Диагностика отношений детей к родителям.
Рассматривая делинквентное поведение детей, нельзя не затронуть само воспитание родителей к своему ребёнку. Ведь большинство делинквентных подростков – выходцы из неблагополучных семей. Вместе с тем само понятие «неблагополучная семья» является весьма широким и многозначным. Под ним можно подразумевать отсутствие в семье по причине развода или смерти одного из родителей, злоупотребление одного или обоих родителей алкогольными напитками или наркотическими веществами, асоциальный характер поведения родителей, судимость и отбывание ими тюремного наказания, плохие материальные условия и многое другое. Кроме того, семейное воспитание подростка может быть осложнено определенными обстоятельствами, например такими, как психические или соматические заболевания родителей, их инвалидность, многодетность семьи.
Вместе с тем принадлежность подростка к социально благополучной семье также не гарантирует его поведение в рамках социальных норм. Часто в качестве «неблагополучия» в таких семьях выступают характерные для них взаимоотношения между родителями.
Следовательно, можно сказать, что одна из проблем изучения условий воспитания подростков с отклоняющимся поведением заключается в уникальности конкретной семейной ситуации, которая в каждом случае может включать различное сочетание неблагоприятных факторов.
По мнению большинства отечественных и зарубежных авторов, решающее значение в формировании нарушений поведения и расстройств личности у подростков имеет семья [Е.И. Рогов, 2003, с.156].
Существует опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Шафер в 1965году), который направлен на изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трёх факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. При этом принятии здесь подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребёнку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребёнку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определённое давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов [Е.И. Рогов, 2003, с.144 - 145].
С помощью этого опросника подростки с делинквентным поведением отмечают значимые различия оценки воспитательного взаимодействия матери и отца по такому фактору, как «враждебность», а также меньшую степень выраженности «позитивного интереса» со стороны отца по сравнению с матерью. У социально адаптированных подростков наблюдается единая воспитательная практика, как со стороны отца, так и со стороны матери, так как не выявляется никаких значимых различий ни по одному из определяемых факторов.
В данном опросники обращает на себя тот факт, что для дезадаптивных подростков вообще характерно более эмоциональное
отношение к своим родителям, так как все факторы указываются ими в большей степени, чем социально адаптированными подростками.
Также, помимо опросников в качестве одного из методов могло бы выступить интервью, в котором были бы выделены наиболее важные события семейной жизни, реакция на них со стороны подростка, указаны наиболее близкие для подростка люди и его представления о динамике своего поведения в связи с изменениями семейной ситуации. Так как для значительного числа делинквентных подростков характерны различные нарушения психического развития, а также признаки педагогической запущенности, представляется целесообразным использование проективных рисуночных методик, позволяющих преодолеть ограничения, связанные с когнитивной или рефлексивной недостаточностью делинквентных подростков.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Е. И. Рогов Настольная книга практического психолога:Учеб.пособиев: 2кн. – М.:Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 480с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.o.bulakhtina.docx | 14.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика отношений детей к родителям.
Рассматривая делинквентное поведение детей, нельзя не затронуть само воспитание родителей к своему ребёнку. Ведь большинство делинквентных подростков – выходцы из неблагополучных семей. Вместе с тем само понятие «неблагополучная семья» является весьма широким и многозначным. Под ним можно подразумевать отсутствие в семье по причине развода или смерти одного из родителей, злоупотребление одного или обоих родителей алкогольными напитками или наркотическими веществами, асоциальный характер поведения родителей, судимость и отбывание ими тюремного наказания, плохие материальные условия и многое другое. Кроме того, семейное воспитание подростка может быть осложнено определенными обстоятельствами, например такими, как психические или соматические заболевания родителей, их инвалидность, многодетность семьи.
Вместе с тем принадлежность подростка к социально благополучной семье также не гарантирует его поведение в рамках социальных норм. Часто в качестве «неблагополучия» в таких семьях выступают характерные для них взаимоотношения между родителями.
Следовательно, можно сказать, что одна из проблем изучения условий воспитания подростков с отклоняющимся поведением заключается в уникальности конкретной семейной ситуации, которая в каждом случае может включать различное сочетание неблагоприятных факторов.
По мнению большинства отечественных и зарубежных авторов, решающее значение в формировании нарушений поведения и расстройств личности у подростков имеет семья [Е.И. Рогов, 2003, с.156].
Существует опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Шафер в 1965году), который направлен на изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трёх факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. При этом принятии здесь подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребёнку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребёнку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определённое давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов [Е.И. Рогов, 2003, с.144 - 145].
С помощью этого опросника подростки с делинквентным поведением отмечают значимые различия оценки воспитательного взаимодействия матери и отца по такому фактору, как «враждебность», а также меньшую степень выраженности «позитивного интереса» со стороны отца по сравнению с матерью. У социально адаптированных подростков наблюдается единая воспитательная практика, как со стороны отца, так и со стороны матери, так как не выявляется никаких значимых различий ни по одному из определяемых факторов.
В данном опросники обращает на себя тот факт, что для дезадаптивных подростков вообще характерно более эмоциональное
отношение к своим родителям, так как все факторы указываются ими в большей степени, чем социально адаптированными подростками.
Также, помимо опросников в качестве одного из методов могло бы выступить интервью, в котором были бы выделены наиболее важные события семейной жизни, реакция на них со стороны подростка, указаны наиболее близкие для подростка люди и его представления о динамике своего поведения в связи с изменениями семейной ситуации. Так как для значительного числа делинквентных подростков характерны различные нарушения психического развития, а также признаки педагогической запущенности, представляется целесообразным использование проективных рисуночных методик, позволяющих преодолеть ограничения, связанные с когнитивной или рефлексивной недостаточностью делинквентных подростков.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Е. И. Рогов Настольная книга практического психолога:Учеб.пособиев: 2кн. – М.:Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 480с.