Программа для проведения недели психологии в школе "Мы выбираем, нас выбирают" для подростков 12-17 лет
Главная цель профориентационной работы – оказание помощи школьникам в поиске своего места в мире профессий.
Концептуальной основой программы являются положения, сформированные на основе изучения трудов зарубежных и российских ученых: А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Голланд, Н.С. Пряжников, А.А. Деркач, Ю. М. Забродина, Е.А. Климов и т.д.
· Профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность
· Процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен
· Учебная и профессиональная деятельность позволяют человеку реализовать себя, способствуют самореализации личности
· Ядром профессионального становления является нахождение личностного смысла в профессии – профессиональное самоопределение
· Индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами
· Знание психологических особенностей профессионального становления позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modifitsirovannaya_programma_dlya_provedeniya_nedeli_psikhologii_v_shkole.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа для проведения недели психологии
«Мы выбираем, нас выбирают»
Составила: педагог-психолог
МБОУ «СОШ №1»
Баканова А.А.
Тарко-Сале, 2010г.
Паспорт программы
1. | Название | «Мы выбираем, нас выбирают» |
2. | Тип программы | Ориентированная |
3. | Возраст учащихся | 12-17 лет |
4. | Количество учащихся в группе | 12-14 человек |
5. | Количество часов | 8 часов |
6. | Цели и задачи программы | Цель программы: Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, построения карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. Задачи программы: 1. Обеспечить учащихся теоретической психологической информацией, повысить психологическую культуру учащихся, педагогов и родителей; 2. Развивать способности осуществлять профессиональный выбор, используя полученные знания о мире профессий и своих способностях; 3. Научить анализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности), узнать и принять требования избираемой профессии; 4. Формировать осознание потенциальных несоответствий личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий; 5. Формировать осознание мотивов самоактуализации; 6. Развивать осознание ребенком собственного «Я», позитивной Я-концепции; 7. Формировать профессиональное самосознание учащегося, необходимые профессиональные качества. |
7. | Автор программы | Педагог-психолог МБОУ СОШ №1 А.А. Баканова
|
8. | Постановка проблемы, краткое содержание | В настоящее время все мы видим, насколько изменились экономические условия в России, насколько быстро меняется рынок труда. Это означает, что молодым людям становится все труднее воспользоваться советом и опытом своих родителей, учителей или друзей в вопросе выбора профессии. Сегодня каждый, кому небезразличен свой жизненный путь и, как следствие, уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью, должен пройти путь выбора профессии самостоятельно. Это непростое, но очень важное дело. Вопрос «Кем я буду?» задает каждый молодой человек. Как показывает опыт нашей школы ответить на этот вопрос и решить первую серьезную жизненную проблему выбора профессионального пути может помочь проведение профориентационной работы психологами школы. |
9. | Ожидаемый результат | Информированность учащихся о мире профессий; Осознание своих ресурсов; Определение собственных ценностных ориентаций; Осознание возможности самоизменения и саморазвития; Профессиональное самоопределение. |
10. | Техники | Самоописание, групповая дискуссия, использование конструктивной обратной связи, психотехнических упражнений. |
Пояснительная записка
В настоящее время все мы видим, насколько изменились экономические условия в России, насколько быстро меняется рынок труда. Это означает, что молодым людям становится все труднее воспользоваться советом и опытом своих родителей, учителей или друзей в вопросе выбора профессии. Сегодня каждый, кому небезразличен свой жизненный путь и, как следствие, уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью, должен пройти путь выбора профессии самостоятельно. Это непростое, но очень важное дело. Вопрос «Кем я буду?» задает каждый молодой человек.
Как показывает опыт нашей школы ответить на этот вопрос и решить первую серьезную жизненную проблему выбора профессионального пути может помочь проведение профориентационной работы психологами школы.
В создании программы профориентационной работы мы руководствовались следующим понятием профессиональной ориентации.
Профессиональная ориентация – научно-обоснованное ориентирование учащихся по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивидов к соответствующим видам деятельности*[1].
Главная цель профориентационной работы – оказание помощи школьникам в поиске своего места в мире профессий.
Концептуальной основой программы являются положения, сформированные на основе изучения трудов зарубежных и российских ученых: А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Голланд, Н.С. Пряжников, А.А. Деркач, Ю. М. Забродина, Е.А. Климов и т.д.
- Профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность
- Процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен
- Учебная и профессиональная деятельность позволяют человеку реализовать себя, способствуют самореализации личности
- Ядром профессионального становления является нахождение личностного смысла в профессии – профессиональное самоопределение
- Индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами
- Знание психологических особенностей профессионального становления позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию
Ориентируясь на апробированные программы ведущих профконсультантов, в нашей школе психологом разработана программа по профориентации, которая позволяет успешно работать с подростками и юношами
Программа профориентационной работы «Мы выбираем, нас выбирают» - это своеобразная презентация профориентационной работы психологической службы МБОУ СОШ№1 на будущий 2011-2012 учебный год для среднего и старшего звена, родителей и педагогов.
Цель программы: Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, построения карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Задачи программы:
- Обеспечить учащихся теоретической психологической информацией, повысить психологическую культуру учащихся, педагогов и родителей;
- Развивать способности осуществлять профессиональный выбор, используя полученные знания о мире профессий и своих способностях;
- Научить анализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности), узнать и принять требования избираемой профессии;
- Формировать осознание потенциальных несоответствий личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий;
- Формировать осознание мотивов самоактуализации;
- Развивать осознание ребенком собственного «Я», позитивной Я-концепции;
- Формировать профессиональное самосознание учащегося, необходимые профессиональные качества.
Занятия с учащимися среднего и старшего звена, их родителями и педагогами распределены по дням недели и проводятся в форме тренингов, индивидуального и группового консультирования с соблюдением программы (тематического планирования).
Адресат программы: Возраст учащихся – 12-17 лет. Количество в группе - 12 - 14 человек.
Время проведения: Занятия проводятся ежедневно на протяжении рабочей недели, организуется выставка, проводятся индивидуальные консультации для учащихся с использованием программы «АРМ», индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов.
Ведущий – психолог, ассистент.
В соответствии с общими целями и задачами профориентационной работы программа, реализуемая в рамках недели психологии направлена на решение следующих задач:
В среднем звене:
- Информировать о мире профессий и важности правильного профессионального выбора;
- Выявить соотношение личностных позиций «хочу», «могу», «надо».
В старшем звене:
- Обучить стратегии выбора профессии;
- Ознакомить с новыми условиями рыночных отношений;
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Развивать умения соотносить свои склонности и возможности с требованиями выбираемой профессии, а также к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Структура занятий:
Каждое занятие направлено на раскрытие определенной темы и содержит лекционный материал, игры, тестирования.
При проведении практических занятий применяются методические приемы организации коллективной деятельности школьников.
Техники: тесты, самоописание, групповая дискуссия, использование конструктивной обратной связи, психотехнические упражнения.
Принципы поведения участников группы:
- Добровольность участия;
- «Здесь и теперь»;
- Уважение другого;
- Конфиденциальность;
- Активность.
Результаты:
- Информированность учащихся о мире профессий;
- Осознание своих ресурсов;
- Определение собственных ценностных ориентаций;
- Осознание возможности самоизменения и саморазвития;
- Профессиональное самоопределение.
Тематическое планирование по дням недели
Название блоков | Количество часов | Форма проведения, используемые техники | Образовательный продукт | |||
Всего | Лекции | Практика | ||||
1 | Блок 1 Занятие для 6 классов Занятие для 7 классов | 1 1 | 0,1 0,1 | 0,5 0,5 | Игра «Знакомство»; Тест «ДДО»; Игра «Бум». Игра «Знакомство»; Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»; Тест Голланда «Профессиональный тип личности»; Игра «Телеграф». | Составление карты «Мой предпочитаемый тип профессии»; Составление карты «Мой профессиональной тип личности»; |
2 | Блок 2 Занятие для 8 классов | 1 | 0,1 | 0,5 | Игра «Знакомство»; Профориентационная игра «Любовное послание»; Игра «Робот-оператор»; Игра «Прощальные слова». | Знания о собственных личностных качествах участников |
3 | Блок 3 Занятие для 9 классов | 1 | 0,1 | 0,5 | Игра «Знакомство»; Игра «Кочки»; Игра «Ассоциации: Какая профессия мне подходит, по-твоему»; Упражнение «Письмо самому себе»; Упражнение «Дыхание». | Знания о соотношении ПВК и требований профессий |
4 | Блок 4 Занятие для 10 классов | 1,5 | 0,2 | 0,7 | Игра «Знакомство»; Мини-лекция «Ваши реакции на различные жизненные ситуации»; Упражнение «Две стороны медали»; Релаксационная методика «Кладовая ресурсов»; | Знания о позитивном мышлении и понятии мотивация успеха |
5 | Блок 5 Занятие для 11 классов | 1,5 | 0,2 | 0,7 | Игра «Знакомство»; Упражнение «Формулы»; Упражнение «Веер»; Упражнение «Сети поддержки»; Упражнение «Похвальное слово самому себе» | Знания о формировании уверенности в себе, значении уверенности в себе в личных достижениях |
6 | Блок 5 Индивидуальные консультации с педагогами | 1 | 1 | - | Консультации на темы:«Как педагог может помочь ребенку в выборе профессии», «Возможные ошибки в выборе профессии», «Развитие профессионально важных качеств в рамках учебного процесса». | Знания по предложенным темам, памятки |
7 | Блок 6 Групповая консультация с родителями Индивидуальные консультации по желанию | 1 | 1 | - | Тема: «Актуальность проведения профориентационной работы с подросткового возраста». | Знания по предложенным темам, памятки |
Содержание программы по дням недели:
Блок 1: Понедельник
Адресат: 6-7 классы
Занятие для 6 классов
Тема: Как мы определяем свой жизненный путь?
Цель: Расширить представления о себе, ввести в мир профессий.
Задачи:
- Познакомить с правилами ведения группы;
- Познакомить с миром профессий, типами профессий;
- Заполнить карту «Мой предпочитаемый тип профессии».
Техники:
- Игра «Знакомство»;
- Тест «ДДО»;
- Составление карты «Мой предпочитаемый тип профессии»;
- Игра «Бум».
Оборудование:
- Ручки, тетради, карточки с профессиями.
Занятие для 7 классов
Тема: «Ваш профессиональный тип личности»
Цель: Сформировать представления о мире профессий, способствовать формирование навыков планирования деятельности.
Задачи:
- Познакомить с правилами ведения группы;
- Познакомить с миром профессий;
- Научить постановке цели, выделения средств, прикладывать усилия к достижению цели.
Техники:
- Игра «Знакомство»;
- Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»;
- Тест Голланда «Профессиональный тип личности»;
- Составление карты «Мой профессиональной тип личности»;
- Игра «Телеграф».
Оборудование:
- Ручки, тетради, карты «Мой профессиональный тип личности».
Блок 2: Вторник
Адресат: 8 класс
Тема занятия: Психологический КВН
Цель: Формировать установку на необходимость профессионального самоопределения, актуального для подростков информационного поля.
Задачи:
- Познакомить с правилами ведения группы;
- Развитие навыков командного взаимодействия;
- Ввести в проблему профессионального самоопределения;
- Развивать осознание участниками собственных личностных качеств, необходимых в определенных профессиях.
Техники:
- Игра «Знакомство»;
- Профориентационная игра «Любовное послание»;
- Игра «Робот-оператор»;
- Игра «Прощальные слова».
Оборудование:
- Тетради для записей и выполнения заданий, ручки, карточки с профессиями для игры «Любовное послание», цветная бумага, ножницы.
Блок 3: Среда
Адресат: 9 класс
Тема занятия: «Какой Я по представлению окружающих».
Цель: Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять анализ уровня своих профессионально важных качеств (ПВК), соотносить их с требованиями профессий.
Задачи:
- Познакомить участников с правилами ведения группы;
- Развитие навыков командного взаимодействия;
- Развивать осознание участниками собственных личностных качеств, необходимых в определенных профессиях;
- Развивать навыки совладания с тревожностью.
Техники:
- Игра «Знакомство»;
- Игра «Кочки»;
- Игра «Ассоциации: Какая профессия мне подходит, по-твоему»;
- Упражнение «Письмо самому себе»;
- Упражнение «Дыхание».
Оборудование:
- Тетради для записей и выполнения заданий, ручки, 25 листов бумаги формата А4, бейджи.
Блок 4: Четверг
Адресат: 10 классы
Тема занятия: «Значение уверенности в своем успехе при выборе профессии».
Цель: Стимулировать развитие позитивного мышления, формировать мотивацию успеха.
Задачи:
- Познакомить участников с правилами ведения группы;
- Развивать навыки командного взаимодействия;
- Развивать навыки позитивного самоотношения, выделять плюсы в сложных ситуациях;
- Развивать навыки релаксации, снятия мышечного напряжения.
Техники:
- Игра «Знакомство»;
- Мини-лекция «Ваши реакции на различные жизненные ситуации»;
- Упражнение «Две стороны медали»;
- Релаксационная методика «Кладовая ресурсов»;
Оборудование:
- Тетради для записей и выполнения заданий, ручки, релаксационная музыка.
Блок 5: Пятница.
Адресат: 11 классы
Тема занятия:
Цели: Способствовать формированию мотивов самоактуализации, формированию психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.
Задачи:
- Обеспечить старшеклассников теоретической и практической информацией;
- Поддержка сделанного старшеклассниками выбора профессии, повышение уверенности в себе.
Техники:
- Игра «Знакомство»;
- Упражнение «Веер»;
- Упражнение «Сети поддержки»;
- Упражнение «Похвальное слово самому себе»
Оборудование:
- Бейджи, ручки, тетради для записей и выполнения заданий.
Работа с педагогами
Формы работы: индивидуальные консультации с педагогами.
Темы: «Как педагог может помочь ребенку в выборе профессии», «Возможные ошибки в выборе профессии», «Развитие профессионально важных качеств в рамках учебного процесса».
Блок 6: Суббота
Работа с родителями
Формы работы: индивидуальные и групповые консультации
1. Проведение групповой консультации. Тема: «Актуальность проведения профориентационной работы с подросткового возраста».
2. Индивидуальные консультации по желанию родителей.
Приложение № 1
Сценарий занятий
Блок 1: Понедельник
Занятие для 6 классов
Тема: «Как мы определяем свой жизненный путь?»
Цель: Расширить представления о себе, ввести в мир профессий.
Задачи ведущих:
- Познакомить с правилами ведения группы;
- Познакомить с миром профессий, типами профессий;
- Заполнить карту «Мой предпочитаемый тип профессии».
Ход занятия:
Организационный этап
1. Вводное слово ведущего
Меня зовут … цель нашей с вами встречи сегодня – познакомиться с миром профессий, с типами профессий (ведущий дает информацию о типологии профессий*[2]).
На этом занятии мы будем выполнять тест, вы познакомитесь с различными профессиями, типами профессий (Ч-П, Ч-Т, Ч-И), будем играть в разные игры, которые помогут вам расширить представления о себе.
А это значит, что мы будем работать активно, в сотрудничестве, я обеспечу вас диагностическим материалом (тестами) и информационным. Но при этом можете рассчитывать на мою помощь.
Для работы мы с вами должны принять правила, которые необходимо соблюдать. Попробуйте их предложить сами (выслушиваются мнения ребят, и записываются на ватмане). Для их утверждения каждый должен поставить подпись под этими правилами.
Пример необходимых правил:
- Добровольность участия;
- «Здесь и теперь»;
- Уважение к другому;
- Конфиденциальность;
- Активность.
2. Знакомство. Игра «Имя + движение».
Ребятам стоят в кругу, первый называет свое имя и показывает движение. Игра проходит по типу «снежный ком».
Рефлексия.
Основной этап:
1. Ведущий проводит с участниками тест «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, совместно с участниками ведущий проводит обработку результатов теста.
2. На основе полученных результатов теста каждый участник составляет карту «Мой предпочитаемый тип профессии».
Рефлексия – ведущий с участниками обсуждает полученные результаты.
Заключительный этап:
- Рефлексия – ведущий просит участников по желанию высказаться: «Что понравилось вам на занятии, что вызывало наибольшие трудности, какие пожелания с вашей стороны?».
- Упражнение «Бум» - ребята встают в круг, строят пирамиду из ладошек, произнося пожелания группе.
Также мне бы хотелось, чтобы каждый из вас понял необходимость ведения записей в тетрадях, в которых будут результаты ваших тестов, различных работ.
Занятие для 7 классов:
Тема: «Ваш профессиональный тип личности»
Цель: Сформировать представления о мире профессий, способствовать формирование навыков планирования деятельности.
Задачи:
- Познакомить с правилами ведения группы;
- Познакомить с миром профессий;
- Научить постановке цели, выделения средств, прикладывать усилия к достижению цели.
Ход занятия:
Организационный этап
1. Вводное слово ведущего
Меня зовут … цель нашей с вами встречи сегодня – познакомиться с миром профессий, с типами профессий (ведущий дает информацию о типологии профессий).
На этом занятии мы будем выполнять тест, вы познакомитесь профессиональными типами личности, узнаете, что это такое, какое отношение они имеют к вам.
Я прошу работать активно, в сотрудничестве. Запомните, что на занятиях по психологии нет деления на участников и зрителей, в тренинге участвуют все. В ходе занятия вы можете рассчитывать на мою помощь.
Для работы мы с вами должны принять правила, которые необходимо соблюдать. Попробуйте их предложить сами (выслушиваются мнения ребят, и записываются на ватмане). Для их утверждения каждый должен поставить подпись под этими правилами.
Пример необходимых правил:
- Добровольность участия;
- «Здесь и теперь»;
- Уважение к другому;
- Конфиденциальность;
- Активность.
2. Знакомство. Игра «Имя»
Ребята должны назвать свое имя внятно и понятно для всей группы.
Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» - ведущий заканчивает фразу, например, поменяйтесь местами те, кто любит мороженое. Те участники, кого это касается должны быстро поменяться местами. Участник, оставшийся без места, становится ведущим.
Рефлексия.
Основной этап:
1. Ведущий проводит с участниками тест Голланда «Профессиональный тип личности»;
2. Ведущий помогает участникам обработать тест, подвести результаты;
3. Совместно с психологом ребята составляют карту «Мой профессиональный тип личности»;
4. Рефлексия – обсуждаются вопросы – что понятно, что не понятно, какие знания приобрели?
Заключительный этап:
Игра «Ритм» - участники садятся в круг, кладут руки на колени соседей справа и слева, затем передают движение (хлопок по колену), постепенно движение усложняется.
Блок 2: Вторник
Адресат: 8 класс
Тема занятия: Психологический КВН
Цель: Формировать установку на необходимость профессионального самоопределения, актуального для подростков информационного поля.
Задачи ведущих:
- Познакомить с правилами ведения группы;
- Развитие навыков командного взаимодействия;
- Ввести в проблему профессионального самоопределения;
Развивать осознание участниками собственных личностных качеств, необходимых в определенных профессиях
Ход занятия:
Организационный этап
1. Вводное слово ведущего
Меня зовут … цель нашей с вами встречи сегодня – познакомиться с миром профессий, с типами профессий (ведущий дает информацию о типологии профессий).
На этом занятии мы будем учиться работать в команде, вы попробуете себя в разных ролях. Через предлагаемые игры и упражнения вы сможете определить свои личностные качества, которые в будущем будут вам необходимы для освоения профессий.
Я прошу работать активно, сотрудничать друг с другом. Запомните, что на занятиях по психологии нет деления на участников и зрителей, в тренинге участвуют все. В ходе занятия вы можете рассчитывать на мою помощь.
Для работы мы с вами должны принять правила, которые необходимо соблюдать. Попробуйте их предложить сами (выслушиваются мнения ребят, и записываются на ватмане). Для их утверждения каждый должен поставить подпись под этими правилами.
Пример необходимых правил:
- Добровольность участия;
- «Здесь и теперь»;
- Уважение к другому;
- Конфиденциальность;
- Активность.
2. Знакомство. Игра «Имя – качество».
Ребята должны назвать свое имя и качество, которое присуще им и начинается на первую букву их имени.
Рефлексия.
Основной этап:
1. Профориентационная игра «Любовное послание» - участники делятся на команды (например, по 5 человек). Каждой команде ведущий дает карточку, на которой написана профессия и понятия, связанные с этой профессией (например, профессия астроном, а понятия такие – звезды, телескоп, комета, млечный путь, луна, солнце, планеты и др.). Ведущий предлагает каждой команде написать объяснения в любви, используя только эти понятия. После этого представители от команд зачитывают послания.
2. Игра на сплочение «Робот-оператор» - участники делятся на пары, в которых один играет роль «робота», другой – роль «оператора». Ведущий разбрасывает по полу квадратики цветной бумаги, каждой команде принадлежит свой цвет. «Роботы» должны выполнять команды «операторов» и собирать квадратики бумаги только своего цвета. Выигрывает та команда, которая быстрее всех соберет бумагу. Ребятам нужно объяснить, что «роботы» без приказов «операторов» не совершают ни одного движения.
Рефлексия
Заключительный этап:
Игра «Прощальные слова» - ребята сидят в кругу, каждый из них по очереди должен сказать попрощаться с группой и сказать пожелания участникам на будущее.
Рефлексия – ведущий просит участников по желанию высказаться: «Что понравилось вам на занятии, что вызывало наибольшие трудности, какие пожелания с вашей стороны?».
Блок 3: Среда
Адресат: 9 класс
Тема занятия: «Какой Я по представлению окружающих».
Цель: Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять анализ уровня своих профессионально важных качеств (ПВК), соотносить их с требованиями профессий.
Задачи ведущих:
- Познакомить участников с правилами ведения группы;
- Развитие навыков командного взаимодействия;
- Развивать осознание участниками собственных личностных качеств, необходимых в определенных профессиях;
- Развивать навыки совладания с тревожностью.
Ход занятия:
Организационный этап
1. Вводное слово ведущего
Меня зовут … цель нашей с вами встречи сегодня – познакомиться с таким понятием как профессионально важные качества (ПВК), с требованиями разных профессий. На основании полученной информации попробуем выявить, какие профессионально важные качества присущи вам уже сейчас.
На занятии мы будем учиться работать в команде. Я прошу работать активно, сотрудничать друг с другом. Запомните, что на психологических занятиях нет деления на участников и зрителей, в тренинге участвуют все. В ходе занятия вы можете рассчитывать на мою помощь.
Для работы мы с вами должны принять правила, которые необходимо соблюдать. Попробуйте их предложить сами (выслушиваются мнения ребят, и записываются на ватмане). Для их утверждения каждый должен поставить подпись под этими правилами.
Пример необходимых правил:
- Добровольность участия;
- «Здесь и теперь»;
- Уважение к другому;
- Конфиденциальность;
- Активность.
2. Знакомство. Игра «Имя +профессия, о которой я мечтаю».
Ребята должны назвать свое имя и профессию, в которой они хотят себя реализовать.
Игра «Ветер подул» - игра направлена на более тесное знакомство, проводится по уровням сложности. 1. Ведущий встает в круг, может называть только те признаки, которые касаются его внешности. Начинать нужно только с одной фразы «Ветер подул и все, у кого есть … сдуло». После слов ведущего, все кого это касается меняются местами. Тот, кто остается без места, играет роль ведущего.
2 . Второй этап проводится по той же схеме, но признаки, которые называет ведущий не касаются внешности. Например, «Ветер подул и всех, кто занимается лыжами сдуло».
Основной этап:
- Игра «Кочки» на развитие внимания, стратегии взаимодействия, умения работать в команде: группа делится на две команды – «Спасатели» и «Наблюдатели».
На полу раскладываюся листы бумаги, символизирующие болото с кочками. Команда «Спасателей» выбирает командира, придумывает название команды, девиз, символ, представляет себя. Далее каждый спасатель по одному начинает двигаться по кочкам. Если игрок делает правильный ход, ведущий говорит «дальше», если – ошибается – ведущий говорит «Буль» и игрок возвращается назад. Шаг за шагом игроки угадывают траекторию движения по кочкам, запланированную ведущим. Когда спасатели переходят болото, каждый из них берет наблюдателя и переводит через болото.
Рефлексия.
- Профориентационная игра «Ассоциации: какая профессия подходит мне, по-твоему». Ребята садятся в два круга – внешний и внутренний, лицом друг к другу. Участники из внешнего круга говорят участникам из внутреннего круга то, какая профессия по их мнению подходит и аргументируют почему, т.е. называют качества, которые есть у этого человека и соответствуют названной профессии. Внешний круг движется вокруг внутреннего. Затем участники из внутреннего и внешнего круга меняются местами.
Рефлексия
3. Упражнение «Письмо самому себе» - позволяет участникам задуматься о своем Я, поставить цель. Участникам предлагается написать письмо себе, пожелать себе что-нибудь. Ведущий собирает письма и предлагает участникам открыть их на следующий год.
Заключительный этап:
Упражнение «Дыхание» - направленное на обучение участников умению снятия эмоционального напряжения, справляться с повышенной тревожностью. Ведущий предлагает ребятам сесть поудобнее, глубоко вдохнуть и делать выдох медленно на счет 30. Это упражнение ребята повторяют несколько раз.
Блок 4: Четверг
Адресат: 10 классы
Тема занятия: «Значение уверенности в своем успехе при выборе профессии».
Цель: Стимулировать развитие позитивного мышления, формировать мотивацию успеха.
Задачи:
- Познакомить участников с правилами ведения группы;
- Развивать навыки командного взаимодействия;
- Развивать навыки позитивного самоотношения, выделять плюсы в сложных ситуациях;
- Развивать навыки релаксации, снятия мышечного напряжения.
Ход занятия:
Организационный этап
1. Вводное слово ведущего
Меня зовут … цель нашей с вами встречи сегодня – поучимся взаимодействовать в команде, будем развивать умения относиться к себе позитивно, видеть в сложных ситуация не только минусы, но и плюсы, познакомимся с техниками релаксации, поговорим о значении уверенности в достижении успеха.
На занятии мы будем учиться работать в команде. Я прошу работать активно, сотрудничать друг с другом. Запомните, что на занятиях по психологии нет деления на участников и зрителей, в тренинге участвуют все. В ходе занятия вы можете рассчитывать на мою помощь.
Для работы мы с вами должны принять правила, которые необходимо соблюдать. Попробуйте их предложить сами (выслушиваются мнения ребят, и записываются на ватмане). Для их утверждения каждый должен поставить подпись под этими правилами.
Пример необходимых правил:
- Добровольность участия;
- «Здесь и теперь»;
- Уважение к другому;
- Конфиденциальность;
- Активность.
2. Знакомство. Игра «Имя +профессия, которую я выбрал».
Ребята должны назвать свое имя и профессию, в которой они хотят себя реализовать.
Игра «Ветер подул» - игра направлена на более тесное знакомство, проводится по уровням сложности.
1. Ведущий встает в круг, может называть только те признаки, которые касаются его внешности. Начинать нужно только с одной фразы «Ветер подул и все, у кого есть … сдуло». После слов ведущего, все кого это касается меняются местами. Тот, кто остается без места, играет роль ведущего.
2 . Второй этап проводится по той же схеме, но признаки, которые называет ведущий не касаются внешности. Например, «Ветер подул и всех, кто занимается лыжами сдуло».
Основной этап:
1. Мини-лекция «Ваши реакции на различные жизненные ситуации» - ведущий рассказывает участникам о жизненных ситуациях, которые люди воспринимают по разному, по разному реагируют на них, выбирают различные способы действия. Ведущий вводит понятие «фрустрирующая ситуация».
2. Упражнение «Две стороны медали» - ведущий предлагается разобрать какую-нибудь ситуацию. Участники должны написать плюсы и минусы этой ситуации в жизни человека.
Рефлексия.
Заключительный этап:
Релаксационная методика «Кладовая ресурсов» - ребята усаживаются поудобнее, расслабляются, закрывают глаза. Ведущий включает спокойную музыку и читает текст «Кладовая ресурсов».
Рефлексия.
Ритуал прощания – похлопать друг другу.
Блок 5: Пятница.
Адресат: 11 классы
Тема занятия: «Уверенность в себе – залог будущих достижений»
Цели: Способствовать формированию мотивов самоактуализации, формированию психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.
Задачи:
- Обеспечить старшеклассников теоретической и практической информацией;
- Поддержка сделанного старшеклассниками выбора профессии, повышение уверенности в себе;
- Развивать осознание реального и идеального Я.
Ход занятия:
Организационный этап
1. Вводное слово ведущего
Меня зовут … цель нашей с вами встречи сегодня – поучимся взаимодействовать в команде, будем развивать умения относиться к себе позитивно, видеть в сложных ситуация не только минусы, но и плюсы, познакомимся с техниками релаксации, поговорим о значении уверенности в достижении успеха.
На занятии мы будем учиться работать в команде. Я прошу работать активно, сотрудничать друг с другом. Запомните, что на занятиях по психологии нет деления на участников и зрителей, в тренинге участвуют все. В ходе занятия вы можете рассчитывать на мою помощь.
Для работы мы с вами должны принять правила, которые необходимо соблюдать. Попробуйте их предложить сами (выслушиваются мнения ребят, и записываются на ватмане). Для их утверждения каждый должен поставить подпись под этими правилами.
Пример необходимых правил:
- Добровольность участия;
- «Здесь и теперь»;
- Уважение к другому;
- Конфиденциальность;
- Активность.
2. Знакомство. Игра «Имя + профессия, которую я выбрал и почему».
Ребята должны назвать свое имя и профессию, в которой они хотят себя реализовать и аргументировать свой выбор.
Упражнение на знакомство «Приветствие» - участники на листочках пишут приветствия группе, затем складывают их в коробку, ведущий перемешивает, участники берут листочки по очереди и зачитывают.
Основной этап:
1. Упражнение «Веер» - участники на листочке пишут свое имя и качества, которые у них есть и то качество, которое они хотели бы в себе развить. Затем листочки передают соседям слева, которые пишут качества присущие участнику, чье имя написано на листочке и те качества, которые необходимо развивать, чтобы быть успешным в разных профессиях. Рефлексия.
2. Упражнение «Сети поддержки» - ребятам предлагается нарисовать на листе несколько кругом. Внутренний круг – это их «Я», а в последующие внешние круги необходимо написать людей по степени близости к участнику – оказывают помощь, поддержку, хорошо относятся. Это могут быть друзья, родственники, знакомые, одноклассники, учителя и т.д.
Ведущий просит участников по желанию представить то, что у них получилось.
Ведущий говорит» «у некоторых из нас в жизни складывается иногда впечатление, что мы одиноки, что нас не поддерживают. Но Это упражнение показывает, что на самом деле нас окружает много людей, которые могут оказать нам помощь и поддержку. И, вероятно, наше одиночество только нам кажется»
Рефлексия.
Заключительный этап:
Упражнение «Похвальное слово самому себе» - ребята садятся поудобнее, ведущий включает спокойную музыку, участники закрывают глаза, ведущий просит вспомнить все ситуации в их жизни, в которых у них возникало чувство гордости, повышалась уверенность в себе
Рефлексия.
Блок 5: Пятница
Работа с педагогами
Формы работы: индивидуальные консультации с педагогами.
Темы: «Как педагог может помочь ребенку в выборе профессии», «Возможные ошибки в выборе профессии», «Развитие профессионально важных качеств в рамках учебного процесса».
Блок 6: Суббота
Работа с родителями
Формы работы: индивидуальные и групповые консультации
1. Проведение групповой консультации. Тема: «Актуальность проведения профориентационной работы с подросткового возраста».
2. Индивидуальные консультации по желанию родителей.
Список литературы:
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось-89, 2005. – 256 с.
- Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. – М.: Академический проспект, 2004. – 192 с.
- Климов Е.А «Развивающийся человек в мире профессий». – Обнинск: Изд-во Принтер, 1993 год. – 56 с.
- Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроуов по психологии (9 класс). – СПб.: Речь, 2003. 118 с.
- Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К. Акимова, Е.М Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991год. – 303 с.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с.
- Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? – М.: Генезис, 2003. – 138 с.
- Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2005. – 244 с.
- Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ Под науч. Ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Речь, 2005. – 176 с.
[1] Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. – С.9.
[2] Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. С. 28.