ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ДЕТЕЙ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Проблема делинквентного поведения является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Серьезные трудности представляет эта проблема на современном этапе общественного развития, в период мирового финансового кризиса, всеобщей нестабильности, которые приводят к перестройке сознания людей. Особенно трудно в этот период приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью, противоречивостью. Именно поэтому, говоря об отклоняющемся поведении, имеют в виду в основном подростков. В этот период личностного развития, взрослеющий человек переоценивает ценности взрослого, формируется самооценка, самосознание, возникает «чувство взрослости», желание эмансипироваться от взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_e._o.bulakhtina.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
ДЕТЕЙ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Е. О. Булахтина
(г. Астрахань)
Проблема делинквентного поведения подростков является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Серьезные трудности представляет эта проблема на современном этапе общественного развития, в период мирового финансового кризиса, всеобщей нестабильности, которые приводят к перестройке сознания людей. Особенно трудно в этот период приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью, противоречивостью. Именно поэтому, говоря об отклоняющемся поведении, имеют в виду в основном подростков. В этот период личностного развития, взрослеющий человек переоценивает ценности взрослого, формируется самооценка, самосознание, возникает «чувство взрослости», желание эмансипироваться от взрослых.
По данным социологических исследований в настоящее время в России наблюдается увеличение числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, которое проявляется в формах жестокости, повышенной агрессии, воровства, хулиганства, сексуальных ранних связей, проституции, курения, наркомании, токсикомании, алкоголизма, попрошайничества, тунеядства, вандализма, ухода из дома и бродяжничества, суицидального поведения и многое другое (И.И.Саламатина, 2006). Это требует проведение мероприятий направленных на разработку психологической помощи этим подросткам, которая может проявляться в консультировании, в разработке тренинговых программ и обучающих семинаров.
Консультируя подростков можно столкнуться с временными и постоянными формами отклоняющего поведения, с устойчивыми и неустойчивыми формами, структурированными и неструктурированными (по критерию организованности). Формы также бывают стихийные и спланированные (по критерию цели), экспансивные и неэкспансивные (по критерию уровня вторжения в жизнедеятельность окружающих людей), эгоистичные и альтруистические (по направленности интересов личности на себя или на окружающих) (Е.В. Змановская, 2004; И. А. Фурманов, 2004). Это говорит о большом многообразии форм отклоняющего поведения. Знание этих форм необходимо в консультационной практике подростков с отклоняющим поведением.
У многих подростков имеющих делинквентное поведение отмечается противоправное поведение личности, то есть действие конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), сами действия – деликтами. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, чётко выраженных в правилах (законах) общества (Е.В. Змановская, 200). Основы делинкветного поведения закладываются в семье. Это чаще всего деструктивные семьи. Поэтому особо пристального внимания со стороны психолога заслуживает не только ребёнок с делинквентным поведением, но и его семья.
По мнению большинства отечественных и зарубежных авторов, решающее значение в формировании нарушений поведения и расстройств личности у подростков имеет семья (Е.И. Рогов, 2003, с.156). Большинство делинквентных подростков – выходцы из неблагополучных семей. Вместе с тем само понятие «неблагополучная семья» является весьма широким и многозначным. Под ним можно подразумевать отсутствие в семье по причине развода или смерти одного из родителей, злоупотребление одного или обоих родителей алкогольными напитками или наркотическими веществами, асоциальный характер поведения родителей, судимость и отбывание ими тюремного наказания, плохие материальные условия и многое другое. Кроме того, семейное воспитание подростка может быть осложнено определенными обстоятельствами, например такими, как психические или соматические заболевания родителей, их инвалидность, многодетность семьи. Вместе с тем принадлежность подростка к социально благополучной семье также не гарантирует его поведение в рамках социальных норм. Часто в качестве «неблагополучия» в таких семьях выступают характерные для них взаимоотношения между родителями. Появляется позиция вседозволенности, замена человеческого живого участия в воспитании ребенка миром материальных ценностей ведут к фрустрации потребностей подростка в принятии, внимании, любви со стороны родителей. Как следствие защитной реакцией такого подростка могут стать неадекватные формы поведения.
В процессе подготовительного этапа при проведении психологического консультирования с родителями и подростками можно применить опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Шафер в 1965году), который направлен на изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трёх факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль (Е.И. Рогов, 2003, с.156).
Также, помимо опросника, в качестве одного из методов могло бы выступить интервью, в котором были бы выделены наиболее важные события семейной жизни, реакция на них со стороны подростка. В процессе интервьюировании выясняются наиболее близкие, значимые, для подростка люди и его представления о динамике своего поведения в связи с изменениями семейной ситуации (Р. С. Немов, 1999).
Так как для значительного числа делинквентных подростков характерны различные нарушения психического развития, а также признаки педагогической запущенности, представляется целесообразным использование проективных и рисуночных методик, позволяющих преодолеть ограничения, связанные с когнитивной или рефлексивной недостаточностью делинквентных подростков.
Проводя индивидуальное консультирование с подростками, имеющими отклонение в поведении работа должна быть, направлена, прежде всего, на понимание истоков индивидуальных проблем, которые могут лежать во внутриличностной, в социальной и во внешней плоскости. При этом можно сказать, что только комплексная работа с родителями и их подростками может дать положительные результаты.
Литература
- Змановская Е. В. «Девиантология: (психология отклоняющегося поведения)»: Учеб. Пособия для студентов высшего учебного заведения. – 2-е издание, - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.
- Немов Р. С. «Основы психологического консультирования»– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
- Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога»: Учеб.пособиев: 2кн. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 480с.
- Саламатина И. И. «Проблема делинквентности личности в зарубежной научной литературе» - Педагогическое образование и наука, 2006. – 36с.
- Фурманов И. А. «Психология детей с нарушениями поведения» – М.:Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004. – 351с.