Психолого-педагогическое занятие с обучающимися 11-х классов по теме:"ЕГЭ: угрозы и возможности"
Первые экзаменационные испытания обучающийся проходит в школе. Значит, именно в образовательном учреждении должна быть организована работа, цель которой – вооружить обучающихся приёмами борьбы со стрессом, помочь выработать правильную стратегию поведения в период больших физических и психологических нагрузок, научить справляться со страхами, преодолевать неудачи.
Проблема психологической готовности школьников к ЕГЭ очень важна и актуальна, она обусловлена рядом причин: ЕГЭ имеет ряд особенностей, которые требуют от выпускника не только интеллектуальных знаний, но ещё личностной и психологической готовности к его выполнению, но старшеклассники не всегда реалистично представляют ЕГЭ.
Одна из главных задач психолога на данном этапе коррекционно-развивающей работы с обучающимися выпускных классов – содействовать формированию психологической готовности к ЕГЭ.
Данное занятие призвано помочь старшеклассникам осознать психологические трудности сдачи ЕГЭ, помочь старшеклассникам спроектировать индивидуальный маршрут для подготовки к экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo-pedagogicheskoe_zanyatie_s_obuchayushchimisya_11-kh_klassov.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка психолого-педагогического занятия
по теме: «ЕГЭ: угрозы и возможности»
(проектированию индивидуального маршрута для подготовки к экзаменам выпускников 11-х классов)
Задачи занятия:
- помочь старшеклассникам спроектировать индивидуальный маршрут для подготовки к экзаменам;
- повысить их уверенность в себе, своих силах.
Необходимый материал: на каждого обучающегося лист бумаги (А4), ручка, талисманы, шкатулка для талисманов, образцы заданий ЕГЭ по разным предметам, таблица SWOT-анализа на доске для заполнения в ходе занятия.
Ход занятия.
I Презентация темы занятия (слайд 1).
Ведущий: Очень скоро уже завершатся ваши школьные годы. Впереди у Вас очень важный период - сдача ЕГЭ. Сегодня мы с вами будем говорить о ЕГЭ, проектировать свой индивидуальный маршрут для подготовки к экзаменам.
I этап. Разминка «Каким бывает экзамен?» (слайд 2).
Социометрическая линейка
- Хорошая оценка на экзамене – это «повезло».
Хорошая оценка на экзамене – это результат каждодневного труда.
- Хорошая оценка на ЕГЭ - это «повезло».
Хорошая оценка на ЕГЭ - это результат каждодневного труда.
- Где более объективная «картина знаний».
Экзамен старого образца или ЕГЭ.
- У кого больше шансов получить высокий балл по ЕГЭ:
У человека с блестящим интеллектом (гения) или у человека со средними способностями.
II этап. Игра «Прорвись к цели» (слайд 3).
Участникам предлагается встать в круг, взять в руки свой талисман и сформулировать для себя цель на конец учебного года. В центре круга ставится шкатулка, в которую каждый участник кладёт свой талисман как символ своей жизненной цели. Все встают плотным кругом вокруг шкатулки кроме одного участника, он должен прорваться сквозь плотный круг «препятствий и угроз» к своей цели. Группа сдаётся далеко не сразу (задают вопросы тому, кто пытается прорваться к цели, убеждая ответом), однако финал для каждого участника должен быть позитивным.
Эту процедуру проделывает каждый. Физические усилия можно сопровождать доводами, почему так важно добиться этой цели. В конце игры обсуждение: какие угрозы увидел каждый, была ли стратегия и какая.
Делаем вывод: чтобы избежать «ссадин и синяков», необходимо иметь продуманный план.
III этап. SWOT-анализ. Работа в группах. (слайд 4).
1.Ведущий: Ребята, давайте попробуем поговорить о ЕГЭ так, как говорят о кризисных ситуациях в бизнесе. Мы рассмотрим ЕГЭ как явление с разных сторон и для этого используем приём, который называется SWOT-анализ. SWOT - это анализ сильных сторон, слабых сторон, возможностей и угроз ( вспоминаем английские слова – strengths, weaknesses, opportunities, threats).
Вы умеете смотреть на вещи с разных сторон? Сейчас мы это проверим. Назовите слово противоположное по смыслу:
ПРОСТОЙ – БОЛЬШОЙ – ГРУСТНЫЙ – ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ – ПОЛЕЗНЫЙ.
С каждым из этих слов придумайте предложение о ЕГЭ.
Итак, мы немного потренировались и готовы работать в группах. Выбирайте себе задание: (слайд 5)
- сравните задания ЕГЭ с традиционными экзаменами и найдите преимущества ЕГЭ (раздаются каждой группе задания ЕГЭ по разным предметам) для ученика.
- сравните задания ЕГЭ с традиционными экзаменами и найдите недостатки ЕГЭ (раздаются каждой группе задания ЕГЭ по разным предметам) для учителя.
Мы помним о правилах мозгового штурма, каждая идея является для нас ценной.
Групповая работа (7 мин).
2. Заполнение таблицы SWOT-анализа на доске. (слайд 6).
Ведущий: Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. Записываются на доске сильные и слабые стороны.
Какие возможности дают нам сильные стороны? Какие угрозы есть в слабых сторонах экзамена? Есть ли в слабых сторонах возможности? В сильных сторонах угрозы?- фронтальная беседа с обучающимися.
ЕГЭ - SWOT-анализ.
S 1.Единый механизм определения качества знаний выпускников. 2.Один экзамен является и выпускным и вступительным. 3.Наличие в тестах частей А, В, С (уровневая дифференциация). 4.Задания позволяют проверять не только знания, но и умения и навыки; в КИМах присутствуют задания на творческое применение знаний, применение знаний в нестандартной ситуации. 5. Знания, умения, навыки обучающихся проверяются шире, чем на традиционном экзамене (большое количество заданий части А по разным разделам). | W 1.Задания могут формулироваться в учебниках и КИМах по-разному. 2.Подготовка к ЕГЭ отличается от стандартного процесса обучения. 3.Наличие бланковой документации (иногда сложное заполнение). 4.Необходимо выполнить большое количество заданий за ограниченное время. 5.Несовершенная процедура проведения. 6.Наличие избыточной информации в тестах. |
O 1.Возможность получить независимую оценку качества знаний выпускников, независимую оценку работы школы. 2.Экономия сил и времени при поступлении в ВУЗ. 3.Возможность дифференцировано готовиться к экзаменам (если предмет нужен для поступления, подготовка ведётся к частям А, В, С, в противном случае – можно готовится только к части А. | T 1.Отсутствие у выпускников необходимых умений для сдачи ЕГЭ: - умение чётко следовать инструкции; - умение заполнять бланки; - умение распределять время; - умение быстро переключиться с одного задания на другое; - понимание. 2.Неумение игнорировать избыточную информацию. 3.Нестандартнаяситуация проведения экзаменов может привести к стрессу. |
- Ведущий: Сейчас, увидев возможности и угрозы ЕГЭ, вы можете планировать свою деятельность по подготовке к экзаменам таким образом, чтобы максимально использовать возможность избежать угроз экзамена.
IV этап - этап проектировочный. (слайд 7)
Ведущий: Одна из самых важных целей на сегодняшний день для любого одиннадцати классника – успешная сдача ЕГЭ. Но понятие успешности для каждого из вас – разное. Наша задача – выяснить сегодня, какую степень успешности вы для себя определяете по тем предметам, по которым вам сдавать экзамены, и как за оставшееся время вы её будете обеспечивать. Всё это поможет нам зафиксировать ментальная карта. В основании ментальной карты лежит образ. Выберем в качестве образа многоугольник как символ углов – проблем. Будем исходить из количества выбранных экзаменов в форме ЕГЭ.
После определения количества выбранных предметов, а значит, и центрального образа, договоримся о значении цветов. Красный – цвет тревоги (проблемная зона, требующая повышенного внимания). Синий – средняя стадия подготовленности, зелёный – наиболее благоприятная ситуация на сегодняшний момент. Далее вы начнёте конкретизировать обстановку внутри каждого выбранного предмета по следующим параметрам:
Хочу (%). С точки зрения ученика (%).
Готов. С точки зрения учителя (%).
Предмет.
Проблемы.
Ресурсы:
- временные;
- люди;
- информационные.
В результате после составления ментальной карты у вас должна появиться программа действий по дням недели до конца учебного года.
V этап. Рефлексия.
Все участники становятся в линию. Ведущий просит вспомнить всё, что было сегодня на занятии и, как бы перебросив мостик в завтра, сделать шаг вперёд и произнести, что каждый сделает уже сегодня для того, чтобы достичь своей цели - успешно сдать ЕГЭ.
(слайд 8, 9).