научно-исследовательская практика
особенности развития мышления дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya2.docx | 131.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные данные о работе
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | МПЦ (221) Егорьевск |
Вид работы | Отчет по практике |
Название дисциплины | Научно-исследовательская практика |
Тема | Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста |
Фамилия студента | Арефьева |
Имя студента | Елена |
Отчество студента | Вячеславовна |
№ контракта | 25100090701007 |
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание | |
Направление на практику |
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………3
1 Методы диагностики мышления дошкольников……………………………….4
2 Результаты исследования………………………………………...……………..10
Заключение………………………………………………………………………...18
Список использованных источников…………………………………………….19
Приложение………………………………………………………………………..20
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.
О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Так как мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей
В отечественной психологии накоплены ценные сведения о психологии мышления. Проблемами психологии мышления занимался А.Н.Леонтьев, который определял мышление как высшую ступень познания; С.Л.Рубинштейн в качестве основного предмета психологического исследования мышления видел не только процесс, но и деятельность; П.Я.Гальперин определил предмет психологии мышления следующим образом: «Психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач»[1].
Поэтому основная цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить особенности развития мышления у детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе________ с ____ по _____.
Основная часть
1 Методы диагностики мышления дошкольников
Определение уровня психического развития ребенка является важнейшим направлением в деятельности психолога. Задачи такого рода часто возникают в процессе воспитания детей. Причиной обращения к специалистам подобного рода являются дисгармонии в становлении личности, нарушение общепринятых норм и правил поведения, а также сложности во взаимоотношениях, как со сверстниками, так и с взрослыми. И самое удобное для диагностики тех или иных состояний являются диагностические методики, и в том числе, различного рода тестовые процедуры.
Диагностика позволяет выявить степень его созревания. Речь идет о соответствии созревания определенных мозговых структур, нервно- психических функций условиям и целям его воспитания. Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида[2]. Что же касается первого - словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.
Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики наглядно-образного и наглядно-действенного мышления детей предложено по три разные методики по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления.
Для проведения констатирующего эксперимента мы подобрали ряд методик, с помощью которых мы выявляем уровень развития мышления.
Методики предъявлялись детям в первой половине дня после проведения подгрупповых занятий, индивидуально.
Методики для оценки образно-логического мышления
Методика «Нелепицы»[3]
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. (Приложение А). Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
4 и выше балла в этом задании ребенок может только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов —средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
Методика «Времена года»[4]
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех, назвал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 6-7 баллов —средний. 4-5 баллов — низкий. 0-3 балла — очень низкий.
Методики для оценивания наглядно-действенного мышления
Методика «Обведи контур»[5]
Детям показывают рисунки и объясняют, что задание заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках — образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.
Оценка результатов
Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания:
10 баллов — ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.
8-9 баллов — на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.
6-7 баллов — на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.
4-5 баллов — на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.
2-3 балла — на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.
0-1 балл — на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов —средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
Методика «Пройди через лабиринт»[6]
В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход - стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.
Оценка результатов
10 баллов - задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта. 8-9 баллов задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок. 6-7 баллов задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок. 4-5 баллов задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок. 2-3 балла задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок. 0-1 балл - задание выполнено ребенком за время свыше 120 или совсем не выполнено.
Выводы об уровне развития
10 баллов очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7баллов—средний. 2-3 балла —низкий. 0-1 балл—очень низкий.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 29 «Росинка». Оно проводилось в подготовительных к школе группах. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
В таблице 1 нашли своё отображение данные экспериментальной и контрольной группы.
Таблица 1
Данные экспериментальной и контрольной группы
Экспериментальная группа | ||
№ | Имя, фамилия | Возраст |
1 | Андрей Е. | 5 лет 11 месяцев |
2 | Валерия А. | 5 лет 8 месяцев |
3 | Григорий М. | 5 лет 5 месяцев |
4 | Даниил А. | 5 лет 3 месяца |
5 | Кристина Ж. | 5 лет 10 месяцев |
6 | Лика Д. | 5 лет 2 месяца |
7 | Лена П. | 6 лет |
8 | Максим К. | 5 лет 1 месяц |
9 | Маша Б. | 5 лет 9 месяцев |
10 | Татьяна В. | 5 лет 11 месяцев |
Контрольная группа | ||
№ | Имя, фамилия | Возраст |
11 | Витя Л. | 6 лет |
12 | Женя П. | 5 лет 9 месяцев |
13 | Ира У. | 5 лет 4 месяцев |
14 | Катя В. | 5 лет 6 месяцев |
15 | Коля Т. | 5 лет 11 месяцев |
16 | Маша В. | 5 лет 9 месяцев |
17 | Миша П. | 5 лет 2 месяца |
18 | Олег Р. | 6 лет |
19 | Оксана Ш. | 5 лет 8 месяцев |
20 | Семен П. | 5 лет 11 месяцев |
Как мы видим из таблиц 1 и 2 , экспериментальная и контрольная группы состояли из 10 человек - 5 мальчиков и 5 девочек в каждой из групп соответственно.
1.Нелепицы. Результаты диагностики дошкольников, полученные после проведения исследования с помощью методики «Нелепицы», представлены в диаграмме 1 и таблицах 2 и 3 (экспериментальная и контрольная группа соответственно).
Из диаграммы 1 видим, что высокий уровень наглядно-образного мышления зафиксирован у 20% респондентов в группах, средний уровень – у 50% детей экспериментальной и у 70% детей контрольной группы.
Диаграмма 1
Нелепицы
Низкий уровень у 30% респондентов экспериментальной и у 10% - контрольной группы.
Таблица 2
Экспериментальная группа. «Нелепицы»
№ | Имя | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Андрей Е. | 5 | средний |
2 | Валерия А. | 3 | низкий |
3 | Григорий М. | 6 | средний |
4 | Даниил А. | 6 | средний |
5 | Кристина Ж. | 9 | высокий |
6 | Лика Д. | 2 | низкий |
7 | Лена П. | 7 | средний |
8 | Максим К. | 8 | высокий |
9 | Маша Б. | 6 | средний |
10 | Татьяна В. | 2 | низкий |
Общий балл | 54 |
Таблица 3
Контрольная группа. «Нелепицы»
№ | Имя | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Витя Л. | 4 | средний |
2 | Женя П. | 6 | средний |
3 | Ира У. | 6 | средний |
4 | Катя В. | 5 | средний |
5 | Коля Т. | 8 | высокий |
6 | Маша В. | 8 | высокий |
7 | Миша П. | 5 | средний |
8 | Олег Р. | 2 | низкий |
9 | Оксана Ш. | 7 | средний |
10 | Семен П. | 5 | средний |
Общий балл | 56 |
Из диаграммы 1 и таблиц 2, 3 видим, что и в экспериментальной, и в контрольной группе не зафиксировано очень низкого и очень высокого уровня развития наглядно-образного мышления. Общий балл в группах почти одинаков (54 в экспериментальной и 56 в контрольной).
2.Результаты, полученные с помощью методики «Пройди через лабиринт», представлены в диаграмме 2 и таблицах 4 и 5.
Из диаграммы 2 мы видим, что и в экспериментальной, и в контрольной группе преобладает средний уровень развития (60%). Очень низкий уровень зафиксирован у 10% детей данных групп, высокий уровень у 10% экспериментальной группы и 20% контрольной группы, а низкий – у 20% испытуемых экспериментальной и 10% контрольной группы.
Диаграмма 2
Пройди через лабиринт
Таблица 4
Экспериментальная группа. «Пройди через лабиринт»
№ | Имя | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Андрей Е. | 6 | средний |
2 | Валерия А. | 3 | низкий |
3 | Григорий М. | 5 | средний |
4 | Даниил А. | 6 | средний |
5 | Кристина Ж. | 8 | высокий |
6 | Лика Д. | 2 | низкий |
7 | Лена П. | 7 | средний |
8 | Максим К. | 6 | средний |
9 | Маша Б. | 6 | средний |
10 | Татьяна В. | 1 | оч.низкий |
Общий балл | 50 |
Таблица 5
Контрольная группа. «Пройди через лабиринт»
№ | Имя | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Витя Л. | 2 | низкий |
2 | Женя П. | 6 | средний |
3 | Ира У. | 6 | средний |
4 | Катя В. | 5 | средний |
5 | Коля Т. | 8 | высокий |
6 | Маша В. | 8 | высокий |
7 | Миша П. | 5 | средний |
8 | Олег Р. | 1 | оч.низкий |
9 | Оксана Ш. | 6 | средний |
10 | Семен П. | 5 | средний |
Общий балл | 52 |
Из таблиц видим, что общий балл в группах составил 50 в экспериментальной и 52 в контрольной. Очень низкий уровень зафиксирован у Олега Р. (контрольная группа) и Татьяны В. (экспериментальная группа).
3.Результаты, полученные с помощью методики «Времена года», представлены в диаграмме 3, а также в таблицах 6 и 7.
Из диаграммы 3 мы видим, что и в экспериментальной, и в контрольной группе преобладает средний уровень развития (60%).
Диаграмма 3
Времена года
Высокий уровень зафиксирован у 10% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы. Низкий уровень выявлен у 30% респондентов экспериментальной и 20% - контрольной группы.
Таблица 6
Экспериментальная группа. «Времена года»
№ | Имя | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Андрей Е. | 26 | средний |
2 | Валерия А. | 22 | низкий |
3 | Григорий М. | 25 | средний |
4 | Даниил А. | 26 | средний |
5 | Кристина Ж. | 32 | высокий |
6 | Лика Д. | 23 | низкий |
7 | Лена П. | 30 | средний |
8 | Максим К. | 28 | средний |
9 | Маша Б. | 30 | средний |
10 | Татьяна В. | 19 | низкий |
Общий балл | 261 |
Таблица 7
Контрольная группа. «Времена года»
№ | Имя | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Витя Л. | 22 | низкий |
2 | Женя П. | 28 | средний |
3 | Ира У. | 26 | средний |
4 | Катя В. | 25 | средний |
5 | Коля Т. | 36 | высокий |
6 | Маша В. | 38 | высокий |
7 | Миша П. | 26 | средний |
8 | Олег Р. | 21 | низкий |
9 | Оксана Ш. | 26 | средний |
10 | Семен П. | 28 | средний |
Общий балл | 276 |
Из таблиц 6 и 7 мы можем сделать вывод о том, что общий балл в экспериментальной группе несколько меньше, чем в контрольной (261 и 276 соответственно). Очень низкий и очень высокий уровень нами не зафиксирован.
4.Результаты диагностики детей, проведенной с помощью методики «Обведи контур» представлены в диаграмме 4, таблиц 8 и 9.
Диаграмма 4
Обведи контур
Из диаграммы 1 мы видим, что в высокий уровень наглядно-образного мышления у 10% испытуемых экспериментальной группы, 20% детей контрольной группы, средний уровень – у 60% детей респондентов данных групп, низкий уровень у 20% в экспериментальной и 10% в контрольной группе, очень низкий у 10% в группах.
Таблица 8
Экспериментальная группа. Обведи контур.
№ | Имя | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Артем Е. | 5 | средний |
2 | Вика А. | 3 | низкий |
3 | Гриша М. | 5 | средний |
4 | Денис А. | 6 | средний |
5 | Катя Ж. | 9 | высокий |
6 | Лена Д. | 2 | низкий |
7 | Лера П. | 5 | средний |
8 | Максим К. | 5 | средний |
9 | Маша Б. | 6 | средний |
10 | Тимур В. | 1 | оч.низкий |
Общий балл | 47 |
Таблица 9
Контрольная группа. Обведи контур
№ | Имя | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Вася Л. | 2 | низкий |
2 | Женя П. | 6 | средний |
3 | Ира У. | 5 | средний |
4 | Катя В. | 5 | средний |
5 | Коля Т. | 8 | высокий |
6 | Марина В. | 8 | высокий |
7 | Миша П. | 5 | средний |
8 | Олег Р. | 1 | оч.низкий |
9 | Оля Ш. | 6 | средний |
10 | Саша П. | 5 | средний |
Общий балл | 51 |
Проанализировав представленные выше таблицы, мы можем сделать вывод о том, что и в экспериментальной, и в контрольной группе преобладает средний уровень развития наглядно-образного мышления. Общий балл в контрольной группе несколько выше, чем в экспериментальной (51 и 47 соответственно).
Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.
Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.
Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо. Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.
Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.
Проведя в феврале 2014 года диагностику детей экспериментальной и контрольной группы, мы выявили, что в группах детей преобладает средний уровень развития мышления. Поэтому следующим этапом нашей работы будет формирующий эксперимент, направленный на развитие у детей экспериментальной группы мышления с помощью арттерапии.
Для более высокого уровня развития мышления нами будет разработана программа с использованием различных методов арттерапии.
Список использованных источников
1 | Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. -М.: Изд-ство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 480 с. (Психологи Отечества) |
2 | Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой- М.: ГНОМ и Д,2000.- 144с. |
3 | Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию./ Худ. Ю. В. Богатова. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – 56 с.: ил |
4 | Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития ребенка. – М.: Академия, 2003. – 237 с. |
5 | Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.:Академия, 2008. – 416 с. |
6 | Морозов С.М., Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер, 2002. - 528с. |
7 | Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 620 с. |
8 | Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. – 272 с. |
9 | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 1998 – 304 с. |
А |
[1] Гальперин П.Я. Психология как объективная наука.-М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998, с.56
[2] Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.: Академия, 1998, с.27
[3] Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития ребенка.- М.: Академия, 2003, с.112
[4] Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой- М.:ГНОМ и Д, 200, с.76
[5] Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития ребенка. – М.: Академия, 2003, с.39
[6] Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.-М.: Академия, 1998, с.85