Преемственность дошкольного и начального образования в рамках введения ФГОС.

Валигура Евгения Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 г. Тайшета

Доклад

«Преемственность между дошкольным и начальным  образованием

 в процессе введения ФГОС

 начального общего образования»

Валигура

 Евгения Николаевна,

учитель начальных классов,

педагог-психолог

МКОУ СОШ №14

2014 год

«Преемственность между дошкольным и начальным  образованием

 в процессе введения ФГОС  начального общего образования»

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” отмечается “Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей, в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования”. Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования

Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

В связи с введением ФГОС второго поколения для начального общего образования, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” необходимо создать систему взаимодействия Детский сад – Начальная школа.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

 В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

        Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

        Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение проблемы преемственности мы видим в создании  плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность. (Приложение 1, 2 )

Цель: реализовать  единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Задачи:

  1. Развивать любознательность; формировать у старших дошкольников  основы умения учиться
  2. Развивать способность самостоятельно решать творческие задачи;
  3. Формировать  творческое воображение, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
  4. Развивать коммуникативность (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

       Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

 •         воспитание нравственного человека;

 •         охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

 •         сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

         Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольном уровне:

 •       приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

 •      обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

 • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

 •    формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой  активности детей в различных видах деятельности;

 •     развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  •  умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

В плане работы  раскрыты принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Принцип развития.
  • Принцип гуманитаризации.  
  • Принцип целостности.
  • Принцип культуросообразности.
  • Принцип содержания образования.

 Реализации общих целей так же  способствуют  психолого-педагогические условия:

На дошкольной ступени:

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

 -опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

 -направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития

 -сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

               Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

 Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности:

  1. Работа с детьми:
  • экскурсии в школу;
  • посещение школьной библиотеки;
  •  знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  •  участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  •   выставки рисунков и поделок;
  •   встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной  школы);
  •      совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  •    участие в театрализованной деятельности;      
  •  посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
  1. Взаимодействие педагогов:
  • совместные педагогические совещания  (ДОУ и школа);
  •  семинары, мастер- классы
  •  круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
  •   психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  •  проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  •   открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  •  педагогические и психологические наблюдения.

 Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

  1. Сотрудничество с родителями:
  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  •  встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  •  анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • семейные вечера,  тематические досуги;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар)

На диаграмме (Приложение 3) мы видим распределение по численности   обучающихся первых классов, которые посещали детские сады за последние  года.   Большая часть детей, посещающих  детские сады в нашу школу поступают из НДОУ Детского сада № 206 ОАО «РЖД» г. Тайшета.

Согласно плану работы   в октябре месяце педагогом-психологом  была проведена диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.  По итогам   диагностики состояния школьной готовности в течение последних трёх лет наблюдается  устойчивая положительная динамика. Используется методика определения школьной готовности Семаго М. (Приложение 4)

Результаты диагностики  подтверждают достаточно хорошую подготовку к школе  детей данного учебного заведения.

В ноябре-декабре по плану  работы ОУ проходит исследование  адаптационного периода  первоклассников. Педагогом-психологом  проводится диагностическая работа по изучению  проблемы адаптации у первоклассников. Для этого используется  методика  «Экспертная оценка адаптированности  ребёнка к школе» (Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.) Результаты данного исследования представлены в диаграмме. (Приложение 4)

Дети, пришедшие из НДОУ Детского сада № 206 ОАО «РЖД» г. Тайшета успешно адаптируются к обучению в школе.  Положительная динамика адаптированности  данной группы детей представлен на диаграмме. (Приложение 5)

Работа по преемственности дала  возможность совместно с педагогом и психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволило  нам добиваться положительных результатов в работе.

У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует  успешной адаптации детей к школьному обучению.

Мне, педагогу-психологу работа по преемственности  дала  возможность профессионального роста. В 2014 году    я  прохожу  процедуру  аттестации, в которой представляю положительный  опыт работы по преемственности  между дошкольным и начальным  образованием.  

Администрация НДОУ Детского сада № 206 ОАО «РЖД» г. Тайшета написала на моё имя отзыв о данной работе (Приложение 6);  благодарственное письмо  о проведении мастер-класса с родителями «Развитие мелкой моторики»  (Приложение 7);   благодарственное  письмо  за оказание наставнической помощи в профессиональном становлении молодого специалиста (Приложение 8).