Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса
Урок даёт возможность узнать учащися о стрессе. И провести самодиагностику на выявление уровня собственной тревожноститревожности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 9 классе Урок №4
Тема: «Что такое стресс»
Цель: Помочь учащимся расширить свои представления о стрессе и его преодолении. Провести диагностику уровня тревожности учащихся.
Ход урока:
- Организационный момент:
Построение . Приветствие.
Послушайте одну историю- сказку.
«Охотник и сыновья»
Жил-был в некотором царстве охотник. Нелёгкой была его жизнь. С трудом добывал он свой кусок хлеба. Сколько, бывало вёрст пройдёт по лесу, прежде чем встретится какая-то живность. Бывало, что и счастья привалит- крупная добыча попадётся: и мясо, и шкура неплохая. Снесёт на базар, глядишь, и есть чем семью кормить.
А какая радость была, когда сын родился. Счастливей его не было на свете человека. Но чёрное горе ходило рядом- задрал косолапый сына. Не было пределов печали несчастного отца.
Идёт как-то охотник по лесу, силки проверяет. Видит, попался ему серый заяц. «Неплохо, - подумал охотник, -нынче и заяц добыча». Взял он серого за уши, хотел было его в сумку бросить, и вдруг заговорил косой человеческим голосом:
-Отпусти меня, добрый охотник. Что хочешь проси, любой откуп.
Подивился охотник чуду:
-Сколько лет живу, а такого чуда не видывал. Будь что будет, заяц не медведь. А вдруг и вправду, что спрошу, то и сделает.
Стал думать, что у зайца просить. Вспомнил про своего несчастного сына, вспомнил про свою радость при его рождении и печаль после гибели, подумал про свою горемычную жизнь и сказал:
-Ладно, серый, беги. Только сделай так, чтобы сын у меня второй родился, чтоб здоров был, чтоб жизнь прожил спокойную- преспокойную, чтоб не было у него никаких забот и никаких волнений.
Сказал и отпустил зайца.
-Всё будет, как ты хочешь,- молвил заяц и скрылся в кустах. Только и слышал охотник, как зашумели ветки вслед убежавшему чудному зверю.
Прошло немало времени – родился у охотника второй сын. Всем хорош малыш: и ростом, и лицом вышел, и растёт крепенький. Только уж слишком спокойный- не смеётся, не плачет; ни гулять ему неохота, ни есть , ни пить. Растёт себе и растёт, а интересу никакого ни к чему не проявляет. За всё детство ни разу шишку не набил, царапины не получил, не дрался ,ни с кем не дружил.
Вырос сын крепок, здоров, да вся жизнь как-то мимо него проходит. Горе где какое или радость- ничто не трогает. Отец с матерью померли- не горевал. Девушке приглянулся- не радовался; собрался жениться – передумал.
Встретил как-то он серого зайца в лесу, а тот не убегает, говорит ему человеческим голосом:
-Ну что, брат, как живёшь? Доволен спокойной жизнью? Модет по- другому жить хочешь?
Не удивился охотничий сын говорящему зайцу.
-Как хочешь, - отвечает. И сказал заяц:- Живи, как все люди живут, а сам скрылся в лесу. Огляделся молодой человек. Вокруг лес чудесный, красота первозданная.
-Как раньше не замечал такого, -подумал он. Затрепетало сердце от счастья, дух захватило. Только на это его и хватило. Упал он и…. умер.
Вопросы для обсуждения:
- О чём эта история?
- Чему она учит?
- Как она может помочь в реальной жизни?
История эта учит тому, что под стеклянным колпаком всю жизнь не проживёшь, что жизнь без забот и тревог- это не жизнь, что именно зхаботы и тревоги приносят человеку радость и счастье. Что есть наша повседневная жизнь? Радости и огорчения, удачи и неудачи, достижения и провалы. Взлёты и падения, то есть сплошные проблемы. Большие и маленькие. И всякий раз мы должны решать их. Вся жизнь состоит из стрессовых ситуаций, без которых она невозможна.
- Скажимте , вы уже наверно догадались о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке?
- Эпиграф урока: «Тревога это беспокойство при мысли о будущих неприятностях, которые чаще всего не происходят» Д.Локк
Как вы понимаете эпиграф урока?
Наверно, каждый человек хоть раз испытывал чувство тревоги.
Как вы думаете, когда оно возникает? Кто-нибудь может привести пример из своей жизни.?
В ситуации неопределённости и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями.
Тревожность это негативное состояние. Но именно тревога иногда мобилизирует человека. Недаром в русском языке есть ещё одно значение этого слова-призыв к битве.
Организм человека реагирует на этот призыв поступлением в кровь адреналина. Что такое адреналин? Кто знает.? Под его воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становится более глубоким. Это состояние называют стрессовым.
Стрессовые ситуации –это испытания, которые нас закаляют, адаптируют к жизни в обществе, дают возможность получить опыт.
В состоянии стресса возможности человека возрастают (например: мужчина, спасаясь бегством от быка , перепрыгивает двенадцатиметровый ров, женщина поднимает автомобиль, под которым оказались её дети.Даже кошка убегая от собаки, забравшись на столб, потом от страха не может слезть.
Термин стресс ввёл канадский психолог Ганс Селье в 1936 г. Он описал два вида стресса- эустресс- (мобилизирующий, конструктивный)и дистресс- деструктивный (хронический , приводящий к заболеваниям.
Вы часто конфликтуете?. Конфликт- это тоже стресс
Давайте заполним таблицу:
Что провоцирует конфликт: ( раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, подозрительность, хвастовство, самомнение, нетерпение, дерзость)
Что препятствует конфликту 9доброжелательность, умение прощать, , самоконтроль, доверчивость, скромность, самокритичность, терпение, воспитанность)
Проверим ваш уровень тревожности: (анкета в др. разработке)
Если утверждение к вам относится, то под номером вопроса поставьте знак «+», если нет, то знак «-«,
Заповеди борца со стрессом.
-Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают другие;
-Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах;
-Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет сильнее, чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающими мыслями о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний об успехе. Это необычно действенное средство восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед. Любой из вас наверняка может о чём-то вспомнить с радостью.
-Если вам предстоит удручающее неприятное дело, не откладывайте его на потом( вскройте нарыв, что бы скорее устранить боль)
- В ситуации конфликта порой следует отступить. Из двух спорящих, выясняющих отношения, менее подвержен стрессорным воздействиям тот, кто не пытается стоять до последнего, и особенно тот кто защищается иронической улыбкой (конечно же мысленно)В конце концов, иногда разумнее просто уйти от встречи с человеком, который вам неприятен, которого вам заведомо не переубедить.
-Поскольку далеко не всегда имеется возможность изменить психотравмирующую ситуацию, попробуйте изменить отношение к ней.
Французский мыслитель Монтель сказал: «Человек страдает не столько от того , что происходит, сколько от того как он оценивает происходящее»!
-Старайтесь сами не создавать стрессовых ситуаций, не влезать в них. Максимально охраняйте тех, кто рядом с вами в семье , в школе, от излишних стрессовых воздействий. Будем добры друг к другу!
-И пожалуй самое важное проникнитесь философией оптимизма! Довольно считать себя неудачником! Помните, человек, увы, легко свыкается со своими слабостями и недостатками. На неудачах учатся, на них настраиваются как и на успех.
А если человеку твердить , что он не на что ни способен, и тому подобное, он таким станет в один далеко не прекрасный день.
Домашнее задание:
Вспомните и опишите ситуацию, которая для вас была стрессовой. Что и когда произошло? Что вы чувствовали? Как вели себя? Чем разрешилась для вас эта ситуация? Чему она вас научила?
Итог урока:
Кто работал активно.,,,,,,,..
Кто работал менее активно….Кто вообще не работал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Что такое стресс и тревожность.
Эпиграф к уроку: ТРЕВОГА – это беспокойство при мыслях о будущих неприятностях, которые чаще всего не происходят. Джон Локк – британский педагог и философ – представитель эмпиризма и либерализма (1632 – 1704)
Функции Тревоги: Хотя Тревога негативное эмоциональное состояние, именно тревога мобилизует человека (увеличивается ЧСС, повышается АД, дыхание становится более глубоким). Это состояние называют стрессовым. В стрессовом состоянии возможности человека возрастают.
Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного развития событий. Тревожность – готовность к страху Записать в тетрадь для конспектов:
Ганс Селье (1907 – 1982) Канадский психофизиолог , эндокринолог австро-венгерского происхождения В 1936 ввёл понятие «стресс» «Свобода от стресса означает смерть»
Записать в тетрадь для конспектов:
1. Стресс – адаптационная реакция организма на потенциально вредные стимулы. 2. Дистресс – неприятен и наносит вред организму. Записать в тетрадь для конспектов:
Задание :№1 Запишите в левую часть таблицы качества характера, провоцирующие конфликты, а в правую – качества характера, препятствующие возникновению конфликтов. Подчеркните те, которые ест ь у вас.
Провоцируют конфликт Препятствуют конфликту Раздражительность Обидчивость Вспыльчивость Подозрительность Хвастовство Самомнение Нетерпение Дерзость Доброжелательность Умение прощать Самоконтроль Доверчивость Скромность Самокритичность Терпение Воспитанность
Задание №2 «Определение уровня тревожности» Вам будет зачитан ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке, рядом с его номером «+», если нет – «-». Обработка: Посчитать количество положительных ответов. 0 – 6 – низкий уровень тревожности 7 – 13 – средний уровень тревожности 14 – 20 – высокий уровень тревожности
Задание №3 «Оценка школьных ситуаций» Оцените предложенные ситуации в баллах, в зависимости от того, насколько они вас волнуют: 0 –не волнует, 1 – мало волнует, 2 – волнует, 3 – очень волнует; поставив рядом с соответствующим номером в бланке. Обработка: Посчитать количество положительных ответов и запишите результат. до 10 б. – низкий уровень тревожности 11 – 20 б. – средний уровень тревожности 21 – 30 б. – высокий уровень тревожности
Заповеди «борца» со стрессом: Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают другие. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет сильнее, чем успех Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня
Заповеди «борца» со стрессом В ситуации конфликта следует отступить. Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней. «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того как он оценивает происходящее» Монтель . Будем добры друг к другу! На неудачах учатся…. Урок 1
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Вспомните и опишите ситуацию, которая для вас была стрессовой. Что и когда произошло? Что вы чувствовали? Как вели себя? Чем разрешилась для вас эта ситуация? Чему она вас научила?
Предварительный просмотр:
Урок №20
Тема :Способности к профессиям социального типа.
Цель: учащиеся должны определить , от чего зависит успешность в профессиях социального типа
Слайд№1
Китайская мудрость. Человек , не умеющий улыбаться, не должен открывать магазин.
-Как вы понимаете эту мудрость?*
Слайд №2
Проверка Домашнего задания.
Вспомним произведение О. Генри «Последний лис» ( клип)
Слайд №3
Прошу ответить на вопросы?
Мы с вами разобрали пословицу, произведение. Есть у кого-нибудь предположения . Как будет называться тема нашего урока?
Слайд №4;
Тема урока: «Способности к профессиям социального типа»
Вопрос:
Назовите эти профессии.
Слайд №5
Вопрос:
-Когда люди этих профессий будут успешными?
Люди, успешные в профессиях социального типа, когда уважают и ценят людей: учеников и студентов, клиентов и пациентов, пассажиров и покупателей, испытывают повышенные чувство ответственности за свою работу.
Слайд №6
Ещё вопрос:
-Какие типы темперамента располагают человека к общению?
-какие личностные особенности затрудняют общение?
Слайд №7
Все люди на столько различны по темпераменту, восприятию, способу переработки информации, склонностям, способностям, воспитанию, что было бы удивительно, если бы между ними не возникали разногласия. Человечество давно бы исчезло с лица земли, если бы люди не научились договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы.
Как вы думаете, что такое конфликты?
Слайд №8
Это столкновение интересов. Принято считать, что конфликты- вещь неизбежная. Поведение человека в конфликтах изучает раздел психологии, который называется конфликтология.
Ч. Ликсон утверждал. Что Конфликты- это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс.
Особенности нервной системы и эмоциональной сферы во многом определяют нашу предрасположенность к конфликтному поведению. Следующий тест поможет вам увидеть некоторые особенности своего поведения в конфликтных ситуациях.
Слайд №9
Задание для теста
Слайд №10
Заполните таблицу. Обработка результатов.
Слайд №11
Ролевая игра « Конфликт»
Взаимодействия в профессиях социального типа строится в системе «продавец- покупатель», «врач- пациент», «учитель-ученик (родители)», «начальник- подчинённый», «парикмахер- клиент».
Сейчас я вам предлагаю рассмотреть ситуации и оценить поведение участников диалога. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.
Предложите свои стратегии поведения в данных ситуациях.
И так сделаем вывод урока?
Успешность в профессиях социального типа зависит от:
- эмоциональной устойчивости и
- умения общаться.
Слайд№12(запишите себе в конспект)
Вопросы на понимание темы урока.
-Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к нежелательным для вас последствиям- разрыву с родителями, друзьями, проблемы с правоохранительными органами. И.т.д. Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять? Чему вас научила эта история.
Рефлексия:
Сегодня мы плодотворно поработали, а на сколько решать вам. Я предлагаю, каждому ряду посовещаться в течении минуты и сказать кто на уроке в классе был самым активным.
Все спасибо!!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Китайская мудрость Человек, не умеющий улыбаться, не должен открывать магазин
Рассказ О.Генри «Последний лист» Вопросы: -Можно ли сказать, что доктор из рассказа О. Генри «Последний лист» правильно выбрал профессию? -Почему старику Берману удалось сделать то, что не смогла медицина? Для урока №19
РАЗДЕЛ 3 СПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ Тема: «СПОСОБНОСТИ К ПРОФЕССИЯМ СОЦИАЛЬНОГО ТИПА» Психология и выбор профессии Урок №19
Профессии социального типа Для у рока № 19 Связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно Менеджер Юрист Учитель Врач Экскурсовод Психолог
Вопросы: - Какие типы темперамента располагают человека к общению? Какие личностные особенности затрудняют общение? Для урока № 19
Для урок а №19 Все люди настолько различны по Темпераменту Восприятию Способу переработки информации Склонностям Способностям Воспитанию, что было бы удивительно, если бы между ними не возникали разногласия.
Предрасположенность к конфликтному поведению определяют особенности нервной системы и эмоциональной сферы человека . Поведение человека в конфликтах изучает раздел психологии – конфликтология . Конфликты- Это столкновение интересов. Конфликты- это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс . Ч. Ликсон
Задание Тест « Поведение в конфликте .» Инструкция: Если высказывание отражает ваше типичное поведение в общении с другими людьми, поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает- минус. Запишите число плюсов в последней колонке рядом с буквами Для ур ока № 19
Тест «Поведение в конфликте» 1 5 9 П 2 6 10 И 3 7 11 С 4 8 12 К Для урока 19 Анализ: П- Приспособление; И- Избегание С- Сотрудничество К- Конкуренция
Ролевая игра «Конфликт » 1. «Грамотные стали»; 2. «Только не надо нас пугать» 3. «Вас никто здесь не держит» Задание - Спрогнозируйте последствия каждого инцидента. -Предложите свои стратегии поведени в данных ситуациях Для у рока № 19
Для у рока № 19 Вывод: Успешность в профессиях социального типа зависит от : эмоциональной устойчивости и умения общаться . Работа в тетради:
Работа в тетради: Заполните таблицу : Для у рок а №19 № урока, Номер и название упражнения Результаты исследований Примечания Урок № 19 № 1: «Тест «Поведение в конфликте» Например( Ведущая стратегия разрешения конфликтов – Приспособление)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Для у рока№ 19 Составить на отдельном листе таблицу результатов исследований
С пасибо за внимание !!!
Литература: Г.В. Резапкина , Психология и выбор профессии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Противник, вскрывающий ваши ошибки, п олезнее для вас , чем друг, ж елающий их скрыть. Леонардо да Винчи Мудрые учатся на ошибках других Русская пословица
ОШИБКА? Все отклонения в допустимых пределах не должны считаться ошибкой Выход за эти пределы -ошибка
Распространённые ошибки в выборе профессии Выбор из соображений моды или «престижа»; Выбор профессии «за компанию»; Выбор под влиянием интереса к учебному предмету или человеку; Уступка давлению влиятельных, авторитетных людей. «Гипноз агитации» «Дорога вместо цели» «Инерция движения»
«Гипноз личности» «Звёздная болезнь» «Близорукость» «Парадный вход» «ВУЗ – локомотив» «Школьный успех» «Незнание своего здоровья» «Неправильный образ «Я»»
Задание для закрепления материала 1. Определить , какая ошибка в выборе профессии была допущена в данном случае? 2. По ошибке придумать возможную ситуацию
Игра «Оптимисты и скептики» Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Задание: Проанализируйте профессии: Учитель, врач, шофёр.
Упражнение «Ассоциация» Латынь, тонометр, ампула, халат Конституция, суд, кодекс, консультант Накладная, чек, цена, витрина Кипа бумаг, цифры, зарплата, калькулятор Каскад, лак, ножницы, расчёска Камера, студия, негатив, плёнка Винчестер, клавиатура, диск, мышка
Притча « Открытые возможности»
Домашнее задание: Какие профессии в последнее время пользуются особой популярностью? Почему эти профессии считаются престижными? Чем могут обернуться ошибки в выборе профессии? Были ли в истории вашей семьи такие ошибки?
Предварительный просмотр:
Дорожная карта учащегося 9 класса
(заполняется на уроке «Мой выбор»)
Ф.И.О.__________________________________________________________
Дата рождения________________________
№ | Методика исследования | Результаты исследования | Примечание |
1 | «Кто я ?» | ||
2 | «Какой я?» | Моя самооценка Ум- Доброта- Красота- | |
3 | Темперамент | По моим наблюдениям я:
| |
4 | «Определение типа темперамента» | ||
5 | «Назови эмоцию» | Мне помогает/мешает эффективно общаться: | |
6 | «Тест эмоций» | ||
7 | «Оценка школьной ситуации» | ||
8 | «Школьная тревожность» | ||
9 | «Определение типа мышления» | ||
10 | «Определение уровня внутренней свободы» | ||
11 | «Определение типа будущей профессии» | ||
12 | «Профиль» | Мои интересы: | |
13 | «Определение профессионального типа личности» | Профессиональный тип: Выражен: | |
14 | «Медицинские ограничения проф. Пригодности» | Мне противопоказаны условия работы: | |
15 | Методика «Моё здоровье» | У меня есть/ нет поводы для беспокойства | |
16 | Определение технических способностей | Способности к практическим видам деятельности выражены: | |
17 | Тест умственного развития | Моя направленность: | |
18 | Тест Томаса | Моя ведущая стратегия разрешения конфликтов: | |
19 | Тест интеллектуальная лабильность | ||
20 | «Я- руководитель» |
| |
21 | «Акулы и дельфины» | Мне ближе стратегия: | |
22 | Волевые качества | ||
23 | Настойчивость | ||
24 | Мыслитель или художник | ||
25 | Ведущее полушарие | ||
26 | Иерархия потребностей |
Примечания__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения: начал:_______________________
Окончил:____________________
Подпись:________________________