Психолого-педагогическое занятие с обучающимися 11-х классов по теме:"ЕГЭ: угрозы и возможности"

Первые экзаменационные испытания обучающийся проходит в школе. Значит, именно в образовательном учреждении должна быть организована работа, цель которой – вооружить обучающихся приёмами борьбы со стрессом, помочь выработать правильную стратегию поведения в период больших физических и психологических нагрузок, научить справляться со страхами, преодолевать неудачи.

Проблема психологической готовности школьников к ЕГЭ очень важна и актуальна, она обусловлена рядом причин: ЕГЭ имеет ряд особенностей, которые требуют от выпускника не только интеллектуальных знаний, но ещё личностной и психологической готовности к его выполнению, но старшеклассники не всегда реалистично представляют ЕГЭ.

Одна из главных задач психолога на данном этапе коррекционно-развивающей работы с обучающимися выпускных классов – содействовать формированию психологической  готовности к ЕГЭ.

Данное занятие призвано помочь старшеклассникам осознать психологические трудности сдачи ЕГЭ, помочь старшеклассникам спроектировать индивидуальный маршрут для подготовки к экзаменам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка психолого-педагогического занятия

по теме: «ЕГЭ: угрозы и возможности»

(проектированию индивидуального маршрута для подготовки к экзаменам выпускников 11-х классов)

Задачи занятия:

- помочь старшеклассникам спроектировать индивидуальный маршрут для подготовки к экзаменам;

- повысить их уверенность в себе, своих силах.

Необходимый материал: на каждого обучающегося лист бумаги (А4), ручка, талисманы, шкатулка для талисманов, образцы заданий ЕГЭ по разным предметам, таблица SWOT-анализа на доске для заполнения в ходе занятия.

Ход занятия.

I Презентация темы занятия (слайд 1).

Ведущий: Очень скоро уже завершатся ваши школьные годы. Впереди у Вас очень важный период  - сдача ЕГЭ. Сегодня мы с вами будем говорить о ЕГЭ, проектировать свой индивидуальный маршрут для подготовки к экзаменам.

I этап. Разминка «Каким бывает экзамен?» (слайд 2).

Социометрическая линейка

  1. Хорошая оценка на экзамене – это «повезло».

Хорошая оценка на экзамене – это результат каждодневного труда.

  1. Хорошая оценка на ЕГЭ - это «повезло».

Хорошая оценка на ЕГЭ - это результат каждодневного труда.

  1. Где более объективная «картина знаний».

Экзамен старого образца или ЕГЭ.

  1. У кого больше шансов получить высокий балл по ЕГЭ:

У человека с блестящим интеллектом (гения) или у человека со средними способностями.

II этап. Игра «Прорвись к цели» (слайд 3).

Участникам предлагается встать в круг, взять в руки свой талисман и сформулировать для себя цель на конец учебного года.  В центре круга ставится шкатулка, в которую каждый участник кладёт свой талисман как символ своей жизненной цели. Все встают плотным кругом вокруг шкатулки кроме одного участника, он должен прорваться сквозь плотный круг «препятствий и угроз» к своей цели. Группа сдаётся далеко не сразу (задают вопросы тому,  кто пытается прорваться к цели, убеждая ответом), однако финал для каждого участника должен быть позитивным.

        Эту процедуру проделывает каждый. Физические усилия можно сопровождать доводами, почему так важно добиться этой цели. В конце игры обсуждение: какие угрозы увидел каждый, была ли стратегия и какая.

Делаем вывод: чтобы избежать «ссадин и синяков», необходимо иметь продуманный план.

III этап. SWOT-анализ. Работа в группах. (слайд 4).

1.Ведущий: Ребята, давайте попробуем поговорить о ЕГЭ так, как говорят о кризисных ситуациях в бизнесе. Мы рассмотрим ЕГЭ как явление с разных сторон и для этого используем приём, который называется SWOT-анализ. SWOT -  это анализ сильных сторон, слабых сторон, возможностей и угроз ( вспоминаем английские слова – strengths, weaknesses, opportunities, threats).

Вы умеете смотреть на вещи с разных сторон? Сейчас мы это проверим. Назовите слово противоположное по смыслу:

ПРОСТОЙ – БОЛЬШОЙ – ГРУСТНЫЙ – ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ – ПОЛЕЗНЫЙ.

С каждым из этих слов придумайте предложение о ЕГЭ.

Итак, мы немного потренировались и готовы работать в группах. Выбирайте себе задание: (слайд 5)

- сравните задания ЕГЭ с традиционными экзаменами и найдите преимущества ЕГЭ (раздаются каждой группе задания ЕГЭ по разным предметам)  для ученика.

- сравните задания ЕГЭ  с традиционными экзаменами и найдите недостатки ЕГЭ (раздаются каждой группе задания ЕГЭ по разным предметам)  для учителя.

Мы помним о правилах мозгового штурма, каждая идея является для нас ценной.

Групповая работа (7 мин).

2. Заполнение таблицы SWOT-анализа на доске. (слайд 6).

Ведущий: Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. Записываются на доске сильные и слабые стороны.

Какие возможности дают нам сильные стороны? Какие угрозы есть в слабых сторонах экзамена? Есть ли в слабых сторонах возможности? В сильных сторонах угрозы?- фронтальная беседа с обучающимися.

ЕГЭ - SWOT-анализ.

S

1.Единый механизм определения качества знаний выпускников.

2.Один экзамен является и выпускным и вступительным.

3.Наличие в тестах частей А, В, С (уровневая дифференциация).

4.Задания позволяют проверять не только знания, но и умения и навыки; в КИМах присутствуют задания на творческое применение знаний, применение знаний в нестандартной ситуации.

5. Знания, умения, навыки обучающихся проверяются шире, чем на традиционном экзамене (большое количество заданий части А по разным разделам).

W

1.Задания могут формулироваться в учебниках и КИМах по-разному.

2.Подготовка к ЕГЭ отличается от стандартного процесса обучения.

3.Наличие бланковой документации (иногда сложное заполнение).

4.Необходимо выполнить большое количество заданий за ограниченное время.

5.Несовершенная процедура проведения.

6.Наличие избыточной информации в тестах.

O

1.Возможность получить независимую оценку качества знаний выпускников, независимую оценку работы школы.

2.Экономия сил и времени при поступлении в  ВУЗ.

3.Возможность дифференцировано готовиться к экзаменам (если предмет нужен для поступления, подготовка ведётся к частям А, В, С, в противном случае – можно готовится только к части А.

T

1.Отсутствие у выпускников необходимых умений для сдачи ЕГЭ:

- умение чётко следовать инструкции;

- умение заполнять бланки;

- умение распределять время;

- умение быстро переключиться с одного задания на другое;

- понимание.

2.Неумение игнорировать избыточную информацию.

3.Нестандартнаяситуация проведения экзаменов может привести к стрессу.

  1. Ведущий: Сейчас, увидев возможности и угрозы ЕГЭ, вы можете планировать свою деятельность  по подготовке к экзаменам таким образом, чтобы максимально использовать возможность избежать угроз экзамена.

IV этап -  этап проектировочный. (слайд 7)

Ведущий: Одна из самых важных целей на сегодняшний день для любого одиннадцати классника – успешная сдача ЕГЭ. Но понятие успешности для каждого из вас – разное. Наша задача – выяснить сегодня, какую степень успешности вы для себя определяете по тем предметам, по которым вам сдавать экзамены, и как за оставшееся время вы её будете обеспечивать. Всё это поможет нам зафиксировать ментальная карта. В основании ментальной карты лежит образ. Выберем в качестве образа многоугольник как символ углов – проблем. Будем исходить из количества выбранных экзаменов в форме ЕГЭ.

        После определения количества выбранных предметов, а значит, и центрального образа, договоримся о значении цветов. Красный – цвет тревоги (проблемная зона, требующая повышенного внимания). Синий – средняя стадия подготовленности, зелёный – наиболее благоприятная ситуация на сегодняшний момент. Далее вы начнёте конкретизировать обстановку внутри каждого выбранного предмета по следующим параметрам:

Хочу (%).  С точки зрения ученика (%).

Готов. С точки зрения учителя (%).

Предмет.

Проблемы.

Ресурсы:

      - временные;

      - люди;

      - информационные.

В результате после составления ментальной карты у вас должна появиться программа действий по дням недели до конца учебного года.

V этап. Рефлексия.

        Все участники становятся в линию. Ведущий просит вспомнить всё, что было сегодня на занятии и, как бы перебросив мостик в завтра, сделать шаг вперёд и произнести, что каждый сделает уже сегодня для того, чтобы достичь своей цели - успешно сдать ЕГЭ.

(слайд 8, 9).