Социальная «антиреклама» табакокурения

Доровских Оксана Дмитриевна

Социальная реклама как инструмент профилактики табакокурения среди подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_antireklama_tabakokureniya.docx657.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»

Социальная «антиреклама»

табакокурения

Доровских О.Д.,

педагог-психолог

МБОУ «Гимназия №80»

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….  3
  2. Социальная реклама как инструмент  профилактики табакокурения…   5
  3. Проекты и мероприятия, направленные на профилактику                   курения      в городе Барнауле  с использованием     форм        социальной рекламы……………………………………………………………………..    8
  4. Исследование восприятия  подростками социальной рекламы,                        

       направленной  на профилактику курения………………………………   11

                                         

В настоящий момент формирование здорового образа жизни в молодежной среде являются приоритетными направлениями государственной  политики. В разработке и реализации  программ по формированию здорового образа жизни и  профилактике  вредных привычек большое значение приобретают новые коммуникативные каналы.  В качестве такой технологии можно рассматривать социальную рекламу, обладающую широкими возможностями распространения духовных, эстетических, нравственных и социальных  ценностей. Она имеет большой преобразовательный потенциал как технология утверждения общественной идеологии, преодоления социальных аномалий  и стереотипов. Социальная реклама направлена не просто привлекать внимание к проблеме,  она призывает к решению проблемы, предоставляет варианты ее решения. [1]

Социальная реклама – вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума.[2] 

Начало XXI века в России характеризуется высоким уровнем потребления психоактивных веществ (алкоголя, табачных изделий, наркотиков) среди детей и подростков. Табакокурение несовершеннолетних принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Особую остроту проблеме предает то обстоятельство, что именно в детском и подростковом возрасте   курение становится одной из первых форм девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается алкоголь,  в ряде случаев и наркотики.[3]  Поэтому на наш взгляд, первостепенная задача социальных институтов, показывающих  способы взаимодействия в социуме, развивать потребность в здоровом образе жизни, а социальная реклама, имеющая в своем арсенале эффективные механизмы воздействия,  должна быть важным звеном в профилактической работе  против курения с подростками.

Цель нашей работы -  выявить особенности восприятия подростками социальной рекламы против курения.  

Исходя из цели, нами поставлены следующие задачи:

1. Изучить материал по проблеме влияния социальной рекламы на человека и ее роли в профилактике курения, в том числе и в подростковой среде.

2.Проанализировать уже существующие социальные проекты и акции против курения, направленные на подростков в Барнауле.

3. Определить в ходе исследования, что для подростков наиболее важно, при просмотре социальной рекламы.

Объект исследования – социальная реклама.

Предмет исследования – социальная реклама как инструмент профилактики табакокурения среди подростков.

В ходе работы мы изучали литературу по вопросам социальной рекламы против табакокурения, проводили анкетирование учащихся, вели целенаправленное наблюдение в ходе занятий, консультаций, вели беседы как методы взаимодействия с обязательным использованием различных форм социальной рекламы.

  1. Влияние социальной рекламы на человека

Реклама — это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой коммуникации.

Социальная реклама – это вид коммуникации, целью которой является привлечение внимания к актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям. Создатели социальной рекламы понимают, что только реклама, основанная на принципах гуманизма и ценности человеческой жизни, возымеет определенный успех у аудитории. Только  реклама, обращенная к человеческим ценностям каждого человека, может заставить аудиторию задуматься о вреде курения, говорить об этой проблеме, запомниться и в нужный момент не дать выкурить сигарету. Основой такой рекламы зачастую является провокация и отвращение, показ человеческих ценностей не в момент счастья и спокойствия, а, наоборот – в момент их утраты. Как писал великий пессимист Артур Шопенгауэр: «…три высшие блага жизни – здоровье, молодость и свобода, не сознаются нами, как такие, покуда мы их имеем: мы начинаем сознавать их лишь тогда, когда потеряем их…».

 Именно используя этот принцип А. Шопенгауэра, создатели социальной рекламы показывают в своем продукте человека курящего, имеющего проблемы со здоровьем, выброшенного из семьи, погибшего. Только увидев результат этой, казалось бы, ни к чему не обязывающей и безобидной  деятельности, человек начинает понимать, что, пристращаясь к сигарете, он может потерять то благополучие и те ценности, которые в данный момент есть у него.  К примеру, рекламное агентство Saatchi & Saatchi разработали ёмкость для окурков, которая представляет нам прозрачную корзину рентгеновским снимком лёгких и по мере наполнения этой корзины окурками, все могут наблюдать, как лёгкие заполняются окурками. Главное, что  здесь  не навязывание мнения, а  самостоятельный выбор каждого.

Для чилийской организации против рака агентство DRAFT FCB + IDB представило шокирующую печатную кампанию. Идея борьбы с никотином предстает перед нами в виде сигаретного дыма под целофановый пакет, который душит детей. Таким образом, создатели данной рекламы хотят дать понять понять, что пассивное курение отрицательно влияет на молодой организм детей. Слоган: "Курение не просто самоубийство. Это и убийство".[4] 

В России , к примеру,  проект под названием «Все Равно?!» стартовал в Москве с 1 января 2010 г. плакатом «Пуля», иллюстрирующим вред, причиняемый курильщиком окружающим его людям.

Затем последовал плакат, в котором о младенческую спинку тушилась сигарета.[5] 

 

Важно понимать, что социальная реклама воздействует только как часть комплексной системы. Для решения проблемы курения с помощью социальной рекламы должны проводиться комплексные меры: ужесточения правил курения в общественных местах, создание моды на здоровый образ жизни, проведение антитабачных мероприятий, проведение фестивалей, посвященных данной проблеме.

2. Проекты  и  мероприятия с использованием форм социальной рекламы, направленные на профилактику курения  в городе Барнауле  

        Проблема подросткового курения становится год от года все острее.

На самых высших уровнях власти считают профилактику курения среди подростков актуальной задачей. В городе Барнауле были за последнее время реализованы проекты с использованием форм социальной рекламы, направленные на профилактику курения среди подростков. Проект «Информационная кампания: Благополучная семья – успешный город!» стартовал в июне 2011 года. Организатором проекта стал городской детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр "Потенциал".

Цели проекта - информационное противодействие и профилактика асоциального поведения среди населения посредством социальной рекламы. Данный  муниципальный проект был реализован через организацию городского конкурса социальной рекламы «Благополучная семья – успешный город!»  среди муниципальных образовательных учреждений г. Барнаула в рамках социального партнерства с рекламной компанией «Galleri», креативным  агентством «Рекламные технологии», кафедрой социальных технологий ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет», детско-юношеской газетой "Сами". Лучшие работы ребят  1 июня 2011 года были размещены на трассовых модулях и центральных рекламных площадях города. Все рекламные площади располагались в местах массового скопления  горожан и подростков.

Информация о проведении кампания  широко освещалась в средствах массовой  информации города: газета «Вечерний Барнаул», «Сами», «Радио канал 3», телеканал «Катунь 24».            

Данный проект позволил увеличить долю подростков, молодежи, взрослого населения  охваченных информационным воздействием, побуждающего к формированию здорового образа жизни.

Размещение социальной рекламы на улицах города позволяет воздействовать на  мировоззрение подрастающего поколения во внеурочное время. Положительной оценкой данного проекта являются позитивные отзывы учащихся школ и их родителей  на сайте комитета по образованию, городских мероприятиях, родительских собраниях.

Опыт организации и проведения информационной кампании  «Благополучная семья – успешный город», а также конкурса социальной рекламы  позволил сделать вывод о необходимости более интенсивного использования информационных технологий для формирования общественного мнения о здоровом образе жизни через организацию интернет-конкурсов социальной рекламы и проведение профилактической работы в интерактивном режиме.[6]

В Барнауле в ноябре 2010 года проходила кампания против табакокурения, наркотиков «Что значит быть взрослым?», лицами которой стали известные личности - спортсмен Алексей Смертин (рис.3) и тележурналист Дарья Шадрина. (Рис. 4)

Рис.3

В рамках кампании  на улицах краевой столицы были размещены яркие трассовые модули, а в краевых и районных СМИ опубликованы социальные модули и плакаты: Алексей Смертин и Дарья Шадрина ответили на вопрос, что значит быть взрослым? почему они не курят и не употребляют наркотики.

Кампания проводилась в целях реализации краевой антинаркотической, антитабачной программы и рассчитана на подростков 11-14 лет. Главной ее особенностью является то, что кроме антинаркотической и антитабачной пропаганды аудитории предлагается выход из ситуации: конкретные адреса и телефоны школ и кружков, где можно заняться спортом, вокалом, хореографией и т.д., сообщает краевое управление по печати и информации.

4.Исследование восприятия  подростками социальной рекламы,                         направленной  на профилактику курения

Работу по исследованию восприятия  подростками социальной рекламы, как инструмента профилактики табакокурения  мы начали с изучения теоретического материала о влиянии рекламы на подрастающее поколение, провели анализ проектов и мероприятий по борьбе с курением подростков в городе Барнауле. Разработав план взаимодействия с подростками гимназии, направленный на  выявление особенностей восприятия  подростками социальной рекламы против курения, работу проводили в несколько этапов.

I    Этап:  Знакомство подростков с формами социальной рекламы, направленной на профилактику табакокурения и пропаганду здорового образа жизни.

II Этап: Проведение занятий «Подросток – творец собственной жизни» с активным использованием форм и методов социальной рекламы.

III Этап: Исследования по  изучению восприятия подростками социальной рекламы, направленной на  профилактику курения.

Работа началась с информирования  подростков  о формах социальной рекламы. Были даны разъяснения  о телевизионной видеорекламе, социальном фото, печатной рекламе (плакаты, стикеры, листовки, календари, буклеты, брошюры), нестандартных носителях рекламы (сувенирная продукция, реклама на одежде). В ходе общения нами было отмечено, что подростков привлекала работа, в которой мы использовали яркие наглядные примеры: плакаты, видеоролики, фотографии.

Занятие с учащимися по профилактике курения с использованием форм социальной рекламы мы проводили 2 раза в неделю по 30-40 минут. Форма работы была – групповая, с элементами тренинга. Программа состояла из 10 занятий. Цель занятий была направлена на развитие социально – позитивной самореализации подростков, как основной силы в профилактике курения подростков. На восьми  занятиях  мы активно использовали разнообразные формы социальной рекламы, для определения наиболее эффективных в работе с подростками (таб.1).

Таблица 1

Тематика занятий:

№ п/п

Тема занятия

Формы социальной рекламы

1.

«Я + ТЫ = МЫ»

-

2.

«Я и ТЫ – подростки»

Видеоролики

3.

«Я и мое здоровье»

Плакаты

4.

«Я и моя семья»

Плакаты, листовки

5.

«Моя самооценка»

Плакаты, видеоролики

6.

«Уверенность в себе и самоуверенность»

Листовки

7.

«Уверенность в себе и самоуверенность»

Плакаты, видеоролики

8.

«Уверенность в себе и самоуверенность»

-

9.

«Вербальные и невербальные формы отказа  в общении»»

Плакаты, листовки

10.

«Я выбираю счастливое будущее!» - итоговое занятие

Плакаты, листовки, видеоролики

В ходе проведения цикла занятий  «Подросток – творец собственной жизни» мы отметили, что наибольший эффект взаимодействия достигается при использовании нами в работе  плакатов,  фотографий – форм социальной рекламы. На занятиях,  где формы социальной рекламы не использовались активность восприятия уменьшалась, подростки хуже воспринимали и запоминали информацию.

Одним из видов работы в ходе занятий было выполнение практических работ по профилактике курения. Подростки оформляли плакаты, направленные на профилактику табакокурения среди подрастающего поколения. Ребята активно придумывали образы, идеи, которые могли  воплотить  графически, тщательно прорабатывали детали композиции, работали над цветом своей работы. Это дало нам возможность сделать вывод о значимости  наглядных форм  взаимодействия для подростков. Социальной реклама  с использованием именно наглядных носителей (плакаты, листовки, календари, фотографии) -  соответствует  ожиданиям подростков, стимулирует их  к деятельности, совершенствованию. По мнению учащихся, использование наглядных форм  информирования, а в нашем случае, социальной рекламы лучше запоминается. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании человека.

Исследовательский этап нашей работы мы начали с анкетирования подростков, в котором мы выяснили степень осознания проблемы курения, их отношение к социальной рекламе, наиболее востребованные каналы распространения у подростков по данной проблеме.

Анализ результатов анкетирования показал, что подростки мало информированы в области социальной рекламы.

Для выявления отношение учащихся к социальной рекламе мы задали вопрос: Где чаще всего вы встречаете рекламу против курения?

По результатам анкетирования мы выяснили восприятие подростков к социальной рекламе.

Целью  нашей работы было  выявление особенностей восприятия социальной рекламы против курения  подростками.  С группой подростков проводили занятия (20 человек), в ходе которых  мы использовали разнообразные рекламные носители социальной рекламы. После окончания занятий мы выяснили, что наибольший эффект оказывает социальная реклама на плакатах и фотографиях.

Анализ анкет, диагностической методики «Неоконченные предложения» показывает, что на подростков большее значение оказала информация, оформленная на плакатах, изображенная на фотографиях.

Подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод о том, что социальная реклама - это важная составляющая в решении проблемы курения подростков. В рекламной работе важно выразить ценность здорового образа жизни. По нашему мнению и исходя из полученных данных в ходе исследования, наибольший эффект оказала влияние реклама на плакатах, фотографиях. А   это, как показывает практика, всегда мощный союз слова и образа, призванный донести до нас сообщение, призыв. Для подростков постеры являются неотъемлемой частью их повседневной жизни. Они демонстрируют их интересы,  увлечения, мечты. Плакат  идеально подходит для социальной рекламы, т.к.  в нем броско и просто проговариваются неосознанные истины, подкрепленные картинками. Используя это,  социальная реклама  заставляет  чувствовать свою причастность к проблеме, выражать позитивный взгляд на окружающий мир.

 


[1] Статья «Профилактика и защита детского психического здоровья в современных условиях» – Электронн. данные. – Режим доступа: http: //www.psychiatry.ru/index.php?page=6

[2] Песоцкий Е.Л. Современная реклама. Теория и практика. Феникс, Ростов на Дону, 2001.

[3] Статья «Профилактика табакокурения в студенческой среде» – Электронн. данные. – Режим доступа: http://www.ppsy.ru/weekperson_a33_1.php

[4] Социальный маркетинг, всё о социальном маркетинге, информационных программах и социальной рекламе - Электронн. данные. – Режим доступ: http://social-market.ru/page/4/

[5] Компания News Outdoor и Группа АДВ проводят очередную кампанию в наружной рекламе в рамках проекта «ВСЕ РАВНО?!» - Электронн. данные. – Режим доступ: http://www.adme.ru/social/uzhe-vse-ravno-news-outdoor-126105/

[6] Всероссийский конкурс проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия». Проект «Информационная кампания Благополучная семья – успешный город!» - Электронн. данные. – Режим доступа: http://zdravo-russia.ru/project/1502/