Социально - психологический климат в педагогическом коллективе
Семинар - практикум
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социально-психологический климат в педагогическом коллективе | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально - психологический климат
в педагогическом коллективе
Цель: Исследование социально – психологического климата в педагогическом коллективе, содействие сплочению и формированию команды.
Необходимые материалы:
- салфетки для упражнения «Снежинки»;
- листочки, фломастеры и булавочки для упражнения «Объявление»;
- квадраты, круги, треугольники, прямоугольники по цвету цветовых карточек М. Люшера;
- ватман.
Программа семинара
I. Теоретическая часть
- Понятие и характеристика социально – психологического климата учреждения.
- Факторы, влияющие на взаимоотношения в педагогическом коллективе.
- Знакомство с результатами опросника.
II. Практическая часть
- Игры – упражнения на улучшения психологического климата в коллективе.
Ход мероприятия
- Теоретическая часть
Разминка - упражнение «Нетрадиционное приветствие»
- Как чаще всего вы приветствуете друг друга при встрече?
- Что Вы при этом испытываете?
(наверно, не очень много эмоций, так как это привычно, потому что мы всегда это делаем).
- А сейчас давайте попробуем испытать новые эмоции, заодно освоим нетрадиционные способы приветствия.
- Хаотично передвигаясь по классу, вам необходимо при встрече с кем-либо приветствовать его следующим образом:
- кивком головы;
- улыбкой;
- глазами;
- посредством рукопожатия;
- прикосновением плеча к плечу;
- прикосновением спины к спине;
- лбами, щеками, локтями.
- прикосновением коленки к коленке.
- Понятие и характеристика социально – психологического климата учреждения.
Человек создан для счастья…Есть возражения? Думаю, что нет. Что ему нужно для этого? (Выслушать ответы).
…О! Сколько условностей и условий…Так мы никогда не станем счастливыми. Начнем с того, что за свое счастье ответственен сам человек. Он сам себя делает счастливым или несчастным. Он создает условия вокруг себя для переживания счастья или несчастья.
- Хорошо ли вам сейчас?
- Комфортно?
- Приятно?
- Приятно находится среди этих людей?
- В этом месте?
Ваши ответы – оценка психологического климата в данных условиях. Итак, определим понятия:
Климат – «комфортно, уютно, приятно» - благоприятная атмосфера среди коллег;
Психологический – учитывающий индивидуальные особенности;
Психологический климат – преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности. Поступки любого члена коллектива влияют на психологический климат: отрицательные – деформируют, положительные – улучшают.
Результаты опросника
«Взаимоотношения в педагогическом коллективе»
Вопрос | а | % | б | % | в | % | г | % |
1. Как бы вы оценили свою принадлежность к коллективу? | 7 | 50 | 6 | 43 | 1 | 7 | ||
2. Удовлетворены ли вы отношением к вам товарищей по работе? | 2 | 14 | 10 | 72 | 2 | 14 | ||
3. Если бы вам представилась возможность, перешли бы вы работать в другой коллектив? | 4 | 29 | 6 | 42 | 4 | 29 | ||
4. Какие взаимоотношения сложились в педагогическом коллективе вашей школы? | 1 | 7 | 11 | 79 | 1 | 7 | 1 | 7 |
5. Как вы считаете, сложились ли в вашем коллективе традиции взаимной поддержки и взаимовыручки? | 2 | 14 | 9 | 65 | 2 | 14 | 1 | 7 |
6. Как бы вы оценили свои взаимоотношения с администрацией? | 1 | 7 | 8 | 58 | 2 | 14 | 3 | 21 |
обработка данных
Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «б» - 3, «в» - 2, «г» - 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по выбранному варианту ответов. Возможный диапазон тестового балла – от 6 – 24. Высший показатель суммы может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в коллективе.
В исследовании принимало участие 14 респондентов, результаты опросника показали, что 53,8% чувствуют себя членом коллектива; 38,4 % опрошенных участвуют в делах коллектива, 7,6 % не чувствуют себя членом коллектива; 76,9 % удовлетворены отношением товарищей по работе, 15,3% полностью удовлетворены отношением товарищей по работе и 7,6 % недостаточно удовлетворены отношением товарищей к ним.
Если смотреть по количеству набранных баллов (а – 4 ; б – 3; в – 2; г – 1), то у нас получается следующая картина:
От 20 – 24 набрали (21% - 3 чел.); высоко оценивают психологический климат коллектива.
От 17 – 19 набрали (58% - 8 чел.); что - то устраивает, что – то нет.
От 12 – 14 набрали (21% - 3 человека); имеют проблемы во взаимоотношениях с коллективом.
Вывод: Высший показатель суммы может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в коллективе.
2. Факторы, влияющие на взаимоотношения в педагогическом коллективе.
Рассматривая влияния, формирующие социально – психологический климат коллектива, выделим, прежде всего, факторы микро- и макросреды.
В качестве важнейшего фактора макросреды необходимо назвать общественно – экономическую формацию, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества в целом и функционирование коллективов. Организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствии с потребностями общества осуществляют определенные управленческие воздействия, что является важным фактором влияния макросреды на социально – психологический климат коллектива. В русле этих управленческих воздействий органы управления и самоуправления организации направляют и конкретизируют функционирование коллективов.
Обратимся теперь к факторам микросреды, то есть материальному и духовному окружению личности как члена коллектива. Эта микросреда представляет собой «поле» непосредственного функционирования данного коллектива как целого.
Важной группой факторов микросреды, влияющих на социально – психологический климат коллектива, является предметно – вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, санитарно – гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «рабочая ситуация».
Другую не менее важную группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в коллективе. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально – психологического отражения человеческой микросреды. Будем для краткости называть эти факторы социально – психологическими.
Начнем с такого фактора, как характер официальных организационных связей между членами коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Возможные различия между типами такой структуры можно показать на основе выделенных Л.И. Уманским следующих «моделей совместной деятельности».
- Совместно – индивидуальная деятельность: каждый член коллектива делает свою часть общего задания независимо от других.
- Совместно – последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство).
- Совместно – взаимодействующая деятельность: задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими его членами.
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством Л.И. Уманского, показывают прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как коллектива. Так, «сплоченность по направленности» (единство ценностей ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности) в пределах данной деятельности группы достигается быстрее при третьей модели.
Наряду с системой официального взаимодействия на социально – психологический климат коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.
Конечно, при изучении факторов, влияющих на климат коллектива, следует учитывать не только специфику формальной и неформальной организационных структур, взятых обособленно, но и их конкретное соотношение. Чем выше степень единства его формальной и неформальной структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат коллектива.
Следующий фактор, воздействующий на социально- психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму этих личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, а также в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование социально – психологического климата коллектива. Конечно, любой феномен коллективной психологии не является лишь простой суммой соответствующих феноменов каждого отдельного члена коллектива, а выступает как новое качественное образование. Таким образом, для формирования того или иного социально – психологического климата имеют значение не столько психологические качества его членов, сколько эффект их сочетания. Уровень психологической совместимости членов коллектива является фактором, обусловливающим в большей степени его климат.
Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на социально – психологический климат коллектива.
Резюмируя сказанное, выделим следующие основные факторы, влияющие на социально – психологический климат коллектива.
Воздействия со стороны макросреды: характерные особенности современного этапа социально – экономического развития страны; деятельность организаций, руководящих данным учреждением, его органов управления и самоуправления, общественных организаций; связи организации с городскими и районными организациями.
Воздействия со стороны микросреды: предметно – вещная сфера деятельности первичного коллектива; сугубо социально – психологические факторы (специфика формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними; стиль руководства коллективом; уровень психологической совместимости членов коллектива).
Рассмотрим показатели психологии коллектива:
- продуктивность труда коллектива;
- текучесть кадров;
- состояние трудовой дисциплины;
- конфликтность.
Макросреда |
1.Социально – экономическое состояние в государстве. 2.Деятельность управляющих органов. 3.Ценности общества. |
Микросреда |
1.Окружение личности как члена коллектива. 2.Вид отношений в коллективе: индивидуальный, взаимодействующий. 3.Ценностные ориентации, нормы, правила, традиции, санкции (похвала, порицание). |
Личностные особенности членов коллектива |
1.Личное мнение, настроение, поведение, индивидуальный вклад. 2.Мотивы взаимных предпочтений: деловые, эмоциональные. 3.Темперамент, пол, характер, воля, мотивы. |
Руководство коллективом |
1.Стиль взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Единство основных устремлений. 2.Техника выслушивания, направленность на понимание, принятие, способность к убеждению. |
II. Практическая часть
1. Упражнение «Самопрезентация»
- Предлагаю каждому рассказать о себе, но за то время, пока горит спичка. Рассказ будет состоять из ответов на следующие вопросы:
- Ваше имя, знак зодиака?
- Любимое время года, блюдо, хобби?
- Какое качество характера Вы считаете наиболее ценным для работы в команде?
2. Упражнение «Мое сердце в школе поет, когда…», «Мое сердце в школе грустит, когда…»
По кругу педагоги озвучивают причины грусти или радости в своем сердце. Первый начинает с радости, второй говорит о причине грусти и т.д.
3. Упражнение «Снежинки».
Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:
- складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
- снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
- снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
- и в последний раз снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол.
Затем каждый разворачивает свой листок и демонстрирует, что у него получилось. Обратите внимание, если в нашей группе одинаковые снежинки? А похожие? Мы все разные? Это еще раз доказывает, что мы все разные.
4. Упражнение «Объявление».
Помогите друг другу прикрепить на спине листок бумаги. Сейчас каждый пишет каждому, что в нем ценит: профессиональные, личностные качества то, что отличает этого человека от других. После того как все листы заполнены их снимают и перемешивают. Ведущий зачитывает характеристики, задача участников угадать свою.
4. Игра «Мандала»
Не секрет, что друзья не растут в огороде и…что педколлектив не прост во взаимоотношениях.
Хотя можно спросить: проявляем ли мы в общении с коллегами свои лучшие качества? Может, боимся непонимания или отпора? А может быть, для проявления более глубоких чувств нужны какие – то особые условия? Такие, когда что – то светлое, нежное, ранимое в нашей душе было бы увидено, прочувствовано и согрето другими.
Цель игры: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты другой души.
Материал: лист ватмана, фигурки из цветной бумаги, клей ПВА.
Оборудование: квадраты, круги, треугольники, прямоугольники по цвету цветовых карточек М. Люшера. Фигуры разложены кучками по цвету в плоских открытых коробках.
Инструкция.
Ведущий. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вам будут розданы фигуры разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Итак, перед вами фигурка, которая вам нравится. Нарисуйте на ней ручкой что – то вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой – нибудь узор: растительный, геометрический, символический уголок природы, деревья, цветы, небо, птицы, рыбы или что – то еще, близкое вам. (Рисование).
Нравится? Вы согласны с тем, что в этом рисунке отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно для себя ответить: какая это часть души, что она выражает?...Теперь вам предлагается на листе ватмана по очереди разместить свою фигуру и наклеить ее. (Работа с ватманом).
А теперь посмотрим, что у нас получилось.(Анализ).
Краткая психологическая характеристика основных форм личности.
Квадрат. Трудолюбивые, упорные, выносливые, эрудированные (по крайней мере в своей области), аккуратны, дисциплинированы. Идеал квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь, не по душе сюрпризы, изменение привычного хода событий. Все эти качества способствуют тому, что они могут стать (и становятся) отличными администраторами, исполнителями. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают квадратам устанавливать контакты с разными лицами.
Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, способность концентрироваться на главной цели и достигают ее, они энергичные, неудержимые, сильные личности, уверенные, постоянно соперничают, конкурируют с другими. Доминирующая установка в любом деле – это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения. Треугольники не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Треугольники категоричны, не признают возражений, честолюбивы. Отрицательные качества: сильный эгоцентризм, могут идти к своей цели «по головам» других.
Прямоугольник. Символизирует состояние перехода и изменения, это временная форма личности. Это люди неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас. Психические состояния: замешательство, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Характерные черты: непоследовательность, непредсказуемость поступков, имеет низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем – то, ищет новые методы работы, стиль жизни. Позитивные качества: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость, легко усваивают все новое.
Круг. Доброжелательные, самые лучшие коммуникаторы, обладают высокой чувствительностью, развита эмпатия, люди тянутся к Кругам. Круги «болеют за свой коллектив» и высоко популярны среди коллег на работе. Это слабые менеджеры и руководители в сфера бизнеса. Круги нерешительны, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя нужным образом. Круги проявляют твердость: если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости. Круг прирожденный психолог.
Интерпретация М. Люшера
Серый – бесцветен, нейтрален. Каждый, кто его выбирает, хочет отгородиться, оставаясь свободным от каких – либо обстоятельств, ни в чем не принимать участия.
Синий – цвет спокойствия, довольства, удовлетворенности. Выбор синего цвета отражает потребность в эмоциональном покое, мире, гармонии, удовлетворенности, либо физиологическую потребность в отдыхе: потребность в спокойном упорядоченном окружении, свободном от беспорядка и ограничений, в котором события происходят плавно, в большем или меньшем согласии с традициями, при безмятежных и свободных от разногласий отношениях. Предпочтение синего цвета связано с потребностью ощущения доверия к окружающим, отношения взаимного доверия.
Зеленый – отражает настойчивость, волевое напряжение. Люди, предпочитающие зеленый цвет, часто честолюбивы, стремятся к самоутверждению, жаждут высокого престижа. Их характеризует целеустремленность, воля, упорство, твердость, постоянство, сопротивляемость. У них высокая оценка своего «Я», включающего все формы обладания, желание повысить уверенности в своей ценности, попытка настойчиво отстаивать свои претензии; зеленый цвет символизирует гордость, ощущение превосходства, суровость характера, автокритические тенденции, возможность управлять другими, направлять их. Предпочтение зеленого цвета часто связано со скрупулезностью в уточнении фактов, точностью памяти, ясностью изложения, способностью к критическому анализу.
Красный – символизирует возбуждение, энергетизм. Он означает желания, устремления, многочисленные склонности. Это – стремление получать результаты, добиваться успеха. Выбор красного цвета символизирует волю к победе, все формы жизнеутверждения от революционно – преобразовательной до сексуальной, влечение к активному действию, спорту, борьбе, соревнованию, эротике, инициативе во всем.
Желтый – символизирует раскованность, освобождение от проблем и ограничений, несдержанную экспансивность. Предпочтение желтого – это желание свободы, надежда и ожидание большого счастья.
Фиолетовый – выбор фиолетового цвета связан с состоянием эмоциональной неустойчивости, когда трудно различается действительное от воображаемого. Этот выбор отражает особое состояние потребности в тонком понимании со стороны партнера: потребность в одобрении, желании нравится окружающим своим обаянием, манерами: чувствительность, тонкость; потребность в том, чтобы излишние откровения не обременялись излишней ответственностью.
Коричневый – отражает стремление к простым примитивным чувственным радостям. Выбор его в качестве предпочтительного говорит о физическом истощении, повышенной требовательности в ощущении физической лености и чувственного довольства, в избавлении от ситуации, вызывающей чувство дискомфорта. Такой ситуацией может быть конфликтная атмосфера или существование проблем, с которыми человек не может справиться.
- Упражнение «Поле слов».
Это упражнение поможет получить обратную связь от участников, об их самочувствии, настроении, что позволит в дальнейшем скорректировать программу семинара.
Каждый получает лист бумаги, где написаны различные слова, обозначающие чувства, состояния. Надо прочитать их все и отметить те, что подходят каждому на данный момент. Можно ограничить выбор тремя – четырьмя словами. Поле может быть следующим.
УДОВОЛЬСТВИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЯЖЕСТЬ ПЕРЕНАСЫЩЕНИЕ УСТАЛОСТЬ ГАРМОНИЯ СПОКОЙСТВИЕ УВЕРЕННОСТЬ ДАВЛЕНИЕ ДИСКОМФОРТ РАДОСТЬ ПОНИМАНИЕ СПОКОЙСТВИЕ СОУЧАСТИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОТКРЫТИЕ ОДИНОЧЕСТВО |
Заключение.
Притча «Спасти одну звезду»
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что – то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими она много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много…для этой звезды.
Желаем вам успеха в вашем стремлении создать в школе психологический комфорт, где каждый может стать звездой сам и помочь сделать то же самое другому!