Методическая разработка занятия для несовершеннолетних правонарушителей "Формула души"
В России на протяжении последних лет отмечается тенденция социальной и нравственной деградации молодого поколения - рост в ее среде преступности, наркозависимости, алкоголизма и т.д. Чтобы ее преодолеть, необходимо создать перспективную концепцию воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учетом этой концепции систему социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. Данное занятие направлено на развитие сомопознания (определения себя, как личности, способной принимать самостоятельные решения), самосознания (готовности человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия) выявление своих возможностей и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_dlya_nesovershennoletnikh_pravonarushiteley.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных колониях
Цель: знакомство с группой, установление контакта, формирование установки на самопознание, развитие адекватного представления о себе.
Время: 1 академический час.
Материалы: бумага формата А4, ручки, цветные карандаши, бланки с тестовыми заданиями по количеству участников.
1. Упражнение «Никого не пропусти».
Цель: создание атмосферы доверия, благоприятного настроя на работу, на продуктивную деятельность.
Время: 5 минут.
Техника проведения: участники группы встают и здороваются с каждым за руку, никого не пропуская.
Инструкция: «Сейчас мы с вами встанем, начнем ходить по аудитории и здороваться с каждым за руку, никого не пропуская. Если с кем-то поздоровались два раза – не страшно. Главное никого не пропустить ».
Анализ:
Как вы себя чувствуете?
2. Упражнение «Я - это…»
Цель: помочь участникам познакомиться друг с другом, рассказать о себе.
Время: 5 минут.
Техника проведения: каждый участник представляется по имени и называет свойства характера, начинающееся на первую букву имени.
Инструкция: «Представьтесь по имени и назовите свойство своего характера, начинающееся на первую букву вашего имени».
3. Упражнение «Рассказ о себе».
Цель: помочь участникам больше узнать друг о друге, создать ситуацию доверия.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки по кругу рассказывает о себе все, что считают нужным.
Инструкция: «Предлагаем вам по очереди составить о себе рассказ. Расскажите о своей семье, когда вы родились, где, о своих увлечениях, о том, где и на кого учитесь».
4. Упражнение «Мое настроение»
Цель: создать эмоционально положительную атмосферу, сплотить группы.
Время: 5 минут.
Материал: цветные карандаши, листы бумаги.
Техника проведения: предлагается участникам нарисовать в символической форме свое настроение.
Инструкция: «Нарисуйте свое настроение в символической форме. Вы можете использовать для этого цветные карандаши».
5. Упражнение «Кто Я? Какой Я?» (модификация И.В. Вачковой)
Цель: расширить сферу самопознания, ближе познакомить участников группы.
Время: 5 минут.
Материал: ручки, листы бумаги.
Техника проведения: участникам предлагается написать на листе бумаги 10 ответов на вопрос: «Какой Я?». Затем ведется подсчет каждых характеристик: физических, социальных, психологических.
Инструкция: «Как мы уже говорили, каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Для того, чтобы узнать о том, что представляет из себя ваш образ внутреннего мира, задайте себе очень простой вопрос: «Какой Я?» Ответьте на него 10 раз. То, что вам удалось написать, отвечая на незамысловатый внешне вопрос, - автопортрет вашего «Я»».
Анализ:
Тяжело вам было сформулировать ответы на вопрос?
Какие стороны выделять в себе легче: положительные или отрицательные?
6. Игра-разминка «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: снять эмоциональное напряжение и сблизить участников.
Время: 5 минут.
Техника проведения: участники садятся по кругу, один из них — водящий, который выходит в центр. Водящий произносит, например, «Меняются местами те, кто одет в брюки». Задача участников группы поменяться местами, водящего — занять стул. Количество стульев на один меньше количества участников.
Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру и тем самым снимем напряжение. Сядем по кругу и выберем водящего. Количество стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Задача водящего произнести, например, «Меняются те, кто одет в брюки» или что-то другое. Задача участников группы поменяться местами. Водящему необходимо занять освободившийся стул. Тот из участников, кто остался без стула становится водящим».
Анализ:
1. Понравилась ли игра?
2. Как вы себя чувствуете?
3. С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения?
7. Упражнение «Мои ценные качества»
Цель: осознание подростками своей самоценности.
Время: 10 минут.
Материалы: ручки и бланки с заданиями по количеству участников.
Техника проведения: подростки заполняют предложенные бланки с заданиями, продолжая написанные в них фразы.
Инструкция: «Составьте список своих ценных качеств, закончив предложения:
Я забочусь… Я люблю…. Я помогаю…. Я признаю…. Я талантлива…. Я умею хорошо делать… Я сержусь… Я обижаюсь… Я расстраиваюсь, когда… Мне нравится… Я благодарна себе…».
Анализ:
трудно ли было дописывать предложения?
Позитивная Я - концепция обеспечивает успешность деятельности. Обладающий такой концепцией, имеет реалистичное представление о себе, хорошо знает свои сильные и слабые стороны, стремится максимально использовать свои достоинства и преодолевать недостатки. Но главное - он уважает себя, уверен в себе.
8. Упражнение «Кто ОН?» (авторское).
Цель: способствовать самораскрытию подростков, развивать умение анализировать психологические характеристики человека.
Время: 10 минут.
Материалы: бланки по количеству участников, ручки.
Техника проведения: подростки заполняют предложенный бланк, отвечая на вопросы педагога-психолога.
Инструкция: «Сейчас вы будите отвечать на вопросы, записывая ответы в столбик. Затем составьте связный рассказ из ваших ответов».
Вопросы подросткам:
- Кто?
- Он какой?
- Где живет?
- С кем живет?
- Кто его друзья?
- Чем он занимается в жизни? Что делает?
- Чего он хочет сейчас?
- Что его может разозлить?
- Что его может порадовать?
- Счастлив ли он?
- Что от него хотят другие?
- А чего он хочет сам?
- И так, кто он?
Анализ:
Понравился ли вам ваш рассказ?
Понравился ли вам ещё чей-то рассказ?
Что общего между вами и героем вашего рассказа?
9. Игра «Вставалки»
Цель: тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а так же внимательности.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки сидят в кругу. Психолог громко называет какую- либо цифру, не превышающую количество участников. Тут же одновременно должно встать соответствующее цифре количество человек. Последний раз называется цифра равная количеству участников.
Инструкция: «Сейчас я буду называть цифры. Не договариваясь заранее должно встать одновременно соответствующее этой цифре количество человек».
Анализ:
Кто чем руководствовался, принимая решение, в какой момент ему встать, а в какой момент остаться на месте?
Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?
10. Обратная связь. Анализ занятия «Анкета»
Цель: получение обратной связи, выяснения степени усталости, активности, интереса к происходящему.
Время: 10 минут.
Техника проведения: подросткам раздается бланк анкеты, который они заполняют.
Инструкция: «Заполните, пожалуйста, анкету. Вспомните сегодняшнюю работу и продолжите следующие фразы:
Мне понравилось… |
Меня раздражало… |
Меня удивило… |
Мое настроение после занятия … |
Я хочу, чтобы на следующей встрече… |
Анализ:
Каждый участник зачитывает свою анкету и идет обсуждение.
11. Ритуал окончания занятия «Аплодисменты по кругу».
Цель: завершить занятие на положительной ноте.
Время: 5 минут.
Техника проведения: Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».