Специфика работы с детьми, обделенными семьей.
По материалам Н.Е. Щурковой "Школа и семья: педагогический альянс" из цикла "Работа с родителями: психолого - педагогический аспект". В презентации раскрывается проблема сирот при живых родителях и специфика работы с детьми из таких семей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spets_rab_s_d_obdel_semey_skor.ppt | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЕТИ БЕЗ СЕМЬИ – ЭТО ДЕТИ, КОТОРЫЕ УБЕЖАЛИ ОТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫХ ОТНЯЛ У РОДИТЕЛЕЙ СУД, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ ИХ ОТ НАСИЛИЯ. ЭТО ДЕТИ, КОТОРЫХ РОДИТЕЛИ ПРОСТО БРОСИЛИ. СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО СТАЛО ОДНИМ ИЗ ПОЗОРНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЙ НАШЕГО ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМА СИРОТ ПРИ ЖИВЫХ РОДИТЕЛЯХ КАТАСТРОФИЧЕСКИ РАЗРОСЛАСЬ ВСЛЕДСТВИЕ УСИЛЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА, ПОТЕРИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОРАЛЬНОГО РАЗЛОЖЕНИЯ, КОТОРАЯ НЕ ИМЕЕТ ПРЕЦЕНДЕНТОВ В ИСТОРИИ МИРНОГО ВРЕМЕНИ.
САМОЕ СТРАШНОЕ В СИРОТСТВЕ – ТО, ЧТО ОДИНОЧЕСТВО РЕБЕНКА РЕЗКО ЛОМАЕТ ЕГО РАЗВИТИЕ КАК СОЦИАЛЬНОГО СУЩЕСТВА И КАК ЛИЧНОСТИ. В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО – ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПОЯВИЛИСЬ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, ИМЕЮЩИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМСЯ ВНЕ СЕМЬИ. ЭТО ТАКИЕ ПОНЯТИЯ, КАК «МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ», «ЛИЧНОСТНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ», «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ», «ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ», «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ» И ДР. РАССМОТРИМ КАЖДОЕ ИЗ ЭТИХ ВИДОВ ДЕПРИВАЦИИ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, КАК ВЛИЯЕТ ОТСУТСТВИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА И ЕГО ВОСПИТАНИЕ. ДЕПРИВАЦИЯ – ОТ ЛАТ. «ДЕ» - ОТ, ИЗ; «ПРИВАТ» - ЧАСТНЫЙ
МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ ОБОБЩАЕТ ЦЕЛЫЙ РЯД РАЗЛИЧНЫХ ЯВЛЕНИЙ: ЭТО И НЕДОСТАТОЧНАЯ ЗАБОТА МАТЕРИ О РЕБЕНКЕ, И ВРЕМЕННЫЙ ОТРЫВ РЕБЕНКА ОТ МАТЕРИ, И, НАКОНЕЦ, НЕДОСТАТОК ИЛИ ПОТЕРЯ ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ - ОДНИМ СЛОВОМ, НИКОМУНЕНУЖНОСТИ НА ОСНОВЕ ЭТОГО ЧУВСТВА У РЕБЕНКА ФОРМИРУЕТСЯ БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ К МИРУ, КОТОРОЕ ДАЕТ ЕМУ ОЩУЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ. ОТНОШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ - ИХ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ СПОСОБСТВУЕТ СНИЖЕНИЮ ЧУВСТВА ТРЕВОГИ, ВОЗНИКАЮЩЕГО У РЕБЕНКА В НОВЫХ ИЛИ СТРЕССОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. ОТСУТСВИЕ БАЗИСНОГО ДОВЕРИЯ К МИРУ ПОРОЖДАЕТ СТРАХ, АГРЕССИВНОСТЬ, НЕДОВЕРИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ И САМОМУ СЕБЕ, НЕЖЕЛАНИЕ ПОЗНАВАТЬ МИР.
У САМЫХ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕДСТВИЯ МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ ВЫЯВЛЯЮТСЯ В ЯВЛЕНИИ, ПОЛУЧИВШИМ НАЗВАНИЕ «ГОСПИТАЛИЗМ». ЧАЩЕ ЭТО АУТИЧНЫЕ ДЕТИ, ОНИ ВЯЛЫ, БЕЗРАЗЛИЧНЫ КО ВСЕМУ ПРОИСХОДЯЩЕМУ, НЕРЕДКО КАПРИЗНИЧАЮТ С ЖАЛОБНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ ЛИЦА. У НИХ СЛАБО ВЫРАЖЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ К ОБЩЕНИЮ СО ВЗРОСЛЫМИ, ЯРКО НАБЛЮДАЕТСЯ ЗАДЕРЖКА В РАЗВИТИИ. ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ НЕ СВОЙСТВЕННОЙ ДЕТСТВУ ПАССИВНОСТЬЮ И РАВНОДУШИЕМ, ОТСУТСТВИЕМ ИМПУЛЬСИВНОСТИ И ЯРКО ВЫРАЖЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ. ВСЕ ЭТО - СЛЕД ПЕРЕЖИВАНИЙ ОДИНОЧЕСТВА РЕБЕНКА, ОТОРВАННОСТИ ЕГО ОТ МАТЕРИ. ПРИ ОТСУТСТВИИ МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ И ЗАБОТЫ РЕБЕНОК ЛИШАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЯТЬ В ПОЛНОЙ МЕРЕ СРАЗУ ЦЕЛЫЙ КОМПЛЕКС НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ - ПСИХИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ, СЕНСОРНЫХ (ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗНООБРАЗНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ) И ДР. ВСЕ ЭТО ЗАДЕРЖИВАЕТ И ИСКАЖАЕТ НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
У БОЛЬШИНСТВА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ ОТМЕЧАЕТСЯ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, А С ЭТИМ ТЕСНО СВЯЗАНА И НИЗКАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, ОСЛАБЛЕННАЯ ВСЛЕДСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА, СЕНСОРНОГО ГОЛОДА, НЕПОЛНОЦЕННОГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ. У РЕБЕНКА СНИЖАЕТСЯ ОБЩИЙ ЖИЗНЕННЫЙ ТОНУС, НАРУШАЮТСЯ ПРОЦЕССЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ, ДОМИНИРУЕТ ПОНИЖЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ. РАЗВИВАЮТСЯ ЧУВСТВА ТРЕВОГИ И НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ, ИСЧЕЗАЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ. УХУДШАЮТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И, КАК РЕЗУЛЬТАТ, ТОРМОЗИТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. БОЛЬШИНСТВО ИЗ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ - ИНТЕРНАТОВ ИМЕЕТ СЕНСОРНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ, ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ. ЭТО ПОРОДИЛО СЕГОДНЯ ПРОБЛЕМУ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ.
ЧАЩЕ ВСЕГО ДЕЗАДАПТАЦИЯ ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА ТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ, НАРУШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ, ЧТО ФОРМИРУЕТ У НЕГО ВНУТРЕННЮЮ НАПРЯЖЕННОСТЬ, ТРЕВОЖНОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ, ОЩУЩЕНИЕ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, НЕНУЖНОСТИ, ОТВЕРЖЕННОСТИ МАТЕРИНСКАЯ И СЕМЕЙНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ СТАНОВЯТСЯ БАЗОЙ НЕПРИЯТИЯ РЕБЕНКА В СРЕДЕ СВЕРСТНИКОВ В МАССОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ; ЖИЗНЬ В ЗАМКНУТОМ, ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАКЛАДЫВАЕТ ОТПЕЧАТОК НА ВЕСЬ ДАЛЬНЕЙШИЙ ПЕРИОД ФОМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПОРОЖДАЕТ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА - ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ЗАПУЩЕННОСТЬ, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО, КАК ПРАВИЛО, АДРЕСОВАНЫ ГРУППЕ ДЕТЕЙ, А НЕ КАЖДОМУ РЕБЕНКУ ЛИЧНО, КАК В СЕМЬЕ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ В СЕМЬЕ ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ РАЗНООБРАЗНОЙ, ЧЕМ В ОУ. УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ ХАРАКТЕР ЕГО КОНТАКТОВ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ. НЕДОСТАТОК ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ, ЧАСТАЯ СМЕНА ПЕДАГОГОВ (ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ, ПЕРЕВОДЫ РЕБЕНКА ИЗ ОДНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ДРУГОЕ И Т.П.) ПРИВОДЯТ К ТОМУ, ЧТО РЕБЕНОК САМ ОТТОРГАЕТ ОТ СЕБЯ КАК ВЗРОСЛЫХ, ТАК И ИХ ЦЕННОСТИ.
ОБЩАЯСЬ В СЕМЬЕ С ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ ВЗРОСЛЫМИ, РЕБЕНОК ИМЕЕТ ДЕЛО С ОДНИМИ ТЕМИ ЖЕ ПРОГРАММАМИ ПОВЕДЕНИЯ . ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРНО НАЛИЧИЕ МЕНЯЮЩИХСЯ ВЗРОСЛЫХ С НЕСОВПАДАЮЩИМИ ТИПАМИ ПОВЕДЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ. ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРНО ОТНОСИТЕЛЬНО МЯГКОЕ, ТЕРПИМОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОВЕДЕНИЮ РЕБЕНКА, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ КАК В УСЛОВИЯХ ОУ ДЕТИ БОЛЕЕ ЖЕСТКО РЕГЛАМЕНТИРОВАНЫ В СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ. ПОСЛЕДСТВИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ И ИЗБЫТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕРЕДКО ВЕДУТ К ФОРМИРОВАНИЮ АСОЦИАЛЬНЫХ ФОРМ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ, РАВНОДУШИЮ К СВОЕЙ СУДЬБЕ, ОТСУТСТВИЮ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ, НЕПРИЯТИЮ СЕБЯ КАК ЛИЧНОСТИ (ОСОБЕННО ТОГДА, КОГДА РЕБЕНОК СОДЕРЖИТСЯ В ДЕТДОМЕ ИЛИ ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ ).
СЕМЬЯ СЛУЖИТ ТОЙ ПЕРВИЧНОЙ МОДЕЛЬЮ, КОТОРАЯ СПОСОБСТВУЕТ ОБРАЗОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЭТАЛОНОВ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ КАЧЕСТВ, ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФОРМ РЕАКЦИЙ, СТИЛЯ ОТНОШЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ. В СЕМЬЕ ПРОИСХОДИТ ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ, КОГДА РЕБЕНОК ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ СВОЮ ПОЛОВУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, ПРИСВАИВАТЬ МНОГИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФОРМЫ, ИНТЕРЕСЫ И ЦЕННОСТИ.
ВСЕ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА, В ОБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЯХ НЕ УДАЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ КОМПЕНСИРОВАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРИЕМАМИ. ОДНАКО ЗНАНИЕ ИХ ПОМОГАЕТ ВЫСТРАИВАТЬ ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ, ЛИШЕННЫМ СЕМЬИ, А ТАКЖЕ И ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ.
ВОСПИТАНИЕ В ГУМАНИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ЕСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА САМОСТРОИТЕЛЬСТВА ВОСПИТАННИКОМ СО ВСЕМИ ВЫТЕКАЮЩИМИ ОТСЮДА ПОСЛЕДСТВИЯМИ В ВИДЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ (ПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ), ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННОЙ, КОРРЕКЦИОННОЙ, ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ВОСПИТАТЕЛЯ ЭТО САМОСТРОИТЕЛЬСТВО НАПРАВЛЕНО НА СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА КУЛЬТУРЫ. А ЭТО ОЗНАЧАЕТ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРИНЯТИЕ И ОСВОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ. СООТВЕТСТВЕННО ВОСПИТАНИЕ СТАНОВИТСЯ ПРОЦЕССОМ ВВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРУ. ПОНЯТИЯ «ВОСПИТАННЫЙ» И «КУЛЬТУРНЫЙ» СТАНОВЯТСЯ ПРАКТИЧЕСКИ СИНОНИМИЧНЫМИ И ОЗНАЧАЮТ СТЕПЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ.
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАНЯТЬ ПОЗИЦИЮ РАВНОПРАВНОГО СУБЪЕКТА ВОСПИТАНИЯ, ВЗРОСЛОМУ НЕОБХОДИМО БЫТЬ ПРИНЯТЫМ РЕБЕНКОМ (СТАТЬ ЗНАЧИМЫМ, АВТОРИТЕТНЫМ ЛИЧНОСТНО, А НЕ СОЦИАЛЬНО). В ДАННОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬ - ПЕДАГОГ НЕ УХОДИТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ. ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НЕ ТОЛЬКО РАСКРЫТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ (САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ), НО И УСПЕШНО СОЦИАЛИЗИРОВАТЬСЯ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ВОСПИТАНИЕ УСПЕШНО, ЕСЛИ ОНО СИСТЕМНО. МАТЕРИАЛЫ ПЕРВЫХ ВСЕРОССИЙСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ АКАДЕМИКА РАО Л.И. НОВИКОВОЙ. ВЛАДИМИР – МОСКВА. 2006 . ГРЕБЕНЩИКОВ В.И. ШКОЛА И СЕМЬЯ. М., 1985. ПРИХОЖАН А.М., ТОСТЫХ Н.Н. ПСИХОЛОГИЯ СИРОТСТВА. М., 2005. ЩУРКОВА Н.Е. ШКОЛА И СЕМЬЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС. М., 2004.