Принцип сопряжения.
Материал в виде презентации для консультации педагогов в рамках тематических групповых консультаций "Работа с родителями: психолого - педагогический аспект".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_sopryazheniya.ppt | 782 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОПРЯЖЕНИЕ – ЭТО СОГЛАСНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДВУХ РАЗНЫХ СФЕР ЖИЗНИ РЕБЕНКА - СЕМЬИ И ОУ – ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ФУНКЦИЙ, СОДЕЙСТВИЕ НАИЛУЧШИМ ДОСТИЖЕНИЯМ РЕБЕНКА В ЕГО ФИЗИЧЕСКОМ И ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ, ТАК, ЧТОБЫ ДЕЙСТВИЯ ОДНОГО ПАРТНЕРА СОПРОВОЖДАЛИСЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ДЕЙСТВИЯМИ ДРУГОГО
СОДЕЙСТВИЕ НАПРАВЛЯЕТСЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ РЕЖИМА ЖИЗНИ РЕБЕНКА: ДОМАШНИЙ РЕЖИМ И РЕЖИМ ОУ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНЫМ, ОПРАВДАННЫМ, ЭТИЧЕСКИ СТРОГИМ И ОБЛЕГЧАТЬ ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕК; ДИНАМИЧНЫМ В СОГЛАСИИ С ВОЗРАСТОМ; СОГЛАСУЮЩИМ В СОЧЕТАНИИ РАБОТЫ И СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ РЕБЕНКА ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ К РЕБЕНКУ КАК К ЧЕЛОВЕКУ: И В ОУ И ДОМА НИКТО НЕ СМЕЕТ КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА, БЕЗАПЕЛЯЦИОННО РАСПОРЯЖАТЬСЯ ЕГО ВОЛЕЙ, ГРУБО ОБРАЩАТЬСЯ С НИМ, НЕУВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К ЕГО ЛИЧНЫМ ИНТЕРЕСАМ И ПРОБЛЕМАМ; ВНИМАНИЕ, ПОМОЩЬ, НЕЖНОСТЬ И ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ – ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ КАК К ЧЕЛОВЕКУ КУЛЬТУРНОЕ ОБУСТРОЙСТВО ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНО – ЦЕННОСТНОГО ОПЫТА; СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, ПОРЯДКУ, КРАСОТЕ ОКРУЖАЮЩЕГО ИНТЕРЬЕРА, К ЭТИКЕ ПИТАНИЯ, К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛИЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ВЕЩИ И УВАЖЕНИЕ К ПРЕДМЕТАМ И ВЕЩАМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
НЕОБХО-ДИМО ПОМНИТЬ! ПРИНЦИП СОПРЯЖЕНИЯ УКАЗЫВАЕТ НА ВОЗМОЖНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ДВУМЯ СФЕРАМИ ВОСПИТАНИЯ И НА НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВОДИТЬ В НЕКОТОРОЕ СООТВЕТСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ЖИЗНИ РЕБЕНКА В ЭТИХ ДВУХ СФЕРАХ – СЕМЬИ И ОУ
А КТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОУ И СЕМЬЕ ДОЛЖЕН СОХРАНЯТЬ СВОИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ТАК, ЧТОБЫ ЕГО ПРОДУКТОМ ВСЕГДА БЫЛО ВОСХОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА АКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОУ СЕМЬЯ
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕРВЫЙ ЭТАП : ВЗАИМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: СНАЧАЛА ПЕДАГОГ НАЗЫВАЕТ СЕБЯ И ГОВОРИТ О СВОЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОПЫТЕ, ПОТОМ РОДИТЕЛИ ПООЧЕРЕДНО ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ, СЛЕГКА НАБРАСЫВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЬИ. ВТОРОЙ ЭТАП : ПОДЕЛИВШИСЬ НА ГРУППЫ, РОДИТЕЛИ В ОЧЕНЬ КРАТКОЕ ВРЕМЯ ЗАПИСЫВАЮТ ПОСЛОВИЦЫ; ПЕДАГОГ ВЫВОДИТ ИДЕЮ: МЫ МУДРЫЕ, КОГДА НАС МНОГО; ТОЧНО КАК ДЕТИ, СОБРАННЫЕ НА ЗАНЯТИИ / УРОКЕ В ОДНУ ГРУППУ / В ОДИН КЛАСС, ПОЛЬЗУЮТСЯ УМОМ ГРУППЫ. РОДИТЕЛИ ПОНЯЛИ ЗАМЫСЕЛ ПЕДАГОГА – УЛЫБАЮТСЯ. ТРЕТИЙ ЭТАП : ВЫДЕЛЯЮТ ЧИСЛО «_», ПОТОМУ ЧТО ДЕТЯМ СЕЙЧАС __ ЛЕТ (ИЛИ ПОДБИРАЮТ ЧИСЛО «_», ПОТОМУ ЧТО ДЕТИ СЕЙЧАС В «_» КЛАССЕ); ПОДБИРАЮТ ВЫРАЖЕНИЯ С ЭТИМ ЧИСЛОМ. СНАЧАЛА ВСЕ РАБОТАЮТ ОДИНОЧНО, ПОТОМ В ГРУППЕ, ДАЛЕЕ – СОБИРАЮТСЯ ВСЕ ВМЕСТЕ; ПО ХОДУ РАБОТЫ РОДИТЕДИ ВЕДУТ ЗАПИСЬ. СТАВИТСЯ ВОПРОС: КОГДА БЫЛО ЛЕГЧЕ РАБОТАТЬ? НЕ ТОГДА ЛИ, КОГДА МЫ ВМЕСТЕ? РОДИТЕЛИ СТАНОВЯТСЯ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ ПЕДАГОГА.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП : ВСКРЫВАЮТ КОНВЕРТЫ, РЕШАЮТ ОПИСАННЫЕ СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ ЖИЗНИ И, В ЧАСТНОСТИ, СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ГРУППЫ РАБОТАЮТ ХОРОШО, СТАРАТЕЛЬНО. ОНИ ОБЪЕДИНЕНЫ ИДЕЕЙ ПЕДАГОГА ВМЕСТЕ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ИХ ДЕТЕЙ…ПОТОМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВЗЯТЬ ВТОРОЙ КОНВЕРТ С КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В ГРУППЕ / В КЛАССЕ. СТАВИТСЯ ВОПРОС: КАК БЫ СЛЕДОВАЛО ПОСТУПИТЬ? КАК БЫ ВЫ РАЗРЕШИЛИ КОНФЛИКТ? ПЯТЫЙ ЭТАП: ЧАЕПИТИЕ, ОБМЕН МНЕНИЯМИ О САМОЧУВСТВИИ И ПРОВЕДЕННОМ ВРЕМЕНИ. ФИНАЛ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ О ПЛАНЕ СОВМЕСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, О ЖЕЛАЮЩИХ ПОРАБОТАТЬ В СОВЕТЕ РОДИТЕЛЕЙ, О ЖЕЛАНИИ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ОУ…
КЛЮЧ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СОПРЯЖЕНИЯ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОНО ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ОПОСРЕДОВАННОГО ВЛИЯНИЯ НА СЕМЬЮ ВО ИМЯ ИЗМЕНЕНИЙ СЕМЕЙНЫХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА: ЗАДАНИЯ И ПРОСЬБЫ В АДРЕС ДЕТЕЙ , СВЯЗАННЫЕ С ВНЕСЕНИЕМ В ИХ ЖИЗНЬ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРНОГО ПЛАНА, ИСПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ СЛЕГКА МЕНЯЕТ УСТОЯВШИЕСЯ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО БЫТА (НАПРИМЕР, ПРИНИМАТЬ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ КАЖДОДНЕВНЫЙ ДУШ; ПРОЧИТЫВАТЬ ЕЖЕДНЕВНО НЕСКОЛЬКО СТРАНИЦ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КНИГИ; ПРОИЗНОСИТЬ «СПОКОЙНОЙ НОЧИ» И «ДОБРОЕ УТРО» ИЛИ ХОТЯ БЫ «ПРИВЕТ» РОДИТЕЛЯМ; ПРИДЯ С УЛИЦЫ, НЕПРЕМЕННО МЫТЬ РУКИ; В КОНЦЕ НЕДЕЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАВОДИТЬ ПОРЯДОК НА СВОЕМ РАБОЧЕМ СТОЛЕ И В КОМНАТЕ, ЕСЛИ ТАКОВАЯ ВЫДЕЛЕНА РОДИТЕЛЯМИ; ПРОСИТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗАРАНЕЕ СООБЩАТЬ О НЕОБХОДИМОЙ РАБОТЕ НА ДОМУ, ЧТОБЫ ЗАРАНЕЕ ВЫДЕЛИТЬ ВРЕМЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТОЙ РАБОТЫ);
СОВЕТЫ ДЕТЯМ ПО ИЗМЕНЕНИЮ РЕЖИМА И ПОРЯДКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (НАПРИМЕР, СОБИРАТЬ УЧЕБНУЮ СУМКУ ВЕЧЕРОМ ПЕРЕД СНОМ, СТАВИТЬ ЕЕ ВСЕГДА НА ОДНО И ТОЖЕ МЕСТО; ПОСЛЕ УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ СТИРАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО СВОЮ СПОРТИВНУЮ ФОРМУ; ЗАВИСТИ ЕЖЕДНЕВНИК, КУДА ВПИСЫВАТЬ ТО, ЧТО НАДО ИСПОЛНИТЬ ЗАРАНЕЕ; САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАВОДИТЬ БУДИЛЬНИК НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЧАС ПРОБУЖДЕНИЯ; ПЕРЕД СНОМ ЕЩЕ РАЗ ПРОСМАТРИВАТЬ ВЫУЧЕННЫЙ УРОК; СЛОЖНЫЙ МАТЕРИАЛ РАССКАЗАТЬ КРАТКО КОМУ – ЛИБО ИЗ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ – ВПРОЧЕМ, МОЖНО И ЧЕТВЕРОНОГОМУ ДРУГУ СЕМЬИ); РЕКОМЕНДАЦИЯ ПОБЫВАТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИЛИ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ПРИГЛАШАЯ, УГОВАРИВАЯ, УБЕЖДАЯ, ПРОСЯ ИХ), ТАКИХ, КАК ТЕАТР, ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ, КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ, СПОРТПЛОЩАДКА, ПАРК, БИБЛИОТЕКА, МУЗЕЙ, БАССЕЙН, А ТАКЖЕ ПАМЯТНИКИ, МЕМОРИАЛЫ, ЦИРКОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ; ПРОСЬБА ИЛИ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОМАТЕРИАЛ ПО ПРОГРАММЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ВЫЯСНИТЬ МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ВЫСКАЗАТЬ ИМ СВОЕ МНЕНИЕ, СОПОСТАВИТЬ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И ОЦЕНКИ;
СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ , ИСПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОТВРАТИМО ВЛЕЧЕТ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ СВОЕМУ РЕБЕНКУ (НАПРИМЕР, «ОТКУДА Я РОДОМ», «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ», «Я ПОМНЮ, ЧТО, КОГДА Я БЫЛ МАЛЕНЬКИМ» ИЛИ «ПРОФЕССИИ МОИХ БЛИЗКИХ», «В ТОТ ГОД, КОГДА Я РОДИЛСЯ, НА ЗЕМЛЕ …»); ПРЕДЛОЖЕНИЕ В АДРЕС ДЕТЕЙ ПРОВЕСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ЕГО РЕЗУЛЬТАТ И ПОСЛЕДСТВИЯ (НАПРИМЕР, «ПОКА МАМЫ НЕТ ДОМА, ВЫМЫТЬ ПОЛ, ПОЧИСТИТЬ ПЛИТУ, ПРОТЕРЕТЬ МЕБЕЛЬ, НАВЕСТИ ПОРЯДОК…» - НАБЛЮДАТЬ РЕАКЦИЮ ЧЕЛОВЕКА НА НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЙСТВИЯ; ТАКОГО ПЛАНА ОПЫТ ПО ПРОИЗНЕСЕНИЮ ДОБРЫХ СЛОВ, ТИПА «ТАК РАД ВАС ВИДЕТЬ», «ВЫ У МЕНЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ» ИЛИ «ЧТО БЫ Я БЕЗ ВАС ДЕЛАЛ?!»); ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ОКАЗАТЬ ДЕТЯМ ПОМОЩЬ В ЧЕМ – ЛИБО (ПРИОБРЕТЕНИЕ КНИГ, СЛОВАРЕЙ, ИЗМЕНЕНИИ РЕЖИМА, ПОРЯДКА В ОДЕЖДЕ, ОБУСТРОЙСТВЕ МЕСТА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ…) – ПИСЬМЕННОЕ ИЛИ УСТНОЕ; ПРОСЬБА К ДЕТЯМ ПЕРЕДАТЬ РОДИТЕЛЯМ ОТ ПЕДАГОГА ДОБРЫЕ ПРИВЕТСТВЕННЫЕ СЛОВА (ПОЖЕЛАНИЯ, ПРАЗДНИЧНЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ, БЛАГОДАРНОСТЬ) ИЛИ КАКУЮ – ЛИБО ИНФОРМАЦИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ.
ОБЩИМ ИТОГОМ СОПРЯЖЕНИЯ СТАНОВИТСЯ ЕДИНОЕ ПОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ГАРМОНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ РАЗРЕШЕНИЯ РЕБЕНКОМ ТРУДНОСТЕЙ СВОЕГО ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОУ И СЕМЬИ ПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ (открытые занятия / уроки для родителей в целях ознакомления с педагогическими требованиями ОУ к ребенку). «КРУГЛЫЙ СТОЛ» (обсуждение единства и расхождений в устройстве жизни ОУ и семьи, разрешений возникающих противоречий). ПРОСЬБА ПЕДАГОГА (письменные или устные, переданные через детей, указания на возможные способы улучшения условий или дополнительных средств для развития ребенка). ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ (рисунки, поделки, домашние стенгазеты, домашние стихи, лабораторная работа в условиях домашней кухни). СЕМЕЙНОЕ ИНТЕРВЬЮ (опрос всех членов семьи по какому-либо ценностному вопросу для сопоставления выявленного мнения со своим собственным).
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАЗВИТИЯ (конкретный вопрос по одной из личностных характеристик во временном аспекте: «вчера - сегодня», «было - стало») РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (список литературы для домашнего чтения) ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕТСТВА (список классических и современных произведений, подобранных педагогом / библиотекарем ОУ) ИНИЦИИРОВАННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О СВОЕМ ДЕТСТВЕ (устная или письменная форма, либо путем вопросов, поставленных детьми) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ (программа психолога ОУ) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ТРЕНИНГИ как часть родительского собрания или педагогического просвещения (педагоги)
УСЛОВИЕМ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОГО ПРИНЦИПА ЯВЛЯЕТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ЭТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГА