Социально - психологический климат в педагогическом коллективе

Семинар - практикум 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально - психологический климат

в педагогическом коллективе

Цель: Исследование социально – психологического климата в педагогическом коллективе, содействие сплочению и формированию команды.  

Необходимые материалы:

- салфетки для упражнения «Снежинки»;

- листочки, фломастеры и булавочки для упражнения «Объявление»;

- квадраты, круги, треугольники, прямоугольники по цвету цветовых карточек М. Люшера;

- ватман.

Программа семинара

I. Теоретическая часть

  1. Понятие и характеристика социально – психологического климата учреждения.
  2. Факторы, влияющие на взаимоотношения в педагогическом коллективе.
  3. Знакомство с результатами опросника.

II. Практическая часть

  1. Игры – упражнения на улучшения психологического климата в коллективе.

Ход мероприятия

  1. Теоретическая часть

Разминка - упражнение «Нетрадиционное приветствие»

        - Как чаще всего вы приветствуете друг друга при встрече?

        - Что Вы при этом испытываете?

(наверно, не очень много эмоций, так как это привычно, потому что мы всегда это делаем).

        - А сейчас давайте попробуем испытать новые эмоции, заодно освоим нетрадиционные способы приветствия.

        - Хаотично передвигаясь по классу, вам необходимо при встрече с кем-либо приветствовать его следующим образом:

  • кивком головы;
  • улыбкой;
  • глазами;
  • посредством рукопожатия;
  • прикосновением плеча к плечу;
  • прикосновением спины к спине;
  • лбами, щеками, локтями.
  • прикосновением коленки к коленке.
  1. Понятие и характеристика социально – психологического климата учреждения.

Человек создан для счастья…Есть возражения? Думаю, что нет. Что ему нужно для этого? (Выслушать ответы).

…О! Сколько условностей и условий…Так мы никогда не станем счастливыми. Начнем с того, что за свое счастье ответственен сам человек. Он сам себя делает счастливым или несчастным. Он создает условия вокруг себя для переживания счастья или несчастья.

  • Хорошо ли вам сейчас?
  • Комфортно?
  • Приятно?
  • Приятно находится среди этих людей?
  • В этом месте?

Ваши ответы – оценка психологического климата в данных условиях. Итак, определим понятия:

Климат – «комфортно, уютно, приятно» - благоприятная атмосфера среди коллег;

Психологический – учитывающий индивидуальные особенности;

Психологический климат – преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности. Поступки любого члена коллектива влияют на психологический климат: отрицательные – деформируют, положительные – улучшают.

Результаты опросника

«Взаимоотношения в педагогическом коллективе»

Вопрос

а

%

б

%

в

%

г

%

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к коллективу?

7

50

6

43

1

7

2. Удовлетворены ли вы отношением к вам товарищей по работе?

2

14

10

72

2

14

3. Если бы вам представилась возможность, перешли бы вы работать в другой коллектив?

4

29

6

42

4

29

4. Какие взаимоотношения сложились в педагогическом коллективе вашей школы?

1

7

11

79

1

7

1

7

5. Как вы считаете, сложились ли в вашем коллективе традиции взаимной поддержки и взаимовыручки?

2

14

9

65

2

14

1

7

6. Как бы вы оценили свои взаимоотношения с администрацией?

1

7

8

58

2

14

3

21

обработка данных

Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «б» - 3, «в» - 2, «г» - 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по выбранному варианту ответов. Возможный диапазон тестового балла – от 6 – 24. Высший показатель суммы может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в коллективе.

                  В исследовании принимало участие 14 респондентов, результаты опросника показали, что 53,8% чувствуют себя членом коллектива; 38,4 % опрошенных участвуют в делах коллектива, 7,6 %  не чувствуют себя членом коллектива; 76,9 % удовлетворены отношением товарищей по работе, 15,3% полностью удовлетворены отношением товарищей по работе и 7,6 % недостаточно удовлетворены отношением товарищей к ним.

                  Если смотреть по количеству набранных баллов (а – 4 ; б – 3; в – 2; г – 1), то у нас получается следующая картина:

От 20 – 24 набрали (21% - 3 чел.); высоко оценивают психологический климат коллектива.

От 17 – 19 набрали (58% - 8 чел.); что - то устраивает, что – то нет.

От  12 – 14 набрали (21% - 3 человека); имеют проблемы во взаимоотношениях с коллективом.

Вывод: Высший показатель суммы может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в коллективе.

2. Факторы, влияющие на взаимоотношения в педагогическом коллективе.

Рассматривая влияния, формирующие социально – психологический климат коллектива, выделим, прежде всего, факторы микро- и макросреды.

В качестве важнейшего фактора макросреды необходимо назвать общественно – экономическую формацию, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества в целом и функционирование коллективов. Организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствии с потребностями общества осуществляют определенные управленческие воздействия, что является важным фактором влияния макросреды на социально – психологический климат коллектива. В русле этих управленческих воздействий органы управления и самоуправления организации направляют и конкретизируют функционирование коллективов.

Обратимся теперь к факторам микросреды, то есть материальному и духовному окружению личности как члена коллектива. Эта микросреда представляет собой «поле» непосредственного функционирования данного коллектива как целого.

Важной группой факторов микросреды, влияющих на социально – психологический климат коллектива, является предметно – вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, санитарно – гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «рабочая ситуация».

Другую не менее важную группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в коллективе. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально – психологического отражения человеческой микросреды. Будем для краткости называть эти факторы социально – психологическими.

Начнем с такого фактора, как характер официальных организационных связей между членами коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Возможные различия между типами такой структуры можно показать на основе выделенных Л.И. Уманским следующих «моделей совместной деятельности».

  1. Совместно – индивидуальная деятельность: каждый член коллектива делает свою часть общего задания независимо от других.
  2. Совместно – последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство).
  3. Совместно – взаимодействующая деятельность: задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими его членами.

Экспериментальные исследования, проведенные под руководством Л.И. Уманского, показывают прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как коллектива. Так, «сплоченность по направленности» (единство ценностей ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности) в пределах данной деятельности группы достигается быстрее при третьей модели.

Наряду с системой официального взаимодействия на социально – психологический климат коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.

Конечно, при изучении факторов, влияющих на климат коллектива, следует учитывать не только специфику формальной и неформальной организационных структур, взятых обособленно, но и их конкретное соотношение. Чем выше степень единства его формальной и неформальной структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат коллектива.  

Следующий фактор, воздействующий на социально- психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму этих личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, а также в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование социально – психологического климата коллектива. Конечно, любой феномен коллективной психологии не является лишь простой суммой соответствующих феноменов каждого отдельного члена коллектива, а выступает как новое качественное образование. Таким образом, для формирования того или иного социально – психологического климата имеют значение не столько психологические качества его членов, сколько эффект их сочетания. Уровень психологической совместимости членов коллектива является фактором, обусловливающим в большей степени его климат.

Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на социально – психологический климат коллектива.

Резюмируя сказанное, выделим следующие основные факторы, влияющие на социально – психологический климат коллектива.

Воздействия со стороны макросреды: характерные особенности современного этапа социально – экономического развития страны; деятельность организаций, руководящих данным учреждением, его органов управления и самоуправления, общественных организаций; связи организации с городскими и районными организациями.

Воздействия со стороны микросреды: предметно – вещная сфера деятельности первичного коллектива; сугубо социально – психологические факторы (специфика формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними; стиль руководства коллективом; уровень психологической совместимости членов коллектива).

Рассмотрим показатели психологии коллектива:

  1. продуктивность труда коллектива;
  2. текучесть кадров;
  3. состояние трудовой дисциплины;
  4. конфликтность.

 

Макросреда

1.Социально – экономическое состояние в государстве.

2.Деятельность управляющих органов.

3.Ценности общества.

Микросреда

1.Окружение личности как члена коллектива.

2.Вид отношений в коллективе: индивидуальный, взаимодействующий.

3.Ценностные ориентации, нормы, правила, традиции, санкции (похвала, порицание).

Личностные особенности членов коллектива

1.Личное мнение, настроение, поведение, индивидуальный вклад.

2.Мотивы взаимных предпочтений: деловые, эмоциональные.

3.Темперамент, пол, характер, воля, мотивы.

Руководство коллективом

1.Стиль взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Единство основных устремлений.

2.Техника выслушивания, направленность на понимание, принятие, способность к убеждению.

 

II. Практическая часть

1. Упражнение «Самопрезентация»

        - Предлагаю каждому рассказать о себе, но за то время, пока горит спичка. Рассказ будет состоять из ответов на следующие вопросы:

  • Ваше имя, знак зодиака?
  • Любимое время года, блюдо, хобби?
  • Какое качество характера Вы считаете наиболее ценным для работы в команде?

2. Упражнение «Мое сердце в школе поет, когда…», «Мое сердце в школе грустит, когда…»

По кругу педагоги озвучивают причины грусти или радости в своем сердце. Первый начинает с радости, второй говорит о причине грусти и т.д.

3. Упражнение «Снежинки».

Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:

- складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

- снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

- снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

- и в последний раз снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол.

Затем каждый разворачивает свой листок и демонстрирует, что у него получилось. Обратите внимание, если в нашей группе одинаковые снежинки? А похожие? Мы все разные? Это еще раз доказывает, что мы все разные.

4. Упражнение «Объявление». 

Помогите друг другу прикрепить на спине листок бумаги. Сейчас каждый пишет каждому, что в нем ценит: профессиональные, личностные качества то, что отличает этого человека от других. После того как все листы заполнены их снимают и перемешивают. Ведущий зачитывает характеристики, задача участников угадать свою.

4. Игра «Мандала»

Не секрет, что друзья не растут в огороде и…что педколлектив не прост во взаимоотношениях.

Хотя можно спросить: проявляем ли мы в общении с коллегами свои лучшие качества? Может, боимся непонимания или отпора? А может быть, для проявления более глубоких чувств нужны какие – то особые условия? Такие, когда что – то светлое, нежное, ранимое в нашей душе было бы увидено, прочувствовано и согрето другими.

Цель игры: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты другой души.

Материал: лист ватмана, фигурки из цветной бумаги, клей ПВА.

Оборудование: квадраты, круги, треугольники, прямоугольники по цвету цветовых карточек М. Люшера. Фигуры разложены кучками по цвету в плоских открытых коробках.

Инструкция.

Ведущий. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вам будут розданы фигуры разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Итак, перед вами фигурка, которая вам нравится. Нарисуйте на ней ручкой что – то вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой – нибудь узор: растительный, геометрический, символический уголок природы, деревья, цветы, небо, птицы, рыбы или что – то еще, близкое вам. (Рисование).

Нравится? Вы согласны с тем, что в этом рисунке отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно для себя ответить: какая это часть души, что она выражает?...Теперь вам предлагается на листе ватмана по очереди разместить свою фигуру и наклеить ее. (Работа с ватманом).

А теперь посмотрим, что у нас получилось.(Анализ).

Краткая психологическая характеристика основных форм личности.

Квадрат. Трудолюбивые, упорные, выносливые, эрудированные (по крайней мере в своей области), аккуратны, дисциплинированы. Идеал квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь, не по душе сюрпризы, изменение привычного хода событий. Все эти качества способствуют тому, что они могут стать (и становятся) отличными администраторами, исполнителями. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают квадратам устанавливать контакты с разными лицами.

Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, способность концентрироваться на главной цели и достигают ее, они энергичные, неудержимые, сильные личности, уверенные, постоянно соперничают, конкурируют с другими. Доминирующая установка в любом деле – это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения. Треугольники не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Треугольники категоричны, не признают возражений, честолюбивы. Отрицательные качества: сильный эгоцентризм, могут идти к своей цели «по головам» других.

Прямоугольник. Символизирует состояние перехода и изменения, это временная форма личности. Это люди неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас. Психические состояния: замешательство, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Характерные черты: непоследовательность, непредсказуемость поступков, имеет низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем – то, ищет новые методы работы, стиль жизни. Позитивные качества: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость, легко усваивают все новое.

Круг. Доброжелательные, самые лучшие коммуникаторы, обладают высокой чувствительностью, развита эмпатия, люди тянутся к Кругам. Круги «болеют за свой коллектив» и высоко популярны среди коллег на работе. Это слабые менеджеры и руководители в сфера бизнеса. Круги нерешительны, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя нужным образом. Круги проявляют твердость: если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости. Круг прирожденный психолог.

Интерпретация М. Люшера

Серый – бесцветен, нейтрален. Каждый, кто его выбирает, хочет отгородиться, оставаясь свободным от каких – либо обстоятельств, ни в чем не принимать участия.

Синий – цвет спокойствия, довольства, удовлетворенности. Выбор синего цвета отражает потребность в эмоциональном покое, мире, гармонии, удовлетворенности, либо физиологическую потребность в отдыхе: потребность в спокойном упорядоченном окружении, свободном от беспорядка и ограничений, в котором события происходят плавно, в большем или меньшем согласии с традициями, при безмятежных и свободных от разногласий отношениях. Предпочтение синего цвета связано с потребностью ощущения доверия к окружающим, отношения взаимного доверия.

Зеленый  – отражает настойчивость, волевое напряжение. Люди, предпочитающие зеленый цвет, часто честолюбивы, стремятся к самоутверждению, жаждут высокого престижа. Их характеризует целеустремленность, воля, упорство, твердость, постоянство, сопротивляемость. У них высокая оценка своего «Я», включающего все формы обладания, желание повысить уверенности в своей ценности, попытка настойчиво отстаивать свои претензии; зеленый цвет символизирует  гордость, ощущение превосходства, суровость характера, автокритические тенденции, возможность управлять другими, направлять их. Предпочтение зеленого цвета часто связано со скрупулезностью в уточнении  фактов, точностью памяти, ясностью изложения, способностью к критическому анализу.

Красный – символизирует возбуждение, энергетизм. Он означает желания, устремления, многочисленные склонности. Это – стремление получать результаты, добиваться успеха. Выбор красного цвета символизирует волю к победе, все формы жизнеутверждения от революционно – преобразовательной до сексуальной, влечение к активному действию, спорту, борьбе, соревнованию, эротике, инициативе во всем.

Желтый – символизирует раскованность, освобождение от проблем и ограничений, несдержанную экспансивность. Предпочтение желтого – это желание свободы,  надежда и ожидание большого счастья.

Фиолетовый – выбор фиолетового цвета связан с состоянием эмоциональной неустойчивости, когда трудно различается действительное от воображаемого. Этот выбор отражает особое состояние потребности в тонком понимании со стороны партнера: потребность в одобрении, желании нравится окружающим своим обаянием, манерами: чувствительность, тонкость; потребность в том, чтобы излишние откровения не обременялись излишней ответственностью.

Коричневый – отражает стремление к простым примитивным чувственным радостям. Выбор его в качестве предпочтительного говорит о физическом истощении, повышенной требовательности в ощущении физической лености и чувственного довольства, в избавлении от ситуации, вызывающей чувство дискомфорта. Такой ситуацией может быть конфликтная атмосфера или существование проблем, с которыми человек не может справиться.

  1. Упражнение «Поле слов».

Это упражнение поможет получить обратную связь от участников, об их самочувствии, настроении, что позволит в дальнейшем скорректировать программу семинара.

Каждый получает лист бумаги, где написаны различные слова, обозначающие чувства, состояния. Надо прочитать их все и отметить те, что подходят каждому на данный момент. Можно ограничить выбор тремя – четырьмя словами. Поле может быть следующим.

УДОВОЛЬСТВИЕ                                                            УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

                                              ПРОДОЛЖЕНИЕ

ТЯЖЕСТЬ                           ПЕРЕНАСЫЩЕНИЕ                УСТАЛОСТЬ

              ГАРМОНИЯ                                              СПОКОЙСТВИЕ

                                               УВЕРЕННОСТЬ

ДАВЛЕНИЕ                                                                        ДИСКОМФОРТ

                     РАДОСТЬ                                    ПОНИМАНИЕ

                                              СПОКОЙСТВИЕ                          СОУЧАСТИЕ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ                                                               ОТКРЫТИЕ

                                                        ОДИНОЧЕСТВО

Заключение.

Притча «Спасти одну звезду»

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что – то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими она много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много…для этой звезды.

Желаем вам успеха в вашем стремлении создать в школе психологический комфорт, где каждый может стать звездой сам и помочь сделать то же самое другому!