|
Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО-Югры Урайский профессиональный колледж
Социально-психологическая служба колледжа
Методические рекомендации Что необходимо знать о подростковом суициде (для преподавателей, мастеров, кураторов)
2014 |
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицидальное поведение подростков, имея сходство с действиями взрослых, отмечаются возрастным своеобразием. При переходе к подростковому возрасту возникает высокая склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. К «группе риска» по суициду относятся подростки: - с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
- с затяжным депрессивным состоянием;
- сверхкритичные к себе;
- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
- фрустрированные (переживающие неудачи, возникающие на пути к цели) несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
- страдающие от болезней или покинутые окружением;
- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
- из семей, в которых были случаи суицидов.
В подростковом возрасте смерть воспринимается абстрактно. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет. Варианты суицидального поведения: - по типу «протеста» - нанесение ущерба и обиды обидчику;
- по типу призыва – активизация помощи извне с целью изменения ситуации;
- по типу «избегания» - в ситуациях угрозы наказания попытка избегания страдания;
- по типу «самонаказания» - переживания чувства вины;
- по типу «отказа от жизни» - потеря личностного смысла (неизлечимая болезнь, потеря близкого человека, безответная любовь, разрыв с любимым человеком).
|
Причины суицидов - потеря любимого человека, одного из родителей (смерть или разрыв отношений);
- потеря «лица», своего места (лидерства, титула, звания и т.п.);
- состояния «давления» в колледже, со стороны сверстников, родителей, любимого человека;
- низкая самооценка (непривлекательность, комплексы, одиночество, изолированность, беспомощность, неуспеваемость);
- в результате алкоголизации, наркомании, токсикомании;
- «эпидемия самоубийства».
Признаки суицидального риска - Открытые высказывания о желании покончить собой;
- Частые разговоры о самоубийствах вообще;
- Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое учебное заведение;
- Нарушение межличностных отношений, стремление к уединению;
- Изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных, возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;
- Внезапное появление несвойственных ранее человеку черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей)
- Косвенные намеки на возможность суицидальных действий (появление в кругу сверстников, родственников с петлей на шее из ремня, веревки и др.), публичная демонстрация петли из каких- либо гибких предметов; игра с имитацией самоубийства;
- Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т. д.).
Педагоги , кураторы, мастера должны всегда помнить: любые переживания и тревоги наших воспитанников не должны оставаться без их заботливого, чуткого внимания и помощи, и тогда мысли о самоубийстве обойдут их стороной.
|