"Формируем интерес ребёнка к школе"
Специалисты считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости в школе является отсутствие своевременной помощи ребёнку.
Помочь ребёнку адаптироваться к школе, преодолеть страх перед ней и все те препятствия, которые возникнут на его пути, должны и родители, и педагоги.
Взаимодействие с родителями является одним из важных условий эффективной работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений ребёнка о школьной жизни, мотивации учения, осознанию ребёнком позиции школьника.
Данная статья предназначена для педагогов-психологов, воспитателей, родителей будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruem_interes_k_shkole.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формируем интерес ребёнка к школе»
Ведущая роль в формировании представлений детей о школе принадлежит игре. Именно она направляет любознательность дошкольника на постижение окружающей действительности, порождает желание реально включиться в сложный мир взрослых. В процессе игры ребёнок знакомится с различными профессиями, при этом сталкивается с тем, что ещё практически ничего не знает и не умеет. И его всему научат в школе.
Приоритет в вопросе образования ребёнка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребёнка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе. Это означает, что педагоги ДОУ и родители, чьи дети идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у дошкольников были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для него деятельности – учебной.
Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к школе.
Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из её сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.
Что же включает психологическая готовность ребёнка к школе? Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное образование, которое охватывает все стороны детской психики и включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности.
Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе к началу обучения в первом классе являются следующие качества:
- мотивы учения;
- зрительный анализ (образное мышление);
- уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
- способность принимать учебную задачу;
- вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);
- графический навык;
- произвольность регуляции деятельности;
- обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).
Итак, к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками.
Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, их интерес к учебным занятиям.
Наиболее адекватными для учебной деятельности являются мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности.
Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желания учиться в школе;
- сформированной позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
1.Поддерживатьинтерес ко всему новому, отвечать на вопросы ребёнка, давать новые сведения о знакомых предметах.
2.Организовывать экскурсии в школу, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
3.Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.
4.Использовать загадки на школьную тему.
5.Подбирать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».
Интеллектуальная готовность не сводится к имеющемуся у ребёнка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие развивающие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить различия и сходства, выделять целое и его часть, группировать предметы по определённым признакам, делать простейшие выводы и обобщения.
Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, к учителям, самому себе. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя по-детски, учатся неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает всё небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённые усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Важными являются умение подчинять своё поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращённые к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.
В данной статье обозначены основные компоненты школьной зрелости, даны ориентиры дошкольной подготовки ребенка. Но самое главное зависит от родителей.
Дорогие родители! Постарайтесь уделять ребёнку как можно больше внимания. Ведь если с самого начала дать проблеме развиться и засесть глубоко внутри маленького человечка, ешё не окрепшего физически и морально, то впоследствии решить её будет гораздо сложнее. Не оставляйте ребёнка наедине с его страхами и попытайтесь совместными усилиями сделать его учёбу в школе приятной и плодотворной.
В завершении представляю практические советы и рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
«Советы родителям будущих первоклассников»:
- как ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребёнка, стараясь, чтобы беременность у мамы протекала без особых осложнений;
- после рождения ребёнка пытаться довести удельный вес всех неблагоприятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин;
- нужно заботиться о том, чтобы ребёнок благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений;
- знать возрастные нормы и особенности Вашего ребёнка и , предъявляя ему требования ,лишь исходить из них;
- ни в коем случае не отвергать ребёнка, не ругать его, не занижать его самооценку;
- создать благоприятный климат для него в семье;
- любит, как и прежде, может быть, немного больше, и дать ему об этом знать;
- заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребёнка и своевременно их развивать;
- следит за умственным развитием ребёнка;
- создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было задержки;
- читать ребёнку сказки и стихи, учить с ним песни, вместе слушать музыку, смотреть и обсуждать детское кино, мультфильмы;
- водить в музеи, театры, цирк и зоопарк;
- дарить игрушки, необходимые для возраста;
- приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссёрскую игру;
- поощрять общение со сверстниками;
- воспитывать мир чувств;
- учить ребёнка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас, пытаться уменьшать его тревожность;
- следить за состоянием здоровья, и особенно перед школой обратить внимание на состояние нервной системы ребёнка, и если необходимо, заняться реабилитацией всех выявленных отклонений;
- если ребёнок зрел, то, даже несмотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем трудностям, которые там ждут;
- если ребёнок недостаточно зрел к школе, нужно выбрать только то образовательное учреждение, которое порекомендуют на психолого-медико- -педагогической комиссии;
- выбирая школу для гиперактивного или медлительного ребёнка, нужно прежде всего выбирать учителя, который должен быть более спокойным и уравновешенным;
- поддерживайте ребёнка в его стремлении стать школьником;
- обсудите с ребёнком правила и нормы, с которыми он встретится в школе;
- ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться, и не исключено, что у него может что-то не сразу получится, ребёнок имеет право на ошибку;
- поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. Помните, что похвала – это самая важная эмоциональная поддержка: «Молодец!», «Ты хорошо справился!»
Использованная литература при составлении статьи:
1.Бардин А.В. Подготовка ребёнка к школе.- М., 1983.
2.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе». М., Владос., 2001.
3.Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог», № 15, 2010.
Данную статью подготовила педагог-психолог Сердюкова Е.А.