекунское собрание по теме «Безусловно принимать ребенка – значить любить его» с использованием ИКТ.

        В течение учебного года проводились индивидуальные беседы с родителями (28 бесед и 25 консультаций), где  неоднократно разъяснялись их права  и обязанности   по содержанию, обучению и воспитанию детей, давались рекомендации: о режиме дня, как правильно помочь в выполнении домашних заданий, как поощрять ребенка в семье, как разрешить конфликт с собственным ребенком, чем заняться после школы.

        Родители с детьми, имеющие проблемы с учебой и посещаемостью, приглашались на Совет профилактики (2).

        За  2012-2013 учебный год было проведено 8 собраний совета профилактики, было приглашено 2 учащихся и 2 родителей. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях совета профилактики: низкая успеваемость, пропуски занятий без уважительной причины, нарушение школьной дисциплины, информация, замечания по Тетрадям наблюдения, постановка и снятие с внутришкольного контроля  детей «группы риска».

        Состав комиссии на  заседаниях: зам. директора по ВР М. В. Колесова   – председатель; социальный педагог  и психолог У. Р. Федулова – секретарь; классные руководители.

        На совет профилактики приглашаются зам директора по учебной работе, инспектор КДН при наслежной администрации, классные руководители для получения сообщений и объяснений по вопросам, рассматриваемым советом, а также родители и учащиеся.

        Систематически отслеживается успеваемость и посещаемость учащихся. Часть из них приглашается вместе с родителями на школьную ППК. В школе организована Служба Примирения, которая рассматривает  и сглаживает конфликтные ситуации. Оказывается помощь родителям в разрешении конфликтов с их детьми.

        В начале учебного года  детей «группы риска»  -  26 человек, у которых имелись проблемы с учебой, посещаемостью, поведением. На заседаниях совета профилактики неоднократно обсуждались результаты проделанной работы с детьми данной категории. Вследствие положительной динамики с внутришкольного контроля были сняты    учащиеся  - Колесов Боря и Слава, Гоголев Арсен – 6 кл., Тырылгин Алеша – 11 кл., Лаптев Игорь, Винокуров Конон и Колесов Артем – 9 кл. На внутришкольный контроль  поставлены – Созонов Никита за неоднократные замечания по поводу поведения со стороны учителей. На конец года детей «группы риска» - 16 человек. На внутришкольном контроле на конец года состоит – 2 человек.  

        Были проведены профилактические беседы на классных часах и правовом всеобуче на правовые темы, профилактику по предотвращению совершения преступлений против жизни и здоровья, имущества несовершеннолетних, правил поведения в чрезвычайных ситуациях. 

  1. Дети «группы риска» - на начало года – 26 человек; внутришкольный контроль – 9 человек.

        Дети «группы риска» - на конец года – 16 человек; внутришкольный контроль  –  2 человек.  Данная категория детей требует повышенного внимания, системной и  своевременной работы.

        В течение учебного года ведется учет и контроль за обучением и посещаемостью детей с ограниченными возможностями по здоровью. Так, на начало и конец учебного года  детей-инвалидов – 4 человек. По итогам  2012-2013 учебного года на 4 и 3 успевают –  4 учащихся. В марте 2013 года дети прошли медицинский осмотр.

        На домашнем обучении находятся 2 учащихся из числа детей-инвалидов: Винокуров Толя 3 класс и Бережнова Иванна 4 класс. На дистанционном обучении – 2: Бережнова Иванна (3 кл.) и Кудрина Сардаана (9 кл.). Тьютор школы Слепцова Л. А. II, проводит работу планово, активно сотрудничает с родителями.

        Результат: Практически все опекунские дети имеют хорошие жилищно-бытовые условия  (акты обследования), опекуны ответственно исполняют свои обязанности, посещают классные родительские собрания, выполняют рекомендации педагогов. Стабильным остается число опекаемых детей и детей – инвалидов. Неуспевающих из числа   детей- инвалидов и опекаемых детей нет.                  

Консультирование и просвещение участников образовательного процесса

        Консультационно-просветительская деятельность психолога  предназначена для всех участников образовательного процесса.

        Консультирование осуществлялось индивидуально и в группах. Индивидуальные консультации проводились по запросам. Групповые консультации для родителей – на родительских собраниях согласно плану работы, для обучающихся – на  классных часах.  Ведутся журналы учета  индивидуальных и групповых консультаций.  

        Работа с родителями. За 2012-2013 учебный год за консультацией к психологу обратилось 70 человек (родители и педагоги).  Основные проблемы: конфликт с ребенком, непослушание ребенка, низкая учебная мотивация, конфликт в семье и в школе со сверстниками, личные проблемы.

Тема

Дата проведения

Кол-во учащихся

1

Общешкольное родсобрание «Отчет СПКабинета за прошлый учебный год и планы на текущий учебный год»

10 октября

2

«Ваш ребенок перешел в 5-й класс»

18 октября

9

3

«Внимание, первоклассник»

24 октября

8

4

«Что Вы должны знать о своем ребенке» с ИКТ

13 ноября

22

5

Общешкольное родсобрание с привлечением акушерки СУБ «Половое воспитание детей»

29 ноября

43

6

Круглый стол для опекунов и попечителей «Безусловно принимать ребенка – значить любить его» с ИКТ

29 ноября

5

7

Круглый стол для родителей детей-инвалидов «Мой ребенок – особенный»

5 декабря

4

8

Детско-родительское собрание «Подготовка к ЕГЭ» (розданы памятки с советами) с ИКТ

25 января

11 класс:

16 уч-ся

+12 родит

9

Детско-родительская Игра-викторина «Профессия» с ИКТ. Рассмотрены вопросы детского суицида, психологической подготовки к экзаменам (розданы памятки, буклеты по темам)

28 февраля

9 класс:

14 уч-ся

+10 родит

10

Родсобрание «Конструктивные способы снятия стресса и напряжения»

21 марта

3 класс:

5

11

Детско-родительское информационное собрание «Поступаем на учебу» с ИКТ, с привлечением представителя Штаба «Абитуриент-2012» Ср-колымского района Слепцовой К. А.

30 апреля

9 и 11 кл.

12

Родсобрание «О проведенной за год работе в 7-х кл.»

6 мая

7 класс:

10

13

Общешкольное родительское собрание «Профилактика аддиктивного поведения среди несовершеннолетних» с ИКТ

10 мая

Организационно-методическая работа

        За год были решены такие задачи, как:

        1. Подборка диагностических методик, заполнение папки «Диагностический инструментарий» тестами, опросниками для младших, средних и старших классов, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно – мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия

        2.  Подготовка и наполнение папки «Сценарии лекториев, игр и занятий»:

- стадии развития личности подростка,

- особенности характера и темперамента,

- подростковая агрессия,

- детское воровство,

- советы психолога,

- детская одаренность,

- подростковый суицид,

- коррекционно-развивающие занятия

        3. Разработана совместно с учителем Винокуровой И. А. методическое пособие «Индивидуальная социально-ориентированная программа абилитационного домашнего обучения «Я Могу» для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в сельских условиях»

        5. Подготовка материалов к педагогическому консилиуму по адаптации первоклассников, пятиклассников и КОК в 7 классе: заключения и рекомендации по результатам диагностического обследования.

        6. Разработаны памятки и советы для классных  руководителей по организации профилактической работы  обучающимися и  их родителями.

Самообразование:

  1. Участие на Республиканской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в РС (Я)» по теме «Условия реализации индивидуальной социально-ориентированной программы «Я Могу» абилитационного обучения детей младшего школьного возраста с ОВЗ в сельских условиях», г. Якутск, декабрь 2012 г. (сертификат + публикация).
  2. Участие в улусном конкурсе методических разработок на присвоение авторства по теме «Индивидуальная социально-ориентированная программа абилитационного домашнего обучения «Я Могу» для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в сельских условиях», как методическое пособие.
  3. Прошла курсы повышения квалификации для педагогов - психологов образовательных учреждений МО РС (Я) и РЦ ПМСС по теме «Психолого-педагогические основы профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях» (36 часов, свидетельство о прохождении стажировки);
  4. Публикация статьи «Тереппут буолар эмиэ уерэх» в рубрике Советы психолога, в газете «Халыма долгуннара», май 2013 г.
  5. Разработка и проведение творческого кружка «Декупаж» для учащихся, испытывающих трудности в общении и испытывающих тяжелую жизненную ситуацию (утрата близкого человека). Целью данной кружковой деятельности было создание благоприятной обстановки для раскрепощения, самоутверждения и самореализации личности подростка, путем развития творческих способностей, повышения самооценки и стабилизации эмоционального напряжения.

В течение года кружковцы успешно участвовали на школьных и улусных выставках прикладного творчества, занимали призовые места.

Анализ работы:

        Анализируя работу в целом за учебный год, можно отметить, что поставленные задачи не все выполнены. Основным недостатком своей деятельности считаю отсутствие возможности для реализации принципа системности в своих занятиях, поскольку школьный психолог не имеет собственных часов. Также отрицательные моменты (в основном в индивидуальных работах) сыграла отсутствие отдельного кабинета и оргтехники (принтер, ксерокс). Вследствие этого эффективность работы значительна снижена. Стоит обратить внимание на работу с учащимися среднего звена, так как намечаются предподростковые и подростковые кризисы – при их упущении могут быть дезадаптированность учащихся.