Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте
Раскрытие определения "универсальные учебные действия". Виды УУД. Виды заданий для формирования УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uud.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
Виды УУД:
Личностные УУД
- Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);
- Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какой смысл имеет для меня учение);
- Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
- Целеполагание – умение сохранять заданную цель;
- Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей.
Регулятивные УУД
- Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;
- Контроль – умение контролировать свою деятельность
по результату деятельности и по процессу;
- Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку
взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
Умение слушать собеседника, задавать вопросы вступать в диалог;
Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
Владение невербальными средствами общения
Познавательные УУД
- Общие навыки и умения
- Умение ориентироваться в пространстве и времени;
- Умение применять правила
и пользоваться инструкциями;
- Умение работать по заданному алгоритму;
- Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
- Информационные
- Умение работать по книге;
- Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
- Умение работать по иллюстрациям.
- Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).
- Логические
- Классификация
- Анализ
- Синтез
- Сравнение
- Обобщение
- Сериация
- Сернация
- Исключение лишнего
- Подбор подходящего
- Установление
причинно-следственных
связей и др.
- Знаково-символические
- Использовать
знаково-символические
средства
- Моделировать
Виды заданий для формирования УУД
Для формирования личностных УУД используются следующие задания:
- самооценка выполнения задания – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии или в игре;
- дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;
- участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
- творческие задания – во время творческих заданий повышается интерес к процессу познания, изучению нового материала
- Для формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:
- поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
- взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания у другого;
- взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;
- заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;
- «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать
- «исправь ошибки» – могут быть предложены задания, где надо исправить ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;
- контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.
Для формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:
- поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
- взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания у другого;
- взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;
- заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;
- «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать
- «исправь ошибки» – могут быть предложены задания, где надо исправить ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;
контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.
Для формирования коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:
- «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
- составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.
- «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;
- «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
- обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
- групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;
- «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.
«ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.
Для формирования
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
используются игры и упражнения для развития психических процессов таких как
ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ,
ВОСПРИЯТИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ.
Игры и упражнения для развития памяти, внимания, восприятия и воображения:
«Запомни картинку»
«Чего (кого) не стало?»
«Что добавилось?»
«Что поменялось местами»
«Что изменилось?»
«Запомни пары картинок»
«Запомни расположение предметов»
«Найди те предметы, которые были на рисунке»
«Запомни, где что стоит»
«Заполни таблицу по памяти»
«Вспомни соседей»
«Где, что лежало?»
«Выложи предметы по памяти»
«Запомни предмет, найди по памяти такой же»
«Запомни, как было, выложи по памяти»
«Найди сходства и отличия»
«Сравни картинки (предметы)»
«Найди нужный предмет…»
«Найди такой же, как в рамке»
«Что изменилось?»
«Найди пару»
«Распутай… (дорожки, следы)»
«Найди по контуру»
«Найди тень»
«Чей след?»
«Найди два одинаковых предмета»
«Найди ошибку»
«Что забыл нарисовать художник?»
«Что здесь нарисовано?»
«На что похоже?»
«Дорисуй фигуры»
«Что на что похоже?»
«Чего не хватает?»
«Волшебный мешочек»
«Узнай предмет»
«Кляксы»
«Придумай историю про…»
«Придумай рассказ»
«Выложи из фигур и палочек»
«Придумай необычный … (дом, животное)»
«Если не было бы… (домов, мебели), то…»
«Придумай свое…(блюдо, дерево)»
«Составление нелепиц»
«Составь смешную пару»
«Преврати фигуры в предметы»
«На что похоже?»
Игры и упражнения для развития мышления и логики:
«Четвертый лишний»
«Третий подходящий»
«Нелепицы»
«Составление нелепиц»
«Я знаю 5 названий… (цветов, одежды)»
«Разложи по местам»
«Продолжи ряд»
«Чего не хватает в каждом ряду? »
«Объедини в пары»
«Что из чего сделано?»
«Кому что принадлежит?»
«Лабиринты»
«Сложи картинку»
«Объедини по группам»
«Логические задачки»
«Часть и целое»
«Противоположности»
«План-схемы»
«Аналогии»
«Ассоциации»
«Загадки»
«Ребусы»
«Кроссворды»
Математические отношения:
большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий,
толстый – тонкий, тяжелый –легкий и др.:
«Расставь по порядку, найди середину»
«Уменьши и увеличь»
«Где широкий, а где узкий? Где одинаковые»
«Раздай каждому свой предмет»
Ориентировка в пространстве:
слева, справа; вверху, внизу; впереди, сзади;
внутри, снаружи; между, посередине;
предлоги (на, в, над, под, за, перед, около):
«Что где находится?», «Разложи предметы»
«Кто куда идет, плывет, смотрит…?»
«Кто (что) выше, впереди, между…»
* Ориентировка во времени: сегодня, вчера,
завтра; сутки, неделя, год; раньше, позже и т.п.:
«Что сначала, что потом», «Разложи по порядку»,
«Что когда было (будет)?»,«Кто кем (чем) был?»,
«Кто кем (чем стал?)», «Кто раньше, кто позже?» и др.
Ориентировка на листе бумаги:
«Графический диктант», «Повтори узор»,
«Срисуй фигуры», «Заполни таблицу»,
«Перенеси фигуры симметрично» и др.