Программа для проведения недели психологии в школе "Мы выбираем, нас выбирают" для подростков 12-17 лет

Баканова Анна Анатольевна

Главная цель профориентационной работы  – оказание помощи школьникам в поиске своего места в мире профессий.

Концептуальной основой программы являются положения, сформированные на основе изучения трудов зарубежных и российских ученых: А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Голланд, Н.С. Пряжников, А.А. Деркач, Ю. М. Забродина, Е.А. Климов и т.д.

·         Профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность

·         Процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен

·         Учебная и профессиональная деятельность позволяют человеку реализовать себя, способствуют самореализации личности

·         Ядром профессионального становления является нахождение личностного смысла в профессии – профессиональное самоопределение

·         Индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными  и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами

·         Знание психологических особенностей профессионального становления позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа для проведения недели психологии

«Мы выбираем, нас выбирают»

Составила: педагог-психолог

МБОУ «СОШ №1»

Баканова А.А.

Тарко-Сале, 2010г.

Паспорт  программы

1.

Название

«Мы выбираем, нас выбирают»

2.

Тип программы

Ориентированная

3.

Возраст учащихся

12-17 лет

4.

Количество учащихся в группе

12-14 человек

5.

Количество часов

8 часов

6.

Цели и задачи программы

Цель программы: Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, построения карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. 

Задачи программы: 

1. Обеспечить учащихся теоретической психологической информацией, повысить психологическую культуру учащихся, педагогов и родителей;

2. Развивать способности осуществлять профессиональный выбор, используя полученные знания о мире профессий и своих способностях;

3. Научить анализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности), узнать и принять требования избираемой профессии;

4. Формировать осознание потенциальных несоответствий личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий;

5. Формировать осознание мотивов самоактуализации;

6. Развивать осознание ребенком собственного «Я», позитивной Я-концепции;

7. Формировать профессиональное самосознание учащегося, необходимые профессиональные качества.

7.

Автор программы

Педагог-психолог МБОУ СОШ №1  А.А. Баканова

 

8.

Постановка проблемы, краткое содержание

В настоящее время все мы видим, насколько изменились экономические условия в России, насколько быстро меняется рынок труда. Это означает, что молодым людям становится все труднее воспользоваться советом и опытом своих родителей, учителей или друзей в вопросе выбора профессии. Сегодня каждый, кому небезразличен свой жизненный путь и, как следствие, уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью, должен пройти путь выбора профессии самостоятельно. Это непростое, но очень важное дело. Вопрос «Кем я буду?» задает каждый молодой человек.

 Как показывает опыт нашей  школы ответить на этот вопрос и решить первую серьезную жизненную проблему выбора профессионального пути может помочь проведение профориентационной работы психологами школы.

9.

Ожидаемый результат

Информированность  учащихся о мире профессий;

Осознание своих ресурсов;

 Определение собственных ценностных  ориентаций;

 Осознание возможности самоизменения и  саморазвития;

Профессиональное самоопределение.

10.

Техники

Самоописание, групповая дискуссия, использование конструктивной обратной связи, психотехнических упражнений.

Пояснительная записка

В настоящее время все мы видим, насколько изменились экономические условия в России, насколько быстро меняется рынок труда. Это означает, что молодым людям становится все труднее воспользоваться советом и опытом своих родителей, учителей или друзей в вопросе выбора профессии. Сегодня каждый, кому небезразличен свой жизненный путь и, как следствие, уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью, должен пройти путь выбора профессии самостоятельно. Это непростое, но очень важное дело. Вопрос «Кем я буду?» задает каждый молодой человек.

 Как показывает опыт нашей  школы ответить на этот вопрос и решить первую серьезную жизненную проблему выбора профессионального пути может помочь проведение профориентационной работы психологами школы.

В создании программы профориентационной работы мы руководствовались следующим понятием профессиональной ориентации.

Профессиональная ориентация – научно-обоснованное ориентирование учащихся по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивидов к соответствующим видам деятельности*[1].

        Главная цель профориентационной работы  – оказание помощи школьникам в поиске своего места в мире профессий.

Концептуальной основой программы являются положения, сформированные на основе изучения трудов зарубежных и российских ученых: А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Голланд, Н.С. Пряжников, А.А. Деркач, Ю. М. Забродина, Е.А. Климов и т.д.

  • Профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность
  • Процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен
  • Учебная и профессиональная деятельность позволяют человеку реализовать себя, способствуют самореализации личности
  • Ядром профессионального становления является нахождение личностного смысла в профессии – профессиональное самоопределение
  • Индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными  и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами
  • Знание психологических особенностей профессионального становления позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию  

Ориентируясь на апробированные программы ведущих профконсультантов, в нашей школе психологом разработана программа по профориентации, которая позволяет успешно работать с подростками и юношами  

Программа профориентационной работы «Мы выбираем, нас выбирают» - это своеобразная презентация профориентационной работы психологической службы МБОУ СОШ№1 на будущий 2011-2012 учебный год для среднего и старшего звена, родителей и педагогов.  

Цель программы: Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, построения карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. 

Задачи программы: 

  • Обеспечить учащихся теоретической психологической информацией, повысить психологическую культуру учащихся, педагогов и родителей;
  • Развивать способности осуществлять профессиональный выбор, используя полученные знания о мире профессий и своих способностях;
  • Научить анализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности), узнать и принять требования избираемой профессии;
  • Формировать осознание потенциальных несоответствий личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий;
  • Формировать осознание мотивов самоактуализации;
  • Развивать осознание ребенком собственного «Я», позитивной Я-концепции;
  • Формировать профессиональное самосознание учащегося, необходимые профессиональные качества.

Занятия с учащимися среднего и старшего звена, их родителями и педагогами распределены по дням недели и проводятся в форме тренингов, индивидуального и группового консультирования с соблюдением программы (тематического планирования).

Адресат программы: Возраст учащихся – 12-17 лет.  Количество в группе - 12 - 14 человек.

Время проведения: Занятия проводятся ежедневно на протяжении рабочей недели, организуется выставка, проводятся индивидуальные консультации  для учащихся с использованием программы «АРМ», индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов.

Ведущий – психолог, ассистент.

В соответствии с общими целями и задачами профориентационной работы программа, реализуемая в рамках недели психологии направлена на решение следующих задач:

В среднем звене:

  1. Информировать о мире профессий и важности правильного профессионального выбора;
  2. Выявить соотношение личностных позиций  «хочу», «могу», «надо».

В старшем звене:

  1. Обучить стратегии выбора профессии;
  2. Ознакомить с новыми условиями рыночных отношений;
  3. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  4.  Развивать умения соотносить свои склонности и возможности с требованиями выбираемой профессии, а также к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Структура занятий:

Каждое занятие направлено на раскрытие определенной темы и содержит лекционный материал, игры, тестирования.

При проведении практических занятий применяются методические приемы организации коллективной деятельности школьников.

Техники: тесты, самоописание, групповая дискуссия, использование конструктивной обратной связи, психотехнические упражнения.

Принципы поведения участников группы:

  • Добровольность участия;
  • «Здесь и теперь»;
  • Уважение другого;
  • Конфиденциальность;
  • Активность.

Результаты:

  • Информированность  учащихся о мире профессий;
  • Осознание своих ресурсов;
  • Определение собственных ценностных ориентаций;
  • Осознание возможности самоизменения и саморазвития;
  • Профессиональное самоопределение.

Тематическое планирование по дням недели

Название блоков

Количество часов

Форма проведения, используемые техники

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

1

Блок 1

Занятие для 6 классов

Занятие для 7 классов

1

1

0,1

0,1

0,5

0,5

Игра «Знакомство»;

Тест «ДДО»;

Игра «Бум».

Игра «Знакомство»;

Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»;

Тест Голланда «Профессиональный тип личности»;

Игра «Телеграф».

Составление карты «Мой предпочитаемый тип профессии»;

Составление карты «Мой профессиональной тип личности»;

2

Блок 2

Занятие для 8 классов

1

0,1

0,5

Игра «Знакомство»;

Профориентационная игра «Любовное послание»;

Игра «Робот-оператор»;

Игра «Прощальные слова».

Знания о собственных личностных качествах участников

3

Блок 3

Занятие для 9 классов

1

0,1

0,5

Игра «Знакомство»;

Игра «Кочки»;

Игра «Ассоциации: Какая профессия мне подходит, по-твоему»;

Упражнение «Письмо самому себе»;

Упражнение «Дыхание».

Знания о соотношении ПВК и требований профессий

4

Блок 4

Занятие для 10 классов

1,5

0,2

0,7

Игра «Знакомство»;

Мини-лекция «Ваши реакции на различные жизненные ситуации»;

Упражнение «Две стороны медали»;

Релаксационная методика «Кладовая ресурсов»;

Знания о позитивном мышлении и понятии мотивация успеха

5

Блок 5

Занятие для 11 классов

1,5

0,2

0,7

Игра «Знакомство»;

Упражнение «Формулы»;

Упражнение «Веер»;

Упражнение «Сети поддержки»;

Упражнение «Похвальное слово самому себе»

Знания о формировании уверенности в себе, значении уверенности в себе в личных достижениях

6

Блок 5

Индивидуальные консультации с педагогами

1

1

-

Консультации на темы:«Как педагог может помочь ребенку в выборе профессии», «Возможные ошибки в выборе профессии», «Развитие профессионально важных качеств в рамках учебного процесса».

Знания по предложенным  темам, памятки

7

Блок 6

Групповая консультация с родителями

Индивидуальные консультации по желанию

1

1

-

Тема: «Актуальность проведения профориентационной работы  с подросткового возраста».

Знания по предложенным  темам, памятки

Содержание программы по дням недели:

Блок 1: Понедельник

Адресат: 6-7 классы

Занятие для 6 классов

Тема: Как мы определяем свой жизненный путь?

Цель: Расширить представления о себе, ввести в мир профессий.

Задачи:

  • Познакомить с правилами ведения группы;
  • Познакомить с миром профессий, типами профессий;
  • Заполнить карту «Мой предпочитаемый тип профессии».

Техники:

  • Игра «Знакомство»;
  • Тест «ДДО»;
  • Составление карты «Мой предпочитаемый тип профессии»;
  • Игра «Бум».

Оборудование:

  • Ручки, тетради, карточки с профессиями.

Занятие для 7 классов

Тема: «Ваш профессиональный тип личности»

Цель: Сформировать представления о мире профессий, способствовать формирование навыков планирования деятельности.

Задачи:

  • Познакомить с правилами ведения группы;
  • Познакомить с миром профессий;
  • Научить постановке цели, выделения средств, прикладывать усилия к достижению цели.

Техники:

  • Игра «Знакомство»;
  • Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»;
  • Тест Голланда «Профессиональный тип личности»;
  • Составление карты «Мой профессиональной тип личности»;
  • Игра «Телеграф».

Оборудование:

  • Ручки, тетради, карты «Мой профессиональный тип личности».

Блок 2: Вторник

Адресат: 8 класс

Тема занятия: Психологический КВН

Цель: Формировать установку на необходимость профессионального самоопределения, актуального для подростков информационного поля.

Задачи:

  • Познакомить с правилами ведения группы;
  • Развитие навыков командного взаимодействия;
  • Ввести в проблему профессионального самоопределения;
  • Развивать осознание участниками собственных личностных качеств, необходимых в определенных профессиях.

Техники:

  •  Игра «Знакомство»;
  • Профориентационная игра «Любовное послание»;
  • Игра «Робот-оператор»;
  • Игра «Прощальные слова».

Оборудование: 

  • Тетради для записей и выполнения заданий, ручки, карточки с профессиями для игры «Любовное послание», цветная бумага, ножницы.

Блок 3: Среда

Адресат: 9 класс

Тема занятия: «Какой Я по представлению окружающих».

Цель: Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять анализ уровня своих профессионально важных качеств (ПВК), соотносить их с требованиями профессий.

Задачи:

  • Познакомить участников с правилами ведения группы;
  • Развитие навыков командного взаимодействия;
  • Развивать осознание участниками собственных личностных качеств, необходимых в определенных профессиях;
  • Развивать навыки совладания с тревожностью.

Техники:

  • Игра «Знакомство»;
  • Игра «Кочки»;
  • Игра «Ассоциации: Какая профессия мне подходит, по-твоему»;
  • Упражнение «Письмо самому себе»;
  • Упражнение «Дыхание».

Оборудование:

  • Тетради для записей и выполнения заданий, ручки, 25 листов бумаги формата А4, бейджи.

Блок 4: Четверг

Адресат: 10 классы

Тема занятия: «Значение уверенности в своем успехе при выборе профессии».

Цель: Стимулировать развитие позитивного мышления, формировать мотивацию успеха.

Задачи:

  • Познакомить участников с правилами ведения группы;
  • Развивать навыки командного взаимодействия;
  • Развивать навыки позитивного самоотношения, выделять плюсы в сложных ситуациях;
  • Развивать навыки релаксации, снятия мышечного напряжения.

Техники:

  • Игра «Знакомство»;
  • Мини-лекция «Ваши реакции на различные жизненные ситуации»;
  • Упражнение «Две стороны медали»;
  • Релаксационная методика «Кладовая ресурсов»;

Оборудование:

  • Тетради для записей и выполнения заданий, ручки, релаксационная музыка.

Блок 5: Пятница.

Адресат: 11 классы

Тема занятия:

Цели: Способствовать формированию мотивов самоактуализации, формированию психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.

Задачи:

  • Обеспечить старшеклассников теоретической и практической информацией;
  • Поддержка сделанного старшеклассниками выбора  профессии, повышение уверенности в себе.

Техники:

  • Игра «Знакомство»;
  • Упражнение «Веер»;
  • Упражнение «Сети поддержки»;
  • Упражнение «Похвальное слово самому себе»

Оборудование:

  • Бейджи, ручки, тетради  для записей и выполнения заданий.

Работа с педагогами

Формы работы: индивидуальные консультации с  педагогами.

Темы: «Как педагог может помочь ребенку в выборе профессии», «Возможные ошибки в выборе профессии», «Развитие профессионально важных качеств в рамках учебного процесса».

Блок 6: Суббота

Работа с родителями

Формы работы: индивидуальные и групповые консультации

1. Проведение групповой консультации. Тема: «Актуальность проведения профориентационной работы  с подросткового возраста».

2. Индивидуальные консультации по желанию родителей.

Приложение № 1

Сценарий  занятий

Блок 1: Понедельник

Занятие для 6 классов

Тема: «Как мы определяем свой жизненный путь?»

Цель: Расширить представления о себе, ввести в мир профессий.

Задачи ведущих:

  • Познакомить с правилами ведения группы;
  • Познакомить с миром профессий, типами профессий;
  • Заполнить карту «Мой предпочитаемый тип профессии».

Ход занятия:

Организационный этап

1. Вводное слово ведущего

        Меня зовут … цель нашей с вами встречи сегодня – познакомиться с миром профессий, с типами профессий (ведущий дает информацию о типологии профессий*[2]).

На этом занятии мы будем выполнять тест, вы познакомитесь с различными профессиями, типами профессий (Ч-П, Ч-Т, Ч-И), будем играть в разные игры, которые помогут вам расширить представления о себе.

        А это значит, что мы будем работать активно, в сотрудничестве, я обеспечу вас диагностическим материалом (тестами) и информационным. Но при этом можете рассчитывать на мою помощь.

Для работы мы с вами должны принять правила, которые необходимо соблюдать. Попробуйте их предложить сами (выслушиваются мнения ребят, и записываются на ватмане). Для их утверждения каждый должен поставить подпись под этими правилами.

Пример необходимых правил:

  • Добровольность участия;
  • «Здесь и теперь»;
  • Уважение к другому;
  • Конфиденциальность;
  • Активность.

2. Знакомство. Игра «Имя + движение».

Ребятам стоят в кругу, первый называет свое имя и показывает движение. Игра проходит по типу «снежный ком».

Рефлексия.

Основной этап:

1. Ведущий проводит с участниками тест «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, совместно с участниками ведущий проводит обработку результатов теста.

2. На основе полученных результатов теста каждый участник составляет карту «Мой предпочитаемый тип профессии».

Рефлексия – ведущий с участниками обсуждает полученные результаты.

Заключительный этап:

  1. Рефлексия – ведущий просит участников по желанию высказаться: «Что понравилось вам на занятии, что вызывало наибольшие трудности, какие пожелания с вашей стороны?».
  2. Упражнение «Бум» - ребята встают в круг, строят пирамиду из ладошек, произнося пожелания группе.        

Также мне бы хотелось, чтобы каждый из вас понял необходимость ведения записей в тетрадях, в которых  будут результаты ваших тестов,  различных работ.

Занятие для 7 классов:

Тема: «Ваш профессиональный тип личности»

Цель: Сформировать представления о мире профессий, способствовать формирование навыков планирования деятельности.

Задачи:

  • Познакомить с правилами ведения группы;
  • Познакомить с миром профессий;
  • Научить постановке цели, выделения средств, прикладывать усилия к достижению цели.

Ход занятия:

Организационный этап

1. Вводное слово ведущего

        Меня зовут … цель нашей с вами встречи сегодня – познакомиться с миром профессий, с типами профессий (ведущий дает информацию о типологии профессий).

На этом занятии мы будем выполнять тест, вы познакомитесь профессиональными типами личности, узнаете, что это такое, какое отношение они имеют  к вам.

Я прошу работать активно, в сотрудничестве. Запомните, что на занятиях по психологии нет деления на участников и зрителей, в тренинге участвуют все.  В ходе занятия вы можете рассчитывать на мою помощь.

Для работы мы с вами должны принять правила, которые необходимо соблюдать. Попробуйте их предложить сами (выслушиваются мнения ребят, и записываются на ватмане). Для их утверждения каждый должен поставить подпись под этими правилами.

Пример необходимых правил:

  1. Добровольность участия;
  2. «Здесь и теперь»;
  3. Уважение к другому;
  4. Конфиденциальность;
  5. Активность.

2. Знакомство. Игра «Имя»

Ребята должны назвать свое имя внятно и понятно для всей группы.

Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» - ведущий заканчивает фразу, например, поменяйтесь местами те, кто любит мороженое. Те участники, кого это касается должны быстро поменяться местами. Участник, оставшийся без места, становится ведущим.

Рефлексия.

Основной этап:

1. Ведущий проводит с участниками тест Голланда «Профессиональный тип личности»;

2. Ведущий помогает участникам обработать тест, подвести результаты;

3. Совместно с психологом ребята составляют карту «Мой профессиональный тип личности»;

4. Рефлексия – обсуждаются вопросы – что понятно, что не понятно, какие знания приобрели?

Заключительный этап:

Игра «Ритм» - участники садятся в круг, кладут руки на колени соседей справа и слева, затем передают движение (хлопок по колену), постепенно движение усложняется.

Блок 2: Вторник

Адресат: 8 класс

Тема занятия: Психологический КВН

Цель: Формировать установку на необходимость профессионального самоопределения, актуального для подростков информационного поля.

Задачи ведущих:

  • Познакомить с правилами ведения группы;
  • Развитие навыков командного взаимодействия;
  • Ввести в проблему профессионального самоопределения;

Развивать осознание участниками собственных личностных качеств, необходимых в определенных профессиях

Ход занятия:

Организационный этап

1. Вводное слово ведущего

        Меня зовут … цель нашей с вами встречи сегодня – познакомиться с миром профессий, с типами профессий (ведущий дает информацию о типологии профессий).

На этом занятии мы будем учиться работать в команде, вы попробуете себя в разных ролях. Через предлагаемые игры и упражнения вы сможете определить свои личностные качества, которые в будущем будут вам необходимы для освоения профессий.

Я прошу работать активно, сотрудничать друг с другом. Запомните, что на занятиях по психологии нет деления на участников и зрителей, в тренинге участвуют все.  В ходе занятия вы можете рассчитывать на мою помощь.

Для работы мы с вами должны принять правила, которые необходимо соблюдать. Попробуйте их предложить сами (выслушиваются мнения ребят, и записываются на ватмане). Для их утверждения каждый должен поставить подпись под этими правилами.

Пример необходимых правил:

  1. Добровольность участия;
  2. «Здесь и теперь»;
  3. Уважение к другому;
  4. Конфиденциальность;
  5. Активность.

2. Знакомство. Игра «Имя – качество».

Ребята должны назвать свое имя и качество, которое присуще им и начинается на первую букву их имени.

Рефлексия.

Основной этап:

1. Профориентационная игра «Любовное послание» - участники делятся на команды (например, по 5 человек). Каждой команде ведущий дает карточку, на которой написана профессия и понятия, связанные с этой профессией (например, профессия астроном, а понятия такие – звезды, телескоп, комета, млечный путь, луна, солнце, планеты и др.). Ведущий предлагает каждой команде написать объяснения в любви, используя только эти понятия. После этого представители от команд зачитывают послания.

2. Игра на сплочение «Робот-оператор» - участники делятся на пары, в которых один играет роль «робота», другой – роль «оператора».  Ведущий разбрасывает по полу квадратики цветной бумаги, каждой команде принадлежит свой цвет. «Роботы» должны выполнять команды «операторов» и собирать квадратики бумаги только своего цвета. Выигрывает та команда, которая быстрее всех соберет бумагу. Ребятам нужно объяснить, что «роботы» без приказов «операторов» не совершают ни одного движения.

Рефлексия

Заключительный этап:

Игра «Прощальные слова» - ребята сидят в кругу, каждый из них по очереди должен сказать попрощаться с группой и сказать пожелания участникам на будущее.

Рефлексия – ведущий просит участников по желанию высказаться: «Что понравилось вам на занятии, что вызывало наибольшие трудности, какие пожелания с вашей стороны?».

Блок 3: Среда

Адресат: 9 класс

Тема занятия: «Какой Я по представлению окружающих».

Цель: Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять анализ уровня своих профессионально важных качеств (ПВК), соотносить их с требованиями профессий.

Задачи ведущих:

  • Познакомить участников с правилами ведения группы;
  • Развитие навыков командного взаимодействия;
  • Развивать осознание участниками собственных личностных качеств, необходимых в определенных профессиях;
  • Развивать навыки совладания с тревожностью.

Ход занятия:

Организационный этап

1. Вводное слово ведущего

        Меня зовут … цель нашей с вами встречи сегодня – познакомиться с таким понятием как профессионально важные качества (ПВК), с требованиями разных профессий. На основании полученной информации попробуем выявить, какие профессионально важные качества присущи вам уже сейчас.

На  занятии мы будем учиться работать в команде. Я прошу работать активно, сотрудничать друг с другом. Запомните, что на психологических занятиях нет деления на участников и зрителей, в тренинге участвуют все.  В ходе занятия вы можете рассчитывать на мою помощь.

Для работы мы с вами должны принять правила, которые необходимо соблюдать. Попробуйте их предложить сами (выслушиваются мнения ребят, и записываются на ватмане). Для их утверждения каждый должен поставить подпись под этими правилами.

Пример необходимых правил:

  1. Добровольность участия;
  2. «Здесь и теперь»;
  3. Уважение к другому;
  4. Конфиденциальность;
  5. Активность.

2. Знакомство. Игра «Имя +профессия, о которой я мечтаю».

Ребята должны назвать свое имя  и профессию, в которой они хотят себя реализовать.

Игра «Ветер подул» - игра направлена на более тесное знакомство, проводится по уровням сложности. 1. Ведущий встает в круг, может называть только те признаки, которые касаются его внешности. Начинать нужно только с одной фразы «Ветер подул и все, у кого есть … сдуло». После слов ведущего, все кого это касается меняются местами. Тот, кто остается без места, играет роль ведущего.

2 . Второй этап проводится по той же схеме, но признаки, которые называет  ведущий не  касаются внешности. Например, «Ветер подул и всех, кто занимается  лыжами сдуло».

Основной этап:

  1. Игра «Кочки» на развитие внимания,  стратегии взаимодействия, умения работать в команде: группа делится на две команды – «Спасатели» и «Наблюдатели».

На полу раскладываюся листы бумаги, символизирующие болото с кочками. Команда «Спасателей» выбирает командира, придумывает название команды, девиз, символ, представляет себя. Далее каждый спасатель по одному начинает двигаться по кочкам. Если игрок делает правильный ход, ведущий говорит «дальше», если – ошибается – ведущий говорит «Буль» и игрок возвращается назад. Шаг за шагом игроки угадывают траекторию движения по кочкам, запланированную ведущим. Когда спасатели переходят болото, каждый из них берет наблюдателя и переводит через болото.

Рефлексия.

  1. Профориентационная игра «Ассоциации: какая профессия подходит мне, по-твоему». Ребята садятся в два круга – внешний и внутренний, лицом друг к другу. Участники из внешнего круга говорят участникам из внутреннего круга то, какая профессия по их мнению подходит и аргументируют почему, т.е. называют качества, которые есть у этого человека и соответствуют названной профессии. Внешний круг движется вокруг внутреннего. Затем участники из внутреннего и внешнего круга меняются местами.

Рефлексия

3. Упражнение «Письмо самому себе» - позволяет участникам задуматься о своем Я, поставить цель. Участникам предлагается написать письмо себе, пожелать себе что-нибудь. Ведущий собирает письма и предлагает участникам открыть их на следующий год.  

Заключительный этап:

Упражнение «Дыхание» - направленное на обучение участников умению снятия эмоционального напряжения, справляться с повышенной  тревожностью.  Ведущий предлагает ребятам сесть поудобнее, глубоко вдохнуть и делать выдох медленно на счет 30. Это упражнение ребята повторяют несколько раз.

Блок 4: Четверг

Адресат: 10 классы

Тема занятия: «Значение уверенности в своем успехе при выборе профессии».

Цель: Стимулировать развитие позитивного мышления, формировать мотивацию успеха.

Задачи:

  • Познакомить участников с правилами ведения группы;
  • Развивать навыки командного взаимодействия;
  • Развивать навыки позитивного самоотношения, выделять плюсы в сложных ситуациях;
  • Развивать навыки релаксации, снятия мышечного напряжения.

Ход занятия:

Организационный этап

1. Вводное слово ведущего

        Меня зовут … цель нашей с вами встречи сегодня – поучимся взаимодействовать в команде, будем развивать умения относиться к себе позитивно, видеть в сложных ситуация не только минусы, но и плюсы, познакомимся с техниками релаксации, поговорим о значении уверенности в достижении успеха.

На  занятии мы будем учиться работать в команде. Я прошу работать активно, сотрудничать друг с другом. Запомните, что на занятиях по психологии нет деления на участников и зрителей, в тренинге участвуют все.  В ходе занятия вы можете рассчитывать на мою помощь.

Для работы мы с вами должны принять правила, которые необходимо соблюдать. Попробуйте их предложить сами (выслушиваются мнения ребят, и записываются на ватмане). Для их утверждения каждый должен поставить подпись под этими правилами.

Пример необходимых правил:

  1. Добровольность участия;
  2. «Здесь и теперь»;
  3. Уважение к другому;
  4. Конфиденциальность;
  5. Активность.

2. Знакомство. Игра «Имя +профессия, которую я выбрал».

Ребята должны назвать свое имя  и профессию, в которой они хотят себя реализовать.

Игра «Ветер подул» - игра направлена на более тесное знакомство, проводится по уровням сложности.

1. Ведущий встает в круг, может называть только те признаки, которые касаются его внешности. Начинать нужно только с одной фразы «Ветер подул и все, у кого есть … сдуло». После слов ведущего, все кого это касается меняются местами. Тот, кто остается без места, играет роль ведущего.

2 . Второй этап проводится по той же схеме, но признаки, которые называет ведущий не  касаются внешности. Например, «Ветер подул и всех, кто занимается  лыжами сдуло».

Основной этап:

1. Мини-лекция «Ваши реакции на различные жизненные ситуации» - ведущий рассказывает участникам о жизненных ситуациях, которые люди воспринимают по разному, по разному реагируют на них, выбирают различные способы действия. Ведущий вводит понятие «фрустрирующая ситуация».

2. Упражнение «Две стороны медали» - ведущий предлагается разобрать какую-нибудь ситуацию. Участники должны написать плюсы и минусы этой ситуации в жизни человека.

Рефлексия.

Заключительный этап:

Релаксационная методика «Кладовая ресурсов» - ребята усаживаются поудобнее, расслабляются, закрывают глаза. Ведущий включает спокойную музыку и читает текст «Кладовая ресурсов».

Рефлексия.

Ритуал прощания – похлопать друг другу.

Блок 5: Пятница.

Адресат: 11 классы

Тема занятия: «Уверенность в себе – залог будущих достижений»

Цели: Способствовать формированию мотивов самоактуализации, формированию психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.

Задачи:

  • Обеспечить старшеклассников теоретической и практической информацией;
  • Поддержка сделанного старшеклассниками выбора  профессии, повышение уверенности в себе;
  • Развивать осознание реального и идеального Я.

Ход занятия:

Организационный этап

1. Вводное слово ведущего

        Меня зовут … цель нашей с вами встречи сегодня – поучимся взаимодействовать в команде, будем развивать умения относиться к себе позитивно, видеть в сложных ситуация не только минусы, но и плюсы, познакомимся с техниками релаксации, поговорим о значении уверенности в достижении успеха.

На  занятии мы будем учиться работать в команде. Я прошу работать активно, сотрудничать друг с другом. Запомните, что на занятиях по психологии нет деления на участников и зрителей, в тренинге участвуют все.  В ходе занятия вы можете рассчитывать на мою помощь.

Для работы мы с вами должны принять правила, которые необходимо соблюдать. Попробуйте их предложить сами (выслушиваются мнения ребят, и записываются на ватмане). Для их утверждения каждый должен поставить подпись под этими правилами.

Пример необходимых правил:

  1. Добровольность участия;
  2. «Здесь и теперь»;
  3. Уважение к другому;
  4. Конфиденциальность;
  5. Активность.

2. Знакомство. Игра «Имя  + профессия, которую я выбрал и почему».

Ребята должны назвать свое имя  и профессию, в которой они хотят себя реализовать и аргументировать свой выбор.

Упражнение на знакомство «Приветствие» - участники на листочках пишут приветствия группе, затем складывают их в коробку, ведущий перемешивает, участники берут листочки по очереди и зачитывают.

Основной этап:

1. Упражнение «Веер» - участники на листочке пишут свое имя и качества, которые у них есть и то качество, которое они хотели бы в себе развить. Затем листочки передают соседям слева, которые пишут качества присущие участнику, чье имя написано на листочке и те качества, которые необходимо развивать, чтобы быть успешным в разных профессиях. Рефлексия.

2. Упражнение «Сети поддержки» - ребятам предлагается нарисовать на листе несколько кругом. Внутренний круг – это их «Я», а в последующие внешние круги необходимо написать людей по степени близости к участнику – оказывают помощь, поддержку, хорошо относятся. Это могут быть друзья, родственники, знакомые, одноклассники, учителя и т.д.

Ведущий просит участников по желанию представить то, что у них получилось.

Ведущий говорит» «у некоторых из нас в жизни складывается иногда впечатление, что мы одиноки, что нас не поддерживают. Но Это упражнение показывает, что на самом деле нас окружает много людей, которые могут оказать нам помощь и поддержку. И, вероятно, наше одиночество  только нам кажется»

 Рефлексия.

Заключительный этап:

Упражнение «Похвальное слово самому себе» - ребята садятся поудобнее, ведущий включает спокойную музыку, участники закрывают глаза, ведущий просит вспомнить все ситуации в их жизни, в которых у них возникало чувство гордости, повышалась уверенность в себе

Рефлексия.

Блок 5: Пятница

Работа с педагогами

Формы работы: индивидуальные консультации с  педагогами.

Темы: «Как педагог может помочь ребенку в выборе профессии», «Возможные ошибки в выборе профессии», «Развитие профессионально важных качеств в рамках учебного процесса».

Блок 6: Суббота

Работа с родителями

Формы работы: индивидуальные и групповые консультации

1. Проведение групповой консультации. Тема: «Актуальность проведения профориентационной работы  с подросткового возраста».

2. Индивидуальные консультации по желанию родителей.

Список литературы:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось-89, 2005. – 256 с.
  2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. – М.: Академический проспект, 2004. – 192 с.
  3. Климов Е.А «Развивающийся человек в мире профессий». – Обнинск: Изд-во Принтер, 1993 год. – 56 с.
  4. Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроуов по психологии (9 класс). – СПб.: Речь, 2003. 118 с.
  5. Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К. Акимова, Е.М Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991год. – 303 с.
  6. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с.
  7. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? – М.: Генезис, 2003. – 138 с.
  8. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. – М.: Изд-во института    Психотерапии, 2005. – 244 с.
  9. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ Под науч. Ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Речь, 2005. – 176 с.


[1] Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. – С.9.

[2] Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. С. 28.