Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС

Гаева Жанна

 Обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_fgos.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  УЧИТЕЛЯ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.

Целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности. Важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-то изменять в своей работе.

Компоненты готовности

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности - наличие мотива включения в эту деятельность.

Вторая составляющая - комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.

Третий компонент - совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, то есть компетентность в области педагогических инноваций. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.

Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность рефлексивно-аналитических и деятельностно-практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности - целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и деятельностного компонентов.

Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческая активность.

Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется

На наш взгляд, критериями готовности учителя  к внедрению ФГОС, нужно считать следующие показатели:

1. Курсовая переподготовка (теоретическая – знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая – программ учебных и внеучебных курсов и т.д.);

2. Планирование своей деятельности:

-определяет свои цели как образовательные результаты учащихся,

образовательные результаты формулирует в идеологии ФГОС, в идеологии обучения компетенциям, ориентируясь на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника;

-определяет эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии - проектные, создание учебных ситуаций…)

-составляет сценарий учебного занятия, ориентируясь на программу формирования УУД, осуществляет рефлексию проведённого занятия

3. Разрабатывает и демонстрирует приёмы и методы организации занятий, направленных на реализацию нового содержания образования.

4. Организует самостоятельную индивидуальную и коллективную продуктивную мотивированную деятельность учащихся.

5. Включает учащихся в ситуации, необходимые для освоения коммуникативных, проектных и исследовательских умений.

6. Использует критерии, показатели и процедуры оценивания результатов, делая их ясными и понятными для учащихся.

7. Осваивает проектную, исследовательскую деятельность путём участия в проектировании и реализации проектов

8. Демонстрирует компетентное поведение - собственную ответственность за результат, способность к кооперации и диалогу.

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психологическое сопровождение личностного развития  и профессиональной деятельности педагогов с целью оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержания позитивного психологического климата.

Моя задача -  помочь своим коллегам занять в отношении школы и ее развития активную, творческую позицию соавторов, соразработчиков.  Решение этой задачи – дело не быстрое и серьезное.  Мы в первую очередь стали оказывать  поддержку учителя в реализации его  собственных базовых потребностей через освоение способов влияния на физическое здоровье.

Строить работу в этом направлении непросто, так как учитель в современной школе вынужден значительно увеличивать  эмоционально-личностные затраты, чтобы справляться со все увеличивающимися объемом  и требованиями к качеству педагогической  работы. Сегодня мало быть специалистом в своей области предметных знаний и уметь  грамотно выполнять  обязанности  классного руководителя. Нужно владеть   инновационными и информационными технологиями, вести документацию не только в бумажном, но и в электронном вариантах,   уметь строить отношения с родителями, которые  часто  в силу занятости  или попустительства практически не занимаются воспитанием детей.   И все это в  условиях, когда престиж профессии падает все больше и больше, благодаря антирекламным программам и публикациям  современных СМИ.  

Многих из педагогов трудовая деятельность приводит  к эмоциональному выгоранию  и как следствие от него развивается:  хроническая усталость, привычка думать о себе в последнюю очередь, ощущение беспомощности и  повышенная ранимость  -  снижает мотивацию учителя, качество труда, дает ощущение загнанности в угол,  игрушки  в чужих руках. Эмоциональное состояние учителя, несомненно, сказывается на состоянии учеников и на эффективности образовательного процесса, поэтому  мы поддерживаем создание каждым педагогом своей собственной программы защиты от стресса, которую он составляет с помощью психолога.

Грамотно подобранные интерактивные методы работы  с педагогами очень эффективны.  Они  позволяют  учителю освободить «внутреннего ребенка», развивают эмпатийность, позволяют получить практическую, значительную,  эмоциональную поддержку от своих коллег в процессе общения и  за счет  получения  обратной связи. Позволяют освежить запас собственных  сил и пополнить свою методическую копилку   (за счет приобретения  опыта проживания психологических ситуаций, который можно перенести в свою практическую деятельность с детьми),  кроме того, формируют умение сходить с  «позиции красного карандаша» и обновляют  информационное поле  педагога  путем расширения психологических знаний, побуждают учителя к творчеству.

Личностное и профессиональное развитие учителя находится в прямой зависимости от самообразования и саморазвития..

Участие в тренингах  и психологически насыщенных занятиях   вместе с учителями    членов администрации  школы (и директора, и его заместителей) способствует  сближению и сплочению коллектива, помогает решить проблемы мотивации учителя на освоение нового в профессии, способствует  поддержанию позитивных установок и ценностей как в отношении себя, так и других людей, показывает возможности  практической деятельности психолога как специалиста  и влияет на установление доверительности  в  его отношениях  с педагогами.

Развитие профессиональной позиции успешнее всего идет через деятельностные  формы методической работы. Приобретая опыт коллективно-распределенной  методической деятельности   в решении педагогических задач (например, анализ разработки урока с явными методическими ошибками и поиск путей их устранения) и превращая ее в индивидуальную, учитель способен  формировать и у обучающихся полноценную учебную деятельность в процессе общения и диалогов.

Использование сказкотерапевтических приемов  помогает  направить  учителя по пути самосовершенствования, способствуют развитию креативности, формируют навыки анализа актуальных ситуаций, развивают профессионализм, который проявляется в способности рефлексировать, задавать вопросы себе, самостоятельно искать на них ответы в динамичной учебной  реальности. Участие в тренингах позволяет    учителю определить особенности своего стиля педагогического труда, осознать свою индивидуальность, упражняет в рефлексии. Например, анализировать  свое состояние после совместной деятельности помогает макет моря с островами: Грусти, Тревоги, Неопределенности, Недоумения, Воодушевления. Просветления, Радости, Удовольствия и Бермудского треугольника. Подобные приемы, на наш взгляд, положительно сказываются на эффективности  педагогического труда, на психологическом климате в коллективе.

Для оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива   используются  следующие  виды деятельности, которые сложились в  циклическую модель непрерывного психолого-педагогического сопровождения

1.Диагностика:

-психологического климата  коллектива,

-индивидуального стиля учителя,

-готовности учителя к инновационной деятельности,

-креативности.

2.Разработка  рекомендаций и программ социально-психологической деятельности по результатам диагностических исследований.

3.Внедрение инновационных и психокоррекционных  методик  оказания психологической помощи  учителям.

4.Профилактическая работа с целью повышения психологической культуры педагогов.