Работа с педагогами. Программа индивидуальных занятий "Мой профессиональный рост"
"Эмоции со знаком минус". На данных занятиях рассматриваются
- понятия «отрицательные эмоции»,
-их роль в жизни человека,
- различия между подавлением эмоций и управлением эмоциями,
-последствия подавления эмоций,
- принципы управления эмоциями,
- методы работы с эмоциями
идёт обучение
- умению освобождаться от негативных эмоций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnyh_zanyatiy_dlya_pedagogov.docx | 48.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа индивидуальных занятий для педагогов
«Мой профессиональный рост»
Тема №1 «Эмоции со знаком минус ".
На данных занятиях
рассматриваются
-понятия «отрицательные эмоции»,
-их роль в жизни человека,
- различия между подавлением эмоций и управлением эмоциями,
-последствия подавления эмоций,
- принципы управления эмоциями,
- методы работы с эмоциями
идёт обучение
- умению освобождаться от негативных эмоций
Занятие №1.
Содержание:
1.Беседа « Эмоции на работе»
А) Какие эмоции у Вас возникают на работе?
Б) Чем вызваны те или иные эмоции? Их причины?
В) Приведите значимую для Вас ситуацию.
Г) Свои эмоции Вы:
- ярко выражаете,
- подавляете,
- управляете ими.
Д) Что Вы приобретаете, когда ярко выражаете эмоцию?
Е) В чём, по-вашему, разница между подавлением эмоций и управлением ими?
Ё) Каким количеством баллов Вы оценили бы своё умение управлять чувствами по 10-ти балльной шкале?
2. Информирование. «Механизм возникновения некоторых эмоций и их последствия».
- Почему люди обижаются? Они считают, будто другой человек должен вести себя так, как они от него ожидают, при этом отрицая его право на самостоятельные действия. Из стремления запрограммировать другого, из нежелания признать его самостоятельной личностью и проистекает обида. Справившись с ней, отстаивать свои интересы можно более убедительно и результативно. Что же делать с обидчивостью?
Чувство гнева рождает в нас энергию, которая позволяет противостоять вторжению на нашу жизненную территорию извне. Это чувство помогает найти силы и правильно определить момент, чтобы убедительно сказать: «Положи мою вещь на место»; «Не посягай на мое время»; «Я сам знаю, как мне поступать» и т. п.
Если человек не умеет использовать энергию гнева, она застывает в форме таких негативных качеств, как обидчивость, раздражительность, завистливость, ревность. Тогда человек становится либо чрезмерно подавленным и пассивным, либо агрессивным, раздражительным, нетерпимым к непривычным для него стереотипам поведения, невосприимчивым к новому.
Обиды, на длительное время поселившиеся внутри нас, вызывают не только болезни физического тела, но и провоцируют психическое разрушение человека, перерождаясь в злобу, нетерпимость, ревность, зависть, а той душевные заболевания.
Но почему люди обижаются? Потому что они считают, будто другой человек должен вести себя так, как они от него ожидают, при этом отрицая его право на самостоятельные действия. Из стремления запрограммировать другого, из нежелания признать его самостоятельной личностью и проистекает обида. Само же стремление программировать поведение другого, эмоциональная реакция на неудачу уходят корнями в детство.
Известно, что выражение гнева, как и других своих чувств, совершенно естественно для младенца, который криком или плачем требует присутствия матери, когда ему недостаточно пищи, тепла или общения. Однако, вырастая, ребенок чаще всего сталкивается с тем, что его чувства неудобны окружающим, и учится их подавлять, вместо того чтобы научиться их трансформировать.
С младенчества взрослые могут наказывать детей за проявление радости («сядь на место и не дергайся!»), страха («не стыдно — такой большой, а боишься!»), гнева («перестань плакать, а то ремень возьму», «как ты с родителями разговариваешь?!»), вместо того, чтобы обучить их проявлять эмоции таким образом, чтобы от этого не страдали ни они, ни окружающие (к сожалению, большинство родителей не способны обучить этому детей, потому что сами не умеют этого делать).
А ведь когда ребенок сердится, для него естественно плакать, кричать или стремиться кого-то ударить — он следует своей природе, поскольку не умеет подавлять свои чувства. Однако, будучи наказанным за подобные проявления, он скоро приходит к выводу, что его чувства плохи и их нужно всячески скрывать или игнорировать. Не будучи способным открыто выразить, например, свой гнев, такой ребенок в будущем становится обидчивым, раздражительным и зачастую злопамятным в отношении других людей — или же он постоянно живет с чувством вины за то, что испытывает что-то «нехорошее».
Однако ситуация ребенка осложняется еще и тем, что, обучив его проявлениям разных эмоций и продемонстрировав их силу на личном примере, взрослые вовсе не спешат признать право детей реагировать на обиды старших так же, как они реагируют сами на поведение детей или других людей. Более того, посеяв в ребенке эти эмоции, взрослые часто тут же требуют начинать подавлять их, убеждая детей, что это и называется «хорошим поведением».
Подавленный гнев как бы застывает в человеке, будучи не в силах ни покинуть его, ни подвигнуть на какие-либо действия. Этот застывший, невыраженный и непроговоренный гнев воздвигает во взаимоотношениях между людьми невидимые стены, которые затем эти взаимоотношения разрушают. Обидчивый человек не в состоянии эффективно противодействовать в ситуации, где затрагивается его жизненная территория. Кроме того, он пребывает в иллюзии, что это происходит с ним из-за его собственной неполноценности или злой воли другого человека.
Самой же сильной формой подавления гнева является ненависть. Она возникает у людей, которые больше не в состоянии накапливать свои обиды и нуждаются во внешнем объекте, чтобы разгрузить их.
Накапливаемые обиды приводят к нарушениям характера, пессимизму, невосприимчивости к новому, повышенной уязвимости к стрессам.
3. Саморазвитие. «Стороны осознания обиды».
- Что же делать с обидчивостью?
Прежде всего, осознать: данная эмоция возникает из столкновения модели ожидания, которую человек «примеряет» к реальности, и поведением другого. Этот другой, безусловно, является значимым человеком, и у «обиженного» имеются определенные представления, как тот должен себя вести, «если является мне другом/подругой». Отклонения же его поведения в неблагополучную сторону от ожиданий вызывают эмоциональную реакцию, выраженную в форме обиды.
Очень важно уметь пройти этап принятия отказа, то есть разрешить ситуации быть такой, какая она есть, выйти из состояния слияния с другим человеком или внешней средой. Перейти от состояния требования, вслед за которой в случае его невыполнения возникает обида, к состоянию прошения, или просьбы.
Обычно состояние требовательности характерно для маленького ребенка, требования которого рациональны — ведь он зависит от взрослых. Вырастая, человеку необходимо учиться просить, поскольку взрослому никто не обязан ничего давать, он может многим обеспечить себя сам. В зрелом возрасте его требования носят уже иррациональный характер. Но многие взрослые боятся отказа и поэтому запрещают себе просить о помощи, любви, заботе, поддержке, прощении.
Конечно, человек, способный просить, должен иметь в себе запас силы — ведь ему могут отказать. Но, получив отказ, зрелая личность пойдет не по пути обид, а по пути понимания и прощения. Отпуская ситуацию, мы принимаем ответственность за свою жизнь на себя и остаемся здоровыми и свободными людьми, испытывая в душе легкость. Кроме того, прощая, мы становимся сильнее и можем сами достичь того, что ожидали от других, а за это можно и благодарить их. Прощение и благодарность — это волевой акт, дающий нам силу.
Все вышесказанное можно представить в виде следующей схемы:
Нерациональные требования → Обида → Болезнь, зависимость
Принятие отказа → Прощение → Ответственность за свою жизнь
Просьба → Благодарность → Здоровье, свобода
Возможно ли в вашем случае такое осознание?
4.Упражнение «Отдать червяка».
- Если немного изменить слово «обидчивость», получится «обидчервость», то есть образно можно представить, что человек, затаивший в себе обиду на кого-либо, носит внутри себя червяка, который подтачивает его изнутри. Для того чтобы освободиться от внутренней обиды, а точнее, от внутреннего червяка, выполните следующее.
Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что вы идете по улице. Перед вами — девятиэтажный дом. Вы заходите в подъезд дома, поднимаетесь по ступенькам на первый этаж и входите в лифт, в котором стоит человек, который вас когда-то обидел. Лифт закрывается, и вы едете вверх. Представьте, что свою обиду на этого человека вы держите в руках, но обида эта — в форме червяка. Посмотрите, какой это червяк — большой или маленький, толстый или тонкий. Какого он цвета, формы. Лифт поднимается на верхний этаж, вы отдаете червяка своему обидчику или оставляете его в лифте и выходите.
Вы спускаетесь по ступенькам, и с каждым шагом вам становится легче. Вот вы уже спустились на первый этаж, еще несколько ступенек, и вы выходите из подъезда. На улице светит солнце, вам легко дышится, вам хорошо и спокойно.
Вспомните, что вы находитесь в комнате и откройте глаза.
Ответьте себе на вопросы:
- Удалось ли вам отдать его обидчику или оставить в лифте?
- Почувствовали ли вы облегчение после того, как вышли из лифта?
5. Домашнее задание.
- Выполните упражнение «Отдать червяка».
Занятие№2
Содержание:
1.Беседа «Негативная энергия»
А) Как может возникнуть негативная энергия?
Б) Как Вы связываете эмоции с негативной энергией?
В) Замечали ли Вы в себе подобную энергию?
Г) Что Вы обычно делаете с негативной энергией?
Д) Приведите значимую для Вас ситуацию.
Е) Каковы последствия вашей негативной энергии?
Ё) Способны ли Вы избавляться от негативной энергии, не причиняя вреда себе и людям?
2. Информирование «Как избавляться от негативной энергии»
- А) Лучшими объектами, вбирающими нашу негативную энергию, являются растения, цветы, кустарники и деревья. Большинству людей более всего подходят цветы. Теперь вы понимаете, почему в каждой театральной гримерной присутствуют цветы, почему мы бросаем их на сцену во время оваций, почему мужчина, ухаживая за женщиной, дарит ей букеты?
Актерам нравится получать цветы, хотя они и не всегда понимают почему. Вот и женщина может не знать, почему на нее оказывает благотворное воздействие подаренный букет. Между тем все просто: когда мужчина приносит подруге цветы, они помогают ей освободиться от отрицательных эмоций. Не случайно цветы особенно нравятся именно женщинам, которые, как правило, чувствительнее мужчин.
Когда мужчина приносит женщине цветы, они автоматически помогают ей освободиться от отрицательных эмоций.
Подумайте о похоронных традициях. Мы возлагаем цветы, чтобы смягчить горечь утраты. Конечно, следует принимать в расчет и чувство любви, но не кладем же мы на могилу какие-то безделушки. И снова природа впитывает нашу негативную энергию. Если мы раскрыли каналы своих пальцев и направили энергию в них, процесс сброса отрицательной энергии пойдет намного быстрее и успешнее.
Как мы обращаемся к небесам, уповая на вечное блаженство, так для отрешения от отрицательных эмоций нам нужно обратиться к земле. После того, как мы ощутим покалывание в кончиках пальцев, наша способность избавляться от негативной энергии существенно возрастает.
Для подзарядки мы обращаемся вверх, а для разрядки - вниз, к земле.
Б) Другим объектом, на который можно направить негативную энергию, может быть раковина, заполненная водой, водопроводные трубы и трубы центрального отопления, бассейн, пруд, река, озеро или океан. Чем больше масса воды, тем сильнее ее очищающее воздействие. Негативная энергия растворяется в воде. Это одна из причин, по которой пить надо больше.
Отрицательная энергия растворяется в воде.
В) Еще одним объектом природы, который мы с большим успехом можем использовать для разрядки, является огонь. Помните чудесные времена, проведенные в пионерском лагере? Вы рассказывали у костра жуткие истории, но страха не было — огонь вобрал в себя негативную энергию. Посиделки у костра запомнились надолго потому, что рядом с ним мы разряжались.
Г) Мощным средством освобождения от негативной энергии являются прогулки босиком по земле, траве или вдоль берега.
Работа в саду (когда вы касаетесь пальцами земли) — тоже замечательный вид деятельности, который позволяет автоматически избавляться от негативной энергии.
Д) Во всех культурах можно найти богатые традиции освобождения от негативной энергии.
3. Саморазвитие «Осознание возможности избавления от негативной энергии»
- Сделайте рисунок объекта, наиболее подходящего Вам для избавления от негативной энергии. Попробуйте представить, в каких случаях Вы могли бы воспользоваться им?
4. Упражнение «Сброс энергии»
- Поднимите пальцы вверх, ощутите энергетический поток, струящийся из ваших пальцев. А теперь опустите руки вниз и вновь ощутите энергетический поток.
Ощутив поток, можете касаться природного объекта и продолжать сброс энергии.
Научившись чувствовать энергию, свободно текущую из ваших пальцев, вы можете попробовать держать листок или цветок, касаясь его кончиками пальцев, и с закрытыми глазами направлять энергию в него.
5. Домашнее задание.
- Выполните упражнение «Сброс энергии».
Занятие№3
Содержание:
1.Беседа «Негативная энергия»
А) Как часто Вы ощущаете в себе негативную энергию?
Б) Считаете ли Вы необходимым избавляться от неё?
В) Когда Вы избавляетесь от негативной энергии?
2. Информирование «Когда избавляться от негативной энергии»
- Вы можете сбрасывать негативную энергию когда угодно. Это всегда поможет вам почувствовать себя лучше. Чтобы не терять практики, хорошо избавляться от негатива по крайней мере несколько раз в неделю по пять-десять минут. Вам хочется испытывать эти ощущения гораздо дольше? Должно быть, вы чувствительный человек, расстающийся с негативной энергией, накопленной за всю жизнь. Наилучший датчик продолжительности разрядки — ваши ощущения. Избавляйтесь от негативной энергии столько времени, сколько вам заблагорассудится. Не бойтесь передозировки. Ничего плохого не случится.
Если вы работаете в неблагоприятных условиях, чреватых стрессами, неплохо разряжаться каждый день. Принимая душ, можно потратить несколько минут на освобождение от негативной энергии. Чтобы ослабить стрессовые воздействия, важно как на работе, так и дома окружить себя живыми растениями и водой.
Хотя процесс разрядки освобождает вас от той негативной энергии, которую вы в себя вобрали, вам нужно еще заглянуть вовнутрь себя, чтобы устранить душевные препятствия. Научившись освобождаться от негативной энергии, вы получаете возможность свободно, не спотыкаясь о чужие преграды, созидать свое будущее. Если вам что-то мешает, то теперь Вы, по крайней мере, можете знать, что это именно ваше препятствие.
3.Саморазвитие «Ответственность за позитив и негатив в себе»
- Не бойтесь негативной энергии. Человек может запаниковать: а не находится ли он среди «отрицательных» типов? Даже — сорваться и обвинить других в своих проблемах. Чем пытаться избежать всякого негатива, лучше взять на себя ответственность освобождаться от него.
Секрет достижения личного успеха заключается как раз в умении заряжаться позитивной энергией, а затем освобождаться от негативной, впитанной вами прежде.
4. Упражнение «Где и когда?»
- Сядьте удобно, закройте глаза, вспомните ситуацию, в которой у Вас возникла негативная энергия на работе … Вспомните, как Вы себя повели: что Вы говорили и как, что делали и как…
А теперь подумайте, как бы Вы могли избавиться от негативной энергии в условиях работы. Найдите несколько вариантов.
Проиграйте мысленно вновь ситуацию, заменив выход негативной энергии одним из подобранных вариантов.
5. Домашнее задание.
- Выполните упражнение «Где и когда?».
Занятие№4
Содержание:
1.Беседа «Негативная энергия и эмоции»
А) Связываете ли Вы негативную энергию с эмоциями? Что, на Ваш взгляд, первично?
Б) С чем следует работать в первую очередь?
В) Как можно поработать со своими эмоциями?
2. Информирование «Работать со своими эмоциями»
- Работать со своими эмоциями — значит научиться распознавать отрицательные эмоции и избавляться от них, входя в контакт со своими глубинными желаниями и позитивными ощущениями. Не совладав с отрицательными эмоциями, невозможно возвратиться к своему истинному «я».
Один из способов осознать полезность отрицательных эмоций — сравнение жизни с ездой на велосипеде. Чтобы удерживать равновесие, надо постоянно балансировать влево - вправо. Чтобы приехать куда надо, необходимо поворачивать руль в правильном направлении. Войти в соприкосновение со своими истинными желаниями — все равно, что взять в руки руль, задающий направление движения. Переживание отрицательных эмоций и освобождение от них не позволяет нам свалиться на мостовую.
Не научившись работать со своими отрицательными эмоциями, мы постоянно будем падать. Равновесие поддерживается, если мы, пройдя центр, возвращаемся обратно. Балансировка — это колебания подле центральной точки. Вначале колебания будут весьма существенными; нам случится даже падать и начинать движение заново. Но, обретя навыки езды, мы будем удерживать равновесие грациозно, почти незаметными движениями.
Испытывать отрицательные эмоции — значит отклоняться от равновесия. Вы все еще связаны со своим «я», но уже удаляетесь от него. Чистая эмоция всегда связана с истинным «я», но она же — верный признак того, что мы теряем с ним связь. Это больше чем сигнал, предупреждающий о необходимости восстановить равновесие; это опыт удаления от центра.
При езде на велосипеде единственный способ поддерживать равновесие — фиксировать в сознании момент отклонения влево или вправо. Если мы наклонились влево, для сохранения равновесия надо наклониться вправо; потом — снова влево, а затем — опять вправо. Благодаря этому мы вновь находим равновесие. Так и в жизни. Душа в этом мире непрестанно балансирует. Когда мы отклоняемся от центра влево, появляются отрицательные эмоции. Уйдя от этого движения и вернувшись в центр, мы начинаем движение в другом направлении, и тогда возникают другие отрицательные эмоции. В какой-то момент, испытав очередное отрицательное переживание, мы поймем, что слишком отклонились вправо. Прекратив это движение, мы постараемся снова вернуться к центру.
Представьте себе, как трудно было бы ехать на велосипеде, если бы вы могли наклоняться только вправо. Стало бы невозможно удерживать равновесие. Если человек подавляет чувства, позволяя себе только некоторые из них, он не может обрести равновесия. Эмоции — это колебательные движения, позволяющие нам отыскать центр.
Вернувшись в центр, мы какое-то время можем оставаться в нем. Потом процесс повторится. Однако на велосипеде нереально все время находиться в полном равновесии. Недостаточно просто ровно сидеть и наслаждаться плавным движением. Всегда нужно проверять, находимся ли мы в центре. И мы знаем, как этот центр найти.
Если появляются отрицательные эмоции, мы по ошибке можем решить, что для равновесного пребывания в центре (истинном «я») нам нужно всего лишь не чувствовать боли и не испытывать негативных переживаний. Мы противимся другому выводу, ибо не знаем, как использовать отрицательные эмоции для обретения равновесия.
Наловчившись уверенно ездить на велосипеде, Вы будете поддерживать равновесие автоматически. Точно так же, если Вы научитесь работать с отрицательными эмоциями, соответствующие действия по их устранению станут частью вашей жизни, и не будут требовать дополнительных усилий. Чтобы ощутить богатство и полноту жизни, Вам не надо терять контакта со своими эмоциями — всеми эмоциями. Благодаря этому Вы сможете в полной степени наслаждаться простыми радостями жизни. Вас будет радовать ветер в лицо, тепло солнца, свежесть весны, прохлада осени, любовь, которой Вы поделились с друзьями, романтическая взволнованность, познание нового, гордость за свои свершения, духовные дары Бога и служение миру.
В процессе работы над отрицательными эмоциями некоторым людям нелегко их распознать. Другие встречаются с трудностями, когда пытаются освободиться от них. Справиться с этими задачами будет легче, если Вы узнаете о четырех способах работы с эмоциями. Ни один из методов не лучше другого. Попробуйте применять по очереди каждый из них, и какой-нибудь непременно сработает. Первый метод: сменить эмоцию.
Первый способ состоит в том, чтобы, испытав какие-то отрицательные переживания, сменить эмоцию. Если Вас что-то рассердило, в течение нескольких минут описывайте свои ощущения, а потом замените их другой отрицательной эмоцией. Припомните езду на велосипеде: в поисках равновесия Вы отклоняетесь в противоположную сторону, опять выводите себя из равновесия и наклоняетесь обратно. Колебания между отрицательными эмоциями устранят заблокированную энергию и помогут обрести равновесие.
Хотя некоторые пытаются свести свои переживания к минимуму, будет лучше на время усилить их интенсивность. Человек вязнет в какой-то отрицательной эмоции лишь оттого, что у него блокированы другие чувства. Не следует во всем винить одну эмоцию. Любое не осознанное вами отрицательное переживание блокирует поток энергии и не дает избавиться от негатива. Если одна из эмоций блокирована, человек будет оставаться в лапах другой.
3.Саморазвитие «Готовность овладеть знаниями о двенадцати эмоциях»
- Расстроившись, многие люди пытаются немедленно заменить свои отрицательные эмоции положительными. Это одна из основных причин, по которой они увязают в трясине негатива. Слишком уж быстро они пытались решить проблему. Если вы завязли в какой-то отрицательной эмоции и не имеете опыта балансировки, Вам будет очень трудно заменить наличную эмоцию другой.
Глубже поняв каждую из двенадцати отрицательных эмоций, Вы будете знать, с чем работать, когда Вас атакуют негативные переживания. Овладевать знаниями об этих двенадцати эмоциях — все равно, что учиться езде на велосипеде, к которому прикручены страховочные колесики. Так намного легче найти равновесие.
4. Упражнение «Сменить эмоцию»
В поисках внутреннего равновесия мы естественным образом проходим через двенадцать отрицательных эмоциональных состояний:
1. «Я злюсь».
2. «Я опечален».
3. «Я боюсь».
4. «Я сожалею».
5. «Я разочарован».
6. «Я огорчен».
7. «Я встревожен».
8. «Я в замешательстве».
9. «Я завидую».
10. «Мне больно».
11. «Я напуган».
12. «Я стыжусь».
Если Вас охватил гнев, уделите немного времени тому, чтобы как следует прочувствовать и описать то, на что вы злитесь. А потом спросите себя, что Вас печалит. Как правило, гнев — это реакция на случившееся, а печаль — на то, чего не произошло. Вы сразу же почувствуете, как ваш гнев куда-то уходит. Переключившись на другое ощущение, Вы пошли глубже. Отрицательные эмоции снова привели вас к равновесию. По мере приближения к центру, вы начнете чувствовать себя лучше.
Если вы охвачены печалью, переключитесь на страх. Причину того, что мы сосредоточены на своих несчастиях, нужно искать в том, что на глубинном уровне мы боимся, как бы чего не случилось. Как правило, страх - наша реакция на то нежелательное, что может произойти. Каждый раз, перемещаясь в списке на строчку вниз, вы почувствуете существенное облегчение. Дойдя до двенадцатого пункта, возвращайтесь опять к первому. Если вас донимает стыд (двенадцатый номер), то, после того как вы его ощутите, переключитесь на гнев (первый номер) — рассердитесь на какой-то аспект ситуации.
Порою для того, чтобы полностью избавиться от эмоции, Вам придется опуститься вниз на три уровня. Возьмите за правило делать три перехода вниз (если не почувствовали облегчения раньше). Если Вы злы, то после того, как опишите чувство гнева, переходите к печали. Потом сделайте второй шаг — к страху, а затем третий — к сожалениям. В промежутке между этими переходами полезно записать, что Вам нравится, чего Вам хочется, в чем Вы нуждаетесь. Закончив продвижение, важно записать те позитивные ощущения, которые естественным образом возникают после того, как мы выпустили отрицательные эмоции. Напишите о своей любви, понимании, вере, признательности. Эта техника называется «письмо ощущений»
Иногда трудно определить, с чего начать перечень. В таком случае, не пытайтесь быть точным. Посмотрите на список по-иному, например:
Первый уровень: «Я злюсь, разочаровываюсь и завидую».
Второй уровень: «Я опечален, огорчен и мне больно».
Третий уровень: «Я боюсь, встревожен и напуган».
Четвертый уровень: «Я сожалею, пребываю в замешательстве и стыжусь».
Взглянув на одну из категорий, определите, что в ней созвучно вашему душевному настрою. Если подходит все, начните с чего угодно. Если не можете выбрать ничего определенного, начните с третьего уровня: «Я боюсь, что выбрала не тот уровень». В течение нескольких минут описывайте ощущения на одном уровне, а потом перемещайтесь на один вниз. Если Вы начали с четвертого, то после исследования чувств сожаления, замешательства и стыда, переходите на первый уровень. Проследовав с одного уровня отрицательных эмоций на другой, в конце концов, Вы почувствуете себя лучше, станете проявлять больше позитивных эмоций и любви. Не забывайте отразить эти позитивные ощущения на бумаге, как, впрочем, и то, чего Вам хочется. В частности, какой желаете быть, как выглядеть, что хотите делать и иметь.
5. Домашнее задание.
- Выполните упражнение «Сменить эмоцию».
Занятие№5
Содержание:
1.Беседа «Ваши эмоции»
А) Какие из двенадцати отрицательных эмоций Вы испытываете чаще других?
Б) Пробовали ли Вы поработать с ними, воспользовавшись упражнением «Сменить эмоцию»?
В) Что Вы почувствовали в ходе такой работы?
Г) Хотели бы Вы узнать о других методах работы со своими эмоциями?
2. Информирование «Работать со своими эмоциями»
- Второй способ работы с эмоциями состоит в замене объекта. Бывает так: Вы не вполне уверены, что ваши ощущения вызваны тем, что вывело Вас из себя. В этом случае просто поменяйте объект. Если мы застряли в какой-то отрицательной эмоции — значит, не только утратили связь с остальными негативными ощущениями, но вдобавок сосредоточились не на том. Мы можем думать, что некто вывел нас из себя, в то время как истинной причиной эмоционального кризиса являемся мы сами или наша боязнь чего-то. Чаще всего, если мы не можем осуществить разрядку своих эмоций, нам надо перенаправить их на что-то другое, что может беспокоить нас.
3.Саморазвитие «Осознание, что невозможно изменить и что возможно изменить»
- В процессе реализации этой техники Вы обнаружите: то, что кажется Вам причиной вашего дурного настроения, — только вершина айсберга. Углубившись в себя и исследовав другие вероятные источники своего беспокойства, Вы откроете, что перестали настаивать на том, чего не можете изменить. В то же время Вы поймете: то, что на самом деле вывело Вас из равновесия, может быть изменено. Например, если переменится ваше отношение к событию или ваше поведение.
4.Упражнение «Замена объекта»
- Если Вы сердитесь на начальника, и это чувство никак Вас не оставляет, составьте список всего, на что Вы вообще можете сердиться. Ощущайте свой гнев и спрашивайте себя, на что Вы еще сердитесь. Если Вас вывело из себя что-то, чего Вы не можете изменить, чаще всего причиной раздражения является нечто иное.
5. Домашнее задание.
- Выполните упражнение «Замена объекта»
Занятие№6
Содержание:
1.Беседа «Ваши эмоции»
А) В чём заключается второй способ работы с эмоциями?
Б) Пробовали ли Вы поработать с эмоциями, воспользовавшись упражнением «Замена объекта»?
В) Что Вы почувствовали в ходе такой работы?
Г) Хотели бы Вы узнать о других методах работы со своими эмоциями?
2. Информирование «Работать со своими эмоциями»
Третий способ: переместиться во времени. Если предыдущие методы не сработали, необходимо перенестись в прошлое или в будущее. Давайте сначала рассмотрим процесс перемещения в былое. Связав свои нынешние ощущения с тем, что имело место в прошлом, мы можем найти очень эффективное решение.
Намного легче прочувствовать свои эмоции и освободиться от них, если Вы можете связать их со своим прошлым. Если сейчас мы сердимся, нам трудно освободиться от этой эмоции. Мы считаем, что нам надо сердиться, чтобы затем все вышло по-нашему. Когда мы печалимся и переживаем о потерях, — даже не задумываемся над тем, что будущее всегда приносит больше. Наконец, сегодня мы боимся потому, что не знаем, что уготовано нам завтра. Между тем, взглянув в прошлое и заново пережив старые страхи, мы убедимся, что на самом деле все было не так плохо, как казалось, и что со временем все образовалось. Ретроспекция помогает эффективно избавиться от негатива, и в этом ее благо.
Подумайте о тех случаях, когда Вы были чем-то сильно расстроены. Разве позже не выяснилось, что все не так уж и страшно? Вспомните, как вы боялись худшего, а этого не произошло. А если и произошло? Разве, в конце концов, все не изменилось и дела не пошли на лад? Так мы можем извлечь пользу из обращений в прошлое — если свяжем нынешние ощущения с тем, что чувствовали когда-то.
После того как мы установили такую связь, надо представить, будто мы находимся в прошлом, но при этом способны работать над своими эмоциями. Отразив на бумаге свои ощущения на каждом из эмоциональных уровней, мы можем сочинить «письмо-отклик». В нем мы напишем то, что мечтали бы прочесть. Если мы получим такое послание, написанное с любовью, трудные моменты прошлого не отзовутся в нас чувством бессилия или убеждением, что мы обделены любовью. Этот опыт сделает нас более уравновешенными и сознающими свое истинное «я». Заново пережив события прошлого и обогатив их с помощью письма-отклика, вы довольно легко избавитесь от отрицательных эмоций.
Неизжитые чувства, приходящие из прошлого, не представляются нам, говоря: «Привет! Я — твоя боязнь быть брошенным, которая появилась у тебя при встрече с реалиями жизни!» Когда проявляется наше прошлое, мы можем ничего не знать об этих переживаниях. Мы можем испытывать страх, но не знать, чего боимся; или завидовать, не имея явных на то оснований. Довольно часто наша реакция выглядит преувеличенной. Мы не спешим поделиться с другими людьми своими переживаниями, потому что они кажутся нам слишком негативными. Поэтому мы пытаемся подавить их. Но вместо этого можно связать их с тем периодом прошлого, в который подобные эмоции являлись адекватной реакцией на событие; в то время наши мысли и поступки соответствовали нашему уровню развития.
С точки зрения логики (которая придает смысл всем нашим чувствам) ощущение счастья» внутренней полноты и успеха несовместимо с печалью и депрессией, вызванной неудачами в делах. Тем досаднее, что люди, не уверенные в успехе своего дела, впадают в уныние при первых же неудачах. Они не осознают, что это всего лишь временные трудности. Когда Вы свяжете свои нынешние ощущения со своими прошлыми временными неудачами, ваш разум позволит сердцу чувствовать глубже. Если основная масса негативных эмоций все же не всплывает (для того чтобы уйти), значит, Вам нужно продвинуться еще дальше в прошлое, чтобы добраться до более глубоких ощущений.
Чем глубже мы погрузились в прошлое, тем свободнее можем позволить себе испытывать отрицательные эмоции. Ведь чем мы младше, тем более непосредственны. Поэтому наши чувства будут более сильными, а порой и более негативными.
Если ребенок, которого оставляют на попечение няньки, оглашает квартиру криком, мы относимся к нему с сочувствием. Его ум еще недостаточно развит и неспособен понять, что мама или папа вернутся. Это один из самых важных уроков, которые нам необходимо усвоить в процессе своего роста. Когда наш источник любви уходит, мы все равно остаемся в безопасности: этот человек снова придет к нам! В детстве, когда мы еще не прошли этого урока (и многих других), наша эмоциональная реакция была очень сильной.
Связав свои сильные нынешние переживания с прошлым, мы помещаем их в такие условия, в каких они могут проявиться на поверхности. Иногда мы блокируем свои теперешние эмоции, поскольку не находим рационального объяснения сильным чувствам, бушующим в душе. Научившись связывать свои переживания с прошлыми эмоциями (от которых все еще не избавились), мы получаем шанс ощутить их и освободиться от них.
3.Саморазвитие «Мысленное перемещение во времени»
- Если Вы сильно расстроены и не знаете почему, очевидно, что причину ваших переживаний надо искать не в текущем моменте. Чтобы прочувствовать скрытую эмоцию и освободиться от нее, Вам необходимо создать условия для ее выражения. Научиться мысленно перемещаться во времени очень важно. В противном случае, не обнаружив причину скрытой эмоции, ваш ум будет порождать новых чудовищ.
Если мы не можем создать условия для безопасного проявления чувств и освобождения oт них, мы автоматически будем вовлечены в ситуацию, вызывающую ощущения, от которых не освободились. От движения вперед, к построению такой жизни, какой хочется, нас удерживает тенденция повторять свое прошлое. Вызвана она нашим нежеланием (или неспособностью) прочувствовать возникающие ощущения. Если мы не желаем видеть то, от чего нужно избавиться, мы вновь и вновь будем попадать в подобный переплет.
Мы всегда или притягиваем к себе разнообразные события, или вовлекаемся в них. Если мы привлекаем отрицательную ситуацию, которая и близко не имеет ничего общего с тем, чего хочет наш ум, значит, душа стремится помочь нам войти в контакт с внутренним негативом и избавиться от него. Душа знает, что иногда нет другого способа восстановить связь с нашим истинным «я», иначе как создав условия для проявления подавленной боли.
4.Упражнение «Метод наделения себя полномочиями»
- Иногда, вместо того чтобы работать со своими чувствами, обращаясь в прошлое, мы можем бросить взор вперед. Если мы расстроены и не в состоянии избавиться от негативных ощущений, существенно улучшить свое состояние можно с помощью следующего приема. В течение нескольких минут представляйте, что и без того скверная ситуация еще более усугубилась. Созерцайте развитие того, на что Вы сердитесь. Вообразите, что ваши страхи воплотились в жизнь. Представьте, что в будущем все это имеет место. Теперь работайте со своими эмоциями.
С помощью этого ухищрения, задействовав свое воображение, Вы можете создать подходящие условия для выхода эмоций на поверхность. Когда это произойдет, уделите несколько минут тому, чтобы связать их со своим прошлым, а затем для освобождения от отрицательных эмоций используйте метод номер один. Такая техника называется «наделение себя полномочиями».
Пример: Джек очень нервничал накануне очередной презентации его фирмы. Задолго до этого важного события он потерял сон, чувствовал беспокойство и дискомфорт. На семинаре по достижению личного успеха он применил вышеизложенный метод: переместился в будущее, чтобы реализовать свои страхи. Записал на бумаге все наихудшее, что могло произойти. Представил, что все идет из рук вон плохо. Писать ему было легко, хотя и не совсем приятно. Он вообразил, что не смог толком ничего объяснить; над его шутками никто не смеялся; его выступление ни на кого не произвело впечатления; его идеи были ниже среднего уровня; у него не будет другой возможности выступить, потому что его увольняют.
Взглянув в лицо своему страху, он почувствовал печаль, боль и разочарование. А затем связал эти эмоции со своим далеким прошлым, когда совсем иная аудитория действительно прервала его выступление. Сделав это, Джек начал работать со своим прошлым, используя метод номер один. В результате его нервозность как рукой сняло. Впрочем, периодически она снова появлялась. Но теперь он уже знал, как с ней справиться.
5.Домашнее задание.
- Выполните технику «наделения себя полномочиями».
Занятие№7
Содержание:
1.Беседа «Ваши эмоции»
А) В чём заключается третий способ работы с эмоциями?
Б) Получается ли у Вас перемещаться во времени?
В) Что Вы почувствовали в ходе такой работы?
Г) Хотели бы Вы узнать о других методах работы со своими эмоциями?
2. Информирование «Работать со своими эмоциями»
- Четвертый способ: подменить субъект
Четвертый способ работы со своими отрицательными эмоциями основан на замене субъекта. Вместо того чтобы сосредоточиваться на своей боли, найдите время дли сопереживания чужому несчастью. Переместив внимание с себя на других, мы удаляемся от своей боли и, в конце концов, позволяем ей уйти. Если в ответ на события, происходящие на экране телевизора, из ваших глаз брызжут слезы, Вы можете не знать, почему кино так сильно на Вас подействовало. Но причина явно кроется в вашем прошлом. Был задет нерв. В сюжете оказалось нечто такое, что позволило вашему сердцу почувствовать то, что ему необходимо было ощутить.
Неплохо посмотреть дома видео, но лучше все же пойти в кинотеатр, где Вы сможете сопереживать героям фильма вместе со зрительским залом. Аналогичное исцеляющее воздействие оказывает и чтение книг. Ощутив чужую боль и радость, мы приходим в тесное соприкосновение со своими собственными чувствами. Имеет смысл наведываться и в театр, поскольку на сцене мы видим те проблемы, с которыми встречаемся в жизни. Там коллизии еще более трагичны (или комедийны), стало быть, нам легче испытать нужные эмоции.
В жизни мы часто подавляем свои ощущения, потому что ум сводит их на нет. Кино, книги и театр выпячивают наши собственные проблемы. Неспроста мы так близко воспринимаем боль и печаль героев. Сочувствуя им, мы высвобождаем свои эмоции.
Музыка и пение также врачуют сердце. Классическая музыка не утратила своего значения, потому что композиторы отражают в ней драматические порывы души, сопровождающиеся такими экстремальными эмоциями, как восторг спасения, надежда, опустошение, страсть, горечь предательства и отчаяние. Тот же спектр переживаний могут отражать стихи и лирические песни.
Еще один способ подменить субъект и тем самым помочь себе — участие в группе поддержки. Поделиться чувствами с друзьями или рассказать о своих переживаниях в группе поддержки, состоящей из людей, похожих на вас, — верный способ, позволяющий излить свою боль, а не просто уйти от нее. Когда мы слышим о чужих страданиях, сопереживаем и плачем вместе, наши собственные эмоции высвобождаются. Для людей, которые не могут обнаружить те свои страдания, над которыми нужно работать, четвертый метод нередко является предпочтительным. Он помогает заглянуть внутрь себя, ощутить свои раны и залечить их
3. Саморазвитие «Способность освободиться от негативных эмоций»
- Узнав о четырех методах, Вы получили в свои руки эффективный инструмент для работы с чувствами. Теперь Вы способны войти в соприкосновение с любыми отрицательными эмоциями и можете освободиться от них. Начав заниматься по этой системе, Вы за несколько месяцев научитесь уверенно держаться в седле и сможете направить свой новый велосипед куда захотите.
4.Упражнение «Резервуары любви»»
- Существует два основных способа наполнить свои резервуары любви. Дарить срою любовь Богу и ощущать Его любовь к Вам, а также любить родителей, семью, друзей, ровесников, себя, детей, мир и чувствовать, что они любят вас.
Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте, что внутри Вас, в вашем сердце есть дверца. Она открыта. Глубоко вдыхая воздух, Вы впускаете в ваше сердце любовь Бога к Вам, выдыхая – Вы дарите свою любовь Богу и всем вашим близким…
5.Домашнее задание.
-Пользуйтесь полученным инструментом.