Психосоциальная компетентность-основа социализации детей в рамках школьного образования

Психосоциальная компетентность как способность ребёнка эффективно действовать в любых ситуациях может сыграть важную роль в социализации ребёнка. Следовательно, развитие психосоциальной компетентности может считаться одной из важнейших педагогических задач.

Эту задачу можно решить путем развитие и обучения социальным (поведенческим) навыкам у детей и подростков в рамках школьного образования в форме внеурочной деятельности. Данное обучение могло бы успешно реализоваться в структуре внеклассной работы школьного коллектива. Обучение социальным навыкам может стать содержанием воспитательной работы классного руководителя совместно с помощью школьных психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_psikhosotsial._kompitentn.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Психосоциальная компетентность – основа социализации детей в рамках школьного образования.

Н.В. Борзенко

г. Белоярский

Психосоциальная компетентность – это способность человека эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям. Это способность сохранять хороший уровень умственной деятельности и быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях.

Психосоциальная компетентность играет важную роль в охране здоровья ребёнка в самом широком смысле слова – это основа физического, умственного, социального благополучия.

В частности, проблемы со здоровьем у детей и подростков могут возникнуть на фоне неадекватного поведения, причиной которого часто служит знаний о нормах и правилах, а также навыков поведения. В подобной ситуации ребёнок не может успешно преодолевать жизненные трудности и связанные с ними стрессы.

Психосоциальная компетентность как способность ребёнка эффективно действовать в любых ситуациях может сыграть важную роль в социализации ребёнка. Следовательно, развитие психосоциальной компетентности может считаться одной из важнейших педагогических задач.

Эту задачу можно решить путем развитие и обучения социальным (поведенческим) навыкам у детей и подростков в рамках школьного образования в форме внеурочной деятельности. Данное обучение могло бы успешно реализоваться в структуре внеклассной работы школьного коллектива. Обучение социальным навыкам может стать содержанием воспитательной работы классного руководителя совместно с помощью школьных психологов.

Социальные навыки – комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий ребёнку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями повседневной жизни.

  1. Навыки конструктивного отношения к собственной личности – способность  познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также являются базой для формирования чувства собственного достоинства.
  2. Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения.
  3. Навыки самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознания возможность принять людей такими, какими они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях, когда людям необходима помощь и забота.
  4. Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями -  осознание качества эмоций своих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других.
  5. Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на ребёнка.
  6. Навыки самостоятельного принятия решений – способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.
  7. Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком даёт человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению проблем.
  8. Навыки работы с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать, и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют подростку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации
  9. Навыки творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.

Обучение социальным навыкам должно проводиться как можно раньше, ещё до того, как подростком приняты установки асоциального поведения. Такое развитие у детей способствует овладению навыков, которые могут привести к здоровому образу жизни, более положительным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия.

Также являются серьёзной базой, необходимой для освоения многих современных профессий, где требуются умение общаться и эмпатия – сопереживание (для будущих медиков и адвокатов, психологов), умение решать проблемы творческое мышление, умение справляться с эмоциями и стрессом (для менеджеров, журналистов, политиков, управленцев), умение работать с информацией. Комплексный подход к обучению и развитию, социальным навыкам у детей является базисным для социализации ребёнка.