Методическая разработка занятия для несовершеннолетних правонарушителей "Формула души"

Бугакова Татьяна Михайловна

В России на протяжении последних лет отмечается тенденция социальной и нравственной деградации молодого поколения - рост в ее среде преступности, наркозависимости, алкоголизма и т.д. Чтобы ее преодолеть, необходимо создать перспективную концепцию воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учетом этой концепции систему социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. Данное занятие направлено на развитие сомопознания (определения себя, как личности, способной принимать самостоятельные решения), самосознания (готовности человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия) выявление своих возможностей и способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие для несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных колониях

«Формула души»

Цель: знакомство с группой, установление контакта, формирование установки на самопознание, развитие адекватного представления о себе.

Время: 1 академический час.

Материалы: бумага формата А4, ручки, цветные карандаши, бланки с тестовыми заданиями по количеству участников.

1. Упражнение «Никого не пропусти».

Цель: создание атмосферы доверия, благоприятного настроя на работу, на продуктивную деятельность.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники группы встают и здороваются с каждым за руку, никого не пропуская.

Инструкция: «Сейчас мы с вами встанем, начнем ходить по аудитории и здороваться с каждым за руку, никого не пропуская. Если с кем-то поздоровались два раза – не страшно. Главное никого не пропустить ».

Анализ:

Как вы себя чувствуете?

2. Упражнение «Я - это…»

Цель: помочь участникам познакомиться друг с другом, рассказать о себе.

Время: 5 минут.

Техника проведения: каждый участник представляется по имени и называет свойства характера, начинающееся на первую букву имени.

Инструкция: «Представьтесь по имени и назовите свойство своего характера, начинающееся на первую букву вашего имени».

3. Упражнение «Рассказ о себе».

Цель: помочь участникам больше узнать друг о друге, создать ситуацию доверия.

Время: 5 минут.

Техника проведения: подростки по кругу рассказывает о себе все, что считают нужным.

Инструкция: «Предлагаем вам по очереди составить о себе рассказ. Расскажите о своей семье, когда вы родились, где, о своих увлечениях, о том, где и на кого учитесь».

4.  Упражнение «Мое настроение»

Цель: создать эмоционально положительную атмосферу, сплотить группы.

Время: 5 минут.

Материал: цветные карандаши, листы бумаги.

Техника проведения: предлагается участникам нарисовать в символической форме свое настроение.

Инструкция: «Нарисуйте свое настроение в символической  форме. Вы можете использовать для этого цветные карандаши».

5.  Упражнение «Кто Я? Какой Я?» (модификация И.В. Вачковой)

Цель: расширить сферу самопознания, ближе познакомить участников группы.

Время: 5 минут.

Материал: ручки, листы бумаги.

Техника проведения: участникам предлагается написать на листе бумаги 10 ответов на вопрос: «Какой Я?». Затем ведется подсчет каждых характеристик: физических, социальных, психологических.

Инструкция: «Как мы уже говорили, каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Для того, чтобы узнать о том, что представляет из себя ваш образ внутреннего мира, задайте себе очень простой вопрос: «Какой Я?» Ответьте на него 10 раз. То, что вам удалось написать, отвечая на незамысловатый внешне вопрос, - автопортрет вашего «Я»».

Анализ: 

Тяжело вам было сформулировать ответы на вопрос?

Какие стороны выделять в себе легче: положительные или отрицательные?

6. Игра-разминка «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: снять эмоциональное напряжение и сблизить участников.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники садятся по кругу, один из них — водящий, который выходит в центр. Водящий произносит, например,  «Меняются местами те, кто одет в брюки».  Задача участников группы поменяться местами, водящего — занять стул. Количество стульев на один меньше количества участников.

Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру и тем самым  снимем напряжение. Сядем по кругу и выберем водящего. Количество стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Задача водящего произнести, например,  «Меняются те, кто одет в брюки» или что-то другое.  Задача участников группы поменяться местами. Водящему необходимо занять освободившийся стул. Тот из участников, кто остался без стула становится водящим».

Анализ:

1. Понравилась ли игра?

2. Как вы себя чувствуете?

3. С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения?

7. Упражнение «Мои ценные качества»

Цель: осознание подростками своей самоценности.

Время: 10 минут.

Материалы: ручки и бланки с заданиями по количеству участников.

Техника проведения: подростки заполняют предложенные бланки с заданиями, продолжая написанные в них фразы.

Инструкция: «Составьте список своих ценных качеств, закончив предложения:

Я забочусь… Я люблю…. Я помогаю…. Я признаю…. Я талантлива…. Я умею хорошо делать… Я сержусь… Я обижаюсь… Я расстраиваюсь, когда… Мне нравится… Я благодарна себе…».

Анализ:

трудно ли было дописывать предложения?

Позитивная Я - концепция обеспечивает успешность деятельности. Обладающий такой концепцией, имеет реалистичное представление о себе, хорошо знает свои сильные и слабые стороны, стремится максимально использовать свои достоинства и преодолевать недостатки. Но главное - он уважает себя, уверен в себе.

8. Упражнение «Кто ОН?» (авторское).

Цель: способствовать самораскрытию подростков, развивать умение анализировать психологические характеристики человека.

Время: 10 минут.

Материалы: бланки по количеству участников, ручки.

Техника проведения: подростки заполняют предложенный бланк, отвечая на вопросы педагога-психолога.

Инструкция: «Сейчас вы будите отвечать на вопросы, записывая ответы в столбик. Затем составьте связный рассказ из ваших ответов».

Вопросы подросткам:

  1. Кто?
  2. Он какой?
  3. Где живет?
  4. С кем живет?
  5. Кто его друзья?
  6. Чем он занимается в жизни? Что делает?
  7. Чего он хочет сейчас?
  8. Что его может разозлить?
  9. Что его может порадовать?
  10. Счастлив ли он?
  11. Что от него хотят другие?
  12. А чего он хочет сам?
  13. И так, кто он?

Анализ:

Понравился ли вам ваш рассказ?

Понравился ли вам ещё чей-то рассказ?

Что общего между вами и героем вашего рассказа?

9. Игра «Вставалки»

Цель: тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а так же внимательности.

Время: 5 минут.

Техника проведения: подростки сидят в кругу. Психолог громко называет какую- либо цифру, не превышающую количество участников. Тут же одновременно должно встать соответствующее цифре количество человек. Последний раз называется цифра равная количеству участников.

Инструкция: «Сейчас я буду называть цифры. Не договариваясь заранее должно встать одновременно соответствующее этой цифре количество  человек».

Анализ: 

Кто чем руководствовался, принимая решение, в какой момент ему встать, а в какой момент остаться на месте?

Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?

10. Обратная связь. Анализ занятия «Анкета»

Цель: получение обратной связи, выяснения степени усталости, активности, интереса к происходящему.

Время: 10 минут.

Техника проведения: подросткам раздается бланк анкеты, который они заполняют.

Инструкция: «Заполните, пожалуйста, анкету. Вспомните сегодняшнюю работу и продолжите следующие фразы:

Мне понравилось…

Меня раздражало…

Меня удивило…

Мое настроение после занятия …

Я хочу, чтобы на следующей встрече…

Анализ:

Каждый участник зачитывает свою анкету и идет обсуждение.

11. Ритуал окончания занятия «Аплодисменты по кругу».

Цель: завершить занятие на положительной ноте.

Время: 5 минут.

Техника проведения: Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».