Психология врача и врачебная деонтология
Деонтология врача - учение о профессиональных, моральных и юридических обязанностях и правилах поведения медиков по отношению к больному. Медицинская деонтология включает в себя также и профессиональную ответственность врача перед обществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psokhologiya_vracha_i_vrachebnaya_deontologiya.ppt | 623 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деонтология медицинская Профессиональная этика медицинских работников, принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения.
Врачебная тайна Это совокупность сведений о болезни, а также об интимной и семейной жизни больного, ставших известными медицинским и фармацевтическим работникам при выполнении ими своих профессиональных обязанностей и не подлежащих разглашению; В. т. охраняется законом, сведения о болезни сообщаются лишь государственным органам здравоохранения, если этого потребуют интересы охраны здоровья населения, а следственным и судебным органам — по их требованию.
Деонтология медицинская — учение о профессиональных, моральных и юридических обязанностях и правилах поведения медиков по отношению к больному. Медицинская деонтология включает в себя также и профессиональную ответственность врача перед обществом.
Согласно деонтологии, в отношении к больному медицинский работник должен проявлять максимум внимания и приложить все свои знания, чтобы восстановить здоровье или принести облегчение больному в его страданиях; сообщать больному лишь те сведения о его здоровье, которые могут пойти на пользу, создать контакт между ним и врачом. Избегать в присутствии больного разговоров и рассуждений с коллегами, персоналом и самим больным по поводу его заболевания, вызывающих иногда развитие ятрогенных заболеваний .
Деонтология включает в себя вопросы: соблюдения врачебной тайны; проблему меры ответственности медицинского работника за жизнь и здоровье больного; вопросы взаимоотношения медицинских работников между собой; и др.
Международный кодекс деонтологии утверждён (1949) Международным врачебным обществом в Женеве.
Обязательство хранить в тайне сведения о больном изложено в клятве Гиппократа, и сама врачебная тайна есть одно из применений гиппократовой заповеди «Primum non nocere!» (Прежде всего не повреди!) к нравственно-психологической сфере взаимоотношений медиков с пациентами, а также с их родственниками и всеми окружающими их людьми. Последнее определяет необходимость сохранения врачебную тайну и в случае смерти больного. Неразглашение врачебной тайны диктуется требованием бережного, щадящего отношения к чести и достоинству человека, что одновременно имеет психотерапевтическое и психогигиеническое значение. Разглашение врачебной таны расценивается как злоупотребление доверием пациентов или их близких.
Термин "деонтология" введен английским философом-утилитаристом J. Bentham'oM (1834) при разработке им учения о долге применительно к представителям самых различных профессий. J. Bentham считал основным положением деонтологии стремление к достижению "на большего блага для наибольшего числа людей" при выполнении профессиональных обязанностей. В отечественную медицину термин "деонтология" введен Н. Н. Петровым. С 30-х годов текущего столетия на протяжении более двадцати лет он изучал данный вопрос и опубликовал ряд работ, посвященных проблемам деонтологии в хирургии
До самого последнего времени и в нашей стране, и за рубежом положения медицинской деонтологии рассматривались в рамках медицинской этики. Медицинская этика и медицинская деонтология не резко обособлены друг от друга и взаимосвязаны. Отечественными учеными осуществлен ряд исследований, в которых рассматриваются взаимоотношения этики и деонтологии. "Врачебная этика — учение о принципах врачебной морали, а деонтология — о правилах поведения врача, вытекающих из принципов, на них построенных"
Осуществлении деонтологических принципов в психиатрии стало возможным лишь после того, как Великой французской революцией (1789-1794) были созданы реальные социальные предпосылки изменения отношения к психически больным, а сама психиатрия заняла прочное место в системе медицинских дисциплин. "Тогда душевнобольной человек выступает на фоне новой гражданственности, предъявляя молчаливое требование медицинской помощи и ограждения изменения интересов как члена общества"
Исторические модели моральной медицины Для того чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.
1.Модель Гиппократа («не навреди»). Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом. Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. Например, Клятва российского врача, утвержденная 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994, содержит близкие по духу и даже по формулировке принципы.
2. Модель Парацельса («делай добро») Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс. В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.
3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» ( deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.
4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»). Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Некоторые проблемы, стоящие перед современным обществом, были упомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.
5. Принцип информированного согласия. «Опекунская» модель отношений между людьми теряет свои позиции в общественной жизни. Взяв старт в политике, идея партнерства проникла в самые сокровенные уголки жизни человека. Не осталась в стороне и медицина. Патернализм, традиционно царивший в медицинской практике, уступает место принципу сотрудничества. Нравственная ценность автономии оказалась столь высока, что благодеяние врача вопреки воле и желанию пациента ныне считается недопустимым. Центром движения за права пациентов явилась больница, символизирующая всю современную медицину с ее разветвленностью, насыщенной разнообразной аппаратурой и - повышенной уязвимостью пациента. Американская ассоциация больниц стала активно обсуждать вопросы прав пациентов и одобрила билль о правах пациентов в конце 1972 г. Среди прав пациента, принятых Американской ассоциацией больниц, первостепенное значение имеет право на информацию, необходимую для информированного согласия. Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации. Можно условно выделить два основных элемента этого процесса: 1) предоставление информации и 2) получение согласия. Первый элемент включает в себя понятия добровольности и компетентности. Врачу вменяется в обязанность информировать пациента: 1) о характере и целях предлагаемого ему лечения; 2) о связанном с ним существенном риске; 3) о возможных альтернативах данному виду лечения. С этой точки зрения понятие альтернативы предложенному
С этой точки зрения понятие альтернативы предложенному лечению является центральным в идее информированного согласия. Врач дает совет о наиболее приемлемом с медицинской точки зрения варианте, но окончательное решение принимает пациент, исходя из своих нравственных ценностей. Таким образом, доктор относится к пациенту как к цели, а не как к средству для достижения другой цели, даже если этой целью является здоровье. Особое внимание при информировании уделяется также риску, связанному с лечением. Врач должен затронуть четыре аспекта риска: его характер, серьезность, вероятность его материализации и внезапность материализации. В некоторых штатах Америки законодательные акты содержат перечни риска, о котором врач должен информировать пациента. Но одновременно с этим встает вопрос: Как и в каком объеме информировать пациента? В последнее время большое внимание получает «субъективный стандарт» информирования, требующий, чтобы врачи, насколько возможно, приспосабливали информацию к конкретным интересам отдельного пациента. С точки зрения этики, «субъективный стандарт» является наиболее приемлемым, так как он опирается на принцип уважения автономии пациента, признает независимые информационные потребности и желания лица в процессе принятия непростых решений.
Конец