ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы (агрессивности, тревожности, страхов) и развития навыков понимания, выражения и регуляции эмоций, чувств, состояний. Программа включает в себя три блока: коррекционно-развивающая работа с ребенком, психологическое просвещение родителей, гармонизация родительско-детских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchus_vladet_soboy._programma_dlya_doshkolnikov_i_mladshikh_shkolnikov.docx | 40.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Педагог-психолог
МБОУ «ЦПМСС»
Хомякова Е.Е.
Пояснительная записка
Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Под эмоциональными нарушениями понимается «аффективные нарушения, создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения впоследствии ведут к дезадаптации личности» (6).
Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения даже в ситуациях, не предполагающих необходимости в самозащите.
Дошкольники и младшие школьники могут испытывать противоборство разнонаправленных чувств и эмоций. Если негативные эмоции (тревожность, страхи, агрессия и пр.) становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации, влиять на успешность ребенка в познавательной, учебной деятельности, на отношения со сверстниками и взрослыми.
В норме эмоциональная сфера старших дошкольников и младших школьников характеризуется:
1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности ребенок переживает страх как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам, трудностями эмоциональной саморегуляции;
5) эмоциогенными факторами для дошкольников и младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в познавательной деятельности, в обучении, а также оценка этих успехов родителями, воспитателями, учителями;
6) свои и чужие эмоции и чувства недостаточно хорошо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям детей; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей дошкольного и младшего школьного возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.
Можно выделить несколько групп факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у дошкольников и младших школьников:
1. Биологические факторы. Эмоциональные нарушения очень часто встречаются у детей, в анамнезе которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды. Возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций способствует соматическая ослабленность вследствие частых простудных и хронических заболеваний. Наследственные факторы (в частности тип нервной системы) также играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик эмоциональных и поведенческих проявлений ребенка.
2. Социально-психологические факторы. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок приобретает опыт общения с взрослыми, сверстниками и особо значимой для них группой – семьей. Этот опыт не всегда является положительным, благоприятным:
- если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого (воспитателя, учителя), он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я-концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации;
- при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев;
- семейные конфликты, гиперопека, несогласованные, неадекватные возрасту и возможностям ребенка требования, непонимание, непринятие, игнорирование его особенностей, потребностей, интересов, выраженная дистанция в общении, сверхобязательность и пр. типы родительского отношения становятся источником негативных переживаний детей и оказывают неблагоприятное для эмоционального и личностного развития дошкольника и младшего школьника воздействие.
3. Психологические факторы, среди которых одним из ведущих является недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и эмоций, нарушение у ребенка адекватности реагирования на воздействия извне и др.
Поступление в дошкольное учреждение, школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов.
4. Организация предметно-развивающей среды, ее содержание (игрушки, компьютерные игры, телепередачи) оказывает влияние на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого поведения и соответствующей эмоциональной экспрессии. Предметная среда, стимулирующая агрессию, тревожность, страхи и другие негативные эмоции, может стать причиной сниженной эмоциональности, отсутствия сопереживания, стереотипности, импульсивности и ситуативности поведения, приводит к ослаблению интереса к занятиям, нарушениям речи (ее экспрессивной, выразительной стороны).
В МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Старый Оскол ежегодно обращаются родители дошкольников и младших школьников по поводу:
- конфликтных отношений детей со сверстниками и взрослыми (родителями, педагогами), негативизма, упрямства, неуступчивости отношениях с окружающими;
- отсутствия успехов в учебной и познавательной деятельности;
- неуравновешенности, возбудимости, чрезмерной импульсивности поведения, бурных аффективных реакций (гнев, истерический плач, демонстрация обиды и пр.);
- отсутствия или недостаточного развития самостоятельности, готовности преодолевать трудности;
- неуверенности детей в себе, неадекватной самооценки.
Психодиагностическое обследование, анализ ситуации развития детей в большинстве случаев обращений констатирует наличие у дошкольников и младших школьников таких нарушений в эмоционально-волевой сфере, как:
- страхи, не являющиеся возрастными, тревожность, мнительность;
- болезненная чувствительность, впечатлительность;
- застревание на отрицательных эмоциях;
- устойчивое негативное отношение к общению, конфликтность;
- эмоциональная холодность, отчуждение, недоверие к окружающим, жестокость;
- повышенная агрессивность, аутоагрессивность;
- снижение активности, самостоятельности, инициативности детей;
- отсутствие или недостаточное развитие навыков адекватного проявления эмоциональных переживаний, навыков саморегуляции.
Изучение стиля родительского поведения у родителей, обратившихся в связи с эмоциональными нарушениями детей, выявляет наличие признаков дисгармонии родительско-детских отношений.
Таким образом, для преодоления нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей необходимо проводить психологическую (просветительскую, коррекционно-развивающую) работу, как с детьми, так и с родителями.
Цель программы: создание условий для коррекции и развития нарушений эмоционально-волевой сферы у детей.
Задачи программы:
- Снижение эмоционального напряжения у детей.
- Уменьшение тревожности, агрессивности, страхов у ребенка.
- Развитие навыков понимания, выражения, и регулирования реальных чувств, эмоций, состояний.
- Развитие навыков позитивного восприятия себя и окружающих, воспитание уверенности в себе.
- Развитие произвольности поведения, повышение активности и самостоятельности детей.
- Повышение родительской компетентности в вопросах развития эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование у родителей позитивных установок в отношении поведения и деятельности детей, формирование навыков оказания психологической поддержки и помощи ребенку.
Структура программы
В структуре программы выделены следующие блоки:
- Коррекционно-развивающая работа с ребенком
- Психологическое просвещение родителей.
- Гармонизация родительско-детских отношений.
Формы и методы реализации программы
Программа включает в себя систему коррекционных занятий, основу которых составляют игры и игровые упражнения. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников и неотъемлемой частью жизни младших школьников. В процессе игры ребенку легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, наладить конструктивные взаимоотношения с окружающими. Сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные, коррекционно-развивающие игры, игры с песком способствуют эмоциональному отреагированию и проработке негативных переживаний.
К ведущим средствам коррекции также относятся элементы психогимнастики, направленные на развитие способности к позитивному эмоциональному реагированию, развитию навыков саморегуляции эмоционального состояния.
В качестве вспомогательных средств в коррекционной работе используются проективные рисуночные методы, в том числе рисование необычными способами (ладонями, стопами ног, пальцами и др.).
Для снятия эмоционального напряжения и тренировки навыков саморегуляции психоэмоционального состояния в работе с детьми применяются методы релаксации.
Занятия с детьми проводятся в индивидуальной форме.
Параллельно проводится консультационная и просветительская работа с родителями.
Коррекция родительско-детских отношений осуществляется в процессе совместной работы пары «родитель-ребенок» с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.
Структура коррекционно-развивающего занятия с ребенком
- мотивационный этап (установление контакта, настрой на активное освоение новых навыков и умений);
- разминочный этап (активизации подкорковых структур мозга);
- основная часть (решение задач, поставленных на занятии);
- релаксация (снижение эмоционального напряжения, нормализации мышечного тонуса, дыхания.);
- рефлексия (осознание актуального эмоционального состояния и его причин)
Длительность занятия - 35-45 минут 1-2 раза в неделю.
Тематический план
№ п/п | Темы | Задачи | Кол-во часов |
Первый блок «Коррекционно-развивающая работа с ребенком» | |||
«Уходи, злость, уходи!» | Коррекция тревожности, агрессивности, страхов | 3 | |
«Удивляюсь, злюсь, боюсь…» | Развитие навыков понимания и выражения эмоций | 3 | |
«Учусь владеть собой» | Тренировка навыков саморегуляции эмоционального состояния | 3 | |
«Я-хороший! Ты-хороший!» | Развитие навыков позитивного восприятия себя (самооценка) и окружающих | 3 | |
«Да и нет не говорите!» | Развитие произвольности поведения | 2 | |
Второй блок «Психологическое просвещение родителей» | |||
«Эмоциональ- ный мир ребенка» | Развитие представлений родителей о психологических особенностях дошкольников (мл.шк.) | 1 | |
«Стили родительского поведения» | Анализ результатов диагностического обследования родителей | 1 | |
Третий блок «Гармонизация РДО» | |||
«Делай вместе!» | Развитие навыков взаимодействия | 2 | |
«Учимся договариваться!» | Развитие навыков взаимодействия в спорной, конфликтной ситуации | 2 | |
«Я рядом, я с тобой!» | Развитие навыков оказания эмоциональной поддержки | 2 | |
Всего занятий | 22 |
Количество занятий с ребенком и его родителями может варьироваться в зависимости от характера и динамики проработки проблемы.
Прогнозируемые результаты реализации программы
и критерии оценки эффективности программы
Оценка эффективности работы по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы дошкольников и младших школьников основывается:
- на сравнении данных диагностических обследований ребенка в начале и в конце работы по программе;
- на анализе (в том числе самоанализе) эмоционального состояния до и после каждого занятия;
- на основе устных отчетов родителей о поведенческих и эмоциональных реакциях ребенка (дома и вне семьи в промежутках между занятиями) и собственных эмоциональных переживаниях в ответ на эмоциональные проявления ребенка.
Прогнозируемые результаты реализации индивидуально-ориентированной программы:
- Ослабление эмоционального напряжения и прекращение влияния негативных эмоциональных переживаний на поведение и деятельность ребенка.
- Наличие у детей представлений об основных эмоциях, умений распознавать, объяснять и адекватно проявлять собственное эмоциональное состояние;
- Способность саморегуляции эмоциональных состояний и поведения.
- Наличие у ребенка позитивной «Я-концепции», адекватной самооценки, адекватное восприятие ребенком окружающих и МЛО.
- Наличие у детей навыков произвольного, самостоятельного поведения.
- Адекватность и обоснованность представлений родителей об индивидуальных и возрастных особенностях своего ребенка.
Для контроля эффективности программы используются следующие методы психологической диагностики:
Показатели эффективности | Диагностический инструментарий |
Ослабление и прекращение влияния негативных эмоциональных переживаний на эмоциональное состояние детей | Проективные рисуночные тесты («Несуществующее животное», «Свободный рисунок» и пр.), анкета для родителей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.). |
Снижение эмоционального напряжения, позитивное актуальное ПЭС | Метод цветовых выборов (модифицированный цветовой тест М.Люшера, Л.Н.Собчик) |
Позитивная «Я - концепция», адекватная самооценка | Методика изучения самооценки «Лесенка» (Т.В. Дембо – С. Я. Рубинштейн, модификация В.Г. Щур) |
Использование в повседневной жизни навыков саморегуляции эмоциональных состояний и поведения | Экспертный опрос родителей, детей |
Произвольность и самостоятельность детей | Экспертный опрос родителей, динамическое наблюдение в процессе работы с ребенком |
Адекватность родительских установок в отношении особенностей поведения и эмоциональных проявлений детей | Методика «Взаимодействие родитель-ребенок», автор И.В.Марковская |
Осознание собственной родительской позиции | Диагностическое задание «Идеальный родитель» |
Конструктивное родительско-детское взаимодействие | Наблюдение в процессе организации совместной деятельности в условиях психологического консультирования, экспертный опрос родителей (опросник «Стили семейного воспитания»). |
Позитивное восприятие ребенком окружающих в системе МЛО | Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” (модификация О.А.Ореховой) |
Содержание программы
Первый блок «Коррекционно-развивающая работа с ребенком»
1. Тема занятия: «Уходи, злость, уходи!» (4 часа)
Задачи: создание условий для коррекции тревожности, агрессивности, страхов.
Формы и методы работы: театрализованные и имитационные игры, игры с песком, рисуночные методы.
2. Тема занятия: «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» (4 часа)
Задачи: развитие навыков понимания и выражения эмоций
Формы и методы работы: сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные игры, рисуночные методы, психогимнастические упражнения.
3. Тема занятия: «Учусь владеть собой» (4 часа)
Задачи: тренировка навыков саморегуляции эмоционального состояния
Формы и методы работы: упражнение для активизации подкорковых структур мозга (самомассаж, глазодвигательные упражнения); упражнения для снятия эмоционального напряжения, нормализации мышечного тонуса, дыхания.
4. Тема занятия: «Я-хороший! Ты-хороший!» (3 часа)
Задачи: развитие навыков позитивного восприятия себя (самооценка) и окружающих
Формы и методы работы: психогимнастика, имитационные игры, игры с песком, рисуночные методы, игры-упражнения на самоподдержку («Я – хороший!», «Ладошка» и т.п)
5. Тема занятия: «Да и нет не говорите!» (3 часа)
Задачи: развитие произвольности поведения
Формы и методы работы: коррекционно-развивающие игры («Запретное движение», «Да и нет не говори», «Съедобное - не съедобное», «Летает – не летает» и т.п.), методика «Графический диктант».
Второй блок «Психологическое просвещение родителей»
6. Тема занятия: «Эмоциональный мир ребенка» (2 часа)
Задачи: развитие представлений родителей о психологических особенностях дошкольников (младших школьников)
Формы и методы работы: беседа о возрастных и индивидуальных особенностях эмоционально-волевой сферы дошкольников (младших школьников), анализ результатов диагностического обследования ребенка.
7. Тема занятия: «Стили родительского поведения» (2 часа)
Задачи: анализ результатов диагностического обследования родителей
Формы и методы работы: беседа о результатах обследования по методике «Взаимодействие ребенок-родитель» (И.М.Мароковская), анализ выполнения диагностического задания «Идеальный родитель», заполнение «Карты произвольности» (автор Якимова Т.В.)
Третий блок «Гармонизация РДО»
8. Тема занятия: «Делай вместе!» (3 часа)
Задачи: развитие навыков родительско-детского взаимодействия
Формы и методы работы: совместное рисование, игры в песочнице, упражнения с элементами телесно-ориентированной терапии.
9. Тема занятия: «Учимся договариваться!» (3 часа)
Задачи: развитие навыков взаимодействия в спорной, конфликтной ситуации
Формы и методы работы: коррекционно-развивающая игра «Лепешка»,
игра «Война и мир», совместные игры в песке
10. Тема занятия: «Я рядом, я с тобой!» (2 часа)
Задачи: развитие навыков оказания эмоциональной поддержки
Формы и методы работы: упражнения с элементами телесно-ориентированной терапии («Ежик», «Торт», «Рисование по телу» и т.п.)
Список литературы
1.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе – М.:
Совершенство, 1997.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 1968
3. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в
детстве: Норма и отношение. – М.: Педагогика, 1990.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб: 1998.
5.Изард К.Е. Эмоции человека – М., 1980
6. Лебединский В.В., Никольская О.С. Эмоциональные нарушения и их коррекция- М.: 1990.
7. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. – М., 1999.
8. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологииразвития. Под ред. А.А.Реана – СПб.:2003
9. Семенович А.В. «Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация в детском возрасте» -М: 2006.
10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М:2001.