Буклеты по формированию коммуникативных навыков "Конфликт дело тонкое..."

Лысенко Светлана Дмитриевна

КОНФЛИКТ  (ссора, столкновение, спор) - это столкновение двух или более различных точек зрения.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообраз­ных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения, столкно­вением принципов, оценок, характеров или эталонов поведе­ния и т. д.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуа­ция — скрытое или открытое противоборство двух или не­скольких участников (сторон).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka2.doc433.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что можно почитать?

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.:АСТ: Астрель, 2007
  2. Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов-Ярославль: «Академия развития», 1997.
  3. Костяева В.Н. Нестандартный ребенок.-М.: Айрис-пресс, 2004.
  4. Леонина Т.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребёнка.-СПб.: Издательство «Речь», 2002.
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2005. —175 с.
  6. Шило Д., Хондзинская Н. современный малыш: типы поведения. Воспитание. Баловать или нет? - СПб.: Питер, 2008.

Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии.
 Лишь бы только в этих страстях и противоречиях
 была бы разумность и человечность…
                                        В.Г.Белинский

Помогая детям

преодолевать трудности,

мы всякий раз сотворяем

своего рода чудо.

Это результат

совместных усилий

педагога и детей,

маленькое произведение

искусства, в создании

которого все принимают

участие подобно

музыкантам одного оркестра.

К. Фопель

Никогда не ведите себя с другими так, как вам не хотелось бы, чтобы они вели себя с вами!!!

Составитель: Лысенко С.Д.,

 педагог – психолог ЦПМПК

г. Архангельск 2014

Конфликт

дело

тонкое…


Что же такое-КОНФЛИКТ?

КОНФЛИКТ  (ссора, столкновение, спор)

- это столкновение двух или более различных точек зрения.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения, столкновением принципов, оценок, характеров или эталонов поведения и т. д.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация — скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников (сторон).

Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей и потребностей (физиологических или психологических).

Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать.

Объектом конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь и др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъекты конфликта — дети, со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

Причины возникновения конфликтов между детьми в игре, %

Причины конфликтов

Возраст детей, лет

1-2

2-3

3-4

4-5

5-6

Разрушение игры

25

23

23

6

9

По поводу выбора общей темы игры

0

0

2

1

3

По поводу состава участников

0

0

0

10

11

Из-за ролей

0

6

23

32

24

Из-за игрушек

75

71

38

17

7

По поводу сюжета игры

0

0

3

8

7

По поводу правильности игровых действий

0

0

10

26

26

             

             Из-за чего возникают конфликты?

  • незнание или сознательное игнорирование возрастных норм  и необходимых условий развития ребенка;
  • различные личностные проблемы самих взрослых;
  • дефицит совместной деятельности и общения с родителями;
  • необоснованно завышенные, с точки зрения возрастных возможностей, требования к произвольному управлению и контролю за поведением и даже за психическими процессами;
  • дисгармоничные отношения между родителями (характеризующиеся выраженными различиями их темпераментов или характерологического склада);
  • неверные воспитательные установки и представления взрослых.

Факторами, обостряющими протекание конфликта в детском коллективе являются:

  • повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
  • проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт;
  • отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта — детей;
  • эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;
  • вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

  • уход на нейтральную сторону;
  • беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;
  • уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;
  • сохранение и укрепление межличностных отношений.

Если конфликт всё же возник…

Разрешение конфликтов:

  •  «устранение полностью или частично причин, породивших конфликт,
  • либо изменение целей участников конфликта» «достижение соглашения по спорному вопросу между участниками»

Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Два основных способа разрешения конфликтной ситуации: деструктивный и конструктивный. 

1.Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»).

2.Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»).

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:

  1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним про  явлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.
  2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что — нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
  3. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего  воспитателя, психолога, родителя).
  4. Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.
  5. Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных  конфликтов, и уже с участием взрослых.

Несколько советов, касающихся стиля поведения родителей с конфликтными детьми

—сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

— не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

— после конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения,  определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;

— не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он  может  утвердиться  в  мысли  о  том,   что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

— не всегда  следует вмешиваться  в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т. к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если   же   во   время   ссор   один   из   них   всегда побеждает, а другой выступает  «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости  у побежденного.

Игры и упражнения на развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций

 1. «Спина к спине» Дети  садятся  спиной друг  к другу.  Задача  — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями  и своими ощущениями.  Взрослый может помочь им,  задавая вопросы типа:  «Было ли вам удобно?»,   «Не хотелось ли что-нибудь изменить?» ( Лучше,  если тему для разговора придумают сами дети,  но  и  взрослый  может  им  в  этом  помочь

2. Сказка наоборот

Известная детям сказка разыгрывается в двух частях:

1-я часть — с привычными образами сказочных героев;

2-я часть — черты характера сказочных героев меняются на противоположные.

Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры.

После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы:

—Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)?

—Как в жизни люди относятся к разным характерам?

—Трудно ли переключаться с одного характера на другой?

—Бывают ли в жизни такие ситуации?

Эта игра направлена на расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального.

3.Ролевая гимнастика

а) Рассказать   известное   стихотворение образом:

  • шепотом;
  • с пулеметной скоростью;
  • со скоростью улитки;
  • как робот;
  •  как иностранец.

б) Походить как:

  • младенец;
  • глубокий старик;
  • лев.

в) Улыбнуться как:

  • кот на солнышке;
  • само солнышко.

г) Посидеть как:

  • пчела на цветке;
  •  наездник на лошади;
  • Карабас-Барабас.

д) Попрыгать как:

  • кузнечик;
  • козлик;
  • кенгуру.

е) Нахмуриться как:

  • осенняя туча;
  • рассерженная мама;
  • разъяренный лев.

Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, она способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.

4.Злость

«Мысленная картинка» на тему «Что-то очень злое».

«Злая Черная Рука». Детям рассказывают сказку о Злой Черной Руке, которая била, толкала детей, отнимала игрушки, то есть всем причиняла боль и зло. Дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» за ширму и показывают Злую Черную Руку. Далее они обсуждают, как выглядели Черные Руки, и вспоминают ситуации, в которых их руки были похожи на Черные (ситуации драки). В результате обсуждения делается вывод, что Черную Руку никому не хочется иметь.

«Как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую Руку». По команде ведущего «Злая, злая, злая...» каждый ребенок своей рукой изображает Злую Черную Руку. По команде «Добрая рука» быстро снимают напряжение и изображают добрую и ласковую руку.

«Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
 Прежде чем ударить – посчитай до тысячи»
                          (старинная мудрость)

        Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.

 Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя:

  • Прислушайтесь к себе. Если бы ваше настроение можно было покрасить, то какого цвета оно стало? На какое животное или растение похоже ваше настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх? (можно вести «дневник настроений», в котором отображать настроение в виде рожиц, человечков, пейзажей).
  • Нарисуйте контур человечка. Представьте, что человечек радуется, заштрихуйте карандашом то место, где, по вашему мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу. Для каждой эмоции можно выбрать свой цвет.

Ответьте на вопросы:

  1. Что тебя может разозлить?
  2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
  3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
  4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
  5. Какие слова для тебя самые обидные?
  6. Если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?

Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения:

  • Изображайте различные эмоции, обращая внимание на мимику гневного человека (стройте «рожицы» перед зеркалом)
  • Нарисуйте запрещающий знак «СТОП»: как только почувствуете, что начинаете сильно сердиться, сразу достаньте этот знак и скажите вслух или про себя «СТОП!»
  • Учитесь словесным формам выражения гнева, раздражения («я расстроен, меня это обидело»)
  • Для выплескивания негативных эмоций воспользуйтесь «чудо –  вещами»:
  • чашка (в нее можно кричать);
  • листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
  • карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
  • пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать).
  • Средство «быстрой разрядки». Если вы перевозбуждены, побегайте, попрыгайте, громко покричите или спойте песню.
  • Игра «Обзывалки»

        Для исключения из повседневного общения обидных слов, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей и т.д. обзывайтесь до тех пор, пока поток слов не иссякнет. При этом получите эмоциональную разрядку.

Упражнения для управления своими эмоциями:

  • Сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
  • Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя. Ты – лев!»
  • Если начинаете злиться, сделайте несколько медленных вдохов-выдохов, сосчитайте до 10.

Материал подготовлен педагогом-психологом

Лысенко С.Д.

«Поднимайся над собой,

 но не теряй себя из виду»

Ежи Лец

КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ?

г. Архангельск 2014


 

Комментарии

Бухтаярова Елена Юрьевна

Уважаемая Светлана Дмитриевна! Информация, изложенная в буклете, очень актуальна для меня, как специалиста, работающего с детьми с ЗПР.В нашем детском саду нет педагога-психолога, а среди детей с задержкой психического развития очень часто возникают конфликтные ситуации, которые необходимо сразу устранять. Я работаю учителем-логопедом и ваш буклет будет служить практическим пособием в моей работе: позволит достойно выходить из ситуаций конфликта всем участникам образовательного процесса: мне, как специалисту, воспитателям группы, детям с ЗПР, их родителям. Спасибо за Вашу работу! Творческих успехов!