Роль психологической службы в организации профессионального самоопределения учащихся
Одним из приоритетных направлений работы психологической службы школы является сопровождение учащихся в профессиональном самоопределении. В данной презентации предлагается опыт работы по данному направлению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессиональное самоопределение Поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности Связано с глубокими, сильными, эмоциональными переживаниями развивающегося человека Обязательный вынужденный выбор, от которого нельзя уйти (хотя можно отложить)
Психологическое сопровождение Предпрофильная подготовка (8-9 классы) Профильное обучение (10-11 классы) Определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса Расширение знаний учащихся о квалификационных требованиях предъявляемых профессией. Расширение знаний учащихся о рынке образовательных услуг. Развитие самостоятельности, независимости от внешнего окружения Развитие навыков общения Развитие самостоятельности личности учащегося Помощь в развитии качеств необходимых для выбранного профиля Профдиагностика - оценка соответствия возможностей (способностей) и выбранного профиля Развитие коммуникативных навыков Развитие навыков самопрезентации
Формы и методы работы: Уроки «Азбука профориентации 21 века» Специальные классные часы (игры, викторины, конкурсы, презентации профессий) Классные часы – встречи Экскурсии на предприятия, в учреждения города Посещение дней открытых дверей учебных заведений Психологические тренинги Работа в кабинете профориентации «Неделя психологии» Оформление тематических стендов Участие в олимпиадах
УЧАЩИЙСЯ ПСИХОЛОГ ПЕДАГОГИ-ПРЕДМЕТНИКИ МЕДРАБОТНИК РОДИТЕЛИ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Что привлекает учащихся в выбираемой профессии
Результат психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся по С.Н.Чистяковой: ценностно-смысловой (наличие мотивов выбора профессии, положительное отношение к ситуации выбора, активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии, наличие запасных вариантов профессионального выбора); информационный (знания о мире профессий, умение работать с источниками информации, знания о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека); деятельностно-практический (умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения, самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов)
Психолого-педагогический портрет выпускника Психологические качества Аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность, регулируемая память, абстрактное мышление, целесообразование и планирование, способность рассуждать, интеллектуальная познавательная активность; креативность ; чувство психологической защищенности, учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность в действиях, желание и способность иметь собственное мнение, коммуникабельность, доброжелательность, эмпатия . Личностные качества Социальная взрослость, ответственность за свои действия, мотивация общественно полезной деятельности (учебно-трудовой и т.д.), познавательные интересы, самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании. Осознание собственной индивидуальности. Личностное самоопределение, стремление к самоутверждению, потребность в общественном признании, психосексуальная идентичность, удовлетворенность своим положением, нравственное осознание.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Роль психологической службы в организации профессионального самоопределения учащихся
Слайд 2
Одним из приоритетных направлений работы психологической службы школы является сопровождение учащихся в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение - это:
- Поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности
- Связано с глубокими, сильными, эмоциональными переживаниями развивающегося человека
- Обязательный вынужденный выбор, от которого нельзя уйти (хотя можно отложить)
Слайд 3
Психологическое сопровождение включает в себя два направления:
- Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8 -9 классы)
- Психологическое сопровождение профильного обучения (10 – 11 классы)
На этапе предпрофильной подготовки помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе (образ «Я»); о мире профессионального труда (анализ профессий, профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональная проба). Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии. Сюда же мы можем отнести профессиональное просвещение, цель которого сообщение школьникам определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование их о способах и условиях их овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых в настоящий момент испытывает острую потребность экономический регион.
В период профильного обучения личность учащегося активно развивается, он иначе начинает оценивать свои возможности, способности. Идет процесс взросления, переоценки ценностей. Начав заниматься в соответствии с выбранным профилем, подросток может оценить правильность своего выбора, внести своевременные коррективы в свой дальнейший образовательный маршрут. На данном этапе работаем над развитием личностных качеств, необходимых в выбранной профессии.
Слайд 4
- Методы работы: Уроки «Азбука профориентации 21 века»
- Специальные классные часы (игры, викторины, конкурсы, презентации профессий)
- Классные часы – встречи
- Экскурсии на предприятия, в учреждения города
- Посещение дней открытых дверей учебных заведений
- Психологические тренинги
- Работа в кабинете профориентации
- «Неделя психологии»
- Оформление тематических стендов
- Участие в олимпиадах
Активными участниками этого процесса являются и педагоги, и родители, и медработник, и классные руководители.
Родители: помощь в организации экскурсий, тематических встреч, родительские собрания(общешкольные и классные), индивидуальные консультации.
Педагоги: просвещение через семинары-практикумы, педсоветы, индивидуальные консультации
Классные руководители: тематические классные часы, викторины, конкурсы, индивидуальные и групповые консультации.
Слайд 6
Из опыта работы анализ диаграммы. Возможные причины:
Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями. Часто это был собирательный образ профессионала, который складывался годами, нередко это был образ конкретного человека, на которого равнялась молодежь. Выбирая ту или иную профессию, молодой человек идентифицировал себя с героем – производственником, знаменитым летчиком или шахтером, врачом, актером и т.д. Конец XX и начало XXI века отмечены заменой «идеального образа профессионала» на «идеальный образ жизни» («европейский», «американский», «богемный» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.
Во-вторых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5 – 15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. Особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку, чтобы быть успешным в быстро меняющемся мире, надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями.
Слайд 7
Результатом психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся по С.Н.Чистяковой является 3 показателя.
- ценностно-смысловой (наличие мотивов выбора профессии, положительное отношение к ситуации выбора, активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии, наличие запасных вариантов профессионального выбора);
- информационный (полнота и дифференцированность знаний о мире профессий, умение работать с источниками информации, информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека);
- деятельностно-практический (умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения, самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов, самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии) (С.Н. Чистякова, 2005).
Показать альтернативные пути и научить ими пользоваться – в этом смысл профессиональной сопровождающей деятельности школьного психолога.
Слайд 8
Основа данного психологического портрета является актуальной и хорошо согласуется с требованиями к характеристикам личности в современной России, представленными академиком В.В.Рубцовым
Ступень | Психолого-педагогический портрет | |
Психологические качества | Личностные качества | |
Старшая | Аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность, регулируемая память, абстрактное мышление, целесообразование и планирование, способность рассуждать, интеллектуальная познавательная активность; креативность; чувство психологической защищенности, учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность в действиях, желание и способность иметь собственное мнение, коммуникабельность, доброжелательность, эмпатия. | Социальная взрослость, ответственность за свои действия, мотивация общественно полезной деятельности (учебно-трудовой и т.д.), познавательные интересы, самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании. Осознание собственной индивидуальности. Личностное самоопределение, стремление к самоутверждению, потребность в общественном признании, психосексуальная идентичность, удовлетворенность своим положением, нравственное осознание. |