Психологическое сопровождение учащихся 1 класса в рамках введения ФГОС НОО

Рябцева Анастасия Сергеевна

 

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rayonnoe_metodicheskoe_obedinenie_pedagogov.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение педагогов - психологов. 28 марта 2013 год.

Докладчик: Рябцева Анастасия Сергеевна,

педагог-психолог МБОУ СОШ № 9.

Психологическое сопровождение учащихся 1 класса

в рамках ФГОС НОО в МБОУ СОШ №9.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы  образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося.

Слайд 2.

Стандарт устанавливает требования к результатам:

- личностным;

- метапредметным;

- предметным.

В новых стандартах четко обозначено 4 блока УУД:

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.  

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование,  коррекция, оценка, волевая саморегуляция.  

Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.  

Я не буду останавливаться на характеристике данных УУД, а хотела бы сразу перейти к основной части моего выступления.

В соответствии с новыми стандартами мною осуществляется психологическое сопровождение учащихся.

Целью психологического сопровождения в нашей школе является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
  • формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

В соответствии с поставленной целью и задачами реализуются следующие направления деятельности школьной психологической службы:

Диагностическая работа осуществляемая педагогами (диагностика предметных результатов) и психологом (диагностика метапредметных и личностных результатов, а именно выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований в соответствии с возрастными нормами).

Коррекционно-развивающая работа, с целью формирования определенных личностных характеристик, развития познавательных процессов.

Профилактическая и просветительская работа – осуществляемая для обеспечения решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей.

Психологическое консультирование – групповое (родительские собрания) и индивидуальное консультирование по результатам проведенных диагностических обследований и помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Моя работа по сопровождению детей в соответствии с ФГОС НОО состоит из нескольких этапов.

1 этап. Диагностический. Заключается в диагностике детей, а также  оказании консультативной и просветительской работы родителям и педагогам. Данный этап реализуется в период 1 полугодия и включает в себя несколько подэтапов:

1) Стартовая диагностика учащихся. Данная диагностика осуществляется при поступлении детей в школу и необходима для первичной оценки познавательной сферы учащихся и их отношения к школе.

Методики, проводимые на данном этапе:

- «Рисунок человека» (данная методика впервые была предложена Ф. Гуденафом для исследования общего уровня умственного развития ребенка). Детям предлагается нарисовать человека. Затем производится подсчет балов в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных частей тела и выводится общий бал;

- «Образец и правило» » (тест Венгера; регулятивные УУД – сохранение учебной задачи, действие по плану). Тест Венгера заключается в выполнении теста по определенному правилу. Необходимо нарисовать фигуру по образцу. Но так, чтобы одна линия проходила через разные точки, т.е. линия не должна соединять два кружка, квадратика или треугольника;

- Графический диктант (регулятивные УУД – сохранение учебной задачи, действие по плану). Методика графический диктант заключается в выполнении узора под диктовку, и самостоятельное продолжение узора по образцу.

2) Диагностика адаптации учащихся к условиям обучения.

Методики:

- Рисунок «Что мне нравится в школе» (личностные УУД). Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов (по Н.Г.Лускановой).

- Тест отношений к школе «Домики» (личностные УУД), методической основой данной методики является тест отношений А. Эткинда (самооценка, отношение к школе, учебному процессу, учителю, одноклассникам). Вот бланк к выполнению методики «Домики». В первом задании они ранжируют цвета, предлагается из восьми карандашей выбрать наиболее приятный, потом из оставшихся более приятный и т.д.  При обработке подсчитывается вегетативный коэффициент, и суммарное отклонение от аутогенной нормы. Т.е оценивается работоспособность ребенка, в соответствии, с чем даются рекомендации по взаимодействию в процессе урока с конкретным ребенком. Во втором задании происходит оценка адекватности деффиренциации социальных эмоций, т.е понимает ли ребенок так сказать оттенок эмоций. Ну и в третьем задании оценивается отношение ребенка к школе, самому учебному процессу, одноклассникам и учителю.

- «Рукавички» (коммуникативные УУД), методика Г.Л. Цукерман, для оценки коммуникативных умений ребенка. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

На основании данных методик, а также беседы с учителем, анализе медицинских карт составляется таблица. Обратите внимание на слайд. Где указываются все диагностируемые показатели, и определяется общий уровень адаптации. Вы видите, что оценивается физиологический, деятельностный и эмоциональный компоненты адаптации. Количественный и качественный анализ физиологического компонента позволяет мне, как психологу, дать рекомендации учителю по построению взаимодействия с отдельным учащимся на начальном этапе обучения.

3) Групповая диагностика уровня развития познавательных процессов (познавательные УУД).

Методики:

- Узнавание фигур зрительная память, предлагается стимул с изображением четырех фигур, затем предлагается найти их на бланке;

- Пьерон – Рузер на оценку особенностей внимания;

- дорисовывание фигур диагностика воображения. Детям предлагается дорисовать имеющиеся фрагменты до полного образа

- исключение лишнего (мышление).

2 этап. Отбор детей в коррекционную группу и проведение групповых и индивидуальных занятий.

На основе анализа и сопоставления всех полученных данных выделяются дети, испытывающие трудности адаптации, имеющие низкий уровень развития познавательных процессов. Для данных учащихся организуются коррекционно-развивающие занятия. Дети, испытывающие трудности в межличностном взаимодействии с ровесниками на начальном этапе занимаются индивидуально, и уже потом включаются в группу.

Все занятия направлены на развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память и. т.п.), а также развитие морально-нравственной сферы младших школьников.

Большинство занятий проводится в форме игры. В ходе занятий активно используются мультимедийные средства сопровождения (презентации), различный наглядный материал (картинки, карточки).

Опять же, хочется отметить, что на данном этапе проводятся беседы с родителями, в рамках родительских собраний, а также индивидуально. Дается ряд рекомендаций педагогам, по взаимодействию с детьми, не только с теми, кто в коррекционной группе, но и с теми, кто имеет более высокие показатели.

3 этап. Повторная диагностика основных параметров,  в частности познавательных процессов, мотивации и адаптации, для отслеживания динамики изменений и оценки эффективности занятий.

На данный момент уже можно отследить эффективность данных занятий. Учителя отмечают повышение уровня качества выполнения заданий учащимися, которые посещают данные занятия.

Подводя общий итог, хотелось бы сказать, что сопровождение учащихся по стандартам второго поколения требует ежегодного мониторинга. Соответственно, если брать во внимание тот факт, что на данный момент 2 первых класса данная работа средней трудоемкости. Однако психологическое сопровождение не заканчивается в первом классе, а продолжается и во втором, третьем и четвертом. Поэтому для оптимизации собственной деятельности планирую пересмотреть перечень данных методик, возможно, уменьшить список, заменив одни другими, более информативными.