Лекция для педагогов "Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников"
В лекции «Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников» освещена тема проблемного поведения учащихся, с которыми мы ежедневно общаемся, осуществляя учебно-воспитательный процесс.
Отклоняющимся (девиантным) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.
Так же подробно рассмотрены причины перечисленных отклонений и даны рекомендации по коррекционной работе с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_dlya_pedagogov.doc | 40 КБ |
plakat_1.doc | 28.5 КБ |
plakat_2.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа №2»
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников
(Лекция для педагогов)
Разработала: педагог-психолог
Отраднова С.А.
Тема: Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.
Цель: Расширить знания педагогов о природе девиантного поведения и его психокоррекции.
Задачи:
- проанализировать причины, вызывающие девиантное поведение учащихся:
- дать рекомендации по психологической коррекции отклоняющегося
поведения школьников.
Уважаемые коллеги! Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Это тема проблемного поведения учащихся, с которыми мы ежедневно общаемся, осуществляя учебно-воспитательный процесс.
Отклоняющимся (девиантным) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа (Внимание на плакат 1).К отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную выгоду (хищение, кражи, мошенничество). Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои). Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы, употребление алкоголя и наркотиков, бродяжничество). Крайнее проявление социально-пассивной позиции – суицид.
Каковы же причины перечисленных отклонений? Девиантное поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах дезадаптации. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию (Внимание на плакат 2).
- Патогенная дезадаптация вызывается отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения ЦНС. Патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения и т. д.), в основе которых лежат серьёзные органические повреждения нервной системы. Выделяют также более легкие, пограничные формы нервно-психических расстройств и отклонений, так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, тики, навязчивые дурные привычки и т. д.), что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.
- Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями школьников, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода.
Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т. п.) К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и прежде всего кризис подросткового возраста. Временные формы психосоциальной дезадаптации могут быть также вызваны различными кофликтными ситуациями в школе, семье, переживаниями первой влюбленности и т. д.
- Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить 2 стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность.
При педагогической запущенности, несмотря на отставание в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии, для них небезразлично мнение окружающих.
При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, формируется негативное отношение к труду, стремление к нетрудовым доходам и «красивой жизни» за счет сомнительных и незаконных средств к существованию.
Безусловно, для успешного решения данной проблемы необходима последовательная и систематическая коррекционная работа.
Задачи психокоррекции:
- Психолого-педагогическое изучение личности ребенка (особенностей его эмоционального реагирования, уровня учебной мотивации, отклонений в нервно-психическом развитии и т. д.)
- Выявление и изучение неблагоприятных (травмирующих) факторов социальной среды (семья, друзья, школа), которые нарушают психическое развитие ребенка.
- Воспитание высших эмоций: познавательных, этических; развитие интеллектуальной, волевой сферы, уровня общения.
- Создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, психологической защищенности, доверия.
Как же строить полноценное взаимодействие с учениками?
Вот несколько рекомендаций:
-Вкладывайте свою душу. Не разговаривайте с учеником отстраненно и безлично.
-Избегайте формального общения. Направляйте свою активность на то, чтобы с каждым воспитанником возникал психологический контакт. Узнавайте интересы ребят, разделяйте их проблемы.
- Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности учеников.
Помните, что младшему школьнику очень нужны любовь, поддержка и забота, подросток стремиться к равноправию, юноша ждёт уважения!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Литература
- Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М.1993.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. 1986.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: учебное пособие.- М. 2000.
- Натансон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1984
- Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков. М. 2006.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Плакат № 2
ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Патогенная дезадаптация | Психосоциальная дезадаптация | Социальная дезадаптация |
Органические повреждения Ц.Н.С. | Психологические особенности | |
- психозы - эпилепсия - шизофрения | - акцентуации характера - неадекватная самооценка - нарушения эмоционально-волевой сферы - нарушения коммуникативной сферы | Педагогическая запущенность Социальная запущенность |
Психогении | Особенности кризисных периодов | |
- фобии - тики - навязчивые привычки |