Пути преодоления школьной тревожности (на примере пятых классов)
Материал содержит информацию о преобладающем виде школьной тревожности учеников при переходе из начального звена в среднее и путях ее преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_preodoleniya_shkolnoy_trevozhnosti_na_primere_pyatykh_klassov.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути преодоления школьной тревожности
(на примере пятых классов)
Современное образовательное пространство предполагает раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Согласно инициативе «Наша новая школа», школьная пора представляет собой время формирования личности подрастающего поколения, выбора жизненного пути, время овладения социальными нормами и правилами.
Во всем многообразии отражения индивидуальности сквозь призму социально-личностного развития, основным фактором активного участия человека в социальном взаимодействии является социально-психологическое здоровье участников образовательного процесса. Психологическое здоровье выступает необходимым условием активного развития человека в обществе. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим принципом сохранения и укрепления здоровья школьников.
При решении задачи сохранения психологического здоровья школьников необходимо понять факторы, вызывающие отрицательную динамику данного процесса. Основным из них является тревожность, которая способна формировать мнительную личность с совокупностью комплексов различного содержания.
Одно из определений тревожности, данное А.М.Прихожан, является рассмотрение тревожности как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». При этом, тревожность проявляется и как отдельная черта личности, и как устойчивое свойство характера человека. Очевидно, что дети, имеющие неадекватную самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.
Труды многих научных деятелей, педагогов, психологов рассматривали проблему тревожности и варианты её снижения. Среди них - А. М. Прихожан, Е. И. Рогов, С. Л. Рубинштейн, Р. С. Немов, Л. В. Макшанцева, Е. А.Савина, Н. П. Шанина, Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Л. В. Бороздина, Б. Д. Кочубей, Н. В. Клюева, Р. В. Касаткина, С. В. Крюкова, Р. В. Овчарова и др. Данные исследований подтверждают, что эмоциональные расстройства у детей не проходят бесследно, а способствуют возникновению в последующем своеобразных личностных характеристик, нервно-психических и психосоматических отклонений.
Таким образом, учитывая актуальность данного вопроса, нашей школьной психологической службой большое внимание уделяется диагностике тревожности учеников как участников образовательного процесса.
Нами было проведено диагностическое исследование уровня школьной тревожности учащихся пятых классов МБОУ «Гимназии №1» ковылкинского муниципального района. В работе принимало участие 63 пятиклассника. Основным методом изучения использовалась методика определения уровня тревожности Филипса.
В результате исследования выявился фактор, способствующий дискомфортному личностному состоянию 38% опрошенных школьников – страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Данный компонент присутствует в процессе ориентации на значимость других в оценке собственных результатов, поступков, мыслей. Ребенок проявляет тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими, сам при этом ожидает негативных оценок. Получается, ребенок совершает действия, боясь при этом быть негативно оцененным. Соответственно, индивидуальность школьника ставиться «под удар», так как любое нестандартное проявление может быть негативно оценено окружающими.
Более того, индивидуально-личностные проявления школьника блокируются страхом самовыражения, присутствующим у 34% опрошенных. Все ситуации, при которых существует необходимость самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей имеют негативно окрашенное эмоциональное переживание. При этом, даже такое каждодневное явление, как выступление у доски, для группы детей представляется настоящим испытанием. Данный показатель тревожности тесно сопряжен с показателем страха ситуации проверки знаний, который приближается к 32%. Примечательно, что школьники, которые учатся на «отлично» и «хорошо» испытывают тревожность в значительной степени больше, чем дети, занимающиеся учением относительно ровно и без особых усилий.
Недостаток личных ресурсов школьников и отсутствие навыков конструктивного взаимодействия составляют ситуацию переживания социального стресса, свойственную 29% опрошенных. Страхи школьников, связанные с показателем взаимодействия с педагогами соответствуют 24%, что в значительной мере меньше показателя страха социальных контактов ребенка со сверстниками.
Число детей, принадлежащих к числу наиболее мнительных и беспокойных, составляют такой показатель тревожности, как низкую физиологическую сопротивляемость стрессу (16%). Особенно показатель высок из числа девочек, которые в буквальном смысле падали в обморок у доски или от страха отвечать.
Говоря о социально-психологическом благополучии участников образовательного процесса, необходимо отметить, что детям, имеющим совокупность тревожащих факторов, достаточно сложно сохранять самообладание, адекватную самооценку. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Таким образом, детям необходима поддержка, понимание, помощь социально-психологического характера. Ведь школьникам приходится решать сразу несколько задач: соответствовать статусу ученика в образовательно-воспитательном процессе и развивать, искать себя как личность, как индивидуальность. Как и все, с чем им раньше не приходилось сталкиваться, данные процессы проходят со значительными трудностями, и нам – педагогам, родителям, администрации школ необходимо помнить об этом и учитывать в процессе образовательно-воспитательного взаимодействия.
Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что перед взором педагогов ученики предстают не только как субъекты образовательного взаимодействия, но и дети, которым необходима поддержка и понимание. Значительная часть всего объема обучающихся школьников еще со школьной скамьи имеют предпосылки формирования низкой самооценки, недостаточной веры в свои силы, трудности с творческим самовыражением и т.д. Таким образом, в руках педагогов личность школьника предстает тем неокрепшим «материалом», которому можно задать «форму», характеристики, способствующие сохранению его социально-психологического благополучия. Данную «форму» необходимо распознать в каждом ребенке, учитывая его индивидуально-личностные особенности.
Первоначальный этап работы строился на максимально полном изучении индивидуально-личностных особенностей школьников. Посредством работы с классными руководителями, нами были составлены анкеты для родителей учеников, где они могли отразить личностные особенности детей. Далее нами была изучен социально-психологический климат в классах посредством социометрии. Наша предварительная работа включала также изучение темперамента каждого ребенка. Проведенная работа позволила получить сведения о психологических особенностях школьников.
Работа с педагогами в нашем образовательном учреждении проходила в форме бесед, семинаров, тематических встреч. Темы обсуждения отражали актуальность изучаемых вопросов, таких как изучение возрастных особенностей детей, важность учета особенностей темперамента, индивидуальный подход в работе и др. Работа с родителями включала психолого-педагогические консультации.
Психологические занятия с детьми проводились 1 раз в неделю. Наибольшее внимание нами было уделено формированию адекватной самооценки школьников, развитию коммуникативных качеств, изучение способов регуляции поведения и снятия мышечного напряжения. Стоит отметить роль консультаций индивидуально-личностного характера, где ребенок может совместно с психологом рассмотреть интересующий его вопрос и найти путь преодоления сложившейся ситуации.
Одним из основных факторов успешности проводимой работы является взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, взрослых, педагогов, администрации школы. Именно конструктивный диалог субъектов образовательного взаимодействия способствует формированию социально-психологического здоровья детей.
В результате проведенной психолого-педагогической работы показатели школьной тревожности детей снизились. Страх ситуации проверки знаний понизился на 14%, страх самовыражения – на 18%. Результативность работы по формированию адекватной самооценки рассматривается с позиции её повышения на 19%.
Полученный результат имеет для нас большое значение, так как работа по поиску путей преодоления школьной тревожности актуальна на протяжении всего периода обучения школьников и её результативность напрямую влияет на формирование полноценной личности подрастающего поколения.
Заявка (учреждения, организации)
на участие в 111 Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные аспекты формирования инновационного образовательного пространства»
Информация об учреждении (организации)
Наименование учреждения (организации) | МБОУ «Гимназия №1» ковылкинского муниципального района |
Почтовый адрес | 431350 Мордовия. Ковылкино, ул.Пионерская, 44 |
Код, телефон, факс | 8(83453) 2-13-83 |
Электронная почта | Kovsk1@mail.ru |
Ф.И.О. руководителя | Циликина Антонина Ивановна |
Контактное лицо (Ф.И.О.) | Золотаева Елена Ивановна |
Регистрационная карта участника
Информация об участнике
Ф.И.О. | Супрякова Наталья Михайловна |
Дата рождения | 07.12.1982 |
Место работы (курс, группа) | МБОУ «Гимназия №1» ковылкинского муниципального района |
Должность, ученое звание | психолог |
Контактный телефон (домашний, сотовый) | 89271771850 |
Электронная почта | natashasupryakova@yandex.ru |
Информация о работе
Название секции | Социально-психологическое здоровье участников образовательного процесса |
Название публикации | Пути преодоления школьной тревожности (на примере пятых классов) |