РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ


Предварительный просмотр:

Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом и речевом развитии

(Консультации для воспитателей)   

 

Цели занятий: научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться.

 Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые. Даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

Умение распознать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных, начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, шеи, корпуса. Дети могут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и, наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Ведь только ненапряженные руки легко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. В каждом упражнении логопед проверяет напряжение и последующее расслабление мышц. Касаясь руки, ноги, шеи ребенка. Затем предлагает детям самим проконтролировать расслабление после напряжения.

Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга и человек становиться наиболее внушаемым. Только когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, можно перейти к целенаправленному внушению. Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным, и не дает негативных последствий.

В момент внушения дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты; происходит определенное отключение от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого внушения – помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе, в своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость пользоваться мышечной релаксацией после каких либо стрессов.

Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения расслабляющих упражнений, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда толь еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии. Посмотреть как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.

Расслабляющие упражнения проводятся в начале и в конце каждого развивающего познавательного занятия.

 Методические указания: процесс обучения расслаблению  по предлагаемой системе условно делится на три этапа:

1-ый этап – мышечных успокоений по контрасту с напряжением;

2-ой этап – мышечных успокоений по представлению; внушение покоя и расслабленности;

3-ий этап – внушение мышечного и эмоционального расслабления, введение формул правильной речи.

На первом этапе логопед объясняет детям, что такое поза покоя, какова цель первой игры, описывает необходимые действия. Текст рифмовок (их автор М. Лаписова), настраивающих на определенный лад, ребята не повторяют вслух. Интонация, медленный темп речи ведущего должны способствовать проявлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии. Каждое занятие по расслаблению начинается с позы покоя. предполагается. Что в конце первого этапа дети научатся расслаблять  мышцы рук, ног, шеи и живота.

На втором этапе  можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и покоя.  Голос логопеда должен быть негромким  успокаивающим; речь - четкой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения. Внушение проходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения, которые он вызывает у детей.

Практика показала: выход из состояния покоя должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: «Команды выполнять точно, раньше времени глаза не открывать».

К концу второго этапа логопед вызывает у детей образное представление о расслабленности и спокойствии: предлагается вспомнить как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние покоя, в сеанс внушения вводится сравнение типа: «будто мы лежим на травке, на зеленой, мягкой травке……».

Расслабление по представлению подводит ребенка к тому, что со временем он сам сумеет расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции.

На третьем этапе расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечное спокойствие вызывается только внушением. Повторяются уже известные детям формулы  и вводятся новые, направленные на формирование навыков правильной речи.

 Описание основных упражнений.

Логопед: На наших занятиях мы будем учиться экономно расходовать свои силы. Силы нужны человеку, чтобы играть, думать, заниматься спортом, правильно говорить, писать, считать. Чтобы хорошо работать, нужно уметь и хорошо отдыхать.

Сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку, руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. Это поза покоя. все занятии мы будем начинать с позы покоя.

 Упражнения для расслабления рук, ног, корпуса по контрасту с напряжением.

«На пляже». Логопед (показывает и объясняет): представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, руки и ноги поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Ноги и руки свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте как я:

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем,

Выше руки поднимаем.

Держим, держим, напрягаем…

Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол, руки - на колени)

Ноги не напряжены,

Руки не напряжены и рассла-а-блены.

 «Кораблик». Логопед (показывает и объясняет): представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширину плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклоните вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: сильнее прижмите к полу левую ногу, тело наклоните влево, и правая нога расслабится. Слушайте и делайте как я:

Стало палубу качать – ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую – расслабляем!

 Сядьте и слушайте:

Снова руки на колени, а теперь немного лени…

Напряженье улетело, и расслабилось все тело…

Наши мышцы не устали и еще послушней стали.

«Шарик». Логопед (показывает и объясняет): представьте себе, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар.  Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно – будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте как я:

Вот как шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, вольно, глубоко.

 

Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата – губ, челюстей, языка.

(Проводятся аналогично предыдущим. Образы и техника расслабления подсказываются рифмованным текстом).

 «Лягушки»

Вот понравится лягушкам: тянем губы прямо к ушкам!

Потяну – и перестану, но нисколько не устану!

Губы не напряжены и расслаблены.

 «Орешек»

Зубы крепче мы сожмем, а потом их разожмем,

Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляется.

 

«Горка»

Кончик языка внизу, язык горкой подниму.

Спинка языка тотчас станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю – напряженья не люблю.

Язык на место возвращается и приятно расслабляется.

 

Общее мышечное и эмоциональное расслабление.

Логопед:

Все умеют танцевать, бегать. Прыгать и играть,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая. Очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно: расслабление приятно.

Реснички опускаются, глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке… На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.

Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло и телу.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляется.

И послушный наш язык быть расслабленным привык.

 

Громче, быстрее, энергичнее:

Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Крепко пальцы сжать в кулак,

И к груди прижать - вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!

Распахнуть глаза пошире – раз, два, три, четыре!

 

Дети встают и хором с логопедом поизносят:

Веселы, бодры мы снова к занятиям готовы.

 

Формулы правильной речи.

Логопед:

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре

Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!

И легко нам говорить, и не хочется спешить.

Так спокойно, так приятно. Говорим - и всем понятно.

 

Данные занятия помогают стать ребятам более спокойными и работоспособными. Благоприятствуют созданию радостной  и свободной обстановки на занятиях.

 

Подготовила педагог-психолог Катаргина И.А.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Кто он «проблемный» ребенок? Как с ним быть?

Только в книгах любят Тома Сойера. А в жизни таких детей, не любят ни в детском саду, ни в школе.

Какой ребенок, для вас является «проблемным»? Я не ошибусь, если скажу, что чаще всего – это дети с нарушениями поведения. О них и пойдет речь. В целом нарушения поведения имеет в своей основе не только педагогические просчеты взрослых, но и определенную слабость ц. н. с. , обусловленную, как возрастной незрелостью, так и нередки случаи ММД, неблагоприятной беременностью и родами. Одним из наиболее популярных методов работы с такими детьми является, психотерапевтический. Сам по себе данный вид работы не способен изменить поведение, данные занятия могут лишь «раскачать» ситуацию, выявить истинную проблему, лежащую в основе возникшего осложнения. Дальнейшая работа ложится на плечи тех взрослых, которые проводят с ребенком каждый день, т. е. на его родителей и воспитателей. Психолог же задает основное направление этой работы, определяет общую тактику, регулирует ход воспитательного процесса, оказывая постоянную консультативную помощь.

К детям с нарушениями поведения относят:

  1. агрессивных
  2. вспыльчивых
  3. пассивных

Агрессивные, многим маленьким детям свойственна агрессивность. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Выделяют физическую агрессию (драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их); вербальную агрессию (оскорбляют, дразнят, ругаются). Тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Первым шагом является попытка сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это легче сделать, чем в отношении вербальной. Надо показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Подвергнуть его поступок суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой. Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Иногда можно превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если ребенок, оскорбляет других детей, то взрослый должен посоветовать им, чем ответить.

Вспыльчивые дети те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами. Очень важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций.

Пассивные дети, взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Тем не менее это далеко не всегда так. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире. Более эффективным будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое поведение, так как осведомленность поможет найти пути установления контакта с ним. Необходимо помочь ребенку, приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из под опеки одного взрослого, которому доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми –сверстниками и взрослыми.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Психолого-педагогические аспекты
взаимодействия с тревожными детьми в ДОУ

Основные аспекты проблемы тревожности.

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет; трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.

Впервые выделил и акцентуировал состояние беспокойства и тревоги З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувства беспомощности. В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Многозначность понимания тревоги заключается и как – временное психическое состояние, возникающее под воздействием стрессовых факторов. Селье рассматривал 3 фазы: 1 фаза – возникновение тревоги, 2 фаза – исчезновение тревоги, 3 фаза – увеличение тревоги, истощение Н. С. ., понижение иммунитета. Причинами тревоги могут быть:

- Фрустрация социальных потребностей;

- Реакция на представленную угрозу;

- Первичный показатель неблагополучия. Когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребность;

- Свойства личности.

Свои определения понятию «тревога» давали Астахов, Лазарус Р, Прихожан А. М. , Спилбергер Ч. Д. и др. Многие авторы сближают тревогу с эмоцией страха.

Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психологического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных представлений, а с физиологической сферы сопровождается активизацией автономной нервной системы. Тревога как состояние, в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях предполагания предвосхищения негативных результатов. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль, не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики, способный повышению уровня эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение деятельности.

Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживаниями стресса.

Некоторые авторы считают что, причины, вызывающие тревогу условно можно разделить на субъективные и объективные. Субъективные – неверное представление об исходе предстоящего события и психологического характера, приводящего к завышению субъектом значимости исхода предстоящего события. Объективные – экстремальные условия, предъявление повышенных требований к психике человека, утомление, беспокойство по поводу здоровья, нарушения психики, влияние фармакологических средств. Психологические причины: вызванные внутренним конфликтом, связанные с неверным представлением о собственном образе «Я», неадекватном уровне притязаний, недостаточное обоснование цели, предчувствие объективных трудностей.

Некоторые авторы считают, что немотивированная тревожность может быть признаком психического расстройства – нахождение угрозы в других людях (бред ущерба), в собственном теле (ипохондрия), в собственных действиях (психастения). Личностную тревожность можно рассматривать как системное свойство, проявляющееся на всех уровнях активности человека.

В социальной сфере – тревожность оказывает влияние на общение, на социально-психологические показатели деятельности руководителей, на взаимоотношения с руководителем, с товарищами, порождая конфликты.

В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний, снижения самооценки, решительности, уверенности в себе, влияет на мотивацию. Обратная связь с такими особенностями личности: социальная активность, добросовестность, стремление к лидерству, принципиальность, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, работоспособность, степень невротизации и интроверсии.

В психофизиологической сфере тревожность проявляется на энергетике организма, активности биологически-активных точек на коже, развитием вегетативных расстройств.

Личность с высоким уровнем тревожности воспринимает окружающий мир как объект угрозы, угроза психическому здоровью личности и способствует развитию предневротического состояния; отрицательно влияет на результат деятельности; профориентация больше подходит человек-природа и человек – художественный образ, необходимы навыки самоконтроля и устойчивое поведение. Тревожность – источник агрессивного поведения, формирует конфликтные отношения

Исследования показывают, что тревога, зарождаясь у ребенка в 7 месяцев, в неблагополучных условиях в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – т. е. устойчивом свойством личности. Недостаточная сформированность или нарушение механизма психологической саморегуляциилежит в генезисе личностной тревожности, так считает Г. Ш. Габдреева. Н. Д. Левитов указывает, что тревожное состояние – показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов (темп, интенсивность деятельности – низкие, медленно включающиеся в работу, долго переключается, восстанавливается, быстро отвлекается). Главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считается: неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. При этом случае возникает страх, ребенок ощущает условность материнской любви. Высокая вероятность возникновения тревожности у ребенка при воспитании по типу: чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание. Отсрочка чего-то приятного, подкрепления.

Приход в детский сад увеличивает тревожность. Симбиоз личностной тревожности матери и ребенка увеличивает тревожность ребенка.

Н. В. Имедадзе отмечает следующие причины тревожности у детей дошкольного возраста, вызванные характером внутри-семейных отношений:

- излишняя опека;

- второй ребенок в семье;

- плохая приспособляемость (неумение одеваться, есть, спать);

- непоследовательность оценок, правил, авторитарный стиль отношений.

Если ребенок чрезвычайно зависим от состояния матери и к нему не найден индивидуальный подход в дошкольном учреждении, то возникает стойкий аффект на разлуку с матерью, что приводит к началу невроза.

К увеличению тревожности приводят также.

Недостаток уверенности в своих силах, проявляется в ситуациях, включающие опасность для чувства собственного достоинства при высоком уровне притязаний. Расхождение между положением, фактически занимаемым ребенком в коллективе и положением, который он хочет занимать. Прямая зависимость эмоциональной чувствительности ребенка и тревожности самих взрослых.

Наблюдается прямая связь между тревожностью и психическими процессами – мышление, память, внимание

Природные, генетические факторы развития тревожности трудно поддаются коррекции. Социальные факторы поддаются коррекции. Работа ведется в 3-х направлениях. 1. Работа над самооценкой. 2. Формирование адаптивного поведения. 3. Снятие мышечного напряжения. Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В игровой терапии необходимо 3 «П»: признание; принятие; понятие ребенка. Недирективная терапия – не оценивание, а описание действий ребенка с отражением чувств ребенка снижает уровень тревожности.

Диагностика тревожности: наблюдение – до 4-х лет; с 4-х цветовая диагностика эмоций О. А. Ореховой; проективная методика «Моя семья». Работа с родителями – тест Пари; тест Дарси-Баска; анкетирование.

Работа воспитателя включает:

- овладение навыками самоконтроля;

- внутренняя оценка действий;

- четкая система ограничений;

Использование «агрессивных» игрушек позволяет снизить уровень тревожности. Песок, вода, глина, пластилин, кубики, цвет – для снятия негативных эмоций. Лучше использовать шариковые ручки и фломастеры т. к. карандаши ломаются, красками пачкаются, что может увеличивать уровень тревожности. Технику овладения ограничений лучше отрабатывать на обычных детях, после осторожно переносить на работу с тревожными детьми. Хвалить тоже осторожно т. к. высокотревожный ребенок будет работать на похвалу, что будет увеличивать тревогу. Безопасные игрушки – куклы, машины, то, что не требует правильности действий и четкого выполнения правил. Складывание по образцу, мозаика по рисунку, подвижные игры соревновательного характера увеличивают тревожность.

Литература:

  1. Л. М. Костина. Игровая терапия с тревожными детьми. Речь. Санкт-Петербург. 2001г.
  2. А. Л. Венгер. Психологические рисуночные тесты. Владос-пресс. М. 2002г.
  3. Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Тонус. 2000г.
  4. Имедадзе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. Психологические исследования. Тбилиси. 1966г.

 

«Лесенка» для всех возрастов Якобсон, модификация А. С. Чернышева, Т. И. Сурьянинова

7 ступень – самые хорошие, умные, красивые и т.д.

6 ступень – тоже хорошие, но у них может что-то не получается

5 ступень то же хорошие, но у них уже несколько больше плохого, чем у детей на 6-й ступени

4 ступень – дети, у которых поровну плохого и хорошего

3 ступень – дети, у которых больше плохого

2 ступень - еще больше плохого

1 ступень – ужасные, плохие дети, злые, глупые

Появление критичности это 5-6 ступень, 7 ступень – наличие психологической защиты. Высокая самооценка – наличие или отсутствие защиты, критичности – 7ступень; адекватная самооценка – наличие защиты и критичности 5_6 ступень; низкая самооценка – отсутствие психологической защиты положение 4 ступень и ниже.

Глобальный когнитивный стиль и адекватная самооценка увеличивают устойчивость к ситуациям с высокой степенью неопределенности, адекватная самооценка является фактором устойчивости к неопределенности, а значит снижения уровня тревожности. Она позволяет гармонизировать, оптимизировать тревожные реакции.

«Исследования тревожности детей дошкольного возраста» Великанова Н. Ф. , модификация Гарднера.

70 карточек из разных областей: животных, людей, техники, растительного мира, профессии, предметы обихода. Ребенку предлагается их классифицировать. Отслеживается:

а) гибкость (на сколько групп разложено 3 группы – 3 балла, 2 группы – 2 балла) гибкость отслеживается по нестандартности разложенных групп;

б) время выполнения (мин. );

в) мотивация по 3-х балльной системе (очень интересно – 3б, интересно – 2б, неинтересно – 1б);

г) количество групп при классификации (N) ;

д) самостоятельность – 4 балльная система: 4б – без подсказки экспериментатора, 3б – 1 наводящий вопрос, 2б – совет действовать, 1б – демонстрация действий4

е) энергетические затраты, вопросы «Ты устал?» - 3б не устал, 2б – «немного», 1б – устал.

 

«Глобальщики» - быстрый и средний темп работы;

Высокая и средняя мотивация;

Высокая и средняя самостоятельность;

Низкие энергетические затраты;

Средняя и низкая гибкость (количество групп 2-10)

 

«Дробильщики» - низкий и средний темп (12 до 35 мин);

Средняя и низкая мотивация;

Низкая самостоятельность;

Количество групп от 15 до 44;

«Глобальщики» - устойчивы к неопределенности. «Дробильщики» - неустойчивы к неопределенности.

Захаров выявил, что к 7=8 годам тревожность переходит как качество характера, 3, 5 г – мальчики более тревожны в 7, 4 раза, чем девочки. 4 г – в 2, 9 раза, 5 лет – 1, 4 раза, 6 лет – 1, 8 раза.

План занятия:

  1. Разминка. «Росточек под солнцем» (под музыку)
  2. Упражнение «Доброе утро»
  3. Что я люблю (из еды, играть, одежды и т. д. )
  4. Упражнение «Качели». Парой, эмбрион раскачивают.
  5. «Художники – натуралисты»
  6. « Следы невиданных зверей»
  7. «Лягушки на болоте»
  8. «Угадай по голосу»
  9. Упражнение «Мое имя». Вы знаете, что имя растете вместе с Вами?
  10. Упражнение «Разведчики»
  11. Рисование самого себя: Зеленой - Какой Я есть; Голубой – Каким хочу быть; Красный – Каким меня видят друзья, мама
  12. «Закончи предложение»
  13. «Мамы обычно боятся»
  14. «Дети обычно боятся»
  15. Упражнение «Добрые и злые кошки». Ручеек, по сторонам злые кошки, потом добрые. Делимся ощущениями.
  16. Игра. «На что похоже мое настроение»
  17. Игра. «Ласковый мелок». Пара, на спине чертим что-то и отгадываем.
  18. Упражнение «Азбука страхов». Рисуем страхи, потом дорисовываем, делаем их смешными.
  19. «Страшная сказка по кругу». В конце что-то смешное.
  20. Упражнение «Принц и принцесса». Стул, ребенок сидит и другие ему говорят комплименты.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Можно ли избежать детской агрессивности?

Кто не может взять лаской,

тот не возьмет и строгостью

(А. П. Чехов)

  1. Сделайте так, чтобы избавить ребенка от переживаний, стрессов, конфликтов, тревоги и неуверенности в своих силах в семье.
  2. Будьте примером поведения для ребенка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нем планов мести.
  3. Обсуждайте с ребенком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора или драка.
  4. Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребенка.
  5. Ребенок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.
  6. Предложите ребенку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара:

«Воздушный шарик». – Ты шарик. Вот ты сердишься, все больше и больше (надуваете шарик). Что произойдет? Еще немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать, как лопнет). А если осторожно выпускать воздух, то он не лопнет и останется целым.

«Посиди»: как бабочка на цветке, бабушка в кресле, цветок на клумбе.

«Поплавай»: как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»(В. А. Сухомлинский).

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. 
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

На руке находятся биологически активные точки нашего организма. 
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.

Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.

Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.

Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры. Начинать следует из пальчиковой гимнастики. Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой. Превращая это в игру, говоря: "Пальчик, пальчик, где ты был?" - "С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел".

  • «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
  • «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
  • «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.
  • «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).
  • «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
  • «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
  • «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Существует, и продолжают разрабатываться методики, рекомендующие развивать мелкую моторику малышей, на материале движений без предметов, в частности с использованием народных потешек. Народные потешки это как основа для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них очень много ласкательных слов, обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.

Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. При этом ещё развивается память ребёнка в заучивании потешки.

Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Сорока»

Сорока -белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

«Моя семья»

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Эту методику мы с успехом используем в работе по развитию мелкой моторики рук. Одним из важных методов в развитии мелкой моторики являются средства изобразительного искусства.

В группе планируются занятия, где используются игры соответствующие возрастным особенностям каждого ребенка, игровые методики, проводятся занятия изобразительным искусством. Два раза в неделю малыши рисуют красками и карандашами и занимаются лепкой из пластилина. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима; учатся слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать свою работу, находить и исправлять ошибки, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы

Занятия проводятся в соответствии с установленными программами.

Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы в альбомах, используются разные виды коррекции изобразительных навыков.

Коррекция точности направления руки.

Цель: Формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.

Задания: Изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с цветка на цветок, машина едет в гараж и т. п.

Коррекция размаха движений руки при рисовании.

Задание: Нарисуй, как кораблик плывет по волнам.

Коррекция формообразующих движений.

Задания: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке), стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры; вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры. 

Коррекция изображения мелких предметов.

Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать.

Задания: Обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа) без отрыва руки. Соедини точки, отрывая руку.

В нашей группе ведётся кружок «Умелые ручки». В работе с детьми, используем изобразительную деятельность не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их познавательного, нравственного, трудового воспитания, развития мелкой моторики руки. Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников. Малыши справляются с такими техниками, как рисование пальчиками, ладошкой, справляются с техникой «обрывание бумаги». В старшем дошкольном возрасте дети создают художественные образы с помощью более сложных методов: «кляксографии», «монотипии» разные способы монотипии, гроттаж, где рисование сочетается с аппликацией, доставляют детям большое удовольствие. Созданию детьми более выразительного художественного образа, способствует музыкальное сопровождение занятий.

Методика тычка, возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, развивать познавательные способности, специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму, позволяет метод тычка. Техника рисования тычком предусматривает, чтобы гуашь была густой, а кисточка жесткой. При нанесении тычка, кисточка находится в вертикальном положении, ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. В процессе закрашивания тычками, нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенных к реальным. Рисунки созданные методом тычка эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

Рисованием по мокрой бумаге хорошо получаются различные цветы, которые радуют мам на выставке в преддверии 8 марта.

Детям нравится ещё одним из интересных методов рисования, является «набрызг». Хорошие результаты получаются даже у тех детей, которые вообще не умели рисовать. Для этой работы используются: зубная щетка, акварельные и гуашевые краски, засушенные листья либо какие-то предметы: связка старых ключей, либо других предметов, имеющих характерную форму. Методика: на бумаге располагаем несколько засушенных листьев, обмакиваем кисть в густую гуашь и наносим ее на щетку. Проводим карандашом или пальцем по щетинкам, направляем брызги равномерно на лист бумаги, затем аккуратно убираем листья или предмет и видим, что остается четкий контур на фоне цветного напыления.

Технику Оригами дети в любом возрасте любят складывать разные фигурки из бумаги. Усидчивости и терпения требует от детей техника «Оригами», (искусство бумажной пластики), интересные объемные фигурки животных, цветы замечательно выглядят на выставках детского творчества.

На занятиях по ручному труду, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, дети учатся вырезать предметы из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезать по контуру и на глаз, в результате чего происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.

Наши воспитанники хорошо освоили способ обрывание и скатывание бумаги.

Дети с удовольствием делают комочки, приклеивают крупные и мелкие детали, работают с бумажной полосой. Делают кольца, петли, завитки, в результате работы выглядят очень оригинально.

Результатом работы с детьми является то, что дети освоили много нетрадиционных техник изобразительной деятельности, научились самостоятельно и творчески работать с различными изоматериалами. Решена задача не только подготовки рук к письму, но и воспитание эстетического вкуса. В группе оформлен уголок народного творчества.

Дети систематически получают знания о предметах народно-прикладного искусства и отражают их в своих рисунках, поделках. Представленные здесь работы дети выполняли на занятиях и в свободное время.

Все работы детей выставляем для родителей, лучшие работы, помещаем на выставку, которая оформляется в группе и обновляется в течение года.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация работы по адаптации ребёнка»

Адаптация - от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Успешная адаптация зависит от многих факторов - состояние здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада.

До поступления в детский сад ребенок проходит диспансеризацию в поликлинике. При выявлении отклонений в состоянии здоровья осуществляется санация полости рта и носоглотки, коррекция нарушения зрения с подбором очков и другие необходимые лечебные мероприятия.

При поступлении ребенка в детский сад медсестра осуществляет наблюдение за ним, собирает у родителей анамнез жизни, развития поведения и особенностей ребенка. Врач даёт оценку развития и совместно с педагогами разрабатывает индивидуальный план режима пребывания, питания и оздоровления вновь прибывшего ребенка.

Организация приема вновь поступающих детей.

  1. Прием вновь поступающих детей проводится по графику, согласованному с родителями, в период с апреля по август.
  2. Необходимо стараться принимать в группу не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели и специалисты могли уделить им максимум внимания.
  3. По желанию родителей дети могут находиться в учреждении не полный день, а всего не сколько часов. По мере привыкания время пребывания ребенка в группе увеличивается.
  4. Утренний осмотр в привычном регламенте не проводится. Мама сама измеряет температуру ребенку, показывает чистоту кожных покровов, заносит в журнал данные.
  5. Все время, пока идет набор детей в ясли, утренний фильтр проводит старшая медицинская сестра. Выясняется, как ребенок спал, что беспокоит родителей в его поведении и самочувствии, принимаются сведения их пожелания.
  6. При правильно организованной работе с малышами дети привыкают к условиям дошкольного учреждения в течение 21-30 дней. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Основные критерии адаптации ребенка к условия яслей.

К основным критериям относятся:

- поведенческие реакции;

- уровень нервно-психического развития;

- заболеваемость и течение болезни;

- главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Легкая степень адаптации.

При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует взрослым показателям. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуальному прощанию, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.

Средняя степень.

Нарушения а общем состоянии выражаются ярче. Сон восстанавливается через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Отношение к близким - эмоциально-возбужденное(плач, крик, при расставании и встречи). Отношения к детям безразличное. Речевая активность снижена. Заболеваемость до 2 раз не более 10 дней. Вес не изменяется или несколько снижен. Появляются признаки невротических реакций: избирательности в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи.

Тяжелая степень.

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может, возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет. Поведенческие реакции ребенка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в дошкольном учреждении. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям - избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказ от участия в деятельности. Речью не пользуется, или имеет место задержка речевого развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, не увеличивается рост в течении 3-6 месяцев то можно с уверенностью сказать, что работа ясельной группы не продумана и детям здесь плохо. Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинство вновь поступивших ребятишек.

Взаимодействия с детьми в адаптационный период.

Вводите новое постепенно. Используйте игровые методы взаимодействия с ребенком. Создавайте положительную установку на предстоящие режимные вопросы. Рассказывайте сказки, пойте колыбельные перед сном. Используйте элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновениями «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»). По рекомендации врача подвешивайте над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав.

  • 1-й этап - «Мы играем только с мамой».
  • 2-й этап - «Я играю, а мамочка рядом».
  • 3-й этап - «Я немножко поиграю один или с новой тетей, а мама может уйти на некоторое время».
  • 4-й этап - «Мне хорошо и спокойно, я могу остаться здесь без мамы».