Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-4-х классов специальной (коррекционной) школы.

Морарь Анастасия Ивановна

Представленная программа работает в нашем учреждении уже 7 лет и является эффективной для развития умственно отсталых детей. Программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы школьников в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psikhologa.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1- 4-х КЛАССОВ

 СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ  

                                                                                                                       

                                                           

         Введение

Представленная программа работает в нашем учреждении уже 7 лет и является эффективной для развития умственно отсталых детей.

Умственно отсталые дети вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания, включающая в себя психологическую коррекцию основных психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения умственно отсталого ребёнка в развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.

Исследованиями установлено, что активизация познавательной деятельности у школьников неравномерна. В частности, у детей с лёгкой умственной отсталостью наибольшее продвижение можно заметить в первые два года обучения, а затем на 4-5-ом году и в конце обучения. Поэтому представляется целесообразным организация и проведение дополнительных коррекционно-развивающих занятий, проводимых психологом, направленных на формирование и развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида. Тем более что опыт коррекционных школ для детей с умственной отсталостью свидетельствует о том, что несформированность и недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сфер накладывает отпечаток на социальную зрелость и личностное развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием.

         

Цель занятий:

коррекция индивидуальных отклонений младших школьников посредством формирования и развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.

        Основные задачи:

- изучать динамическую структуру познавательных процессов учащихся начальных классов для осуществления эффективного воздействия на их развития;

- стимулировать развитие компенсаторных возможностей познавательной сферы детей;

- формировать произвольность психических процессов и навыки произвольного поведения;

- развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия;

- содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания;

- развивать слуховую, зрительную, долговременную и кратковременную память;

- развивать воображение;

- развивать наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное мышление;

- способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;

- познакомить детей с основными эмоциями;

- способствовать осознанию детьми своих эмоций, чувств;

- способствовать обогащению эмоциональной сферы учащихся;

- формировать умение понимать эмоции других людей, воспитывать чувство эмпатии и содействовать созданию эмоционально-положительного фона общения в детском коллективе.

         Организация занятий: 

Коррекционно-развивающие занятия проводятся педагогом-психологом после динамической паузы. Преимущественна групповая форма работы (максимальное количество-10 человек). Индивидуальные занятия целесообразны  в случае возникновения затруднений у учащихся с выполнением конкретных заданий-упражнений.

 Планирование занятий осуществляется из расчёта 32 занятия в год, из которых 24 занятия направлены на коррекцию и развитие познавательной сферы и 8-на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников. Занятия проводятся в течение года  еженедельно: по 1 занятию в неделю,  продолжительность каждого занятия составляет 30-35 минут.

         Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются релаксационные  упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

          Критерии эффективности занятий:

Положительная динамика развития познавательных процессов, нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация эмоционального состояния, выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня.

Отражение динамики развития осуществляется сравнением результатов входной и выходной психологической диагностики, проводимой ежегодно в начале и конце учебного года.

Для отслеживания динамики развития интеллектуальной сферы используется детский вариант методики Д.Векслера; для отслеживания динамики познавательных процессов - методика Л.А. Ясюковой «Готовность к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Для отслеживания характера изменения эмоционально-волевой сферы – методика Тэммл, Дорки, Амен и цветовой тест Люшера.

          Литература, использованная при составлении программы:

1. Стебенёва Н. Отгадай, найди и назови. Программа для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста. //Школьный психолог №1 2001г.

2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1988г.

3. Зак А.З. Развитие умственных  способностей младших школьников. М., 1994г.

4. Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. / Как подготовить ребёнка к школе. С-Пб., 1988г.

5. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.

6. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.

7. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. М.: Аквариум, 1999г.

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для учащихся 1 класса

специальной (коррекционной) школы VIII

Пояснительная записка

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.

 Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, паять, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе.

Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.

 Представленные упражнения  используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Актуальность

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

Основная цель реализации программы:

коррекция и развитие познавательной сферы учащихся.

Основные задачи реализации программы: 

  • психологическое изучение готовности ребенка к школе;
  • создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе;
  • развитие интеллектуальных способностей (мышление);
  • развитие памяти, внимания, воображения;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • сформировать внутреннюю позицию школьника;
  • создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов.

Предполагаемый положительный результат:

У учащихся прошедших курс занятий по данной программе:

  • увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
  • совершенствуется фонематический слух;
  • развитие произвольного и непроизвольного внимания;
  • развитие мышления.

Предполагаемый отрицательный результат:

Неудача в работе с определенными детьми, что связано с негативизмом этих детей к групповой работе и нехватка времени для более полного контакта с ними. С такими учащимися рекомендуется проведение индивидуальной дополнительной работы.

Прогнозируемый результат:

Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.

Критерии оценки эффективности: 

  • снижение уровня тревожности и психической защиты первоклассников;
  • эмоциональное благополучие ребенка в классе;
  • развитие коммуникативных навыков.

Форма работы:

групповая, индивидуальная и п/группам.

Основные методы:

игры, упражнения.

Продолжительность  занятия: 

30 - 35 мин.

Проведение занятий:

два раза в неделю.

Количество человек: 

4–5 человек.

Ход работы:

1. Ритуал приветствия

2. Игры и упражнения

3. Ритуал прощания

Тематическое планирование

№ Занятия

Задачи урока

Содержание занятий

Занятие 1.

– развитие точно и правильно называть предметы;

– развитие умения копировать образец;

– развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).

Ритуал приветствия. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Основная часть:

Задание 1. «Назови предметы».

Задание 2. «Раскрась правильно».

Упражнение: « Четыре стихии».

Задание 3. «Развитие мелкой моторики».

Упражнение: «Цветок настроения».

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 2.

– развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия;

– развитие умения копировать образец;

– развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений;

– развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Основная часть:

Задание 1. «Домик».

Задание 2. «Разрезные картинки».

Упражнение «Кто летает?».

Задание 3. «Корректурная проба».

Упражнение: «Цветок настроения».

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 3.

– развитие переключаемости произвольного внимания;

– развитие продуктивности и устойчивости внимания;

– развитие объема внимания;

– развитие слуховых ощущений.

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».

Упражнение мозговой

гимнастики.

Основная часть:

Задание 1. «Треугольники».

Задание 2. «Найди и вычеркни».

Упражнение: «Назови и проверь постукиванием».

Задание 3. «Кто точнее нарисует?».

Упражнение: «Цветок настроения».

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 4.

– развитие концентрации и устойчивости  внимания;

– развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.).

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Основная часть:

Задание 1. «Выполни по образцу».

Игра «Маленький жук».

Задание 2. «Раскрась правильно».

Задание 3. «правый» и «левый».

Игра «Водители».

Упражнение: «Цветок настроения».

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 5.

– развитие произвольного  внимания;

– развитие зрительных ощущений.

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».

Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений».

Основная часть:

Задание 1. «Выполни команду».

Задание 2. «Какого цвета».

Задание 3. «Цветные полоски».

Задание 4. «Раскрась правильно».

 Задание 5. «Соблюдай правило».

Упражнение: «Цветок настроения».

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 6.

– развитие фонетико-фонематического восприятия;

– развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце);

– развитие понятийного мышления.

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».

 Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Основная часть:

Задание 1. «Найди ошибку».

Задание 2. «Определи фигуру».

Задание 3. «Копирование точек».

Задание 4. «Геометрические фигуры».

Задание 5. «Конкретизация понятий».

 Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 7.

– развитие слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого);

– развитие внимания.

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Основная часть:

Задание 1. «Графический диктант».

Психогимнастика «Ручеек».

Задание 2. «Пять предметов».

Задание 3. «Ежи».

Упражнение: « Четыре стихии».

Задание 4. «Телеграфисты».

Упражнение: «Цветок настроения».

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 8.

– развитие распределения внимания, зрительное и слуховое восприятие;

– развитие восприятия;

– развитие умения стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на звуковые сигналы;

– развития понятийного мышления.

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Основная часть:

Задание 1. «Сосчитай правильно».

Задание 2. «Продавец и покупатель».

Упражнение «Будь внимателен!».

Задание 3. «Смысловой ряд».

Задание 4. «2 слова».

Упражнение: «Цветок настроения».

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 9.

– развитие устойчивости внимания, зрительное восприятие;

– развитие слухового внимания;

– развитие переключения внимания;

– развитие логического мышления;

– развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.).

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».

Упражнение: « Четыре стихии».

Основная часть:

Задание 1. «Не пропусти слог».

Задание 2. «Телеграфисты».

Задание 3. «Не пропусти растение».

Задание 4. «Продолжи узор».

Задание 5. «Поиск закономерностей».

Игра «Маленький жук».

Упражнение: «Цветок настроения».

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 10.

– развитие моторно-слуховой памяти;

– определить уровень развития свойств внимания;

– определить степень волевых усилий;

– определить наличие саморегуляции и самоконтроля.

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».

Игры на развитие различных групп мышц «Кораблик».

Основная часть:

Задание 1. «Запомни свою позу».

Задание 2. «Лабиринт».

Упражнение «Пусть всегда будет…».

Задание 3. «Найди одинаковые».

Задание 4. «Запомни сочетание фигур».

Упражнение на дыхание «Моем стекла».

 Упражнение: «Цветок настроения».

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 11.

– развитие таких свойств внимания, как сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение;

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».

Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги».

Основная часть:

Задание 1. «Сделай так же».

Задание 2. «Сосчитай».

Упражнение «Пальчиковая гимнастика».

Задание 3. «Графический диктант».

Задание 4. «Выполни команду».

Упражнение на дыхание «Листочек падает».

Упражнение: «Цветок настроения».

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 12.

– развитие произвольного внимания;

– развитие слуховой памяти;

– развитие наглядно-образного мышления.

Ритуал приветствия «Улыбнитесь!».

«Гимнастика» (мобилизация, готовности к деятельности).

Основная часть:

Задание 1. «Повтори за мной».

Задание 2. «Подсчитай правильно».

Задание 3. «Повтори цифры».

Разминка «Покажи чувства руками».

Задание 4. «Найди путь.

Задание 5. «Не пропусти цифру».

Упражнение: «Цветок настроения».

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 13.

– развитие произвольного внимания;

– развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия;

– развитие переключения и распределения внимания;

– развитие зрительно-двигательных координаций.

Ритуал приветствия «Улыбнитесь!».

Упражнение мозговой гимнастики «Сова».

Основная часть:

Задание 1. «Съедобное  –  несъедобное».

Задание 2. «Корректурная проба».

Задание 3. «Что получилось?».

Задание 4. «Запомни и найди».

Задание 5. «Штриховка».

Упражнение: «Цветок настроения».

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 14.

– развитие зрительных ощущений и образного мышления;

– развитие умения анализировать и сравнивать образец;

– развитие понятийного мышления;

– развитие произвольного внимания.

Ритуал приветствия «Улыбнитесь!».

Упражнение мозговой гимнастики «Сова».

Основная часть:

Задание 1. «Цветная сказка».

Задание 2. «Найди одинаковые».

Задание 3. «Подбери картинки.

Упражнение «Красавица и чудовище».

Задание 4. «Стук –  стук».

Задание 5. «Знакомая буква».

Упражнение: «Цветок настроения».

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Список литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.

 2. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).

 3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.

 4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.

 5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.

6. Шевердина Н.А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.

 7. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003. – 96 с.

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для учащихся 2 класса

специальной (коррекционной) школы VIII

Цель: 

Коррекция индивидуальных отклонений младших школьников посредством формирования и развития  познавательных процессов и интеллектуальной сферы учащихся.

Основные задачи:

- изучать динамическую структуру познавательных процессов учащихся начальных классов для осуществления эффективного воздействия на их развития;

- стимулировать развитие компенсаторных возможностей познавательной сферы детей;

- формировать произвольность психических процессов и навыки произвольного поведения;

- развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия;

- содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания;

- развивать слуховую, зрительную, долговременную и кратковременную память;

- развивать воображение;

- развивать наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное мышление;

- способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Участники занятий: 

Учащиеся 2 класса, имеющие недостаточный уровень развития познавательных процессов и испытывающие трудности в усвоении программы специальной (коррекционной) школы.

Организация занятий:

Коррекционно-развивающие занятия проводятся педагогом-психологом после динамической паузы. Групповая форма работы (максимальное количество-10 человек) сочетается с индивидуальной. Индивидуальные занятия наиболее целесообразны в случае возникновения затруднений у учащихся с выполнением конкретных заданий-упражнений и наличия острого недоразвития некоторых процессов познавательной сферы.

Занятия проводятся с октября по май еженедельно в течение года.  Продолжительность каждого занятия 30-35 минут.

За основу взяты программы:

1. Стебенева Н. Отгадай, найди и назови. Программа для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста. // Школьный психолог №1 2001г.

2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1998г.

3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994.

4. Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. / Как подготовить ребёнка к школе. С-Пб., 1998г.

5. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.

6. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.

5.  Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001.

Первые четыре занятия проводятся по программе Н. Стебенёвой «Отгадай, найди и назови!». Каждое занятие состоит из 3-х этапов.

•        Цель первого (подготовительного) этапа: завоевать доверие ребенка, снять у него мышечное напряжение, двигательно раскрепостить, дать ему возможность поверить в свои силы, то есть настроить ребенка на продуктивную умственную деятельность.

•        Цель второго (основного) этапа: развивать когнитивные процессы.

•        Цель третьего (заключительного) этапа: помочь ребёнку осознать ценность других людей и собственной личности; развить доброе и внимательное отношение к одноклассникам.

Занятие 1

          Материалы: таблица с рисунками силуэтов или черно-белым изображением  диких и домашних животных, птиц; карточки с такими же рисунками, предназначенные для индивидуальной работы.

          Подготовительный этап:

Игровое упражнение «Кто как ходит».

Дети изображают различных животных, например: ходят, как медведь, как жираф; бегают, как лошадь, страус; прыгают, как зайчик, воробей; летают, как орел, ласточка и т.д.

Весьма эффективно данное упражнение выполнять под музыку, используя мимику и жесты.

         Основной этап:

Детям предлагается рассмотреть таблицу рисунками животных и птиц.

Задание 1. Психолог загадывает загадки о животных, дети отгадывают, отыскивая на таблице.

Задание 2. Каждый ребенок должен найти, назвать и показать на плакате сначала всех домашних, потом всех диких животных и птиц, а также их детёнышей.

Задание 3. Каждый ребенок получает комплект карточек с изображением животных. Ему дается задание разложить их по группам и каждой группе дать название.

         Завершающий этап:

Игра «Испорченный телефон».

Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает какое-либо животное или птицу. Задача детей — передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря его шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый участник произносит вслух задуманное слово, а последний — услышанное.

 Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Затем второй ребенок становится первым, а первый — последним. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не задумает свое слово.

Занятие 2

Материалы: таблица теневыми или черно-белыми рисунками деревьев, овощей, фруктов, грибов, ягод.

Подготовительный этап:

Игровое упражнение «Зоопарк».

Дети изображают по желанию любое животное -  зверей и птиц. Сначала все сидят за стульями «в клетках». Каждый ребенок выходит из-за стула и представляет свое животное. Другие угадывают, кого он изобразил.

 После того как всех узнали, «клетки» открываются и «звери и птицы» выходят на свободу,  прыгают, бегают, кричат, рычат, летают под музыку.

Основной этап:

Детям предлагается рассмотреть таблицу с рисунками деревьев, овощей, фруктов, грибов, ягод.

Задание 1. Психолог загадывает загадки о растениях, дети отгадывают, разыскивая их на таблице.

Задание 2. Каждый ребёнок должен найти, назвать и показать на плакате фрукты, овощи, ягоды, грибы, деревья, цветы.

Задание 3. Дети считают про себя количество рисунков на плакате, потом по очереди отвечают.

Завершающий этап:

Игровое упражнение «Ласковое слово».

Дети садятся на ковре в круг и каждый говорит другому ласковое слово, используя названия растений (огурчик, вишенка, грибочек, морковочка, травиночка и т.д.).

Занятие 3

Материалы: таблица с теневыми или черно-белыми рисунками мебели, посуды, одежды, инструментов, транспорта, измерительных приборов; карточки с такими же рисунками, предназначенные для индивидуальной работы. 

Подготовительный этап:

Игровое упражнение «Растительный мир вокруг нас».

Ведущий (который на время игры становится лесником) предлагает детям превратиться в какое-нибудь маленькое растение и назвать его. Лесник очень бережно относится к растениям, поливает их (гладит детей по голове и телу), ухаживает за ними. Пригрело солнце, все хорошо. Но вот подул ветер: растения начинают качаться в разные стороны, борются с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер усиливается (опускаются руки, голова), растения клонятся к земле и ложатся на неё. Им грустно и страшно. Но вот ветер стих и пошел тёплый дождик (все встают), выглянуло солнышко (улыбки соседям). Растения стали краше прежнего.

После упражнения дети рассказывают о том, в какие растения они превращались и как менялось их настроение.

Основной этап:

Дети рассматривают таблицу с изображением различных предметов.

Задание 1. Психолог загадывает загадки о предметах, сделанных руками человека, дети отгадывают их, отыскивая в таблице.

Задание 2. Детям по очереди предлагается найти предметы мебели, посуду, транспорт, инструменты, измерительные приборы, игрушки и назвать их общим словом.

Задание 3. Каждый ребенок получает комплект карточек. Ему дается задание разложить их по группам и каждой группе дать название.

Завершающий этап:

Игровое упражнение «Ералаш».

Мелкие игрушки (мебель, посуда, машинки и т.д.) разбрасываются на полу. По очереди каждый ребенок наводит порядок в квартире, то есть собирает все игрушки в определённое место. Другие дети считают вслух секунды, потраченные на выполнение данного задания. После того, как каждый ребенок выполнил это задание, психолог просит детей, вместе навести порядок. При этом он сам считает секунды.

В ходе этой игры дети понимают, что вместе можно сделать быстрей и лучше: один в поле не воин.

Занятие 4

Материалы: лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры или краски.

Подготовительный этап:

Игра «Живое-неживое».

Дети стоят в одну линию. Ведущий ребенок стоит напротив. Он называет какой-либо предмет и кидает мяч кому-то из детей. Если этот предмет одушевленный (живой), ребенок ловит мяч, а если нет — откидывает его.

Основной этап:

Игра «Я знаю».

Дети стоят в кругу и кидают мяч друг другу со словами:

«Я знаю пять названий домашних животных...»

 «Я знаю пять названий диких животных...»

 «Я знаю пять названий предметов мебели...»

 «Я знаю пять названий фруктов...» и т.д.

Ребенок должен бросить мяч и быстро произнести соответствующее название.

Завершающий этап:

Игровое упражнение «Совместный рисунок».

Участники группы обсуждают, что они хотят нарисовать, и приступают к совместной деятельности, творческой работе. После выполнения задания дети рассказывают о том, что они изобразили и сочиняют по рисунку сказку.

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий по

развитию эмоциональной сферы у учащихся 3-4 класса

специальной (коррекционной) школы VIII

Цель:

Развитие эмоциональной сферы у учащихся 3-4 класса, имеющих интеллектуальную недостаточность.

Основные задачи:

  • познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением;
  • способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка;
  • учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация);
  • дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
  • научить школьников распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки);
  • способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
  • помочь ребёнку отреагировать, отследить имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию;
  • обогащать словарь детей за счёт слов, обогащающих эмоции, чувства, настроения.

Организация занятий:

Занятия проводятся с группой, состоящей из 5-10 человек, 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 30 до 40 минут.

 

Правила проведения занятий:

Самое главное условие эффективности занятий – заинтересованность детей и добровольность участия в них.

Нельзя оценивать детей, добиваться единственно правильного ответа.

Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, следует занятие прекратить.

Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, весёлым, положительным, особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности.

Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым, закрепляя пройденный материал.

Методические приёмы:

Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.

Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.

Рисование эмоций.

Проигрывание этюдов.

Используемая программа:

Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. // Школьный психолог №19 2001г.

Примерное планирование:

Данная программа представлена в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг — это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой. Количество занятий в каждом шаге определяется психологом, в зависимости от возраста детей, скорости и глубины освоения ими нового материала.

Шаг

Содержание

Ход

Вопросы

1

Учить распознавать настроение

по мимике: радость, гнев, удивление

и печаль

С помощью сюжетных картин и схематического изображения познакомить детей с эмоциями.

Изобразить ту или иную эмоцию на лице.

Практическое задание: дорисовать мимику в сюжетной картинке.

Какое настроена у героев этой картины? Как вы это узнали? Какое настроение бывает у нас?

2

Учить распознавать те же эмоции по пантомимике и интонациям голоса.

Повторить материал шага 1 по схемам.

Беседа о роли жестов и голоса в проявлении настроения.

Практическое задание: проиграть этюды (темы предлагает психолог).

Какое настроение здесь изображено? Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? Как меняются движения человека в разном настроении? Как меняется голос?

3

Дать понятие о различии между эмоциями и поступками.

Игра «Лото настроений».

Беседа о разнице между переживаниями и поступками (нет хороших и плохих эмоций – есть плохие или хорошие поступки).

Кто может переживать те или иные эмоции? Чему может радоваться Баба Яга? Как она выражает свою радость? А Золушка, Буратино, Бармалей? А ты?

4

Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций.

Игра «Угадай эмоцию».

Беседа о различной степени интенсивности эмоций.

Практическое задание: проиграть этюды на изображение эмоций различной интенсивности (темы предлагают дети и психолог).

Что вы заметили при просмотре эпизодов «Раздражение», «Ярость», «Удовольствие», «Ликование»? В чём здесь разница? Что переживает девочка, испачкав платье? Потеряв любимую собаку? Какие примеры ещё можно привести?

5

Учить выражать эмоции, настроение художественными приёмами.

Задание: нарисуй «Картинку с настроением».

Анализ рисунков: содержание, использование цвета, графические характеристики (линии, пятна).

Как можно выразить своё настроение, свои переживания? Может ли рисунок передать настроение автора? Какое настроение хотел передать автор на этом рисунке? Как вы это определили?

6

Познакомить со страхом: учить его распознавать и изображать; отреагировать имеющиеся страхи.

С помощью сюжетной картинки и схематического изображения познакомить с новой эмоцией, её проявлением в мимике, пантомимике, голосе.

Разобрать разные степени интенсивности страха.

Практическое задание: проиграть этюды, изображающие страх с переходом в удивление, радость (темы предлагают дети).

См. вопросы к шагу 1 и шагу 2. Когда вы переживали страх? Что произошло потом?

7

Повторить 5 пройденных эмоций; познакомить с эмоцией «интерес», учить распознавать и изображать её.

Игры «Назови похожее» и «Испорченный телефон».

Познакомить с новой эмоцией.

Практическое задание: проиграть этюды на изображение интереса.

См. вопросы к шагу 1 и шагу 2.

8

Познакомить с эмоцией «стыд»; закрепить пройденное.

Игры «Что было бы, если бы…» и «Кинопроба».

Познакомить с новой эмоцией.

Практическое задание: проиграть этюды (можно более сложные).

См. вопросы к шагу 1 и шагу 2.

9

Познакомить с эмоцией «отвращение»; закрепить пройденное.

Познакомить с новой эмоцией.

Практическое задание: проиграть усложнённые этюды.

См. вопросы к шагу 1 и шагу 2.

10

Познакомить с эмоцией «презрение»; закрепить пройденное.

Рисунок «Моё настроение».

Познакомить с новой эмоцией.

Практическое задание: проиграть усложнённые этюды.

См. вопросы к шагу 1 и шагу 2.

Игры, используемые в ходе занятий

Угадай эмоцию

Нас толе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая её остальным. Задача ребёнка – узнать эмоцию и изобразить её с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может помочь ребёнку.

Остальные дети-зрители должны отгадать, какую эмоцию изображает ребёнок, что происходит в его мини сценке.

Лото настроений

Для проведения этой игры необходим набор картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, рыбка весёлая, рыбка грустная и т.д.). Количество наборов соответствует количеству детей или микрогрупп.

Психолог показывает детям схематичное изображение, какой либо эмоции, ребёнку нужно найти в своём наборе животное с такой же эмоцией.

Назови похожее

Цель игры: активизировать словарный запас за счёт слов, обозначающих различные эмоции. Ведущий называет основную эмоцию (или показывает её схематичное изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию (см. шкалу эмоций К. Изарда).