Буклет "Трудности переходного возраста"

«Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возрастПодростковый возраст - это тот период в жизни  ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является чуть ли не самым важным временем на пути развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_trudnosti_perekhodnogo_vozrasta.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

        Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

К подростковым трудностям относятся: резкое снижение учебной мотивации, потребность во взрослом общении, импульсивность подростка.

Развитие учебной мотивации:

  1. Интересуйтесь предметами ребенка,  которые он изучает в школе.
  2. Не угрожайте и не унижайте ребенка.
  3. Не говорите о школе плохо и не критикуйте учителей.
  4. Отстаивая свое мнение, разговаривайте

с ребенком твердо, но спокойно.

Воспитание устойчивого нравственного поведения:

Задача родителей – помочь ребенку научиться регулировать свое поведение. Оценка родителей, сравнение с положительными героями кино, литературных произведений, пример значимого для подростка старшего товарища или взрослого, анализ поступков подростка, результатов его деятельности – вот перечень путей решения этой задачи.

Развитие самостоятельности ребенка является важной предпосылкой устойчивого нравственного поведения.

Импульсивность подростка - следствие повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для этого возраста

Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество – самый взрывоопасный возраст: подросток
в это время – как раскаленная лампочка

Коррекция импульсивности:

  • Определите условия, которые оказывают на ребенка неблагоприятное, возбуждающее воздействие и не подвергайте ребенка этому воздействию.
  • Давайте короткие, четкие инструкции при постановке задач перед  ребенком.
  • Заранее обсудите с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.
  • Предоставляйте ребенку право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен этот выбор.
  • Общаясь с ребенком, сохраняйте спокойствие. Помните, что ему передается ваше эмоциональное состояние.

На развитие личности человека основное влияние оказывает его семья, стиль семейного воспитания в котором воспитывается ребенок с момента рождения.

Оптимальным условием воспитания является сочетание требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Ребенок, выросший в любви, поддержке скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и добр.

Правила, поддерживающие

в семье бесконфликтную атмосферу:

  • Поручите подростку дело, подчеркивая, что вы уверены в его способности и силах.
  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
  • Необходимо прививать детям непреходящие ценности: честности, трудолюбия, благородства, уважения

к личности другого.

  • Главным в отношениях между родителями и детьми является принцип двустороннего уважения .
  • «Учите детей думать».
  • Ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.
  • Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Отрочество – этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до13-14 лет, совпадающий в современной российской школе со временем обучения детей в 5-8 классах.

Позитивный смысл подросткового кризиса

в том, что через него,

через борьбу за независимость подросток

удовлетворяет потребность

в самопознании и самоутверждении.

У подростка возникает

чувство уверенности в себе,

формируются способы поведения,

 позволяющие в дальнейшем справляться

 с жизненными трудностями.

 

Рекомендуемая литература

  1. Грэй Дж. Дети – с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе/ Перев. с англ. М., 2005.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б.“Общаться с ребёнком. Как?” Москва, АСТ, 2007г.
  3. Егорова А. Как правильно общаться с ребенком.М., 2007.
  4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Дрофа-Плюс, 2005.
  5. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1990.
  6. Ломтева Т.А. Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14лет). М.: Дрофа-Плюс, 2005.

МБОУ «Нарышкинская СОШ»