СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ.
В статье раскрываются особенности работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия , дети с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reg.konf_.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Калашникова В.М., Бочарова В.Ю., Лысенко С.Д., Чунихина А.Е., Лобанова Т.С.
СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ
ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ.
В статье раскрываются особенности работы Центральной психолого-медико-
педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия , дети
с ограниченными возможностями здоровья.
Право на качественное образование - одно из самых значительных прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального (коррекционного) образования, но и в развитии инклюзивного образования.
Развитие в нашей стране процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в среду обычных сверстников является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования. Инклюзивная практика обучения предоставляет равный доступ к получению того или иного вида образования и создает необходимые условия для достижения успеха в образовании всем без исключения детям, независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.
В связи с этим повышается значимость психолого-медико-педагогических служб, оказывающих комплексную помощь детям с проблемами в развитии.
Одной из таких моделей служб в Архангельской области стала Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ЦПМПК).
ЦПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка,законом РФ «Об образовании», подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,Приказом министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 06 декабря 2011 года № 848 «О центральной психолого-медико-педагогической комиссии», областным законом «Об образовании», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Архангельской области.
Целью ЦПМПК является выявление и психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования, подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организация их обучения и воспитания.
Деятельность ЦПМПК направлена на решение следующих задач:
- выявление несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет, имеющих ограниченные возможности здоровья, проведение их комплексного обследования в целях определения форм дальнейшего обучения и воспитания;
- подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого– медико - педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонений в поведении детей;
- координация и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;
- проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии;
- оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
- участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
ЦПМПК осуществляет формирование областного информационного ресурса –
Базы данных о детях, имеющих дополнительные образовательные потребности.
Обследование детей проводится в помещении ЦПМПК, но при необходимости и наличии соответствующих условий детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
Направление детей и обучающихся воспитанников в ЦПМПКосуществля-
ется по заявлению родителей (законных представителей). Инициаторами обследования детей могут быть специалисты образовательных учреждений, учреждений, занимающихся обеспечениеми защитой прав детей и подростков с отклонениями в развитии, лечебно-профилактические, общественные и др. организации.
Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей). Интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, представляет орган опеки и попечительства.
Заключение ЦПМПКявляется документом, подтверждающим право детей и обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии на обеспечение оптимальных условий для получения ими образования.
Родителям(иным законным представителям) выдаётся выписка из протокола обследования с заключением ЦПМПК и рекомендациями(в данных документах не указывается клинический психиатрический диагноз).Сведения о клиническом психиатрическом диагнозе ребенка носят конфиденциальный характер.
Заключение ЦПМПК является основанием для зачисления ребенка(с согласия родителей или иных законных представителей) в специальное(коррекционное) образовательное учреждение, специальный(коррекционный) класс, группу, а также создания специальных условий обучения и воспитания ребенка в образовательных учреждениях.
Анализ деятельности ЦПМПК по оказанию помощи детям с ОВЗ, за последние три года, последующим следующее:
Год обследования | Общее количество обратившихся | Из них детей с ОВЗ |
2009-2010 | 1537 | 812 (52,83%) |
2010-2011 | 1299 | 732 (56,35%) |
2011-2012 | 1347 | 678 (50,33%) |
Таким образом, в Архангельской области проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ актуальна, так как эти дети составляют более половины от всех детей, обратившихся в ЦПМПК.
Эффективная работа по включению ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения представляется практически невозможной без наличия в учреждении службы психолого-педагогического сопровождения. Следует добавить, что вся деятельность по включению и сопровождению различных категорий детей с ОВЗ должна опираться на единые представления об особенностях этих детей, единую терминологию, используемую различными специалистами. Данный подход лежит в основе определения условий включения ребенка в инклюзивную образовательную среду учреждения, разработки специалистами ПМПК и консилиума ОУ индивидуального образовательного маршрута, реализации всей совокупности коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на развитие, воспитание, обучение и коррекцию имеющихся отклонений.
Литература
- Грибанова Г. Психолого педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности / Г. Грибанова.- 2002 .
- Леонгард Э.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями/ Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова.- М., 2011.
- Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки) от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
- Проект ТАСИС. Организация деятельности системы психолого-медико-педагогических комиссий. М., 2002.
- Семаго Н.Я. Инклюзивное образование/ Н.Я. Семаго.- М.: Школьная книга, 2010.
- Шипицына Л.М., Жданова М.А. Психолого-медико-педагогическая консультация / Л.М. Шипицина, М.А. Жданова.- СПБ.: Детство-пресс, 2002.